Мировая Авиация 234
-
Изображенный Ан-124 "Руслан" окрашен в цвета "Аэрофлота", но регулярно выполнял перевозки в интересах ВС СССР. Например, во время вывода контингента советских войск из стран Европы в начале 1990-х годов.
224-й летный отряд - один из крупнейших авиаперевозчиков России. В его парке находятся четыре самолета Ан-124-100 и 14 грузовых Ил-76МД, которые могут выполнять как обычные воздушные перевозки, так и осуществлять десантирование личного состава и грузов (техники). Одна из последних задач - перевозка грузов для французских войск в ходе операции "Сервал" в Мали.
Кроме гражданских компаний, большим парком Ан-124 располагают ВВС России. В 2012 году военные Ан-124 выполнили 555 полетов в 65 стран мира, совершив посадки на 33 зарубежных аэродромах, и перевезли более 15000 т грузов и боевой техники.
Компания "Волга-Днепр" - крупнейший коммерческий эксплуатант самолетов Ан-124. На снимке - один из ее "Русланов" на ВПП американской авиабазы Эллсворт в Южной Дакоте, февраль 2003 года.
Уникальные возможности Ан-124 были продемонстрированы во время перевозок военных грузов в Афганистан в рамках программы SALIS. На снимке - Ан-124-100 доставил вертолет Ми-171.
Одно из преимуществ Ан-124 - возможность перевозки нестандартных и крупногабаритных грузов. На снимке - погрузка в Ан-124-100 компании "Волга-Днепр" 38-тонного глубоководного аппарата Mystic DSRV, принадлежащего ВМС США. Перевозка осуществлялась в 2004 году с базы Норт Айленд в Калифорнии в Южную Корею.
"Руслан" компании "Авиалинии Антонова" принимает на борт бронетранспортер Pansarbandvagn 302 шведской армии. Данные БТР активно использовались шведскими военными в миротворческих операциях в Боснии и Косово в 1990-е годы.
Гражданские Ан-124 активно привлекаются к обеспечению грузоперевозок НАТО в Афганистане. На снимке - самолет компании "Maximus Air Cargo" доставил для афганских ВВС два новых Ми-17, июль 2010 года.
Первый Ан-124, переданный ВВС СССР, прибыл к месту постоянного базирования в феврале 1987 года. Обратите внимание - самолет окрашен в цвета "Аэрофлота", но на фюзеляже несет "военный" бортовой номер.
На снимке - первый ДБ-3М, принятый на вооружение финских ВВС. Самолет был захвачен 29 января 7 940 года в Хаухо, получил номер VP-101 и позже был потерян в Южной Финляндии из-за поломки двигателя (разбился 30 июня 1941 года в районе озера Хирваслампи).
Во время Зимней войны 1939-1940 годов финские военные захватили пять советских ДБ-3 (включая данную машину), позже ВВС получили еще шесть трофейных самолетов данного семейства. Финские самолеты принимали участие в боевых действиях на советско-германском фронте.
Представленный на рисунке самолет - Ил-4 (ДБ-3Ф) одного из дальнебомбардировочных авиаполков Авиации дальнего действия, действовавшего в 1944 году на советско-германском фронте. Недостатком самолетов было относительно слабое оборонительное вооружение.
В годы войны дальним бомбардировщикам ДБ-3 и Ил-4 (на снимке) пришлось выполнять не только дальние рейды, но и наносить удары в прифронтовой полосе.
Разработка торпедоносца с колесным шасси ДБ-3Т началась в 1937 году. В годы войны торпедоносные варианты ДБ-3 и Ил-4 составляли значительную часть авиации ВМФ, внеся значительный вклад в нарушение морских коммуникаций противника. Торпедоносцы также могли нести и авиабомбы.
ВВС Перу получили шесть вертолетов Ми-8Т. Они решали широкий круг задач и особенно активно работали в удаленных районах страны. Такая ярко-оранжевая окраска использовалась на машинах 332-й эскадрильи 3-й группы с авиабазы Хорхе Чавез.
В 1980-е годы никарагуанские ВВС получили более сорока Ми-8/17, а также боевые вертолеты Ми-25. Вертолеты оснащались подвесными блоками НАР типов УБ-32-57 и УБ-16-57 и активно использовались против поддерживавшихся США отрядов "контрас". Вертолеты оснащались устройством отстрела ложных целей и передатчиком помех ИК-системам (на хвостовой балке).
Индийские вертолеты Ми-17 (на переднем плане) и два российских Ми-8Т под флагом ООН работали в Судане в течение 2010 года. В декабре 2012 года один из российских вертолетов был сбит войсками Южного Судана, погибли четыре человека.
В Афганистане советские вертолеты Ми-8 решали самый широкий круг задач - перевозку личного состава и грузов, эвакуацию раненых, оказание непосредственной огневой поддержки и многие другие. Они спасли не одну тысячу жизней советских солдат и офицеров. Данный вертолет был сбит душманами в конце войны.
Американские военные используют Ми-8/17 для имитации вертолетов вероятного противника во время боевой подготовки и учений. На снимке: вертолет Ми-8Т, принадлежащий Армии США и вооруженный блоками НАР, играет роль вражеской цели для голландских военнослужащих, вооруженных ПЗРК Stinger в ходе учений в 1999 году. Ми-8/17 также используются спецназом ВВС США.
Начиная с 1980-х годов, вертолеты индийских ВВС использовались для поддержки армейских частей в боевых операциях в Кашмире и Гималаях. Индийские вертолеты Ми-8 также входили в состав миротворческих сил во время гражданской войны в Шри-Ланке.
Серийный выпуск Sea Venom достиг почти 400 машин. XG612 - самолет модификации F(AW).Mk 21, использовавшийся для испытаний, например, УР Blue Jay (Firestreak).
DE HAVILLAND SEA VENOM F(AW) Mk. 22 (Serial XG612) is the latest version of the Royal Navy's all-weather fighter. The Mk.22 is powered by a more powerful version of the de Havilland Ghost turbojet, which considerably improves performance. The Sea Venom NF Mk 22 had the somewhat improved Al Mk 21, another Westinghouse product.
Sea Venom F(AW).Mk 22 стал последним серийным вариантом в семействе. Данный самолет принадлежал 750-й эскадрилье авиации британских ВМС, дислоцировавшейся на авиабазе Лоссимаут в Шотландии.
890-я эскадрилья "Night Witches" ("Ночные ведьмы") получила Sea Venom F(AW).Mk 21 в 1956 году. Отличительный знак эскадрильи - концевые топливные баки окрашены в черно-желтую "шашечку", а нос и обтекатели на киле - в черный цвет.
Самолеты Sea Venom F(AW).Mk 20 из состава 890-й эскадрильи британских ВМС, перевооруженной на них в марте 1954 года (первый эксплуатант). До того эскадрилья летала на поршневых de Havilland Sea Hornet. Недостаток Mk 20 - отсутствие катапультных кресел - был устранен на модификации Mk 21.
WK379 - второй из трех прототипов Sea Venom F(AW).Mk 20. Самолет был оснащен посадочным гаком и оборудованием для запуска с катапульты и принимал участие в испытаниях на борту AB "Илластриес".
Летчики 809-й эскадрильи направляются к своим самолетам, авианосец "Альбион", декабрь 1956 года (Суэцкий кризис). Самолеты Sea Venom F(AW).Mk 21 имеют черно-желтые полосы, наносившиеся на самолеты, принимавшие участие в Суэцком кризисе, и вооружены НАР.
59 австралийских Sea Venom F(AW).Mk 53 имели в своей основе британский F(AW).Mk 21, но оснащались РЛС и другими системами по австралийскому стандарту. Самолеты базировались на авианосце "Мельбурн" и были списаны в конце 1960-х годов.
Aquilon 202 выполняет посадку на британский авианосец "Бульварк" (1955 год).
Short Mayo Composite появился в результате многочисленных попыток создать дальнюю трансатлантическую авиационную систему. Четырехмоторный Maia служил для вывода двухмоторного самолета Mercury на определенную высоту, где он взлетал и совершал дальнейший полет с большой полезной нагрузкой.
Композитная система Short-Mayo в составе самолетов S.20 Mercury (G-ADHJ) и S.21 Maia (G-ADHK) сфотографирована сразу после их разделения. 21 июля 1938 года Mercury отправился в рекордный полет в Монреаль, имея взлетную массу 9435 кг.
Short-Mayo Composite with (above) Mercury, holder of the record for distance in a straight line by a seaplane.
Через пятнадцать лет после того, как последний советский Ми-8 покинул Афганистан, они вновь принимают активное участие в боевых операциях в этой стране. Этот Ми-17 афганских ВВС завис над одним из полигонов около Кабула, май 2008 года. Вертолеты Ми-8/17, принадлежащие различным частным компаниям из России и США, активно привлекаются к решению задачи по материально-техническому обеспечению войск в Афганистане.
В 1990-е годы вертолеты Ми-8 и Ми-17 находились в эксплуатации у южноафриканской частной военной компании "Executive Outcomes" и принимали участие в боевых действиях в Сьерра-Леоне и Анголе. Представленные на снимке ангольские вертолеты эксплуатировались в этой компании. Причем вначале они были окрашены в цвета "Аэрофлота", но их быстро перекрасили.
На M-346 курсант располагается в перед ней, а инструктор - в задней, немного приподнятой кабине. Обе кабины - идентичны, их приборное оборудование построено по принципу "стеклянной кабины" и совместимо с приборами ночного видения и нашлемной системой целеуказания.
Усилия "Alenia Aermacchi" по маркетингу своего M-346 привели к положительному результату. На снимке - первый прототип совершает посадку после демонстрационной программы на авиашоу в Фарнборо в июле 2006 года. Расположенные под наплывами воздухозаборники обеспечивают оптимальное поступление воздуха к двигателям.
Компания "Alenia Aermacchi" построила три прототипа M-346, последний из которых был выкачен из цеха в 2010 году и отличался рядом внесенных в его конструкцию усовершенствований.
На трех из девяти узлах подвески M-346 может нести подвесные топливные баки емкостью по 630 л. В процессе доводки самолета в месте стыка наплыва и крыла были установлены небольшие аэродинамические гребни для улучшения управляемости на больших углах атаки.
В 2007 году M-346 был направлен в Дубай для проведения испытаний в условиях жаркого климата и оценочных испытаний ВВС ОАЭ. В феврале 2009 года ОАЭ объявили о намерении приобрести 48 M-346, но ожидаемый заказ так и не последовал.
Высокие аэродинамические характеристики M-346 во многом обеспечиваются выбранной конструкцией крыла. Развитые наплывы в корневой части обеспечивают высокие маневренность и управляемость на больших углах атаки (до 40°). Самолет оснащен электродистанционной системой управления с четырехкратным резервированием. На снимке - второй прототип, оснащенный приборной штангой и опционально устанавливаемой штангой топливоприемника.
Вариант M-346, T-100, предлагается "Alenia Aermacchi" и "General Dynamics" в качестве перспективного УТС для ВВС США для замены устаревших T-38. Причем вокруг T-100 будет создана интегрированная система летной подготовки, включающая также тренажеры и другое наземное оборудование.
Learjet компании "Weather Modification Inc.", оснащенный трехкассетной системой WMI-306-20 для обстрела облаков зарядами йодистого серебра.
Компания WMI использует три различных типа оборудования для засева облаков - в зависимости от конкретной ситуации. Система WMI-360-20 (на фото) несколько расположенных под фюзеляжем кассет с мини-ракетами, снаряженными зарядом йодистого серебра.
Саудовская Аравия стала первым заказчиком Strikemaster. В рамках первого заказа от 1966 года она приобрела 25 самолетов - их поставили в 1968-1969 годах. Затем общее количество закупленных машин выросло до 40. Оставшиеся самолеты использовались до 1987 года в качестве учебных в 9-й и 11-й эскадрильях Авиационной академии имени короля Фейсала и были заменены на Pilatus PC-9.
Новозеландские Strikemaster обеспечивали подготовку летчиков на основной боевой самолет национальных ВВС - штурмовик A-4 Skyhawk. Strikemaster находились в эксплуатации до 1992 года, им на смену пришли 18 машин Aermacchi MB-339CB. Сегодня один Strikemaster остается в летном состоянии у гражданского владельца и находится около Окленда.
Сингапур был самым активным эксплуатантом Strikemaster. Первоначально в 1969 году были приобретены 16 новых Mk 84, но затем в Южном Йемене были куплены еще четыре Strikemaster (плюс три Jet Provost T.Mk 52), а в Омане - еще пять машин. Самолеты входили в состав 130-й эскадрильи (авиабаза Селетар), их списали в 1984 году. На заднем плане - самолет с четырьмя блоками НАР SNEB.
Наиболее активно в боевых условиях самолеты Strikemaster применялись в Омане в конце 1960-1970-х годов для подавления повстанцев. Самолеты часто пилотировались в сольном варианте (летчики меняли друг друга между вылетами). Данный Mk 82 несет 227-кг авиабомбы и НАР SURA, сгруппированные в "кассеты" по четыре ракеты.
Фотография сделана во время испытаний Strikemaster - запечатлен полный залп из двух блоков 68-мм неуправляемых авиационных ракет MATRA RL F4.
Британская группа "Team Viper" выполняет показательный пилотаж на четырех Strikemaster, находящихся в частном владении. Все машины ранее принадлежали ВВС Ботсваны (до того - ВВС Кении), Омана, Саудовской Аравии и Сингапура. Этот Mk 87 - кенийский.
По состоянию на 2013 год в эксплуатации оставались около дюжины Strikemaster, все в частном владении в Австралии, Великобритании и США. Изображенный самолет Mk 82A, G-SOAF, ранее принадлежал ВВС Омана.
Strikemaster Mk 88. Strikemaster сделал блестящую карьеру в новозеландских ВВС, которые вначале заказали 10 самолетов для замены устаревших Vampire из 75-й эскадрильи, использовавшихся для подготовки и переучивания летного состава (включая подготовку применению вооружения). Но в конечном итоге 14-я эскадрилья в Оакеа (южная часть Северного острова) получила 16 самолетов, находившихся в эксплуатации до 1991 года.
British Aerospace Strikemaster Mk 88
Два двигателя Rolls-Royce Goshawk с испарительной системой охлаждения устанавливались в месте соединения отделяемой части крыла и центроплана (knuckle - сустав, излом), в результате чего самолет получил прозвище "Knuckleduster" ("Кастет").
Изображенный на фотографии Sturgeon TT.Mk 2 (TS475) был одним из пяти самолетов, переоборудованных в 1953 году под стандарт TT.Mk 3, в результате чего они лишились носовой станции и складывающегося крыла.
Изображенный Stirling Mk III (EF336) в начале 1943 года принадлежал 149-й эскадрилье британских ВВС. Как и многие другие машины данного типа, этот самолет во время взлета сломал шасси и 29 июля 1943 года был списан.
Неидентифицированный Stirling Mk I снаряжается бомбами перед очередным вылетом. Эта цветная фотография дает хорошее представление о размерах бомбардировщика. Первой в августе 1940 года Stirling получила 7-я эскадрилья 4-й группы.
Будучи в целом хорошим бомбардировщиком, Stirling имел недостаточные характеристики по скорости, потолку и по бомбовой нагрузке. Причиной этого во многом было не слишком большое крыло, размах которого был ограничен шириной дверей ангаров, имевшихся в распоряжении британских ВВС на момент проектирования бомбардировщика. Самолеты Stirling Mk I из состава 15-й эскадрильи приняли участие в испытаниях системы Trinity - предшественницы системы "слепого" бомбометания Oboe.
Данный самолет Singapore III первоначально поступил вначале 1935 года в 210-ю эскадрилью британских ВВС в Пемброке. Позже он входил в состав 230-й эскадрильи на Дальнем Востоке.
35-я южно-африканская эскадрилья использовала 15 Sunderland GR.Mk 5 для перевозки личного состава с различных фронтов на родину. Позже ее переформировали в дальнюю морскую патрульную эскадрилью и разместили в Дурбане. РЛС типа ASV Mk VIc сохранили (виден обтекатель под крылом).
Sunderland стал лучшей британской летающей лодкой времен Второй мировой войны и одной из лучших летающих лодок в мировой истории. Самолеты поступили на вооружение 28 эскадрилий и находились в эксплуатации с 1938 года по 1959 год. Данный Sunderland Mk II принадлежал 201-й эскадрилье.
Sunderland Mk V поступил на вооружение в марте 1944 года и стал последним вариантом. После войны самолет быстро сняли с эксплуатации в Европе, но на Дальнем Востоке машины применялись вплоть до мая 1959 года.
Данный Sunderland Mk III стал первым, прошедшим после войны переоборудование в компании BOAC в полноценный гражданский авиалайнер, и получил название Hythe.
Бомбардировщики Stirling после отставки применялись в качестве буксировщиков мишеней и транспортных. Данный транспортный Stirling Mk V принадлежал 196-й эскадрилье и в течение 1946 года дислоцировался на авиабазе Шепердс Гроув в Юго-Восточной Великобритании.
S.23 Clio поступил в эксплуатацию компании "Imperial Airways" в августе 1937 года, а в 1940 году был передан британским ВВС. Самолет разбился в августе 1941 года в районе Лох-Индаал, Шотландия.
Флагман компании "Imperial Airways" самолет S.23 "Canopus" вышел на авиалинию Александрия - Бриндизи 31 октября 1936 года. С 5 марта 1937 года летающие лодки класса "C" сменили на маршрутах компании самолеты аэродромного базирования и связали Великобританию с Австралией, Восточной Африкой, Египтом, Малайей и Южной Африкой.
Canopus, G-ADHL, was the prototype Short S.23 Empire Boat and it entered service with Imperial Airways in October 1936.
Lankester Parker made the maiden flight of the first Short S.23 Empire Flying Boat, G-ADHL, on July 3, 1936, and later recalled that working on the company’s big flying-boats - the Empires and the military Sunderland - was the most rewarding experience of his 28-year Short Bros career.
S.30 имели большую взлетную массу и оснащались двигателями Bristol Perseus XIIC мощностью по 890 л. с. Имея вдвое большую дальность, чем S.23, они с успехом применялись на регулярных трансатлантических почтовых перевозках. "Connemara" (G-AFCW) был четвертым самолетом в серии.
Первый Scion Senior был отправлен в Рангун (Бирма, ныне Мьянма) в начале 1936 года и вошел в состав компании "Irrawaddy Flotilla Company". Самолеты имели индийскую регистрацию.
14 декабря 1944г.: в небо поднялся транспортный вариант противолодочной/патрульной летающей лодки Short Shetland, заказов не последовало.
Shetland создавался как скоростная и хорошо вооруженная летающая лодка большой дальности, размах крыла самолета составлял 45,83 м.
Seaford имел множество существенных отличий от Sunderland. Его можно отличить по высокому килю, большому форкилю и отсутствию хвостовой стрелковой турели. MJ201 - второй серийный самолет, в 1946 году взятый компанией BOAC для испытаний в качестве гражданского пассажирского самолета.
После того как в ноябре 1950 года компания BOAC прекратила эксплуатацию летающих лодок, самолеты Solent были проданы различным операторам, включая компанию "Aquila Airways", которая до 1957 года использовала их для полетов на Канарские острова. Изображенный Solent 3, G-AKNU, разбился 15 ноября 1957 года.
RF-4E (35+01) стал первым разведчиком Phantom, поступившим в Люфтваффе. Самолет получил название "Spirit of St Louis" и в январе 1971 года был принят в состав эскадры AKG 51 бывшим немецким асом и инспектором Люфтваффе Гюнтером Раллем.
В течение 1993-1994 годов в рамках "Договора об обычных вооружениях в Европе" Люфтваффе приступили к выводу из эксплуатации самолетов-разведчиков RF-4E. Часть самолетов передали другим странам НАТО - Греция и Турция получили 20 и 32 самолета, соответственно.
В 1974-1975 годах 14 разведчиков RF-4E поступили на вооружение приписанной к авиабазе Хякури 501-й эскадрильи прямо с конвейера завода в Сент-Луисе. В помощь им придавали F-4EJ с разведывательными контейнерами.
Единственный S.12 Singapore II, облетанный в марте 1930 года, был оснащен четырьмя двигателями, установленными парами тандемно, с тянущими и толкающими воздушными винтами. В серию самолет не пошел.
CLEAN RUNNING: The "Singapore" Mark II planing on her step.
Этот G-EBVH - второй самолет Calcutta, в 1928 году он ежедневно совершал полеты между Ливерпулем и Белфастом, а позже летал в Джерси.
THE SHORT "CALCUTTA": A three-engined flying-boat introduced in 1928 for use on the Mediterranean section of the England-India route.
Шесть самолетов Rangoon с сентября 1935 года по июль 1936 года входили в состав 210-й эскадрильи британских ВВС, дислоцированной в Гибралтаре. Пять из них затем утилизировали, но этот S1433 получил гражданскую регистрацию G-AEIM и использовался компанией "Imperial Airways" в качестве учебного самолета до 1938 года.
G-ACUZ - первый из 10 самолетов Scion II, которые оснащались парой двигателей Niagara III. Эти самолеты развивали максимальную скорость 206 км/ч.
Восстановление воздушной мощи Ирака. Закупки техники для ВВС производятся, главным образом, в США, исключая Eurocopter EC 635, сербские учебные самолеты Lasta и российские Ми-17. На снимке: два иракских Ми-17 принимают участие в медико-эвакуационной операции, авиабаза Балад, декабрь 2008 года. Восемь новых вертолетов, переданных иракским силам спецопераций, получили дополнительное бронирование и подвесные блоки НАР.
Вертолет Ми-17В-1 пакистанской армии готовится принять на борт медиков СВ Австралии во время ликвидации последствий наводнения в районе Кот Адду, Пакистан, осень 2010 года.
S.3a Springbok, облетанный в 1925 году, являлся бипланом-разведчиком, однако характеристики оказались неудовлетворительными, и машина в серию не пошла.
ML788 - единственный Sandringham Mk 1. Хорошо видны опознавательные знаки британских ВВС, военные номера и эмблема компании BOAC под кабиной.
F-4F из состава эскадры JBG 36 несет УР AGM-65 и контейнер РЭБ ALQ-184, самолет окрашен в малозаметный камуфляж типа "Norm 81", введенный в Люфтваффе в середине 1980-х годов.
F-4EJ Kai из 301-й эскадрильи, 1993 год. Он несет экспериментальный малозаметный серо-голубой камуфляж перехватчика, причем малозаметными выполнены даже опознавательные знаки. На отсекателе пограничного слоя видны значки о победах, одержанных в ходе учений японских ВВС. Самолет несет подфюзеляжный ПТБ и контейнер РЭБ.
F-4EJ Kai Phantom II - защитник Японии. После многолетней эксплуатации в качестве истребителей-перехватчиков в 1996-1997 годах японские Phantom получили новую задачу - самолеты 8-й эскадрильи использовались для непосредственной авиаподдержки, включая штурмовку наземных целей и борьбу с кораблями (судами) противника. Аналогичные задачи решали также 3-я и 6-я эскадрильи, вооруженные устаревшими самолетами Mitsubishi F-1. Позже все три эскадрильи перевооружили на Mitsubishi F-2.
Этот F-4EJ Kai с авиабазы Мисава принадлежит отряду Dai 8 Hiko-tai из авиакрыла Dai 3 Koku-dan. На отряд возложены задачи нанесения бомбовых ударов и борьбы с кораблями при взаимодействии с двумя другими подразделениями (Dai 3 и Dai 6 Hiko-tai), оснащенными многоцелевыми Mitsubishi F-1. В 2000 году этот 8-й отряд стал одним из четырех, вооруженных модернизированными самолетами Phantom; в это число входят два отряда перехватчиков и один - разведчиков.
В течение 1970-х - начала 1980-х годов F-4EJs несли светло-серый камуфляж с белым низом. На снимке - самолет из 304-й эскадрильи, на котором на время учений нанесли две синие полосы.
302-я эскадрилья - одна из двух, летавшая на перехватчиках F-4EJ Kai. Phantom все еще остается современной машиной. В сентябре 2006 года они перехватили над спорной акваторией Восточно-Китайского моря китайские бомбардировщики H-6.
F-4F из состава 74-й истребительной эскадры окрашен в "рваный" камуфляж, применявшийся изначально ко всем самолетам F-4 немецких ВВС, и несет буксируемую воздушную мишень. Эскадра была названа в честь Вернера Мёльдерса и перевооружена на Phantom в мае 1976 года.
F-4F из 71-й истребительной эскадры во время авиашоу на авиабазе Льючарс, Шотландия, 2008 год. Эскадра объявлена боеготовой в июле 1975 года и стала последней в Люфтваффе, летавшей на F-4.
Подготовка немецких летчиков на Phantom осуществлялась в США. На снимке: самолет F-4 из состава Немецкой школы боевого применения (авиабаза Холломэн, США) выполняет дозаправку где-то над Невадой (июнь 2003 года).
С июня 2005 года по январь 2012 года немецкие F-4F пять раз совершали перелеты на бывшую советскую авиабазу Зокняй под Шауляем (Литва). Трехмесячные командировки - часть операции по усилению оборонного потенциала новых стран НАТО в Балтийском регионе - Латвии, Литвы и Эстонии.
С 1931 года самолеты семейства Short Kent стали заменять более старые трехмоторные Calcutta, они оснащались четырьмя двигателями и имели большую полезную нагрузку и увеличенную дальность полета.
С размахом крыла 32,61 м самолет Valetta стал на момент своего первого полета в мае 1930 года крупнейшим гидропланом. Самолет вмещал двух членов экипажа и 16 пассажиров. В 1931 году его переоборудовали в "сухопутный" самолет и использовали для испытаний.
Кабина L.17 имела ширину 3,4 м, что обеспечивало новый уровень комфорта во время путешествия (включая систему вентиляции свежим воздухом).
В начале 2000-х годов Таиланд получил два Super King Air (на фото), модифицированных специалистами компании WMI и оснащенных современной исследовательской аппаратурой и оборудованием для засева облаков.