Кашпо Москва кашпо Москва zz-shop.ru
Мировая Авиация 239
-
На начало Великой Отечественной войны 13 полков ВВС СССР были полностью или частично вооружены Су-2. В ходе войны 27 пилотов Су-2 получили звание Героя Советского Союза.
Зимой 1941 года этот Су-2М-88 использовался учебным подразделением ВВС СССР (обратите внимание на окрашенный в белый цвет киль).
Этот Су-2, "27 белый", был восстановлен для экспозиции Центрального Музея Великой Отечественной войны в Москве. Самолет позднего выпуска с двигателем М-82. Еще один Су-2 является экспонатом музея ВВС в Монино.
Серийный самолет ББ-1 с двигателем М-87Б.
П.О.Сухой построил и испытал три прототипа самолета СЗ. Из-за проблем с двигателем пришлось опробовать различные варианты силовой установки.
Самолет-корректировщик артогня.
Выпуск Су-2 в основном осуществлялся авиазаводом № 135 в Харькове, главным конструктором которого в июле 1939 года стал Павел Сухой. Самолет первоначально получил военное обозначение ББ-1.
На Су-2 устанавливались разные хвостовые турели. Громоздкую хвостовую турель МБ-5 заменили турелью ТСС-1. Но последняя оказалась ненадежной, и на Су-2 позднего выпуска снова стали устанавливать проверенную МБ-5. В любом случае, оборонительное вооружение из одного мелкокалиберного пулемета ШКАС было недостаточным.
Брошенный самолет м-ра Иванцова из 97-го БАП. Июнь 1941г.
В 1941-1942 годах полки Су-2, даже пилотируемые опытными экипажами, несли значительно большие потери, чем другие ударные авиачасти, вооруженные такими самолетами, как Douglas Boston, Ил-2 и Пе-2.
Наиболее боеспособным истребителем Императорского флота в последний год войны был A6M5. Этот самолет в яркой окраске использовался для обучения в авиакорпусе Гензан в Вонсане, Корея (позднее Северная Корея, этот город стал местом ожесточенных боев в ходе корейской войны).
A6M5c со снятыми 13,2-мм пулеметами и пусковыми установками ракет под крылом.
Последний вариант A6M5c появился в конце 1944 года, чтобы заполнить пробел, возникший из-за проблем с новым истребителем Mitsubishi A7M1 Reppu. Боевой опыт требовал усиления защиты и вооружения самолета. На самолете установили дополнительную бронезащиту и пулеметы в крыле, что привело к увеличению его массы на 317 кг и снижению летных характеристик. Были построены только 93 истребителя этого варианта.
Кабина трофейного A6M5c с полным набором оборудования.
Mitsubishi A6M Reisen "Zeke". A6M5 Model 52 Reisen был разработан в среднем периоде войны на Тихоокеанском ТВД, чтобы противостоять новым американским морским истребителям F4U Corsair и F6F Hellcat. Он относился к числу наиболее эффективных вариантов истребителя Reisen и выпускался в больших количествах. Обратите внимание на отметки побед на этой модификации A6Mc Model 52 из Цукуба Кокутай (авиакорпус Цукуба) с авиабазы Оита, в феврале 1945 года обеспечивающего ПВО Японии.
G-2A поступил на вооружение в 1965 году и до списания последних самолетов в 2000 году оставался стандартным учебным самолетом югославских ВВС.
Прототип G-4M экспонировался на Парижском авиасалоне в 1991 году вместе с набором вооружения, включавшим как советские свободнопадающие бомбы, таки американские ракеты AGM-65 Maverick.
В настоящее время Сербия располагает 23 G-4, как минимум шесть из которых были переданы ей Черногорией. G-4 используются для подготовки летчиков, а также как штурмовики.
Самолет с бортовым номером 002 - второй прототип J-1 Jastreb. Этот легкий штурмовик был оснащен форсированным ТРД Viper 531.
Начиная с 1982 года, IAR-93A/B поступили на вооружение пяти эскадрилий штурмовиков ВВС Румынии. Этот IAR-93A на снимке несет опознавательные знаки времен Варшавского договора. В Румынии самолет получил неофициальное имя "Vultur" (гриф).
По компоновке Orao/IAR-93 был близок к более крупному SEPECAT Jaguar с высокорасположенным крылом и шасси с малой колеей. В 2013 году самолет продолжает нести службу в Сербии, располагающей 31 машиной.
Под кодовым обозначением Pave Hawk ВВС США используют вертолеты HH-60G и MH-60G для проведения поисково-спасательных операций и поддержки сил специального назначения, соответственно. На снимке: пара HH-60G из 210-й спасательной эскадрильи с базы Элмендорф на Аляске.
Этот 1 1/2-Strutter был переделан в экспериментальный ночной истребитель ПВО. Он получил специальную установку из двух пулеметов Lewis, неподвижно закрепленных для стрельбы под углом 70° вверх.
Sopwith Comic из 78-й эскадрильи британского Авиакорпуса использовался для испытаний на заводе "Royal Aeroplane Establishment" в Мартлешем-Хит. 78-я эскадрилья ПВО летала на Comic с октября 1917 по июль 1918 года, отражая налеты немецких бомбардировщиков на Лондон.
Sopwith 1 1/2-Strutter
Прототип АНТ-42 имел места для установки вспомогательного двигателя, приводившего нагнетатель основных моторов, и пушек для стрельбы назад во внутренних мотогондолах. Оба этих решения были использованы лишь на ограниченном числе серийных Пе-8.
Персонал британских ВВС и советские официальные лица встречают министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. Он прибыл на Пе-8 на авиабазу Лейчерс по пути на встречу с руководством союзников, проходившей в мае-июне 1942 года. Самолет без помех пролетел над территориями, занятыми Германией.
Еще один снимок самолета, перевозившего Молотова в 1942 году. Машина сделала остановку на авиабазе Лейчерс в Шотландии по пути в Вашингтон.
Тяжелые бомбардировщики (семейство ТБ). В 1920-1930 годы в СССР были созданы одни из лучших бомбардировщиков в мире, включая ТБ-3 (АНТ-6), первым поступивший на вооружение ВВС РККА, а также скоростной высотный бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8, АНТ-42; фото), прошедший через всю Вторую мировую войну.
Несмотря на большие потери, налет Пе-8 на Берлин в 1941 году принес лишь незначительный ущерб противнику. Тем не менее он показал уязвимость Германии и поднял боевой дух советского народа.
Задачи по созданию в СССР стратегической бомбардировочной авиации имели гораздо более низкий приоритет, чем развитие тактической авиации. Тем не менее выпуск Пе-8 продолжался практически на всем протяжении войны.
Пе-8 с надписью "Полярная авиация" под кабиной - один из нескольких самолетов, до 1950-х годов использовавшихся для изучения Арктики. С этих машин, оснащенных радиальными ПД А. Д. Швецова АШ-82ФН или АШ-73, было демонтировано военное оборудование.
К 1986 году морская авиация СССР получила около 100 Ми-14ПЛ, распределенных по отдельным вертолетным полкам, как минимум, на семи береговых базах. Ми-14 был слишком велик для базирования на большинстве военных кораблей ВМС СССР.
Отвечавшая за оборону побережья Балтики, морская авиация Польши к концу холодной войны располагала значительным числом вертолетов. Шестнадцать Ми-14 использовались для решения противолодочных и поисково-спасательных задач, а также борьбы с минами. Обратите внимание на предупреждающую надпись на русском языке на хвостовой балке.
ВМС ГДР эксплуатировали 15 Ми-14. Девять противолодочных Ми-14ПЛ (на снимке) были дополнены шестью тральщиками Ми-14БТ. Вертолеты находились в авиакрыле MHG-18.
Польская морская авиация в настоящее время эксплуатирует девять Ми-14ПЛ и Ми-14П/Р на 44-й морской авиабазе в Дарловеке. Противолодочные вертолеты несут серо-голубой камуфляж, а две поисково-спасательные машины окрашены в красный и белый цвета.
Морские противолодочные вертолеты проводят большую часть полета на режиме висения или движения с малыми скоростями. На вертолетах были установлены двигатели ТВ3-117МТ от Ми-17, обеспечивающие точное управление при висении и полете с малой скоростью, использовавшихся при работе с опускаемой ГАС или буксируемым магнитометром АПМ-60.
В конце 1942 года этот A6M2 (основной серийный вариант Reisen) служил в Рабауле, Новая Британия, в составе 6-го авиакорпуса. К этому времени на серый камуфляж стали наносить темно-зеленые пятна, поэтому "Хиномару" (красный круг - символ восходящего солнца) пришлось обводить белой полосой.
A6M с большим успехом действовали против китайцев во второй половине 1940 года. На снимке: A6M2 Type 0 Model 11 с ПТБ, вероятно пилотируемый знаменитым асом Сабуро Сакаи. Этот пилот, переживший войну, имел на своем счету 64 победы.
Кабина отреставрированного A6M2 из Национального музея ВВС США в Дайтоне, Огайо. Обратите внимание, что некоторые инструменты и указатели на панели приборов отсутствуют. Вверху над панелью хорошо виден прицел Type 98.
Правая панель управления A6M2 с набором радиооборудования. Самолет с кодом AI-154 врезался в Строение 52 в форте Камехамеха на Оаху во время японского налета на Перл Харбор в 1941 году. Пилотировавший истребитель пилот Такеши Хирано погиб.
Комплекс РЭП Spectra обеспечивает предупреждение об облучении РЛС противника и приближении ракет с ИК-наведением и автоматически осуществляет постановку активных и пассивных помех. Антенны системы Spectra размещены по всему планеру самолета.
Основной бортовой системой истребителя является РЛС Thales RBE2, способная работать в режимах "воздух-воздух", "воздух-поверхность", навигационном и следования рельефу местности. БРЛС имеет активную фазированную антенную решетку - АФАР (на фото). В носовой части также установлена оптоэлектронная система переднего обзора в сферическом корпусе, включающая широкоугольный тепловизионный датчик и тепловизор с длиннофокусной оптикой.
Со времен вьетнамской войны ВВС США использовали вертолеты H-53 для дальнего поиска и спасения в боевых условиях и поддержки операций сил специального назначения. В 2008 году последний вариант MH-53J Pave Low Enhanced IV (на снимке слева внизу) заменили конвертопланом CV-22 Osprey. CV-22, сочетающий высокую скорость с режимом висения, значительно расширил возможности ВВС США по спасению авиаторов, сбитых в глубине вражеской территории. Командование Специальных Операций ВВС США закупило 50 CV-22, последние из которых будут поставлены в 2016 году.
Расположенная гораздо южнее Греция в основном использовала для своих F-5 схему, применявшуюся ВВС США во Вьетнаме - пятна песочного, темно-зеленого и светло-зеленого цветов на верхних поверхностях. Но поскольку Греция получала F-5 из разных источников, схема камуфляжа существенно варьировалась.
Канада располагала двумя эскадрильями F-5 (433-я и 434-я), находившимися в подчинении НАТО. Ее CF-5A имели возможность дозаправки в воздухе и регулярно проходили развертывание в Европе.
Иордания и Таиланд относились к числу малых операторов F-5 (хотя обе в дальнейшем приобрели F-5E). C конца 1974 года Иордания получила 28 F-5A (на рисунке) и четыре F-5B от Ирана и Ливии. Они служили в 1-й и 6-й эскадрильях на авиабазе Мафрак.
Иордания и Таиланд относились к числу малых операторов F-5 (хотя обе в дальнейшем приобрели F-5E). В 1967-1973 годах Королевские ВВС Таиланда получили 18 F-5A (на рисунке), четыре RF-5A и два F-5B. Две эскадрильи, базировавшиеся в Дон Муанге под Бангкоком, использовали эти самолеты в качестве штурмовиков.
Королевские ВВС Норвегии/Kongelige Norske Luftorsvaret: Норвегия приобрела 78 F-5A, 16 RF-5A и 14 F-5B для выполнения ударных задач. Самолеты были сведены в шесть эскадрилий - по 16 машин в каждой. После поступления на вооружение F-16 336-я эскадрилья была сохранена для подготовки пилотов новых истребителей.
ВВС Греции/Greece Elliniki Polemiki Aeroporia: в рамках американской программы взаимопомощи MAP (Mutual Assistance Program) Греция с 1965 года получила 52 F-5A, вооруженных ракетами Sidewinder. В 1975-1991 годах дополнительные 48 F-5A, 11 NF-5A, 16 RF-5A, 21 F-5B и один NF-5B были получены от Ирана, Иордании, Нидерландов и Норвегии. На пике своей службы в греческих ВВС F-5 (на фото) состояли на вооружении пяти эскадрилий 28-го тактического авиационного командования, решая преимущественно ударные задачи.
ВВС Турции/Turk Hava Kuvvetleri: поставки первых F-5 начались в 1965 году. В рамках программы помощи США поставили 75 F-5A, 20 RF-5A и 13 F-5B, поступивших в 1-е и 3-е тактические авиационные подразделения. Позднее Турция доработала 13 F-5A до стандарта RF-5A. В итоге Турция получила большое число F-5 из других стран. В 1974-1989 годах турецким ВВС было поставлено 28 F-5A, шесть RF-5A, 60 NF-5A (только 34 в летном состоянии) и семь F-5B из Ливии, Нидерландов, Норвегии, Тайваня и США. Основной задачей большей части турецких F-5 является штурмовка, а второстепенной - обеспечение ПВО, хотя большинство из них не может нести ракеты AIM-9. В декабре 1993 года была сформирована пилотажная группа "Turk Yildizlari" ("Турецкие звезды"). В 2013 году Турция остается крупнейшим в мире оператором, располагая более чем 80 F-5A, NF-5A и F-5B. В основном эти самолеты используются для обучения, поддерживая большой парк турецких F-16.
ВВС Тайваня/Ching-Kuo Kung Chuan: в конце 1960-х годов Тайвань получил 92 F-5A и 23 F-5B. Около половины этих самолетов были до 1975 года переданы Южному Вьетнаму, а большинство оставшихся самолетов передали в два резервных подразделения.
ВВС Ирана/Imperial Iranian Air Force/Islamic Republic of Iran AF: Иран стал первым настоящим зарубежным покупателем, получившим для своих ВВС 104 F-5A и 23 F-5B, поставленных США (на фото). Большая часть из них была продана другим странам, включая Грецию, Турцию, Эфиопию и Южный Вьетнам. Некоторое число F-5B сохранили для обучения.
Основными спасательными вертолетами в Великобритании с начала 1980-х годов были Westland Sea King и Sikorsky S-61N. Sea King несли службу в ВВС и ВМС, a S-61N до 2008 года эксплуатировались фирмой "Bristow Вертолеты". На снимке: Sea King HAR.Mk 3 ВВС, проводящий учения совместно с катером Королевского общества спасания на водах. Поисково-спасательные подразделения ВВС, оснащенные Mk 3 и модернизированными HAR.Mk 3A, базируются в семи пунктах на территории страны.
Королевские ВМС являются третьим элементом британской морской вертолетной спасательной службы. Из спасенных флотскими Sea King 95% составляют гражданские лица. Эти Sea King проводят спасательную операцию у опрокинувшегося торгового судна.
Со времен вьетнамской войны ВВС США использовали вертолеты H-53 для дальнего поиска и спасения в боевых условиях и поддержки операций сил специального назначения. В 2008 году последний вариант MH-53J Pave Low Enhanced IV (на снимке слева внизу) заменили конвертопланом CV-22 Osprey. CV-22, сочетающий высокую скорость с режимом висения, значительно расширил возможности ВВС США по спасению авиаторов, сбитых в глубине вражеской территории. Командование Специальных Операций ВВС США закупило 50 CV-22, последние из которых будут поставлены в 2016 году.
PZL P.23B Karas (серийный номер 44.67, код "3 белый") из 22-й эскадрильи 2-го авиаполка ВВС Польши, базировавшегося в Раковице под Краковом. Самолет показан в состоянии на май 1938 года.
Третий прототип Karas (PZL.23/III), взлетевший в сентябре 1935 года с гражданским регистрационным номером SP-BCP. В 1936 году самолет оснастили новым ПД Bristol Pegasus VIII (строился в Польше по лицензии под обозначением Pegaz 8), сделав из него эталон для основного серийного варианта PZL P.23B. В общей сложности построили 210 самолетов в дополнение к 40 машинам раннего варианта PZL P.23A, оснащенных ненадежным ПД Pegasus IIM2.
Командир 22-й эскадрильи (эмблема - черный дракон с бомбой) капитан Словинский садится в свой Karas, апрель 1939г. В составе бомбардировочной бригады эскадрилья принимала участие в боях 1939 года. 3 сентября она атаковала колонны германской бронетехники в Радомско. Не вернулись три самолета, включая и машину капитана Словинского.
P.23B Karas № 44.214 из 41-й эскадрильи 4-го авиаполка в Торуне. Самолет был потерян в аварии в октябре 1938 года; никто из экипажа не пострадал. Уровень аварийности Karas был не выше чем у других самолетов того времени - за 36 месяцев эксплуатации было потеряно 9% машин.
Румынские бомбардировщики Karas из 73-й эскадрильи готовятся к боевому вылету в Морозовской под Сталинградом. Последние Karas были сняты с вооружения ВВС Румынии в 1946 году.
J-20 мог нести легкое ударное вооружение и в 1994 году использовался милицией боснийских сербов во время гражданской войны.
Оснащенные аппаратурой радиотехнической разведки восемь модернизированных Gabriel из 54-й эскадрильи в Меце стали "долгожителями" среди французских Noratlas - их служба завершилась в 1989 году.
Этот N.2501D Noratlas несет эмблему авиакрыла LTG 61 Люфтваффе, эксплуатировавшего эти самолеты в 1957-1971 годах с базы в Нойбиберге. На носовую часть, передние кромки капотов, законцовки крыла и руль направления самолетов Люфтваффе наносилась яркая оранжевая краска.
В 1980-х годах французские Noratlas служили для подготовки парашютистов и экипажей, поисково-спасательных операций, обеспечения ядерных испытаний, подготовки специалистов РЭБ, калибровки радиотехнических средств и радиотехнической разведки.
Поставки первых из 208 Noratlas для ВВС Франции начались в 1953 году. Самолеты использовались для решения широкого круга задач даже после того, как в роли транспортных их сменили Transall C.160.
С "полосами вторжения" на хвостовых балках Noratlas французских ВВС ожидают посадки десантников, 1956 год. Самолеты из транспортных эскадрилий ET 1/61 и ET 3/61 сфотографированы на стоянке аэродрома на Кипре. Десантные операции были проведены 5 ноября для захвата мостов к югу от Порт-Саида и Порт-Фуада в Египте.
Транспортные самолеты Noratlas французских ВВС десантировали как французские, так и британские войска на Порт-Саид, и планировалось их дальнейшее использование в десантировании войск на Исмаил, но эта операция была отменена.
С 1958 года авиакрылья LTG 61 и 62 Люфтваффе располагали тремя и двумя (по 18 самолетов) эскадрильями Noratlas, соответственно. Третье крыло, LTG 63 в Целле, получило самолеты в 1961 году. С 1970 года Noratlas стали заменять на C.160, и многие старые машины были переданы другим странам. Крупнейшим получателем стала Греция, которой досталось 38 бывших германских самолетов.
В 1970-х годах Noratlas составляли значительную часть парка ВТС ВВС Греции и продолжали нести службу и в 1980-е годы. Вначале были получены самолеты из резерва Люфтваффе, а затем к ним присоединились и бывшие израильские машины.
Израиль первоначально приобрел 23 Noratlas, которые интенсивно использовались в многочисленных военных конфликтах. Во время военных действий в 1969 году восемь самолетов даже послужили в роли эрзац-бомбардировщиков, проведя дальние рейды против двух египетских мостов на Ниле.
Португальские Noratlas в 1961-1975 годах обеспечивали операции по выводу войск из бывших колоний в Мозамбике, Анголе и Гвинее-Бисау. В основном Noratlas использовались в качестве тактических транспортных машин, а также для сброса десантов.
ВВС Голландии выбрали для своих самолетов тактический темно-зеленый/темно-серый камуфляж, хорошо подходивший для условий севера Европы, где им предстояло действовать. Двухместные NF-5B (на рисунке) получили аналогичную окраску.
Первоначально работа ВВС США с F-5A/B ограничивались лишь испытанием самолетов и подготовкой летного и наземного персонала стран-покупателей.
Другие операторы: в число других стран, эксплуатировавших F-5, входят Иордания, Ливия, Малайзия, Марокко, Филиппины, Саудовская Аравия, Таиланд (на фото) и Йеменская Арабская Республика.
Это Pup служил в 46-й эскадрилье Авиакорпуса, в 1917 году базировавшейся во французском Иль-ле-Амо. Самолеты Pup стали первыми машинами этого подразделения, сформированного 19 апреля 1916 года.
Маленький элегантный биплан Pup отличался превосходной маневренностью и управляемостью и высокими летными характеристиками на больших высотах. Этот летный экземпляр Рир был переделан из двухместного гражданского Dove.
Несколько тральщиков Ми-14 ГДР были переделаны в поисково-спасательный вариант. Они оставались на своей базе в Парове и недолгое время после объединения Германии несли службу в составе ВМС.
Грузия эксплуатирует один или два поисково-спасательных Ми-14ПС. Четыре Ми-14 в настоящее время используются морской авиацией Украины.
Ми-14ГП (грузо-пассажирский) был гражданским вариантом, предложенным фирмой "КонверсАвиа". Конверсию прошли несколько Ми-14, получивших возможность перевозить 24 пассажира или до 5000 кг полезной нагрузки.
Военные TBM 700 используются французской Армией и ВВС в качестве штабных транспортных машин. На снимке - один из 11 самолетов, несущих службу в армейской авиации.
По экономичности TBM 700 превосходит двухдвигательные турбовинтовые машины, такие как самолеты семейства C90 King Air. На снимке - последний серийный вариант TBM 850, который с 2008 года стандартно оснащается комплектом авионики Garmin G1000.
Крылья биплана Type 807 складывались, за что его иногда называли Sopwith Folder. Самолет страдал от нехватки мощности, а его поплавки были недостаточно прочными.
Серийные Type 860 со складным крылом выпускались, как минимум, в трех разных вариантах. Управление самолетом осуществлялось из задней кабины.
На этом самолете летал лейтенант Кейзо Ямасаки из 802-го авиакорпуса (о чем свидетельствует префикс "N1" в номере), в начале 1943 года базировавшемся на острове Шортленд, Соломоновы острова. Отметки побед выполнены в виде "топоров" на верхней части киля. Использование поплавкового шасси крайне негативно сказалось на характеристиках "Rufe".
Mitsubishi A6M2-N "Rufe"
Шансы выжить больше у тех пострадавших, которым была оказана помощь в первые часы после спасения. На снимке: медики и экипаж вертолета AgustaWestland AW 139, эксплуатируемого норвежской "Lufttransport AS", осторожно выгружают пациента из вертолета.
На этом Tabloid Говард Пикстон выиграл гонку Шнейдера 1914 года, продемонстрировав среднюю скорость 139,66 км/ч. Он поддерживал высокую скорость на протяжении двух часов, превзойдя результат 1913 года на 40 км/ч.
Самолеты Schneider (на снимке) и Tabloid имели капот с характерными плоскими боковыми панелями. Schneider был очень близок по конструкции к гоночному Tabloid, сохранив среди прочего и хвостовой поплавок последнего.
Установленный на Baby двигатель Clerget был закрыт капотом подковообразной формы. Самолет использовался для решения ряда военных задач.
ВМС США располагают пловцами-спасателями, в задачу которых входит вплавь добраться до терпящего бедствие самолета или корабля, чтобы оказать помощь экипажу. На снимке: один из пловцов-спасателей готовится прыгнуть с вертолета SH-60B Seahawk из эскадрильи HSL-47 "Saberhawks", а второй пловец поджидает его в воде.
В Британии тесное взаимодействие между экипажами вертолетов и спасательных судов позволяет очень быстро доставлять тяжелораненых в госпитали по воздуху, экономя драгоценное время. На снимке: вертолет S-61N Mk II британской Береговой охраны взаимодействует со спасательным катером типа "Arun".
Аэродинамически неустойчивая компоновка Rafale потребовала использования цифровой электродистанционной системы управления (ЭСДУ), разработанной самой "Dassault". ЭСДУ осуществляет управление отклоняемыми поверхностями самолета - передним горизонтальным оперением (ПГО, на снимке), четырьмя предкрылками, четырьмя элевонами и рулем направления, обеспечивая оптимальное аэродинамическое качество на всех режимах полета.
В середине 1913 года биплан Three-Seater установил несколько британских рекордов высоты. С одним пассажиром на борту он смог подняться на 3932 м.
В 1915-1916 годах британские ВМС получили 23 биплана-разведчика Gun Bus с толкающим винтом. Самолет на снимке несет бомбодержатели с внешней стороны от стоек шасси.
Томас Сопвич в 1910 году принял участие в первых состязаниях на Кубок Мишлен на этом биплане Howard-Wright с 60-сильным (45 кВт) двигателем. Позже на первом самолете собственной разработки Т. Сопвич использовал крыло от биплана Wright с механизмом гоширования.
Anzani Seaplane отличался крайне ненадежным двигателем и низкими летными характеристиками, поэтому он был совершенно непригоден для полетов над водой.
Гидросамолет Sopwith No.170 был первым британским специально созданным торпедоносцем. Даже с 200-сильным (149 кВт) двигателем Canton-Unne он не мог взлететь с полной нагрузкой.
Большой четырехстоечный биплан, гидросамолет Circuit of Britain, в 1913 году был единственным участником гонок. За два с половиной дня он преодолел дистанцию в 1679 км, пока не совершил вынужденную посадку в 24 км к северу от Дублина. Пилот получил в награду 1000 фунтов стерлингов - приз газеты "Дейли Мейл".
Самолеты Batboat были первыми летающими лодками, построенными в Великобритании. Несколько из них несли службу в авиации британских ВМС в начале Первой мировой войны.
Этот самолет с колесным шасси (также известный как Sopwith D.3) был построен для участия в гонке "Circuit of Britain" 1914 года. Снимок этой машины со 100-сильным (75 кВт) ПД Monosoupape и пилотом Виктором Мэлом в кабине сделан в Брукленде в июле 1914 года. За самолетом, ближний к пилоту, стоит Том Сопвич.
Предназначенный для участия в американских гонках на приз Гордона Беннета 1914 года, самолет No.1215 сочетал бипланную коробку от Tabloid, 80-сильный (60 кВт) двигатель и тонкий обтекаемый фюзеляж.
После войны на базе Pup был создан двухместный Dove. Построили только десять самолетов, большую часть из которых продали за рубеж.
Носовая стойка Rafale M совместима со стартовой системой американских авианосцев. На снимке: Rafale M стандарта F2 перед катапультированием с палубы авианосца "Теодор Рузвельт" ВМС США (CVN 71) во время совместных франко-американских палубных испытаний в 2008 году.
Основным отличием между морским Rafale M и сухопутным Rafale B является шасси первого. Передняя стойка содержит раздвижной элемент, позволяющий получать дополнительный импульс при старте с катапульты. Rafale M на снимке снаряжен для противокорабельных операций: он несет ПКР AM39 Exocet, два ПТБ и четыре ракеты "воздух-воздух" MICA.
Как и Super Hornet, Rafale может осуществлять дозаправку в воздухе других самолетов с использованием заправочного агрегата на центральном узле подвески. ПТБ самолет может нести на пяти пилонах. На трех центральных узлах могут подвешиваться большие 2000-литровые ПТБ, рассчитанные на скорость до М=0,95.
С 2010 года Rafale может нести бомбы с лазерным наведением, включая американские GBU-12 (на снимке), GBU-22 и GBU-24. Они наводятся с помощью контейнера целеуказания Thales Damocles.