Авиация и Время 2017-05
-
С.Дроздов, О.Черников - Сказание о "Серебряной стреле"
Ту-104Д (зав. № 6350104) - «салон» министра обороны СССР Маршала Советского Союза Р.Я.Малиновского. Самолет входил в состав 2-й АКДОН. Аэродром Чкаловский, середина 1960-х годов
Ту-104А OK-LDC «Брно» (зав. № 76600602) - лайнер чехословацкой авиакомпании CSA в раннем варианте окраски. Прага, 1958 г.
Ту-104Б (зав. № 920403) Ленинградского управления. Середина 1970-х годов
Ту-104А (зав. № 06602002). Аэропорт Стокгольм-Арланда 1 июля 1966 г.
Ту-104Б (зав. № 820105) Ленинградского управления. Аэропорт Ле Бурже, 2 августа 1974 г.
Ту-104А «Пльзень» (зав. № 96601803) чехословацкой авиакомпании CSA. Аэропорт Цюрих-Клотен, сентябрь 1969 г.
Ту-104А «Прага» (зав. № 76600503). чехословацкой авиакомпании CSA. Аэропорт Стокгольм-Арланда, 1 ноября 1970 г.
Двигатели, установленные почти вплотную к фюзеляжу, стали характерной чертой Ту-104
Первый серийный Ту-104 после покраски
Второй серийный Ту-104 (зав. № 6350002), принимавший участие в эксплуатационных испытаниях. 1956 г.
Ту-104 (зав. № 7660301) омской постройки. Самолет сначала эксплуатировался в Восточно-Сибирском управлении ГВФ, а затем был переделан в Ту-104Ш (борт СССР-42330)
Ту-104А (зав. № 7350204), на котором был осуществлен первый в истории «сто четвертого» полет в США
Взлетает Ту-104 (борт СССР-Л5443, зав. № 7350304) Внуковского авиапредприятия
Авиаторы ВВС Северного флота возле своего Ту-104А (зав. № 6350103). Сейчас этот самолет находится на вечной стоянке в Ульяновске
Ту-104 установил 22 мировых рекорда. Впрочем, с этой машиной связан и маркетинговый приоритет
Ту-104А (зав. № 86601203), построенный в Омске в октябре 1958 г.
Взлетает Ту-104Б (СССР-42401, зав. № 820103) из состава 204-го отряда
Самолет Ту-104Б (зав. № 820304). Характерным внешним отличием этого варианта были три иллюминатора над центропланом
Ту-104Б (зав. № 920604) на перроне аэропорта Симферополь
Ту-104А (зав. № 06601903) взлетает из аэропорта Хитроу. 18 августа 1962 г.
Выгрузка почты с помощью подъемника
Самолеты в новом цехе окончательной сборки Харьковского авиазавода
Легендарные "штурмовые" дни выпуска Ту-104 постепенно уходили в прошлое. Их сменил размеренный ритм серийного производства.
Ту-104А (зав. № 86601303) из состава 10-й ОКАБОН
Передняя и правая основная опоры шасси Ту-104
Ту-104Б (зав. № 021302) - посадка с использованием парашютов
На стоянке аэропорта Внуково. Первая половина 1960-х годов. Ближний самолет - Ту-104Б (зав. № 6021303)
Самолет Ту-104Б (зав. № 820402). Характерным внешним отличием этого варианта были три иллюминатора над центропланом
Тот же самолет в поздней аэрофлотовской окраске. Вторая половина 1970-х годов
Один из последних Ту-104А (зав. № 9350903) харьковской постройки был собран в августе 1959 г. Самолет сначала поступил в Московское территориальное управление ГВФ, а позднее был передан в Украинское управление
Самолет-лидер Ту-104Б (зав. № 820102) из состава 90-го отряда. Одесса, середина 1970-х годов
Борт СССР-Л5419 (зав. №6660101) - первый Ту-104 казанской сборки, который стал первым «сто четвертым» новосибирского 204-го отряда. Аэропорт Внуково, 1958 г.
Третий серийный экземпляр Ту-104 (зав. № 6350003) во время первого визита в Китай. Пекин, 14 августа 1956 г.
Четвертый серийный Ту-104 (зав. № 6350101), на котором был выполнен первый регулярный рейс в истории «сто четвертого». Самолет стал экспонатом Государственного музея авиации в Киеве. Май 2017 г.
Ту-104 (зав. № 76600203) прибыл из Новосибирска в аэропорт Внуково
Опытный Ту-104 во время визита в Лондон. 22 марта 1956 г.
Один из первых Ту-104А харьковской сборки. Потерян в авиакатастрофе 15 августа 1958 г.
Первый серийный Ту-104 (зав. № 5350001) на заводском аэродроме за два дня до первого вылета. Харьков, 3 ноября 1955 г.
Ту-104 (зав. № 7350303) Внуковского авиапредприятия на перроне в Иркутске
Ту-104Б (зав. № 920602) принимает пассажиров в аэропорту Пулково
Заправка топливом самолета Ту-104Б (зав. № 021504)
Ту-104Б (зав. № 021603) из 208-го отряда перед буксировкой с перрона аэропорта Борисполь. Вторая половина 1960-х годов. 10 октября 1971 г. самолет потерпел катастрофу из-за взрыва на борту
«Салон» (зав. № 6350104) министра обороны СССР во время визита маршала Г.К. Жукова в Индию. Дели, 1957 г.
Летчики Московского управления ГВФ на своих рабочих местах в кабине Ту-104. Справа - Гарольд Кузнецов.
Стюардесса Алла Маклакова подготавливает еду для пассажиров. Рейс Лондон-Москва, 1958 г. Вскоре Кузнецов и Маклакова погибнут в авиакатастрофе
Салон одного из самолетов 235-го отряда
Кабина экипажа Ту-104.
В купе одного из первых серийных Ту-104. Справа у иллюминатора - директор Харьковского авиазавода В.М. Лиходей. 1956 г.
Третий салон Ту-104Б
Последствия очередного выкатывания за пределы ВПП. Ту-104Б (зав. № 820301). Сухуми. 14 октября 1966 г.
Обломки Ту-104А (борт OK-MDE, зав. № 86601202) авиакомпании CSA, который 29 августа 1973 г. потерпел аварию из-за ошибки пилота при посадке в аэропорту Никосия на Кипре
Ту-104Б (СССР-42438, зав. № 920805), потерпевший катастрофу под Свердловском. После отказа одного двигателя экипаж по ошибке выключил второй исправный. Погибли 5 человек на борту и 2 на земле. 16 марта 1961 г.
Опытный военно-транспортный самолет Ту-107 (зав. № 76600302)
В грузовой кабине транспортно-санитарного самолета Ту-104А-ТС
Ту-104Ш-2 (зав. № 7350502) - учебный самолет для подготовки штурманов морских ракетоносцев из состава 33-го ЦБПиПЛС. Аэродром Кульбакино (Николаев), конец 1970-х годов
Самолет Ту-104АК (зав. № 8350705), предназначенный для подготовки космонавтов в условиях невесомости
Учебный самолет Ту-104Ш (зав. № 76600301) из состава 143-й МТАД на аэродроме Совгавань
Ракета К-33, подвешенная под крылом борта СССР-42454.
Метеосамолет Ту-104 «Циклон» (зав. № 96601703). Одесса, июнь 1980 г.
Летающая лаборатория (зав. N 66600102) для отработки комплекса "Заслон"
Кадры из кинограммы пуска ракеты К-33 с летающей лаборатории ЛЛ-2. Снимки из отчета по программе "Заслон".
11 марта 1957 года - первый полет опытного пассажирского самолета Ту-110. Заводские испытания
Ту-110 - четырехдвигательная модификация Ту-104А с двигателями АЛ-5. Увеличение общей мощности силовой установки позволило повысить безопасность полета и улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета, однако проект был закрыт. Прототип (СССР-5600), на фотографии, использовался в качестве летающей лаборатории.