МФИ (МиГ 1.44)
Многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ), также известный как "Изделие 1.44" или МиГ 1.44, представляет собой опытно-экспериментальный самолет, одно время рассматривавшийся в качестве прототипа истребителя ДальшеMore>>>
5-го поколения для ВВС России.
В ответ на работы США в области создания истребителя 5-го поколения (программа ATF, затем F-22) советское руководство приняло решение ускорить аналогичные работы, которые велись в СССР еще с начала 1980-х годов. Целевая комплексная программа по созданию "истребителей 90-х годов" была утверждена в СССР в 1983 году, и головным разработчиком по ней стало ОКБ им. А. И. Микояна. К 1985 году был готов аванпроект(разрабатывались два варианта - "тяжелый" МФИ и "легкий" ЛФИ, легкий фронтовой истребитель с одним двигателем, оба - с большой степенью унификации; со временем от ЛФИ отказались), а в 1991 году - защищен эскизный проект.
Основные особенности новой машины: высокая маневренность; возможность крейсерского полета на сверхзвуковой скорости на бесфорсажном режиме; малая заметность в РЛ- и ИК-диапазонах; улучшенные взлетно-посадочные и эксплуатационные характеристики; комплекс БРЭО нового поколения и новейшие авиационные средства поражения.
Сборка опытного самолета начата в 1989 году (на тот момент он имел обозначение "изделие 1.42"), в начале 1994 года она была завершена, и в декабре того же года на самолете выполнена скоростная рулежка с отрывом передней стойки шасси. 12 января 1999 года самолет, который уже именовался "изделие 1.44", продемонстрировали широкому кругу специалистов и журналистов.
Самолет спроектирован по аэродинамической схеме "утка" (с передним ПГО), с треугольным адаптивным крылом, что обеспечило повышенное аэродинамическое качество на дозвуковых и сверхзвуковых режимах, возможность полета на сверхбольших углах атаки и высокие значения коэффициента подъемной силы. В состав силовой установки включили двигатели 5-го поколения АЛ-31Ф с электронной системой управления с полной ответственностью (FADEC), с возможностью изменения вектора тяги и сниженным расходом топлива.
Самолет предполагалось оснастить РЛС с неподвижной фазированной антенной решеткой, способной обнаруживать воздушные цели на дальности до 250 км и одновременно сопровождать до 20 целей, обстреливая одновременно шесть из них.
Вооружение должно было включать высокоточные средства поражения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", для повышения малозаметности оно должно было размещаться в основном во внутреннем фюзеляжном отсеке (на опытной машине вооружения не было).
Первый полет МФИ состоялся только 29 февраля 2000 года. На сегодня данная программа закрыта, самолет совершил всего два полета - последний 27 апреля 2000 года - и сегодня находится в Жуковском.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
МФИ (расчетные данные)
Тип: одноместный опытно-экспериментальный самолет
Силовая установка: два ТРДДФ АЛ-41Ф тягой по 18 500 кгс
Летные характеристики: макс. скорость на большой высоте 2500 км/ч; максимальная скорость у земли 1500 км/ч; крейсерская скорость - М=1,5; практический потолок 21 000 м; перегоночная дальность 4200 км
Масса: пустого 19 000 кг; нормальная взлетная 29000 кг; максимальная взлетная 37 000 кг
Размеры: размах крыла 17,0 м; длина 21,7 м; высота 6,15 м; площадь крыла 95,0 м2
Вооружение: высокоточные средства поражения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", рассматривалась возможность установки встроенной 30-мм пушки
Хотя при создании самолета МиГ 1.44 использование технологии "Стелс" не было основной задачей, утверждается, что для снижения его радиолокационнойзаметности разрабатывается система, создающая вокруг самолета плазменное облако.
Характерная особенность "1.44" - большое количество отклоняемых поверхностей
28 февраля 2000 года опытный истребитель МиГ "1.44" совершил свой первый полет продолжительностью 18 минут, в ходе которого самолет достиг скорости 600км/ч. По заявлению летчика-испытателя А.Горунова, машина в воздухе вела себя великолепно. Представилели прессы на первый полет допущены не были, фото и видеосъемка не производились
Long complete, but still unflown, the MiG 1-44 generated great interest when unveiled at the beginning of the year, despite being the prototype of a prototype which will never see service (1999)
MiG 1-44, pictured at its public debut (1999)
Демонстрационный образец перспективного многофункционального истребителя, представленный объединением МАПО МИГ 12.01.99г.
Опытный самолет 1.44, разработанный МАПО МиГ, был впервые показан публике в январе 1999 года. Так же как и С-37 ОКБ им. Сухого, эта машина разрабатывалась в рамках программы создания многоцелевого фронтового истребителя - в противовес американскому ATF (будущему F-22).
Довольно редкий ракурс: МФИ при виде сверху.
Новый МиГ. 29 февраля 2000г.: совершил первый 18-минутный полет прототип новейшего многофункционального фронтового истребителя (МФИ) МиГ 1.44, впервые продемонстрированный журналистам в январе того же года. Согласно заявлению главного конструктора ОКБ Николая Никитина, запуска самолета в серийное производство не планировалось из-за отсутствия финансирования. Прототип не имел вооружения и элементов технологии "стелс" и был предназначен для проверки технических решений, которые будут использоваться при создании самолетов следующего поколения.
Раньше к подобным снимкам обычно давали патетические подписи типа "устремленный в будущее". Теперь времена изменились и будущее туманно, поэтому просто посмотрите на красивый самолет в красивом ракурсе.
Январь 1999г. Первый публичный показ истребителя МФИ вызвал бурный интерес околоавиационной публики и журналистов.
Фюзеляж традиционной конструкции. Основные отличия от МиГ-25 и МиГ-31 состоят в размещении воздухозаборника и наличии отсека вооружения.
Регулируемые сопла двигателей АЛ-41Ф.
ПГО истребителя МФИ оснащено характерным "зубом".
Подфюзеляжные кили и подкрыльевые пилоны МФИ снижают эффект малозаметности. Впрочем, пилоны можно демонтировать.
Основные стойки шасси перспективной машины. Колеса основных опор шасси имеют пневматики размером 1030x350 мм, аналогичные установленным на Су-27
Обтекатели гидроприводов управляющих поверхностей заметно выступают за контур крыла. Над миниатюризацией этих узлов еще предстояло работать.
The original AL-41F, still a classified design, is an afterburning turbofan in the 44,080lb st (19.62kN) class, developed in the 1990s for the Mikoyan 1-44 fifth-generation fighter prototype seen here
The MiG 1.44 appeared at MAKS more than 15 years after its last flight.
ПГО самолета имеет характерный "зуб", наиболее вероятное назначение которого - генерация вихря над верхней поверхностью потока
Традиционно за фонарем кабины пилота тянется гаргрот, который заканчивается обтекателем контейнера тормозного парашюта
Презентация в самом разгаре...
Плоский регулируемый воздухозаборник с горизонтальным клином торможения расположен снизу, под кабиной
С целью снижения заметности кили самолета целиком изготовлены из композиционных материалов
Вид на двигатели АЛ-41 и оперение
Сообщается, что силовая установка состоит из двух двигателей АЛ-41Ф
На хвостовых балках расположены дополнительные поверхности управления
Вид на основные стойки шасси
Консоли крыла крепятся к фюзеляжу посредством стандартных соединений "ухо-вилка" аналогично МиГ-25 и МиГ-31. Стык закрыт обтекателями, образующими плавный переход.
Крыло балочной конструкции с тремя лонжеронами, передней и задней стенками. Практически весь его внутренний объем занят топливным баком. Законцовка крыла выполнена из радиопрозрачного материала и предназначена для размещения антенн бортового комплекса обороны.
29 февраля 2000 года - первый полет опытного самолета "1.44"
В полете опытно-экспериментальный самолет 1.44, разработанный РСК "МиГ" для отработки концепции истребителей 21 века
Предположительный вид новейшего истребителя "1-42", приведенный в зарубежной печати
MiG 1-44 proof-of-concept multirole fighter (1999)
Прототип многофункционального фронтового истребителя (МФИ) - самолет "1.44"