МиГ 1.44 / МФИ
Страна: Россия
Год: 1998

Единственный экземпляр
Одноместный опытно-экспериментальный самолет
Описание
Фотографии
МФИ (МиГ 1.44)
  
  Многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ), также известный как "Изделие 1.44" или МиГ 1.44, представляет собой опытно-экспериментальный самолет, одно время рассматривавшийся в качестве прототипа истребителя 5-го поколения для ВВС России.
  В ответ на работы США в области создания истребителя 5-го поколения (программа ATF, затем F-22) советское руководство приняло решение ускорить аналогичные работы, которые велись в СССР еще с начала 1980-х годов. Целевая комплексная программа по созданию "истребителей 90-х годов" была утверждена в СССР в 1983 году, и головным разработчиком по ней стало ОКБ им. А. И. Микояна. К 1985 году был готов аванпроект(разрабатывались два варианта - "тяжелый" МФИ и "легкий" ЛФИ, легкий фронтовой истребитель с одним двигателем, оба - с большой степенью унификации; со временем от ЛФИ отказались), а в 1991 году - защищен эскизный проект.
  Основные особенности новой машины: высокая маневренность; возможность крейсерского полета на сверхзвуковой скорости на бесфорсажном режиме; малая заметность в РЛ- и ИК-диапазонах; улучшенные взлетно-посадочные и эксплуатационные характеристики; комплекс БРЭО нового поколения и новейшие авиационные средства поражения.
  Сборка опытного самолета начата в 1989 году (на тот момент он имел обозначение "изделие 1.42"), в начале 1994 года она была завершена, и в декабре того же года на самолете выполнена скоростная рулежка с отрывом передней стойки шасси. 12 января 1999 года самолет, который уже именовался "изделие 1.44", продемонстрировали широкому кругу специалистов и журналистов.
  Самолет спроектирован по аэродинамической схеме "утка" (с передним ПГО), с треугольным адаптивным крылом, что обеспечило повышенное аэродинамическое качество на дозвуковых и сверхзвуковых режимах, возможность полета на сверхбольших углах атаки и высокие значения коэффициента подъемной силы. В состав силовой установки включили двигатели 5-го поколения АЛ-31Ф с электронной системой управления с полной ответственностью (FADEC), с возможностью изменения вектора тяги и сниженным расходом топлива.
  Самолет предполагалось оснастить РЛС с неподвижной фазированной антенной решеткой, способной обнаруживать воздушные цели на дальности до 250 км и одновременно сопровождать до 20 целей, обстреливая одновременно шесть из них.
  Вооружение должно было включать высокоточные средства поражения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", для повышения малозаметности оно должно было размещаться в основном во внутреннем фюзеляжном отсеке (на опытной машине вооружения не было).
  Первый полет МФИ состоялся только 29 февраля 2000 года. На сегодня данная программа закрыта, самолет совершил всего два полета - последний 27 апреля 2000 года - и сегодня находится в Жуковском.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  МФИ (расчетные данные)

  Тип: одноместный опытно-экспериментальный самолет
  Силовая установка: два ТРДДФ АЛ-41Ф тягой по 18 500 кгс
  Летные характеристики: макс. скорость на большой высоте 2500 км/ч; максимальная скорость у земли 1500 км/ч; крейсерская скорость - М=1,5; практический потолок 21 000 м; перегоночная дальность 4200 км
  Масса: пустого 19 000 кг; нормальная взлетная 29000 кг; максимальная взлетная 37 000 кг
  Размеры: размах крыла 17,0 м; длина 21,7 м; высота 6,15 м; площадь крыла 95,0 м2
  Вооружение: высокоточные средства поражения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", рассматривалась возможность установки встроенной 30-мм пушки
1.44
28 февраля 2000 года опытный истребитель МиГ "1.44" совершил свой первый полет продолжительностью 18 минут, в ходе которого самолет достиг скорости 600км/ч. По заявлению летчика-испытателя А.Горунова, машина в воздухе вела себя великолепно. Представилели прессы на первый полет допущены не были, фото и видеосъемка не производились
Опытный самолет 1.44, разработанный МАПО МиГ, был впервые показан публике в январе 1999 года. Так же как и С-37 ОКБ им. Сухого, эта машина разрабатывалась в рамках программы создания многоцелевого фронтового истребителя - в противовес американскому ATF (будущему F-22).
МФИ
Довольно редкий ракурс: МФИ при виде сверху.
Новый МиГ. 29 февраля 2000г.: совершил первый 18-минутный полет прототип новейшего многофункционального фронтового истребителя (МФИ) МиГ 1.44, впервые продемонстрированный журналистам в январе того же года. Согласно заявлению главного конструктора ОКБ Николая Никитина, запуска самолета в серийное производство не планировалось из-за отсутствия финансирования. Прототип не имел вооружения и элементов технологии "стелс" и был предназначен для проверки технических решений, которые будут использоваться при создании самолетов следующего поколения.
Раньше к подобным снимкам обычно давали патетические подписи типа "устремленный в будущее". Теперь времена изменились и будущее туманно, поэтому просто посмотрите на красивый самолет в красивом ракурсе.
«1.44»
1.44
The MiG 1.44 appeared at MAKS more than 15 years after its last flight.
Январь 1999г. Первый публичный показ истребителя МФИ вызвал бурный интерес околоавиационной публики и журналистов.
Фюзеляж традиционной конструкции. Основные отличия от МиГ-25 и МиГ-31 состоят в размещении воздухозаборника и наличии отсека вооружения.
Хотя при создании самолета МиГ 1.44 использование технологии "Стелс" не было основной задачей, утверждается, что для снижения его радиолокационнойзаметности разрабатывается система, создающая вокруг самолета плазменное облако.
Характерная особенность "1.44" - большое количество отклоняемых поверхностей
Регулируемые сопла двигателей АЛ-41Ф.
Самолет 1.44
ПГО истребителя МФИ оснащено характерным "зубом".
Подфюзеляжные кили и подкрыльевые пилоны МФИ снижают эффект малозаметности. Впрочем, пилоны можно демонтировать.
Основные стойки шасси перспективной машины. Колеса основных опор шасси имеют пневматики размером 1030x350 мм, аналогичные установленным на Су-27
Обтекатели гидроприводов управляющих поверхностей заметно выступают за контур крыла. Над миниатюризацией этих узлов еще предстояло работать.
На рулежке новый "МиГ"
Демонстрационный образец перспективного многофункционального истребителя, представленный объединением МАПО МИГ 12.01.99г.
МФИ (1.44)
ПГО самолета имеет характерный "зуб", наиболее вероятное назначение которого - генерация вихря над верхней поверхностью потока
Традиционно за фонарем кабины пилота тянется гаргрот, который заканчивается обтекателем контейнера тормозного парашюта
Презентация в самом разгаре...
Плоский регулируемый воздухозаборник с горизонтальным клином торможения расположен снизу, под кабиной
С целью снижения заметности кили самолета целиком изготовлены из композиционных материалов
Вид на двигатели АЛ-41 и оперение
Сообщается, что силовая установка состоит из двух двигателей АЛ-41Ф
На хвостовых балках расположены дополнительные поверхности управления
Вид на основные стойки шасси
Консоли крыла крепятся к фюзеляжу посредством стандартных соединений "ухо-вилка" аналогично МиГ-25 и МиГ-31. Стык закрыт обтекателями, образующими плавный переход.
Крыло балочной конструкции с тремя лонжеронами, передней и задней стенками. Практически весь его внутренний объем занят топливным баком. Законцовка крыла выполнена из радиопрозрачного материала и предназначена для размещения антенн бортового комплекса обороны.
29 февраля 2000 года - первый полет опытного самолета "1.44"
В полете опытно-экспериментальный самолет 1.44, разработанный РСК "МиГ" для отработки концепции истребителей 21 века
МиГ. Проект 1-42.
Предположительный вид новейшего истребителя "1-42", приведенный в зарубежной печати
МФИ (МиГ 1.44)
1-44
Прототип многофункционального фронтового истребителя (МФИ) - самолет "1.44"