Антонов Ан-2
Варианты:
Антонов - Ан-2 - 1947 - Россия
Страна: Россия
Год: 1947


Легкий транспортный самолет общего назначения с экипажем из одного-двух человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (141)
Ан-2, Ан-3 и Ан-4 конструкции О. К. Антонова

   Интерес к планеризму Олег Константинович Антонов проявлял еще со школьной скамьи. Карьеру авиаконструктора О. К. Антонов начал с проектирования планеров и гидросамолетов, в годы Великой Отечественной войны занимался производственными вопросами в КБ А. С. Яковлева. После войны Антонов сумел создать собственное конструкторское бюро, перед которым поставили задачу спроектировать самолет, способный взлетать и садиться где и когда угодно. Такой самолет был создан. Он называется Ан-2 (западное наименование "Colt"). Изначально знаменитый биплан обозначался СХ-1 (Сельскохозяйственный первый). Прототип СХ-1 выполнил первый полет 31 августа 1947 года.
   Одномоторный подкосно-расчалочный биплан снабжен двойным управлением. Конструкция планера практически полностью выполнена из металла. Обшивка крыльев за передним лонжероном и стабилизатора полотняная. Крупноразмерный фюзеляж полумонококовой конструкции, оснащен подогревом и системой вентиляции. Стабилизатор снабжен подкосами. Шасси - усиленной конструкции, трехопорное с хвостовой опорой. Вместо колес с пневматиками низкого давления возможна установка лыж или поплавков.
   На прототипе был установлен звездообразный мотор воздушного охлаждения АШ-21 мощностью 760 л.с. Серийные самолеты оснащались двигателями мощностью 1000 л.с. АШ-62Р.
   С 1960 году основным заводом по выпуску самолетов Ан-2 стало польское предприятие WSK-PZL. На самолеты польской сборки ставились лицензионные моторы АШ-62Р, также изготовленные в Польше. Ан-2 собирался по лицензии в Китае, где получил обозначение Shijiazhuang Y-5 (Yunshuji-5). В общей сложности было построено порядка 18 500 самолетов Ан-2, включая 11 950 машин, изготовленных в Польше.


Варианты (советской постройки)

   Ан-2Ф: экспериментальный артиллерийский корректировщик с застекленной средней частью фюзеляжа, люковой пулеметной установкой и двухкилевым оперением, построен в 1948 году
   Ан-2Л: противопожарный вариант, оснащенный стеклопластиковыми контейнерами для химических реагентов под крылом и фюзеляжем
   Ан-2П (пассажирский): базовый вариант общего назначения, рассчитанный на перевозку 12 пассажиров или груза массой 1200 кг
   Ан-2П (противопожарный): противопожарный вариант самолета Ан-2В, разработанный в 1964 году, в поплавковые баки вмещает 1240 л воды
   Ан-2С: сельскохозяйственная модификация самолета Ан-2П с оборудованием для распыления химических реагентов, шасси снабжены амортизаторами с увеличенным ходом штоков
   Ан-2В: гидросамолет (см. ниже)
   Ан-23А: см. Ан-6
   Ан-3: первое упоминание о самолете Ан-3 относится к началу 1972 года, когда появилась информация о разработке в ОКБ Антонова специализированного сельскохозяйственного самолета. Более подробная информация появилась лишь в 1979 году - самолет Ан-2 с переделанной носовой частью фюзеляжа под установку модернизированного турбовинтового двигателя ТВД-1 ОБ (Изделие "20" ОМКБ) мощностью 940 л.с. Оснащен воздушным винтом большего диаметра, но с меньшей частотой вращения для большей безопасности полетов на малых высотах с малыми скоростями. Емкость баков для химических реагентов увеличена на 40% по сравнению с баками самолета Ан-2С
   Ан-4: гидросамолет; заводское обозначение модификации, известной в серии как Ан-2В (водный). Вместо колесного шасси установлено два легких металлических поплавка с управляемыми рулями на концах. Самолет Ан-2В строился в значительных количествах
   Ан-6: заводское обозначение серийного самолета Ан-23А, предназначенного для высотных метеорологических исследований. Перед килем оборудована застекленная кабина для наблюдателя. "ЗА" расшифровывается как "зондирование атмосферы". На самолет установлен мотор АШ-62Р с турбокомпрессором, позволяющим сохранять двигателю мощность до высоты 10000 м. Кок на винт не устанавливался для лучшего охлаждения двигателя набегающим потоком воздуха. Построено несколько самолетов данной модификации


Варианты (польской постройки)

   Ан-2 "Геофизика": вариант для геофизических исследований
   Ан-2М: двухпоплавковый вариант самолета Ан-2Т аналог советского Ан-2В
   Ан-2П: пассажирский вариант с уменьшенным, в сравнении с Ан-2П советской постройки, уровнем шума в кабине и усовершенствованным воздушным винтом
   Ан-2ПК: пятиместный самолет для VIP перевозок
   Ан-2П "фото": самолет для выполнения фотограмметрической съемки
   Ан-2ПР: телевизионный ретранслятор
   Ан-2Р: сельскохозяйственный вариант, строившийся с 1961 года с герметизированной кабиной экипажа, хвостовым оперением увеличенной площади; емкость бака - 1960 л жидкого реагента или 1350 кг сыпучего реагента
   Ан-2С: санитарный вариант, способный перевозить шестерых больных на носилках и одного медработника
   Ан-2Т: базовый вариант общего назначения
   Ан-2ТД: десантный самолет вместимостью 12 парашютистов
   Ан-2ТП: грузопассажирский вариант самолета Ан-2ТД
   Lala-1: экспериментальный вариант 1972 года двухбалочной схемы с укороченным фюзеляжем-гондолой и двухкилевым хвостовым оперением. В хвостовой части гондолы-фюзеляжа установлен турбовинтовой двигатель. Самолет использовался в качестве лаборатории по отработке конструктивных решений сельскохозяйственного самолета PZL М-15 Belpchegor


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ан-2П (производства WSK-PZL Mielec)

   Тип: легкий транспортный самолет общего назначения с экипажем из одного-двух человек
   Силовая установка: один звездообразный 9-цилиндровый поршневой двигатель воздушного охлаждения PZL Kalisz (АШ-62Р) мощностью 1000 л. с.
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 1750 м 250 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 185 км/ч; скороподъемность на уровне моря 210 м/мин; практический потолок 4400 м; дальность полета с грузом массой 500 кг - 900 км
   Массы: пустого 3450 кг; максимальная взлетная 5500 кг
   Размеры: размах крыла 18,18 м; длина по строительной оси (с поднятой хвостовой частью) 12,74 м; высота с поднятой хвостовой частью 6,10 м; площадь крыльев 71,52 м2
   Полезная нагрузка: 12 пассажиров или груз эквивалентной массы
В воздухе - первый опытный Ан-2. Новосибирск, осень 1947г.
Предшественник Ан-2: опытный биплан СХА-1
Опытный самолет СХ-1 - прототип Ан-2
Винтомоторная установка самолета СХ-1
Серийный Ан-2 - «эталон» 1950 г.
Уточнение лесопожарной обстановки перед вылетом. 1960-е гг.
Polish-built version of the Antonov An-2
Ан-2 1950-60-е годы. Ранний вариант самолета с винтом В-509А-Д7 с деревянными лопастями саблевидной формы.
Парашютисты грузятся в Ан-2, принадлежащий ДОСААФ. Самолет отличался неприхотливостью и мог эксплуатироваться в сложных погодных условиях.
В активе Ан-2 - сотни миллионов перевезенных пассажиров
ANTONOV AN-2. Although a post-war biplane may seem an anachronism in the jet age, there are sound structural features based on deeply-appreciated requirements in the layout of the AN-2, a 1950-vintage utility design by Oleg Konstantinovich Antonov. It is now widely replacing the PO-2 for nearly all light general work.
The designer is well known for his high-performance sailplanes, but he has rarely ventured to produce powered aircraft. The AN-2 is thought to be related to his SKh-1 agricultural aeroplane, but few details of the latter are available. Antonov and three collaborators were awarded a Stalin prize (First Class) in 1952 for work on transport and commercial aviation.
Looking at the AN-2 we see a capacious fuselage supported, not too high off the ground, by a sturdy tail-wheel undercarriage, and supporting in turn sesquiplane wings of large area and generous tail surfaces.
These features make for good performance - such as short landing and take-off runs and steep climbing ability - and ease of loading, at the rough aerodromes from which the AN-2 operates in many parts of the U.S.S .R. The AN-2 also possesses radio aids for night flying.
A float-mounted modification of the AN-2 has recently appeared, and a ski-equipped example formed part of the air support for the 1954 North Polar explorations.
Доставка плоскости крыла в Эссо
WSK-Mielec (Antonov) An-2P 12-seat passenger transport aircraft
"Гагаринский" Ан-2
Antonov An-2 biplanes are still in widespread use. A civil An-2.
One of the longest production runs of a piston engine since World War II has been that of the Shvetsov ASh-62 nine-cylinder air-cooled radial, rated at 1,000 hp and used to power well over 10,000 examples of the Antonov An-2
Типичная для начала 1960-х годов картина аэропорта. На переднем плане Ан-2, дальше - Ту-104, на заднем плане - Ан-10 и другие Ту-104. Хабаровск.
Якутский аэропорт Черский (бывший Нижние Кресты), где 25 октября 1958г. два преступника решили захватить Ан-2
Вспомогательные самолеты Ан-2 и Ан-14А из 105-й АДИБ. Аэродром Гробенхайн (ГДР), 1979 г.
Самолеты Ан-2 и «Вильга» Вадуй-луй-Водского аэроклуба. 1980-е годы
Обслуживание двигателя АШ-82ИР, 1965г.
Командир Ан-2 Д.А.Калинин (справа) и медицинская бригада перед вылетом по санзаданию. Краснодар, 1978г.
И.И.Кабаков (справа) и его второй пилот А.Буйленко возле Ан-2. Краснодар, 60-е годы. На заднем плане - L-200 "Морава" (госрегистрация СССР-63905).
Экипаж Ан-2 из 978-го ОВТАП
Типичная картина на провинциальном аэродроме СССР конца 1960-х - начала 1970-х гг.: Ан-2 местных авиалиний на заснеженной стоянке.
Каких только пассажиров и что за грузы не приходилось возить на Ан-2!
Ан-2 изображал вражеский бомбардировщик...
Antonov An-2 biplanes are still in widespread use. Olive-drab-painted military An-2
Сцена "Летающего московского балета"
Буксировка за самолетом Ан-2.
Выброска парашютистов - один из хрестоматийных примеров использования Ан-2
Применение Ан-2 позволило ежегодно увеличивать урожаи на миллионы тонн и спасать тысячи человеческих жизней
Модель фюзеляжа изд. "П" в масштабе 1:10, установленная на Ан-2
Ан-2, на котором советский экипаж перевозил руководство Гренады. В 1982г. после захвата этой страны он стал трофеем морской пехоты США
Украина
Ан-2 из 243-й ОСАЭ авиации ВДВ Украины. На киле неуставный опознавательный знак - "Тризуб" без щита. Болград, 2003 г.
Ан-2 из ЦАК им. О.К.Антонова буксирует планер "Бланик"
Нестареющий ветеран Ан-2 (зав. № 1G235-26)
Грузия
Ан-2 с опознавательными знаками грузинской военной авиации, также заснятый на авиабазе "Марнеули"
Азербайджан
Азербайджанские Ан-2 нашли свое применение в боях
Литва
Эстония
Ан2 ВВС Эстонии
Германия
Парашютисты выполняют прыжки с Ан-2, принадлежащего ВС ГДР. Хорошо видны вытяжные фалы парашютов. Самолет идеально подходил для подготовки парашютистов.
An Antonov AN·2 general.purpose biplane of the new East German (Communist) Air force reveals black, red and gold diamond insigne.
Ан-2ТП обслуживали пассажирские авиалинии внутри ГДР
Чехия
Этот Ан-2, снятый в сентябре 1981 года, принадлежал чехословацкому аэроклубу и был украшен национальными узорами. Универсальность Ан-2 была доказана его использованием для решения различных задач.
Польша
Ан-2 N 1G178-08 после кругосветного перелета
Possibly only the second Russian type to visit Farnborough, Antonov An-2 SP-DNP was support aircraft for the Poles
Румыния
RSz still uses Antonov An-2 agricultural biplanes (HA-MHN illustrated). Polish-built as well as the original Russian machines are in service
About 25% of Romaero's business is in repair and overhaul. This Antonov An-2 is being overhauled for the Romanian Air Force.
Вьетнам
Ан-2 - подарок Хо Ши Мину.
Югославия
WSK-Mielec (Antonov) An-2R agricultural aircraft, in the insignia of a Yugoslav operator
Самолеты Ан-2 ВВС Югославии
Хорватия
Хорватский Ан-2
Македония
Ан-2 ВВС Македонии (VAM-150)
Единственным транспортным самолетом ВВС Македонии остается Ан-2
Албания
Один из четырех еще летающих Y-5 4030-го АП Албанских ВВС. Самолеты отремонтированы, на них нанесен свежий, весьма заковыристый камуфляж.
Монголия
Mongolian transport types seemed to have led a ‘limbo’-like existence between the military and the civilian services. Parachutists entering an Antonov An-2. Whilst carrying a ‘civilian’ suffix to its identity, the aircraft appears dark or even camouflaged and carries a winged badge of sorts beneath the cockpit.
Гражданские монгольские Ан-2. Судя по всему, намечается тренировка спортсменов-парашютистов ОСО МНР. Улан-Батор, конец 1960-х гг.
Withdrawn An-2s at Buyant Vkha in the summer of 1994. All carry ‘Mongol’ registration prefixes, a variety of colour schemes and national markings.
Китай
А так китайцы сохраняют памятный самолет Y-5, с которого развеяли прах Чжоу Эньлая. Обратите внимание на живые цветы у самолета
Chinese-built Antonov An-2 utility biplane
While in Seoul, South Korea, earlier this year Brian G. Nichols photographed this aircraft, part of a permanent exhibition just outside the city - Antonov An-2 "18132", apparently ex-Chinese A.F. Perhaps some other reader knows its origin ?
США
Ан-2 2-го бронекавалерийского полка, прозванный американцами "Красным бароном".
Египет
A few An-2 biplanes currently serve with the EAF in the utility role, this example having been photographed at Almaza. The sturdy Antonov has been found particularly useful for operation from short desert strips.
Ан-2 ВВС Египта с выпускающимся магнитометром
Куба
Кубинский Ан-2, использующийся в качестве аэротакси
 
5 декабря 2012г. самолет-ветеран Ан-2 (сер. № 1Г226-49) отправился в уникальный перелет из тюменского аэропорта Плеханово в Кейптаун (ЮАР). Перелет осуществляется в рамках проекта From Ocean to Ocean (от океана до океана) - совместной акции российской авиакомпании "ЮТэйр" с зарубежными компаниями ExecuJet Aviation Group и Liftec. По прибытии в ЮАР "Аннушка" будет задействована в благотворительной миссии "Просто любовь" - прогулочных полетах с африканскими детьми-сиротами.
Заметным событием ILA'98 стало участие немецкого "Общества любителей Ан-2"
Празднование юбилея знаменитого биплана начали участники XI Европейского слета любителей Ан-2, который проходил с 9 по 12 августа на летном поле Paluknio Air Park неподалеку от литовской столицы Вильнюса
Детали
Основная опора шасси Ан-2
Хвостовая опора шасси
Винтомоторная установка серийного Ан-2
The An-2P's 1,000 h.p. Shvetsov ASh-621R radial engine drives an AV-2 four-bladed variable-pitch propeller of 11ft 10in diameter.
Механизация нижнего крыла
Левый подкос коробки крыльев
Левый подкос стабилизатора
Грузовая дверь
Ан-2 и Ан-4 в цехе окончательной сборки Киевского авиазавода
Завершается постройка очередных Ан-2 на предприятии WSK PLZ-Mielec
Стапельная сборка крыла и фюзеляжа Y-5 на Шицзячжуанском авиазаводе
Ан-2СХ
Сельскохозяйственный Ан-2СХ с опрыскивателем
Ан-2СХ с распылителем типа РТШ и фильтрогондолами системы вентиляции кабины экипажа
Сигнальщица - незаменимый помощник летчиков Ан-2 во время проведения авиационных химработ
Один из Ан-2, применяемых для дезактивации берегов рек. Полесское, июнь 1986 г.
Авиатехник руководит загрузкой удобрений в Ан-2. Владимирский район Ровенской области, 1963 г.
Ан-2СХ с опытным оборудованием ультрамалообъемного опрыскивания
Ан-2СХ с авиационным противопожарным устройством
Загрузка сыпучих химикатов в Ан-2 с помощью ленточного транспортера. Колхоз "Заповiт Ленiна" Гуляйпольского района Запорожской области, 16 марта 1966 г.
WSK-Mielec (Antonov) An-2R agricultural aircraft, with ventral dispersal gear and rotary atomisers
Лыжи
Полярный Ан-2 на лыжах с полиэтиленовой накладкой
Ан-2 на лыжах с тормозами
Ан-2 на лыжах из "арктилита".
Варианты Ан-2 с лыжным шасси и поплавками широко применялись на внутренних линиях СССР, где имелось большое количество рек, озер и различных водоемов. Летом самолеты эксплуатировались на поплавках с воды, а зимой - на лыжах со снега и льда. Обратите внимание - название двигателя на фюзеляже написано латиницей: самолет построен в Польше.
После пурги. 1970-е годы
Аэродром на острове Жохова
Ан-2 были участниками почти всех советских антарктических экспедиций
"Когда светит солнце и нет ветра, очень тепло, +1 градус, солнце припекает и можно ходить раздетым". В центре - К.Ф.Михаленко. Море Дейвиса, близ Мирного (Антарктида). 4 января 1957г.
Штурмовой
Ударный Ан-2 зав. N 1G28-19 на испытаниях в ГК НИИ ВВС
Опытный Ан-2, вооруженный для действий по наземным целям
Балочные держатели БДЗ-57КУ, на которых подвешены 250-кг бомба ФАБ-250 и блок УБ-16-57У
Подфюзеляжный бомбодержатель
Блок неуправляемых ракет УБ-16-57У на балочном держателе БДЗ-57КУ
Иллюминаторы фюзеляжа позволяли десантникам вести огонь из ручного стрелкового оружия. Снаружи фюзеляжа видны ограничители, не позволявшие прострелить из автомата крыло
Приспособления для стрельбы из автоматов
Экипаж одного из вооруженных 57-мм блоками НАР УБ-16 Ан-2 из 919-го ТРАП ВВС ДРВ на фоне своего самолета. Аэродром Гиа Лам (Залам ???), январь-март 1968 г.
Огонь НУРСами ведет Северокорейский Ан-2
Экспериментальные
Ампульная противопожарная кассета для Ан-2Л
Высотный метеосамолет Ан-2В
Ан-2 с экспериментальным многоколесным шасси
Опытный Ан-2 с многоколесным шасси
Ан-2РТ
Аппаратура приема телеметрии РТС-6, устанавливавшаяся на Ан-2РТ. Это еще не специализированный авиационный вариант (каковые появились на следующих поколениях СИП). Такими же блоками оснащались и наземные пункты приема телеметрии.
Фонарь аэрофотосъемочного Ан-2 доработан в Польше компанией Flugtechnik
"Анакс" - хорватский Ан-2 в варианте АВАКС