Антонов Ан-22 Антей
Страна: Россия
Год: 1965


Тяжелый транспортный самолет с экипажем из пяти человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (116)
Ан-22 "Антей"

   Прототип тяжелого военно-транспортного самолета Ан-22 "Антей" (западное наименование "Cock") демонстрировался на Парижском авиасалоне всего через месяц после первого полета, выполненного 27 февраля 1965 года. "Антей" приковал к себе внимание всех посетителей выставки, ведь на тот момент он являлся самым большим самолетом в мире. Максимальная взлетная масса гиганта составляет 246000 кг, при этом машина обладала очень неплохими взлетно-посадочными характеристиками. Самолет имеет развитую механизацию крыла, многоколесное шасси и способен базироваться на грунтовых аэродромах.
   В определенном смысле, Ан-22 представляет собой увеличенный в размерах Ан-12 с новым двухкилевым оперением. Подобно Ан-12, грузовая кабина Ан-22 не герметичная, но за кабиной пилотов сделан герметизированный отсек (двухярусный) на 28-30 пассажиров. В задней части грузовой кабины смонтирована опускаемая рампа, кабина оборудована лебедками и краном. Носовая опора шасси двухколесная. С каждого борта фюзеляжа установлено по три двухколесных основных опоры, которые убираются в специальные обтекатели. Давление в пневматиках колес шасси регулируется. В носовой части фюзеляжа смонтированы три радиолокатора разного назначения, включая навигационный и метеорологический.
   Пока не появился Ан-124, "Антей" оставался единственным советским самолетом, способным перевозить танки. Всего было построено около сотни Ан-22, которые эксплуатировались очень интенсивно. На начало 2009 года самолеты Ан-22 остались на вооружении 76-й отдельной гвардейской военно-транспортной эскадрильи, дислоцированной в Мигалово (Тверь). Один Ан-22 эксплуатируется авиакомпанией "Antonov Airtrack", принадлежащей ОКБ Антонова (ныне корпорация "Национальное объединение "Антонов"). За исключением нескольких первых серийных самолетов, все Ан-22 имели окраску и регистрацию "Аэрофлота". Самолет Ан-22 по-прежнему востребован на рынке воздушных грузовых перевозок.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ан-22

   Тип: тяжелый транспортный самолет с экипажем из пяти человек
   Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя КНПО "Труд" (Н. Д. Кузнецов) НК-12МА мощностью по 15000 л.с. (11185 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 740 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 580 км/ч; практический потолок 7500 м; дальность полета с грузом массой 45 000 кг и полной заправкой 11000 км; дальность полета с максимальной нагрузкой 5000 км
   Массы: пустого 11400 кг; максимальная взлетная 250 000 кг
   Размеры: размах крыла 64,40 м; длина 58 м; высота 12,53 м; площадь крыла 345,00 м2
   Нагрузка: до 80 000 кг
Опытный Ан-22 сразу после выкатки из сборочного цеха. Концевые части крыла демонтированы. 18 августа 1964 г.
Выкатка первого Ан-22, Киев, 18 августа 1964г.
Буксировка «Антея» после выкатки на стоянку аэродрома Святошин
Опытный Ан-22 готов к началу наземных испытаний. Аэродром Святошин, осень 1964г.
Гигантские самолеты всегда были национальной гордостью любой страны. Установившего множество мировых рекордов Ан-22 эта участь не миновала, причем мощным ТВД НК-12 до сих пор нет равных - двигатели TP400 европейского ВТС A-400M приблизились к ним почти вплотную. НК-12 разных модификаций получили бомбардировщики Ту-95, авиалайнеры Ту-114 и экранопланы "Орленок".
На двух прототипах (на фотографии прототип, показанный в 1965 году на авиасалоне в Париже) и восьми первых серийных самолетах носовые оконечности фюзеляжей были полностью застекленными. На самолетах более поздней постройки там ставилась метеоРЛС.
Завершение пробежки перед первым вылетом на аэродроме Святошин
Первый взлет Ан-22 N 01-01, Киев, 27 февраля 1965г.
Ан-22 впервые поднимается в небо
Ан-22 "Антей"
В воздухе - первый "Антей"
Antonov An-22 long-range heavy transport aircraft (four 15,000 shp Kuznetsov NK-12MB turboprop engines)
Авиалайнер Ту-104 имеет длину около 40 м, но он "теряется" на фоне гигантского Ан-22. Несмотря на свой возраст, один "Антей" до сих пор используется для грузовых перевозок.
Летно-испытательная и доводочная база ОКБ в Гостомеле, 1965г.
Ан-22 N 01-01 на стоянке в Гостомеле. Август 1997г.
Экипаж ГНИКИ, испытывавший Ан-22
Ю.В. Курлин и бортэлектрик М.П. Раченко возле первого серийного Ан-22 (на переднем плане справа налево). Париж, 1967 г.
"Антей" в Ле Бурже, июнь 1965г.
Рассказывавшие о Парижских авиасалонах 1965 (сверху) и 1969 годов французские газеты уделили много внимания Ан-22, управляемому экипажем Ю.В.Курлина
Выкатка первого серийного «Антея» N 01-03 на Ташкентском авиазаводе. 16 ноября 1965 г.
Ан-22 N 01-03 готов к установлению мировых достижений. Чкаловская, 17.10.1967г. Справа - бетонные блоки рекордного груза
Испытания противоштопорного парашюта на Ан-22 N 01-03
Испытательный полет Ан-22 N 01-03 с двумя зафлюгированными винтами. 1971г.
27 февраля 1965г.: первый полет самого большого в мире транспортного самолета Ан-22. Уже в июне эта машина была продемонстрирована на Парижском авиасалоне.
В ходе учений «Восток-69» были впервые задействованы «Антеи»
Испытания по сбросу моногруза с Ан-22 N 01-06
Ан-22 cep. № 01-03 на аэродроме Ягельное, Тюменская обл. Апрель 1977 г.
Вездеходность Ан-22 вызывает восхищение
Установка в гидробассейн фюзеляжа Ан-22 N 01-04 для проведения усталостных испытаний
Ан-22, принадлежащие АНТК им. О.К.Антонова, в отличие от военных машин, оснащены гражданской РЛС "Гроза-40". Слева - обтекатель этой РЛС (верхний) на "Антее" N 05-09, справа - на "Антее" N 01-03
Летчики-испытатели Ю.В. Курлин и В.В. Мигунов (идут в центре) возле Ан-22. Гостомель, 1994 г.
Ан-22 первой серии выпуска (самолет на втором плане) внешне отличались от других "Антеев" только конфигурацией носовой части
Ан-22 на авиасалоне рулит мимо открытого ангара пилотажной группы Королевских ВВС "Рэд Эрроу" (красные стрелы) на международном авиасалоне в Фарнборо, лето 1988г.
Именной самолет Ан-22 "Василий Семененко". Тверь, июль 2005г.
Самый легкий серийный «Ан» под крылом самого большого самолета своего времени Ан-22
Ан-22 на аэродроме в Шперенберге. ГДР больше нет. Нет и Советского Союза. Некогда грозная "Группа советских войск в Германии" уходит домой, постепенно распадаясь на просторах аморфного СНГ...
"Антей" в составе 566-го полка
Ан-22 дивизии на аэродроме Мигалово. Июль 2005г.
Ан-22 на Камчатке, 1974г.
Тяжелые транспортные самолеты Ил-76 и Ан-22 прибыли на аэродром Темплин (Германия) за очередной партией имущества выводимых в Россию авиачастей. Январь 1994 г.
Идет погрузка средств технического обеспечения 19-го авиаполка истребителей-бомбардировщиков (самолеты МиГ-27), входившего в состав 125-й АДИБ (штаб в Лерц) 16-й Воздушной армии. Авиабаза Лерц, май 1993г.
Ан-22 у эстакады для погрузки крупногабаритной несамоходной техники
Выгрузка дизель-электростанции на мысе Шмидта, ноябрь 1970г.
Экскаватор Э652 покидает грузовую кабину "Антея". Сургут, 1969г.
Вклад Ан-22 в освоение удаленных районов Сибири и Крайнего Севера переоценить невозможно. Только "Антеи" могли доставлять тяжелую строительную технику в глухие уголки страны, не имевшие аэродромов с твердым покрытием. Погрузочно-разгрузочные работы облегчались наличием на самолете опускаемой рампы, она может открываться и в полете для десантирования техники и грузов на парашютах.
Загрузка в «Антей» гусеничной техники
8 сентября 2016г. с аэродрома Гостомель под Киевом отправился в свой первый коммерческий рейс после восстановления летной годности Ан-22 (зав. № 043481244) авиакомпании «Авиалинии Антонова». Самолетом управлял экипаж во главе с летчиком-испытателем Виктором Гончаровым. В тот же день «Антей» прибыл в швейцарский г. Цюрих. 9 сентября на его борт погрузили промышленную катушку с кабелем производства компании Brugg, весившую 25 т. Для ее перевозки специалисты ГП «Антонов» разработали специальную раму. Совершив промежуточную посадку для дозаправки в Тбилиси, 10 сентября Ан-22 прибыл к месту назначения в Абу-Даби (ОАЭ).
Погрузка техники в "Антеи"
Погрузка боевой техники и личного состава
Доставка "Града" в Анголу. Аэр. Порт-Нуар. Экипаж подполковника Б.П.Жукова. 1978г.
Погрузка в Ан-22 зенитного ракетного комплекса "Бук"
Погрузка фюзеляжа Ан-26
Фюзеляж Ан-140, доставленный из Харькова в Иран на борту Ан-22 авиакомпании "Авиалинии Антонова" (экипаж В.В.Гончарова)
Погрузка Ми-8 в Ан-22 N 02-09 для перевозки в Эфиопию, 1987г.
28 октября 2019г. Ан-22 «Антей» авиакомпании «Авиалинии Антонова» выполнил первый рейс после завершения регламентного техобслуживания. По заказу логистической компании Минобороны Испании из Мадрида в Багдад был доставлен вертолет «Супер Пума». 30 октября обратным рейсом «Антей» перевез другой такой же вертолет. Этот Ан-22 - единственный самолет своего типа, находящийся в коммерческой эксплуатации.
Погрузка вертолетов Ми-24 для переброски в Афганистан. Аэродром Буялык (под Одессой). 1981г.
15 января 2001г. из Летной академии Украины (Кировоград) в Гостомель на Ан-22 UR-09307 (командир экипажа В.Гончаров) был доставлен Ан-14. Этот самолет с бортовым номером "99" (сер.N 903013) после восстановления займет место рядом с другими "Анами" на площадке создаваемого музея
Погрузка восстановленного ДБ-3 в "Антей"
Ан-22 осуществляет вывод советских войск из Германии
Ан-22 из состава 81-го ВТАП готовится к вылету в Моздок. 1995г.
Ан-22 перед демонстрационным полетом в начале взлетной полосы на международном авиасалоне в Ле Бурже, лето 1977г.
Взлетает Ан-22 N 05-09. Гостомель, 1995г.
Российский Ан-22 RA-09308 (серийный N 00340301) ивановского полка
Antonov An-22 Antheus long-range heavy transport aircraft (four 15,000 shp Kuznetsov NK-12MA turboprop engines)
Antonov An-22 Antheus.
12 февраля 2016г. после ремонта поднялся в небо Ан-22А (завод. № 043481244), принадлежащий ГП «Антонов». Машина совершила перелет из Гостомеля на аэродром Святошин для покраски и дальнейших доработок.
Транспортникам Ан-22 отводилась важная роль при выводе ГСВГ, а также авиационных группировок 4-й и 16-й ВА.
Тяжелый транспортный самолет Ан-22 из 6955-й АвБ
Проход Ан-22 на малой высоте над полосой аэродрома
Крутой разворот... С пустым грузовым отсеком и неполной заправкой Ан-22 может крутить довольно впечатляющий для такой тяжелой машины пилотаж.
В полете - Ан-22 N 05-10. На обтекателях шасси сверху видны АПП-50
В воздухе - машина N 05-10. Пилотирует ее командир 8-го ВТАП полковник А.Пономарев. 1992г.
Под крылом Тверь. Курс на Мигалово. Февраль 2006г.
Ан-22 из состава 81-го ВТАП осуществляет полет над Средиземным морем в сопровождении перехватчика НАТО F-104G
"Антей" над Индийским океаном в сопровождении американского штурмовика A-7
Дневная летная смена. Заход на посадку. Шасси и закрылки выпущены, посадочные фары включены.
На вооружение ВТА поступило от 30 до 50 "антеев". По топливной эффективности Ан-22 превосходил и турбореактивные Ил-76, и турбовинтовые Ан-12.
Первая перевозка центроплана Ан-124 на Ан-22 N 01-01 из Ташкента в Киев. Июль 1980г.
Ан-22 N 01-01 транспортирует центроплан "Руслана" после установки новых обтекателей. Сентябрь 1981г.
Погрузка консоли крыла Ан-124 на Ан-22 N 01-03 на ТАПОиЧ. Январь 1984г.
Первозка крыла Ан-225 на спине "Антея".
Ан-22 N 01-01 доставил центроплан Ан-225 "Мрiя". 1987г
Ю.В.Курлин, П.В.Балабуев и Д.С.Кива дают интервью после доставки в Киев на Ан-22 (сер. N 01-01) центроплана для второго экземпляра самолета Ан-225. Аэродром Святошино, 1991г.
Первый в мире широкофюзеляжный самолет Ан-22 "Антей".
"Попугай". Тверь, лето 2005г.
Могучие НК-12 с соосными винтами. И в каждом почти 15 тыс. "лошадей"...
Выполнение регламентных работ на винтах АВ-90 в ТЭЧ 81-го ВТАП
Автомат постановки помех
Основные опоры шасси "Антея"
Передняя опора шасси с пневматиками образца 60-х гг.
Антенна КП-3 системы "Купол-22"
Входная дверь, воздухозаборник и выхлопные сопла ВСУ самолета Ан-22 N 05-09
Первые экипажи из состава ВТА, освоившие Ан-22 (81-й ВТАП, 1971г.). В центре командир полка полковник Н.С.Моргис, зам. командующего ВТА генерал-лейтенант авиации Б.М.Константинов, командир эскадрильи подполковник Л.Н.Хорошко
Завершение сборки первого опытного экземпляра Ан-22. Концевые части крыла не помещались в сборочном цехе, и под них пришлось сделать вырезы в стенах
В сборочном цехе ТАПОиЧ, начало 70-х гг.