Ильюшин ДБ-3 / ЦКБ-30
Варианты:
Ильюшин - ДБ-3 / ЦКБ-30 - 1936 - Россия
Страна: Россия
Год: 1936


Бомбардировщик
Описание:
ДБ-3 / ЦКБ-30
ДБ-3
Фотографии:

Боковые проекции (13)

ДБ-3 / ЦКБ-30

Дальний бомбардировщик, цельнометаллический двухмоторный моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Создан в ЦКБ под руководством С.В.Ильюшина. Являлся развитием опытного самолета ЦКБ-26 смешанной конструкции. Новый образец ЦКБ-30 совершил свой первый полет 31 марта 1936 г. Серийное производство развернуто с января 1937 г. Выпускался заводами # 18 (Воронеж), # 126 (Комсомольск-на-Амуре), # 39 (Москва), # 23 (Москва). В общей сложности построено 6785 экз.
ДБ-3 состоял на вооружении в СССР с лета 1937 г., в Китае - с начала 1939 г., в Финляндии - с весны 1940 г.
Основные серийные модификации:
   - ДБ-3 (ДБ-3А) с моторами М-85/86, вооружение 3x7,62;
   - ДБ-3Б с моторами М-87А/Б, отъемными консолями крыла, измененным остеклением кабины штурмана, новым фонарем кабины пилота, усиленным шасси, бронезащитой, частичным протектированием бензобаков, вооружение 3x7,62 (полевые переделки - 4x7,62), часть самолетов в 1940 - 1941 гг. переделана под новые турели МВ-3 и МВ-2;
   - ДБ-3Ф (первые серии именовались ДБ-3М, с 1942 г. - Ил-4) с моторами М-87Б/88/88А/88Б, новой веретенообразной носовой частью, новым шасси, вооружение 2x7,62 (первые серии), 3x7,62 и 1x12,7+2x7,62 (с начала 1942 г.). Полевые переделки 2x12,7+1x7,62 или 1x20+2x7,62, с осени 1941 г. введены деревянные каркас кабины штурмана, хвостовой кок, с апреля 1942 г. - подвесные бензобаки, с конца года - усиленное шасси, с мая-июня 1943 г. увеличена стреловидность крыла по передней кромке.
Выпускались также торпедоносные варианты ДБ-3Т и Ил-4Т для авиации ВМФ. Бомбовая нагрузка всех модификаций до 2000 кг.
ДБ-3 начали впервые воевать в Китае весной 1939 г., зимой 1939/40 г. наносили бомбовые удары в ходе советско-финской войны (в т.ч. и как пикировщики). В июне 1941 г. являлись основным типом дальних бомбардировщиков в Советском Союзе. В начале войны использовались днем против наступающих войск противника. Далее в составе полков авиации дальнего действия (АДД) поражали цели и близ линии фронта, и в глубоком тылу противника, действуя в основном ночью. В августе 1941 г. совершили первый советский налет на Берлин.
ДБ-3 (Ил-4) участвовали во всех крупных операциях Красной Армии. В июле 1942 г. совершили серию налетов на Берлин, Будапешт, Бухарест, Плоешти, Восточную Пруссию. Далее части АДД перемежали поддержку войск на фронте с рейдами в глубь территории противника. Активно действовали под Сталинградом (в т.ч. днем) и Курском. В августе 1945 г. участвовали в войне с Японией (в т.ч. ДБ-3Б).
Ил-4 сняли с производства в начале 1945 г., с вооружения - в начале 1946 г.

ДБ-3

<...>
   Другая опытная машина, носившая название ЦКБ-30, имела закрытую кабину пилота, советские моторы М-85 и цельнометаллическую конструкцию. ЦКБ-30 также установил несколько рекордов и привлек интерес всего мира, преодолев 28-29 апреля 1939 года расстояние в 8000 км от Москвы до Северной Америки (остров Мискоу).
   Но к тому времени эти бомбардировщики уже выпускались серийно для советских ВВС и ВМФ. В начале 1937 года начали выпуск первой производственной серии, а до 1945 года построили более 6800 машин различных модификаций. Под военным обозначением ДБ-3 они широко применялись в авиации дальнего действия и морской авиации, считались вполне боеспособными и с первого дня участвовали в Великой Отечественной войне. Именно флотские бомбардировщики ДБ-3 нанесли первые удары по Берлину.
   Самолеты ДБ-3 также использовались в Финляндии в 1940-1945 годах. К пяти самостоятельно захваченным самолетам прибавились шесть закупленных из немецких трофейных запасов.
ДБ-3 1-го минно-торпедного авиаполка Балтийского флота, декабрь 1939г.
ДБ-3а из 2 АЭ 4 ДБАП, на котором штурман К.П.Иконников совершил первый боевой вылет 8 августа 1941г. по ж.д. станции Брест.
ДБ-3Б из 2-й эскадрильи 4-го ДБАП, участвовавший в налете на ж/д станцию Брест 8 августа 1941 г.
ДБ-3 с моторами М-87 (поздних серий) из состава 53-го ДБАП ВВС Северо-Западного фронта. Аэродром Пушкин, декабрь 1939 - январь 1940г.
ДБ-3 из состава 53-го ДБАП, зима 1939–1940 гг.
Этот ДБ-3Б (зав. № 391695) был подбит 21 февраля 1940 г. севернее Вуотсо летчиками из финской эскадрильи F19. Позже с бортовым номером VP-14 самолет летал в составе ВВС Финляндии
ДБ-3А с моторами М-85 первых серий из состава 6-го ТБАП ВВС Северо-Западного фронта. Аэродром Кречевицы, зима 1939-1940г.
ДБ-3Б одного из минно-торпедных полков ВВС ТОФ, принимавших участие в боевых действиях против Японии в августе 1945 г.
ДБ-3 с моторами М-87А, оснащенный турелями МВ-2 и МВ-3 из состава 85-го АПОН Особой авиабригады ВВС Северо-Западного фронта. Аэродром Пушкин, февраль 1940г.
ДБ-3А с опознавательными знаками ВВС Китая из состава эскадрильи к-на Г.А. Кулишенко, участвовавший в налете на аэродром Ханькоу в октябре 1939 г.
ДБ-3, захваченный финскими войсками в январе 1940г.
В ходе войны финским ВВС удалось детально ознакомиться со всеми образцами советской авиатехники, включая новейшие бомбардировщики ДБ-3. Трофеев было так много, что часть из них была предоставлена для ознакомления Люфтваффе, готовившихся вместе с Вермахтом к "маршу на Восток". Надо сказать, что вопреки широко распространенному мнению, согласно которому немцы были поражены возможностями ДБ-3, результаты испытаний ДБ-3 в центре ВВС в Рехлине, как впрочем и ДБ-3Ф, не произвели никакого впечатления на немецких специалистов.