Ильюшин ДБ-3 / ЦКБ-30
Варианты:
Ильюшин - ДБ-3 / ЦКБ-30 - 1936 - Россия
Страна: Россия
Год: 1936


Бомбардировщик
Описание:
ДБ-3 / ЦКБ-30
ДБ-3
Фотографии:

Ч/б фото (82)

ДБ-3 / ЦКБ-30

Дальний бомбардировщик, цельнометаллический двухмоторный моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Создан в ЦКБ под руководством С.В.Ильюшина. Являлся развитием опытного самолета ЦКБ-26 смешанной конструкции. Новый образец ЦКБ-30 совершил свой первый полет 31 марта 1936 г. Серийное производство развернуто с января 1937 г. Выпускался заводами # 18 (Воронеж), # 126 (Комсомольск-на-Амуре), # 39 (Москва), # 23 (Москва). В общей сложности построено 6785 экз.
ДБ-3 состоял на вооружении в СССР с лета 1937 г., в Китае - с начала 1939 г., в Финляндии - с весны 1940 г.
Основные серийные модификации:
  - ДБ-3 (ДБ-3А) с моторами М-85/86, вооружение 3x7,62;
  - ДБ-3Б с моторами М-87А/Б, отъемными консолями крыла, измененным остеклением кабины штурмана, новым фонарем кабины пилота, усиленным шасси, бронезащитой, частичным протектированием бензобаков, вооружение 3x7,62 (полевые переделки - 4x7,62), часть самолетов в 1940 - 1941 гг. переделана под новые турели МВ-3 и МВ-2;
  - ДБ-3Ф (первые серии именовались ДБ-3М, с 1942 г. - Ил-4) с моторами М-87Б/88/88А/88Б, новой веретенообразной носовой частью, новым шасси, вооружение 2x7,62 (первые серии), 3x7,62 и 1x12,7+2x7,62 (с начала 1942 г.). Полевые переделки 2x12,7+1x7,62 или 1x20+2x7,62, с осени 1941 г. введены деревянные каркас кабины штурмана, хвостовой кок, с апреля 1942 г. - подвесные бензобаки, с конца года - усиленное шасси, с мая-июня 1943 г. увеличена стреловидность крыла по передней кромке.
Выпускались также торпедоносные варианты ДБ-3Т и Ил-4Т для авиации ВМФ. Бомбовая нагрузка всех модификаций до 2000 кг.
ДБ-3 начали впервые воевать в Китае весной 1939 г., зимой 1939/40 г. наносили бомбовые удары в ходе советско-финской войны (в т.ч. и как пикировщики). В июне 1941 г. являлись основным типом дальних бомбардировщиков в Советском Союзе. В начале войны использовались днем против наступающих войск противника. Далее в составе полков авиации дальнего действия (АДД) поражали цели и близ линии фронта, и в глубоком тылу противника, действуя в основном ночью. В августе 1941 г. совершили первый советский налет на Берлин.
ДБ-3 (Ил-4) участвовали во всех крупных операциях Красной Армии. В июле 1942 г. совершили серию налетов на Берлин, Будапешт, Бухарест, Плоешти, Восточную Пруссию. Далее части АДД перемежали поддержку войск на фронте с рейдами в глубь территории противника. Активно действовали под Сталинградом (в т.ч. днем) и Курском. В августе 1945 г. участвовали в войне с Японией (в т.ч. ДБ-3Б).
Ил-4 сняли с производства в начале 1945 г., с вооружения - в начале 1946 г.

ДБ-3

<...>
  Другая опытная машина, носившая название ЦКБ-30, имела закрытую кабину пилота, советские моторы М-85 и цельнометаллическую конструкцию. ЦКБ-30 также установил несколько рекордов и привлек интерес всего мира, преодолев 28-29 апреля 1939 года расстояние в 8000 км от Москвы до Северной Америки (остров Мискоу).
  Но к тому времени эти бомбардировщики уже выпускались серийно для советских ВВС и ВМФ. В начале 1937 года начали выпуск первой производственной серии, а до 1945 года построили более 6800 машин различных модификаций. Под военным обозначением ДБ-3 они широко применялись в авиации дальнего действия и морской авиации, считались вполне боеспособными и с первого дня участвовали в Великой Отечественной войне. Именно флотские бомбардировщики ДБ-3 нанесли первые удары по Берлину.
  Самолеты ДБ-3 также использовались в Финляндии в 1940-1945 годах. К пяти самостоятельно захваченным самолетам прибавились шесть закупленных из немецких трофейных запасов.
Опытный бомбардировщик ЦКБ-30 в ходе заводских испытаний
ДБ-3Б 41-й серии выпуска завода N 18 на испытаниях в НИИ ВВС.

ДБ-3Б, выпущенный воронежским авиазаводом, на котором проводились испытания турели МВ-3.

Подготовка ДБ-3 из состава 1 мтап КБФ к боевому вылету, осень-зима 1941-42гг.
День материальной части (парковый день) в 3-й авиаэскадрилье. Обслуживание бомбардировщика ДБ-3, 1943 г.
Один из первых серийных ДБ-3 с моторами М-85 является экспонатом монинского авиамузея.

Бомбардировщики ДБ-3 использовались при полетах в Китай в качестве транспортных самолетов. Строевые ДБ-3А первых серий.
Война заставила наносить на ДБ-3 камуфляж
Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Петр Ильич Хохлов. Снимок начала 40-х годов.

ДБ-3 6-го ДБАП во время советско-финской войны
Бомбардировщик ДБ-3 из состава 3-й аэ, 1943 г.
Экипаж одного из полков АДД перед вылетом против наступающих сухопутных сил врага. 1941 г.
Подготовка ДБ-3 из 1-го МТАП к очередному вылету на бомбардировку Берлина. Аэродром Кагул, август 1941 г.
П-к Е.Н. Преображенский (слева) и флагманский штурман 1-го МТАП к-н П.И. Хохлов перед вылетом на Берлин. Аэродром Кагул, 15 августа 1941 г.
Ряд самолетов 1-го МТАП ВВС КБФ несли накануне и в первый период войны довольно причудливую окраску, не регламентированную никакими наставлениями.
ДБ-3Б ранних серий
Бомбардировщик ДБ-3 был наиболее современным советским боевым самолетом, принимавшим участие в зимней войне.
Экипаж из 1-го МТАП перед вылетом против наступающих сухопутных сил врага. 1941 г.
Экипаж самолета ДБ-3 докладывает командиру о готовности к вылету
ДБ-3 на карельском фронте. Двигатели раскапотированы для послеполетного осмотра.

ДБ-3 капитана А.Т.Дроздова из состава 1-го МТАП.
С.Вахрушев на фоне ДБ-3, ставшего экспонатом музея ВВС в Монино
При подготовке этого ДБ-3 к боевому вылету потребовалось полностью раскапотировать правый двигатель. Зима 1939-40 годов
Самолеты ДБ-3 использовались в годы войны для подготовки штурманов и стрелков
В работе на трассе Алма-Ата - Ланьчжоу принимали участие ДБ-3А из состава 23-й авиабригады, дислоцированной в подмосковном Монино
ДБ-3 из состава 85-го авиаполка особого назначения. Аэродром Пушкин, февраль - март 1940г. На самолете хорошо виден обтекатель антенны радиополукомпаса РПК-2 на фюзеляже и грубая белая зимняя окраска. (Один из последних ДБ-3Б, остававшихся в 1-м гмтап ВВС КБФ, 20 февраля 1943г. ???)

Для решения вспомогательных задач и минных постановок ДБ-3 использовали на Балтике до середины войны. Самолет авиации Балтфлота, зима 1943
Один из первых серийных ДБ-3Б, поступивших в эксплуатацию и получивший новый широкий фонарь пилотской кабины
К лету 1941-го ДБ-3 получили камуфляжную окраску, хотя в первые месяцы Великой Отечественной войны встречалось немало машин, щеголявших "в серебре".

Летом 43-го уже было очевидно, что победа будет за нами, и некоторые самолеты 1-го ГМТАП украсились гвардейскими знаками.
ДБ-3 из 2-го мтап на полевом аэродроме в районе Анапы, 1941г.
Загрузка бомб в самолет ДБ-3. 1939 г.
Подготовка к полетам
ДБ-3 требовал от наземных экипажей больших усилий для поддержания летной годности
ДБ-3Б поздних серий с радиополукомпасом РПК-2 «Чайка»
Несмотря на достаточно высокие летно-тактические данные ДБ-3, разработчики и производители продолжали интенсивное совершенствование бомбардировщика. На фото один из самолетов, испытывавшихся в НИИ ВВС. Хорошо виден обтекатель радиокомпаса, установленного перед пилотской кабиной и ПВД.
ДБ-3 командира 1-го МТАП полковника Е.Н.Преображенского.
ДБ-3 из 1-го МТАП в ходе боевого вылета. Советско-финская война, зима 1939-40 годов
Сбор в Ростове-на-Дону. Прыжок испытателя из кабины штурмана.
ДБ-3 3-й эскадрильи 1-го МТАП ВВС КБФ майора Н.А.Токарева над Хельсинки. Хорошо видно, что каждый экипаж выполняет самостоятельное бомбометание. 30 ноября 1939г.

ДБ-3 в музее обороны Ленинграда
Начиная с 1938г. все ДБ-3 приспособили к подвеске трех приборов ВАП-500 под центропланом
ДБ-3А (зав. № 390905) с тремя подвешенными выливными приборами ВАП-500 во время испытаний в НИИ ВВС. Июль 1938 г.
Три прибора ЗАРП-500 под бомбардировщиком ДБ-3
У ранних серий дальних бомбардировщиков ДБ-3 предусматривалась подвеска четырех приборов ВАП-4 под консолями крыла
Три ВАП-500 под ДБ-3А.
Пара дымовых приборов ДАП-100 под центропланом дальнего бомбардировщика ДБ-3А, НИИ ВВС, 1936 г.
Две кассеты АБК-3 в бомбоотсеке ДБ-3Б
Ампульная кассета АК-2У, устанавливавшаяся на самолетах ДБ-3Б и ДБ-3Ф.
Финляндия
ДБ-3Б (VP-13?)
ДБ-3Б из 45 дбап, захваченный финнами в январе 1940 г.
На снимке - первый ДБ-3М, принятый на вооружение финских ВВС. Самолет был захвачен 29 января 7 940 года в Хаухо, получил номер VP-101 и позже был потерян в Южной Финляндии из-за поломки двигателя (разбился 30 июня 1941 года в районе озера Хирваслампи).
После серьезной модернизации появился вариант ДБ-3М, сменивший к концу 1939 года первую версию ДБ-3Б на трех сборочных линиях. ДБ-3М имел два мотора М-87А либо М-87Б.
The first DB-3M to be acquired by the Finnish air arm, which, bearing the construction number 392320, was captured at Hauho on 29 January 1940. This was assigned the Finnish serial VP-101, later changed to VP-11, and belonged to 2/LeLv 46 at the beginning of the "Continuation War" but was lost five days after the resumption of Russo-Finnish hostilities when it alighted on Lake Hirvaslampi after a failure of the starboard engine.
ДБ-3 из состава 53-го ДБАП, входившего в состав 1-й авиагруппы особого назначения. Самолет поздней серии с широким фонарем пилотской кабины и развитым боковым остеклением кабины штурмана.
Этот ДБ-3 также достался финнам практически неповрежденным. Вероятно, вынужденная посадка произошла из-за отказа двигателей.
One of the DB-3Ms captured by the Finns during the "Winter War" (DB-13) which was demonstrated in Germany in the summer of 1941, and is seen when serving with 2/LeLv48.
Ilyushin DB-3M DB-21 of PLeLv 46 gleams in the sun at Kemi in November 1944.
One of the DB-3M bombers (DB-19) utilised by the Finnish air arm (Ilmavoimat). This particular aircraft, one of six procured from German war booty depots, is seen while operating with 3/PLeLv 46 from Mensuvaara in the summer of 1944. It was later operated by PLeLv 45 and withdrawn from service in February 1945.
ДБ-3М (DB-18) из финской авиагруппы 2/LeLv 48, август 1942г.
ДБ-3, ставший первым трофейным самолетом этого типа в составе ВВС Финляндии. Малме, март 1940 г.
ДБ-3, доработанный финнами для ведения фоторазведки
"Москва"
ДБ-3
Единственный предполетный снимок самолета "Москва", к сожалению, несущий на себе следы грубой ретуши.
ЦКБ-30 «Москва» начинает перелет в Северную Америку. Аэродром Щелково, 28 апреля 1939 г.
В 1938 году специально подготовленный ЦКБ-30 "Москва" выполнил беспосадочный перелет по маршруту Москва (аэродром Чкаловский) - Спасск-Дальний (Приморье). Самолет был окрашен в красный цвет, а снизу на крыле было написано "Москва". Через год на нем был выполнен беспосадочный перелет Москва - Нью-Брансуик (Канада).
The specially-modified DB-3 "Moskva" which, in 1938, flew non-stop from Moscow to Spassk-Dalnii, near Vladivostok. This aircraft, painted red overall and displaying its name in white beneath the wings, flew from Moscow to Canada in the following year.
Рекордный самолет ДБ-3 «Москва», выполнивший в 1938 году беспосадочный перелет по маршруту Москва - Спасск-Дальний
Встреча «Москвы» в Спасске. 28 июня 1938 г.
«Москва» после вынужденной посадки на о. Мискоу
The DB-3 "Moskva” seen after its forced landing on the island of Miscou, at the northern tip of the Canadian province of New Brunswick, at the conclusion of a 22 hr 56 min flight.
"Москва" после вынужденной посадки на острове Мискоу.
Погрузка разобранного самолета на понтон.
"Москва" на барже-понтоне в порту Галифакс.
Однотипный с "Москвой" самолет "Украина", также предназначенный для дальних перелетов, на котором экипаж в составе М. Нестеренко, М. Михалевой и Н. Русаковой 28 июля 1940 г. пытался совершить дальний перелет по маршруту Хабаровск - Львов
Самолет «Украiна» на правом борту нес название на украинском языке, а на левом - на русском
Экспериментальная десантно-грузовая кабина Д-20 под бомбардировщиком ДБ-3Б
ДБ-3ЛЛ предназначался для изучения в полете различных профилей крыла. 1940 г.
Летающая лаборатория ЦАГИ ДБ-3ЛЛ имела довольно необычный вид. Над фюзеляжем располагались прямоугольные модели отсеков крыла с различным удлинением и хордой, что хорошо видно на фотографиях. Эта летающая лаборатория в 1940-1941гг. служила для изучения характера обтекания новых профилей в условиях реального полета.
Экспериментальный самолет ДБ-3УПС. Казань, 1942 г.
Основные опоры шасси ДБ-3 вызывали много нареканий