
Варианты
- Ильюшин - ДБ-3 / ЦКБ-30 - 1936 - Россия
- Ильюшин - ДБ-3Т - 1938 - Россия
- Ильюшин - Ил-4 / ДБ-3Ф - 1939 - Россия
- Ильюшин - Ил-4Т - 1940 - Россия
ДБ-3 / ЦКБ-30
Дальний бомбардировщик, цельнометаллический двухмоторный моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Создан в ЦКБ под руководством С.В.Ильюшина. Являлся развитием опытного самолета ЦКБ-26 смешанной конструкции. Новый образец ЦКБ-30 совершил свой первый полет 31 марта 1936 г. Серийное производство развернуто с января 1937 г. Выпускался заводами # 18 (Воронеж), # 126 (Комсомольск-на-Амуре), # 39 (Москва), # 23 (Москва). В общей сложности построено 6785 экз.
ДБ-3 состоял на вооружении в СССР с лета 1937 г., в Китае - с начала 1939 г., в Финляндии - с весны 1940 г.
Основные серийные модификации:
- ДБ-3 (ДБ-3А) с моторами М-85/86, вооружение 3x7,62;
- ДБ-3Б с моторами М-87А/Б, отъемными консолями крыла, измененным остеклением кабины штурмана, новым фонарем кабины пилота, усиленным шасси, бронезащитой, частичным протектированием бензобаков, вооружение 3x7,62 (полевые переделки - 4x7,62), часть самолетов в 1940 - 1941 гг. переделана под новые турели МВ-3 и МВ-2;
- ДБ-3Ф (первые серии именовались ДБ-3М, с 1942 г. - Ил-4) с моторами М-87Б/88/88А/88Б, новой веретенообразной носовой частью, новым шасси, вооружение 2x7,62 (первые серии), 3x7,62 и 1x12,7+2x7,62 (с начала 1942 г.). Полевые переделки 2x12,7+1x7,62 или 1x20+2x7,62, с осени 1941 г. введены деревянные каркас кабины штурмана, хвостовой кок, с апреля 1942 г. - подвесные бензобаки, с конца года - усиленное шасси, с мая-июня 1943 г. увеличена стреловидность крыла по передней кромке.
Выпускались также торпедоносные варианты ДБ-3Т и Ил-4Т для авиации ВМФ. Бомбовая нагрузка всех модификаций до 2000 кг.
ДБ-3 начали впервые воевать в Китае весной 1939 г., зимой 1939/40 г. наносили бомбовые удары в ходе советско-финской войны (в т.ч. и как пикировщики). В июне 1941 г. являлись основным типом дальних бомбардировщиков в Советском Союзе. В начале войны использовались днем против наступающих войск противника. Далее в составе полков авиации дальнего действия (АДД) поражали цели и близ линии фронта, и в глубоком тылу противника, действуя в основном ночью. В августе 1941 г. совершили первый советский налет на Берлин.
ДБ-3 (Ил-4) участвовали во всех крупных операциях Красной Армии. В июле 1942 г. совершили серию налетов на Берлин, Будапешт, Бухарест, Плоешти, Восточную Пруссию. Далее части АДД перемежали поддержку войск на фронте с рейдами в глубь территории противника. Активно действовали под Сталинградом (в т.ч. днем) и Курском. В августе 1945 г. участвовали в войне с Японией (в т.ч. ДБ-3Б).
Ил-4 сняли с производства в начале 1945 г., с вооружения - в начале 1946 г.
Описание:
- ДБ-3 / ЦКБ-30
- ДБ-3
Фотографии
-
Авиация и Время 2002-03 / С.Вахрушев - История одного экспоната
ДБ-3 на заводской свалке в Комсомольске-на-Амуре
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Котлобовский - Третий дальний (Бомбардировщик ДБ-3)
Восстановление ДБ-3 (зав. № 391311) в цехе Иркутского АПО. Иркутск, 1989 г.
-
Авиация и Время 2002-03 / С.Вахрушев - История одного экспоната
Погрузка восстановленного ДБ-3 в "Антей"
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-22 Антей - Россия - 1965
-
Мировая Авиация 234
Во время Зимней войны 1939-1940 годов финские военные захватили пять советских ДБ-3 (включая данную машину), позже ВВС получили еще шесть трофейных самолетов данного семейства. Финские самолеты принимали участие в боевых действиях на советско-германском фронте.
-
Air International 1986-02 / ??? - From DB-3 to IL-4... /Warbirds/
One of the DB-3Ms captured by the Finns during the "Winter War" (DB-13) which was demonstrated in Germany in the summer of 1941, and is seen on 23 January 1943 after nosing over at Luonetjarvi.
-
Aviation Historian 1 / J.Forsgren - Northern exposure
The sole Ilyushin DB-3M shot down by F 19, c/n 391695, being recovered. At the time of the Winter War Ilmavoimat was awaiting the delivery of Fiat G.50 monoplane fighters from Italy, which would have had an impact on the air arm’s capability.
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Котлобовский - Третий дальний (Бомбардировщик ДБ-3)
Поврежденный ДБ-3, захваченный немецкими войсками. Лето 1941 г.
-
История Авиации 2001-02 / В.Котельников, М.Морозов - Незаконнорожденный бомбардировщик /Самолеты страны советов/ (3)
Подбитый во время задания бомбардировщик, совершивший посадку на редкий лес. Советско-финская война, начало 1940г.
-
История Авиации 2001-02 / В.Котельников, М.Морозов - Незаконнорожденный бомбардировщик /Самолеты страны советов/ (3)
Охота за финскими броненосцами береговой обороны обходилась недешево, хотя и не настолько дорого, как об этом считают сами финны, заявляющие, что только зенитным огнем кораблей были сбиты восемь советских самолетов. На самом деле не более двух.
-
Мир Авиации 1995-02 / ??? /Галерея/
ДБ-3а из 2 АЭ 4 ДБАП, август 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / М.Тимин - Система обозначений самолетов ВВС КА накануне Великой Отечественной войны /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Дб-3 из 3-й эскадрильи 7-го ДБАП. Самолет выполнил вынужденную посадку 23.05.41 г. в 5 км Ю-3 аэродрома Митава. Летчик мл. лейтенант Линьков, инструктор командир эскадрильи майор И.Ф. Александров.
Коллаж «цветовой» системы обозначений, на примере Дб-3 7-го ДБАП. 1-я АЭ - красные номера, 2-я АЭ - голубые, 3-я АЭ - черные, 4-я АЭ - белые, 5-я АЭ - зеленые. -
Авиация и Время 2020-01 / А.Котлобовский - Третий дальний (Бомбардировщик ДБ-3)
Сбитый ДБ-3, упавший на захваченной финнами территории Карелии. 1941 г.
Тип фотографий