Ильюшин ДБ-3 / ЦКБ-30
Варианты:
Ильюшин - ДБ-3 / ЦКБ-30 - 1936 - Россия
Страна: Россия
Год: 1936


Бомбардировщик
Описание:
ДБ-3 / ЦКБ-30
ДБ-3
Фотографии

ДБ-3 / ЦКБ-30

Дальний бомбардировщик, цельнометаллический двухмоторный моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Создан в ЦКБ под руководством С.В.Ильюшина. Являлся развитием опытного самолета ЦКБ-26 смешанной конструкции. Новый образец ЦКБ-30 совершил свой первый полет 31 марта 1936 г. Серийное производство развернуто с января 1937 г. Выпускался заводами # 18 (Воронеж), # 126 (Комсомольск-на-Амуре), # 39 (Москва), # 23 (Москва). В общей сложности построено 6785 экз.
ДБ-3 состоял на вооружении в СССР с лета 1937 г., в Китае - с начала 1939 г., в Финляндии - с весны 1940 г.
Основные серийные модификации:
  - ДБ-3 (ДБ-3А) с моторами М-85/86, вооружение 3x7,62;
  - ДБ-3Б с моторами М-87А/Б, отъемными консолями крыла, измененным остеклением кабины штурмана, новым фонарем кабины пилота, усиленным шасси, бронезащитой, частичным протектированием бензобаков, вооружение 3x7,62 (полевые переделки - 4x7,62), часть самолетов в 1940 - 1941 гг. переделана под новые турели МВ-3 и МВ-2;
  - ДБ-3Ф (первые серии именовались ДБ-3М, с 1942 г. - Ил-4) с моторами М-87Б/88/88А/88Б, новой веретенообразной носовой частью, новым шасси, вооружение 2x7,62 (первые серии), 3x7,62 и 1x12,7+2x7,62 (с начала 1942 г.). Полевые переделки 2x12,7+1x7,62 или 1x20+2x7,62, с осени 1941 г. введены деревянные каркас кабины штурмана, хвостовой кок, с апреля 1942 г. - подвесные бензобаки, с конца года - усиленное шасси, с мая-июня 1943 г. увеличена стреловидность крыла по передней кромке.
Выпускались также торпедоносные варианты ДБ-3Т и Ил-4Т для авиации ВМФ. Бомбовая нагрузка всех модификаций до 2000 кг.
ДБ-3 начали впервые воевать в Китае весной 1939 г., зимой 1939/40 г. наносили бомбовые удары в ходе советско-финской войны (в т.ч. и как пикировщики). В июне 1941 г. являлись основным типом дальних бомбардировщиков в Советском Союзе. В начале войны использовались днем против наступающих войск противника. Далее в составе полков авиации дальнего действия (АДД) поражали цели и близ линии фронта, и в глубоком тылу противника, действуя в основном ночью. В августе 1941 г. совершили первый советский налет на Берлин.
ДБ-3 (Ил-4) участвовали во всех крупных операциях Красной Армии. В июле 1942 г. совершили серию налетов на Берлин, Будапешт, Бухарест, Плоешти, Восточную Пруссию. Далее части АДД перемежали поддержку войск на фронте с рейдами в глубь территории противника. Активно действовали под Сталинградом (в т.ч. днем) и Курском. В августе 1945 г. участвовали в войне с Японией (в т.ч. ДБ-3Б).
Ил-4 сняли с производства в начале 1945 г., с вооружения - в начале 1946 г.

ДБ-3

<...>
  Другая опытная машина, носившая название ЦКБ-30, имела закрытую кабину пилота, советские моторы М-85 и цельнометаллическую конструкцию. ЦКБ-30 также установил несколько рекордов и привлек интерес всего мира, преодолев 28-29 апреля 1939 года расстояние в 8000 км от Москвы до Северной Америки (остров Мискоу).
  Но к тому времени эти бомбардировщики уже выпускались серийно для советских ВВС и ВМФ. В начале 1937 года начали выпуск первой производственной серии, а до 1945 года построили более 6800 машин различных модификаций. Под военным обозначением ДБ-3 они широко применялись в авиации дальнего действия и морской авиации, считались вполне боеспособными и с первого дня участвовали в Великой Отечественной войне. Именно флотские бомбардировщики ДБ-3 нанесли первые удары по Берлину.
  Самолеты ДБ-3 также использовались в Финляндии в 1940-1945 годах. К пяти самостоятельно захваченным самолетам прибавились шесть закупленных из немецких трофейных запасов.
ДБ-3А с моторами М-85 первых серий из состава 6-го ТБАП ВВС Северо-Западного фронта. Аэродром Кречевицы, зима 1939-1940г.
ДБ-3 с моторами М-87 (поздних серий) из состава 53-го ДБАП ВВС Северо-Западного фронта. Аэродром Пушкин, декабрь 1939 - январь 1940г.
ДБ-3 из состава 53-го ДБАП, зима 1939–1940 гг.
ДБ-3 с моторами М-87А, оснащенный турелями МВ-2 и МВ-3 из состава 85-го АПОН Особой авиабригады ВВС Северо-Западного фронта. Аэродром Пушкин, февраль 1940г.
ДБ-3 1-го минно-торпедного авиаполка Балтийского флота, декабрь 1939г.
ДБ-3а из 2 АЭ 4 ДБАП, на котором штурман К.П.Иконников совершил первый боевой вылет 8 августа 1941г. по ж.д. станции Брест.
ДБ-3, захваченный финскими войсками в январе 1940г.
В ходе войны финским ВВС удалось детально ознакомиться со всеми образцами советской авиатехники, включая новейшие бомбардировщики ДБ-3. Трофеев было так много, что часть из них была предоставлена для ознакомления Люфтваффе, готовившихся вместе с Вермахтом к "маршу на Восток". Надо сказать, что вопреки широко распространенному мнению, согласно которому немцы были поражены возможностями ДБ-3, результаты испытаний ДБ-3 в центре ВВС в Рехлине, как впрочем и ДБ-3Ф, не произвели никакого впечатления на немецких специалистов.
В музее ВВС в Монино стоит ДБ-3А поздней серии выпуска завода N 39. Характерным признаком этих машин был узкий фонарь пилотской кабины с дверцей слева, три боковых окна в кабине штурмана. Машину при ремонте остеклили плексигласом, но в то время все фонари были целлулоидными. Зимние лобовые жалюзи моторов тоже поставили позже.
Дальний бомбардировщик ДБ-3 выставлен в Музее ВВС России (Монино)
ДБ-3Б 41-й серии выпуска завода N 18 на испытаниях в НИИ ВВС.
ДБ-3Б, выпущенный воронежским авиазаводом, на котором проводились испытания турели МВ-3.
Подготовка ДБ-3 из состава 1 мтап КБФ к боевому вылету, осень-зима 1941-42гг.
День материальной части (парковый день) в 3-й авиаэскадрилье. Обслуживание бомбардировщика ДБ-3, 1943 г.
Один из первых серийных ДБ-3 с моторами М-85 является экспонатом монинского авиамузея.
Бомбардировщики ДБ-3 использовались при полетах в Китай в качестве транспортных самолетов. Строевые ДБ-3А первых серий.
Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Петр Ильич Хохлов. Снимок начала 40-х годов.
ДБ-3 6-го ДБАП во время советско-финской войны
Бомбардировщик ДБ-3 из состава 3-й аэ, 1943 г.
Ряд самолетов 1-го МТАП ВВС КБФ несли накануне и в первый период войны довольно причудливую окраску, не регламентированную никакими наставлениями.
Бомбардировщик ДБ-3 был наиболее современным советским боевым самолетом, принимавшим участие в зимней войне.
Экипаж самолета ДБ-3 докладывает командиру о готовности к вылету
ДБ-3 на карельском фронте. Двигатели раскапотированы для послеполетного осмотра.
ДБ-3 капитана А.Т.Дроздова из состава 1-го МТАП.
С.Вахрушев на фоне ДБ-3, ставшего экспонатом музея ВВС в Монино
Самолеты ДБ-3 использовались в годы войны для подготовки штурманов и стрелков
ДБ-3 из состава 85-го авиаполка особого назначения. Аэродром Пушкин, февраль - март 1940г. На самолете хорошо виден обтекатель антенны радиополукомпаса РПК-2 на фюзеляже и грубая белая зимняя окраска. (Один из последних ДБ-3Б, остававшихся в 1-м гмтап ВВС КБФ, 20 февраля 1943г. ???)
ДБ-3 из состава 1-го МТАП
Один из первых серийных ДБ-3Б, получивший новый широкий фонарь пилотской кабины.
К лету 1941-го ДБ-3 получили камуфляжную окраску, хотя в первые месяцы Великой Отечественной войны встречалось немало машин, щеголявших "в серебре".
ДБ-3 из 2-го мтап на полевом аэродроме в районе Анапы, 1941г.
Подготовка к полетам
Несмотря на достаточно высокие летно-тактические данные ДБ-3, разработчики и производители продолжали интенсивное совершенствование бомбардировщика. На фото один из самолетов, испытывавшихся в НИИ ВВС. Хорошо виден обтекатель радиокомпаса, установленного перед пилотской кабиной и ПВД.
Сбор в Ростове-на-Дону. Прыжок испытателя из кабины штурмана.
ДБ-3 3-й эскадрильи 1-го МТАП ВВС КБФ майора Н.А.Токарева над Хельсинки. Хорошо видно, что каждый экипаж выполняет самостоятельное бомбометание. 30 ноября 1939г.
Начиная с 1938г. все ДБ-3 приспособили к подвеске трех приборов ВАП-500 под центропланом
Три прибора ЗАРП-500 под бомбардировщиком ДБ-3
У ранних серий дальних бомбардировщиков ДБ-3 предусматривалась подвеска четырех приборов ВАП-4 под консолями крыла
Три ВАП-500 под ДБ-3А.
Пара дымовых приборов ДАП-100 под центропланом дальнего бомбардировщика ДБ-3А, НИИ ВВС, 1936 г.
Две кассеты АБК-3 в бомбоотсеке ДБ-ЗБ
Ампульная кассета АК-2У, устанавливавшаяся на самолетах ДБ-3Б и ДБ-3Ф.
Финляндия
ДБ-3Б (VP-13?)
ДБ-3Б из 45 дбап, захваченный финнами в январе 1940 г.
На снимке - первый ДБ-3М, принятый на вооружение финских ВВС. Самолет был захвачен 29 января 7 940 года в Хаухо, получил номер VP-101 и позже был потерян в Южной Финляндии из-за поломки двигателя (разбился 30 июня 1941 года в районе озера Хирваслампи).
После серьезной модернизации появился вариант ДБ-3М, сменивший к концу 1939 года первую версию ДБ-3Б на трех сборочных линиях. ДБ-3М имел два мотора М-87А либо М-87Б.
The first DB-3M to be acquired by the Finnish air arm, which, bearing the construction number 392320, was captured at Hauho on 29 January 1940. This was assigned the Finnish serial VP-101, later changed to VP-11, and belonged to 2/LeLv 46 at the beginning of the "Continuation War" but was lost five days after the resumption of Russo-Finnish hostilities when it alighted on Lake Hirvaslampi after a failure of the starboard engine.
ДБ-3 из состава 53-го ДБАП, входившего в состав 1-й авиагруппы особого назначения. Самолет поздней серии с широким фонарем пилотской кабины и развитым боковым остеклением кабины штурмана.
Этот ДБ-3 также достался финнам практически неповрежденным. Вероятно, вынужденная посадка произошла из-за отказа двигателей.
One of the DB-3Ms captured by the Finns during the "Winter War" (DB-13) which was demonstrated in Germany in the summer of 1941, and is seen when serving with 2/LeLv48.
Ilyushin DB-3M DB-21 of PLeLv 46 gleams in the sun at Kemi in November 1944.
One of the DB-3M bombers (DB-19) utilised by the Finnish air arm (Ilmavoimat). This particular aircraft, one of six procured from German war booty depots, is seen while operating with 3/PLeLv 46 from Mensuvaara in the summer of 1944. It was later operated by PLeLv 45 and withdrawn from service in February 1945.
ДБ-3М (DB-18) из 2/LeLv 48, август 1942г.
"Москва"
ДБ-3
Единственный предполетный снимок самолета "Москва", к сожалению, несущий на себе следы грубой ретуши.
В 1938 году специально подготовленный ЦКБ-30 "Москва" выполнил беспосадочный перелет по маршруту Москва (аэродром Чкаловский) - Спасск-Дальний (Приморье). Самолет был окрашен в красный цвет, а снизу на крыле было написано "Москва". Через год на нем был выполнен беспосадочный перелет Москва - Нью-Брансуик (Канада).
The specially-modified DB-3 "Moskva" which, in 1938, flew non-stop from Moscow to Spassk-Dalnii, near Vladivostok. This aircraft, painted red overall and displaying its name in white beneath the wings, flew from Moscow to Canada in the following year.
Однотипный с "Москвой" самолет "Украина", также предназначенный для дальних перелетов.
The DB-3 "Moskva” seen after its forced landing on the island of Miscou, at the northern tip of the Canadian province of New Brunswick, at the conclusion of a 22 hr 56 min flight.
"Москва" после вынужденной посадки на острове Мискоу.
Погрузка разобранного самолета на понтон.
"Москва" на барже-понтоне в порту Галифакс.
 
Экспериментальная десантно-грузовая кабина под бомбардировщиком ДБ-3Б
Летающая лаборатория ЦАГИ ДБ-3ЛЛ имела довольно необычный вид. Над фюзеляжем располагались прямоугольные модели отсеков крыла с различным удлинением и хордой, что хорошо видно на фотографиях. Эта летающая лаборатория в 1940-1941гг. служила для изучения характера обтекания новых профилей в условиях реального полета.
Приборная доска летчика до реставрации
Верхняя фюзеляжная турель МВ-3 (справа) и нижняя люковая турель МВ-2 (внизу) позволяли вести перекрестный огонь на расстоянии 25-30м за хвостом бомбардировщика.
Штурманская турель смотрит в тайгу
ДБ-3 на заводской свалке в Комсомольске-на-Амуре
ДБ-3 во время реставрации в цехе Иркутского АПО
Погрузка восстановленного ДБ-3 в "Антей"
Во время Зимней войны 1939-1940 годов финские военные захватили пять советских ДБ-3 (включая данную машину), позже ВВС получили еще шесть трофейных самолетов данного семейства. Финские самолеты принимали участие в боевых действиях на советско-германском фронте.
One of the DB-3Ms captured by the Finns during the "Winter War" (DB-13) which was demonstrated in Germany in the summer of 1941, and is seen on 23 January 1943 after nosing over at Luonetjarvi.
The sole Ilyushin DB-3M shot down by F 19, c/n 391695, being recovered. At the time of the Winter War Ilmavoimat was awaiting the delivery of Fiat G.50 monoplane fighters from Italy, which would have had an impact on the air arm’s capability.
Охота за финскими броненосцами береговой обороны обходилась недешево, хотя и не настолько дорого, как об этом считают сами финны, заявляющие, что только зенитным огнем кораблей были сбиты восемь советских самолетов. На самом деле не более двух.
ДБ-3а из 2 АЭ 4 ДБАП, август 1941г.