Поликарпов И-15бис / И-152
Варианты:
Поликарпов - И-15бис / И-152 - 1937 - Россия
Страна: Россия
Год: 1937


Одноместный истребитель
Описание:
И-15бис / И-152
И-15 и И-15бис "Чайка"
Фотографии:

Боковые проекции (36)

И-15бис / И-152

Одноместный истребитель, биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Разработан в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Являлся модернизацией истребителя И-15. Опытный образец ЦКБ-3бис проходил Государственные испытания в июле 1937 г., с октября того же года выпускался серийно заводом # 1 в Москве. Всего изготовлено 2408 экз. Мотор М-25, с 38-й серии - М-25В. Вооружение 4x7,62; бомбы до 100 кг. Состоял на вооружении в СССР и Китае с начала 1938 г., в Испании -с января 1939 г. Применялся в Испании с февраля 1939 г. В мае - сентябре 1939 г. участвовал в боях на р. Халхин-Гол, зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией. Применялся на фронтах Великой Отечественной войны в 1941 - 1942 гг. в качестве истребителя и штурмовика. В тыловых частях ПВО, особенно на Дальнем Востоке, сохранялся до конца 1944 г. Снят с производства в 1939 г.


И-15бис||
Размах:||10,2 м
Длина:||6,27 м
Моторы, количество х мощность:||1x750 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1730 кг
Максимальная скорость:||346 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||770 км

И-15 и И-15бис "Чайка"

<...>
  В начале 1937 года совершил первый полет прототип ЦКБ-3тер, оснащенный более мощным двигателем М-25В под удлиненным капотом и доработанным шасси с обтекателями на колесах. Но его основным отличием стало новое верхнее крыло, не имевшее излома и крепившееся к фюзеляжу с помощью N-образных стоек. В его задней кромке над кабиной пилота был сделан вырез. Как и у И-15, элероны были установлены только на верхнем крыле.
  Получивший обозначение И-15бис или, альтернативно, И-152, доработанный истребитель был первоначально вооружен четырьмя синхронными 7,62-мм пулеметами ПВ-1, но на самолетах позднего выпуска их заменили более эффективными ШКАС такого же калибра; небольшое число истребителей получили пару 12,7-мм пулеметов БС. Если И-15 мог нести четыре 20-кг бомбы на держателях под крылом, бомбовая нагрузка И-15бис была увеличена до 150 кг.
  Производство И-15бис завершилось в начале 1939 года после выпуска 2408 самолетов.
  Истребитель активно использовался в боях с японцами на границе с Маньчжурией в 1938-1939 годах и в войне с Финляндией в 1939-1940 годах.
  В последние месяцы 1939 года в Испанию через Францию было отправлено 93 самолета. Из них пункта назначения достигли только 30 машин, участие которых в боевых действиях оказалось весьма ограниченным. Часть из них перелетела во Францию перед крахом республиканцев в 1939 году. В Испании эти самолеты называли "Super Chato".
  В 1937-1938 годах четыре советских эскадрильи были отправлены в Китай для оказания помощи против вторжения японцев. Кроме того, не менее 186 самолетов И-15бис были поставлены непосредственно китайским ВВС. Но служба самолета в Китае складывалась неоднозначно - на заключительном этапе войны он уже стал уступать новым японским истребителям-монопланам.
  В июне 1941 года в составе советских ВВС все еще насчитывалось свыше 1000 самолетов И-15бис. Большинство из них использовались для непосредственной поддержки войск, пока их не заменили штурмовики Ил-2. Многие И-15бис были потеряны в первые месяцы германского вторжения и к концу 1942 года окончательно исчезли из состава боевых частей.


Варианты

  И-152ТК: один самолет, оснащенный в 1939 году двумя турбокомпрессорами ТК-3, способный развивать скорость 435 км/ч на высоте 6000 м
  И-152ГК: один самолет, в 1939 году оснащенный усовершенствованным вариантом гермокабины А.Я. Щербакова, уже прошедшей испытания на И-15


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  И-15бис

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один радиальный ПД М-25В мощностью 775 л. с. (578 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 370 км/ч; потолок 9500 м; дальность полета 530 км
  Масса: пустого снаряженного 1320 кг; максимальная взлетная 1900 кг
  Размеры: размах крыла 10,20 м; длина 6,27 м; высота 2,19 м; площадь крыла 22,53 м2
  Вооружение: четыре 7,62-мм пулемета ПВ-1 или ШКАС и до 150 кг бомб или шесть ракет РС-82 под крылом
Предсерийный И-15бис.
И-15бис командира одной из эскадрилий ВВС РККА, принимавших участие в конфликте на озере Хасан.
И-15бис из состава штабного звена 106-го ШАП ВВС САВО.
И-15бис из 13-й отдельной Краснознаменной авиаэскадрильи КБФ, 1940г.
И-15бис из 241-го ШАП Северо-Западного фронта, июнь 1941 г.
И-15бис из 1-й эскадрильи 74-го ШАП, потрепевший аварию 8 мая 1941 года
И-15бис 42-го ИАП 57-й САД. Реконструкция по фотографиям художник Александр Казаков.
И-15бис неизвестной части ВВС КА, захваченный немцами на аэродроме в первые дни войны.
И-15бис, оснащенный радиостанцией. Август 1939г.
И-15бис 42-го ИАП 57-й САД. Характерной особенностью самолета является очень большой номер, не свойственный самолетам 42-го ИАП. Судя по всему этот самолет был передан в 1940 г. из 67-го ИАП.
Внизу: Известные тактические номера истребителей И-15бис 42-го ИАП.
И-15бис из 74-го ШАП, поврежденный и захваченный немцами на аэродроме Куплин (Пружаны)
И-15бис из 3-й эскадрильи 215-го ШАП, аэродром Травники, июнь 1941 г.
Типичная окраска И-15бис в предвоенный период.
И-15бис из 70-го ИАП ВВС РККА, Халхин-Гол, лето 1939г.
Изображенный здесь И-152 во время боев на Халхин-голе (1939 год) летал в составе 70-го истребительного авиаполка.
И-152 имел высокую прочность и живучесть, а также ценился летчиками за свою "проворность". Изображенный самолет входил в состав 70-го истребительного авиаполка советских ВВС, принимавший участие летом 1939 года в боях на Халхин-Голе, на границе Монголии с Маньчжурией.
И-15бис лейтенанта Д.С.Гусарова из 3-й эскадрильи 70-го иап, захваченный японцами на месте вынужденной посадки 24 мая 1939г. Элементами быстрой идентификации самолетов этой эскадрильи были красные тактические номера и "пилотки"
И-15бис
Самолет И-15бис 46-го ИАП, базирующийся на аэродроме Млынув.
И-15бис из 11 иап КБФ старшего лейтенанта В.Ф.Абрамова, 1942г.
И-15бис, 1944г.
И-15бис, принадлежность и период неизвестны.
И-15бис Ульяновской ВАШП, на котором летал инструктор старшина Михалев. Зимой 1941-1942гг. разбит другим летчиком.
Этот И-152 несет стандартную окраску и обозначения, принятые в ВВС РККА в середине 1930-х годов. Как и всем советским истребителям, самолетам Поликарпова зимой приходилось взлетать с покрытых снегом взлетных полос, используя при этом лыжи вместо колес. Спереди и сзади лыжи поддерживались в горизонтальном положении во время полета с помощью резиновых жгутов-растяжек.
И-15бис из 71 -го ИАП КБФ, район Ладожского озера, зима 1941-42 гг.
И-15бис в зимнем камуфляже.
И-15бис с двумя ТК-1. Конец 1939г.
И-15бис, участвовавший в съемках фильма «Валерий Чкалов» в 1941 г.
Данный И-152 принадлежал лейтенанту Лауреано Сапине из отдельной группы ВВС республиканцев, сформированной в декабре 1938 года.
И-15бис командира эскадрильи Г.Н. Захарова. Китай, Нанчань, март 1938 г.
На Дальнем Востоке И-153 хорошо проявили себя в боях с японской авиацией. По соглашению с СССР ВВС Китая получили небольшое количество "Чаек", но плохо обученные китайские летчики вести бои с японскими истребителями Ki-27 оказались не способны.
И-15бис китайского пилота У Диньчень из состава 22-й эскадрильи, который 18 февраля 1938г. в воздушном бою на Ханькоу таранил японский истребитель A5M.
И-15бис летчика А.А.Губенко из 39-й АЭ ВВС Китая. Самолет был сбит над Наньчанем 26 июня 1938 г.
И-15бис финских ВВС. 1943г.
Один из пяти И-15бис, захваченных в ходе советско-финской войны 1939-40 гг. и используемых финскими ВВС во второй мировой войне
Один из захваченных финнами И-15бис, использовавшийся ими при съемке фильма о Зимней войне.