Поликарпов И-15бис / И-152
Варианты:
Поликарпов - И-15бис / И-152 - 1937 - Россия
Страна: Россия
Год: 1937


Одноместный истребитель
Описание:
И-15бис / И-152
И-15 и И-15бис "Чайка"
Фотографии:

Ч/б фото (58)

И-15бис / И-152

Одноместный истребитель, биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Разработан в ЦКБ под руководством Н.Н.Поликарпова. Являлся модернизацией истребителя И-15. Опытный образец ЦКБ-3бис проходил Государственные испытания в июле 1937 г., с октября того же года выпускался серийно заводом # 1 в Москве. Всего изготовлено 2408 экз. Мотор М-25, с 38-й серии - М-25В. Вооружение 4x7,62; бомбы до 100 кг. Состоял на вооружении в СССР и Китае с начала 1938 г., в Испании -с января 1939 г. Применялся в Испании с февраля 1939 г. В мае - сентябре 1939 г. участвовал в боях на р. Халхин-Гол, зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией. Применялся на фронтах Великой Отечественной войны в 1941 - 1942 гг. в качестве истребителя и штурмовика. В тыловых частях ПВО, особенно на Дальнем Востоке, сохранялся до конца 1944 г. Снят с производства в 1939 г.


И-15бис||
Размах:||10,2 м
Длина:||6,27 м
Моторы, количество х мощность:||1x750 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1730 кг
Максимальная скорость:||346 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||770 км

И-15 и И-15бис "Чайка"

<...>
  В начале 1937 года совершил первый полет прототип ЦКБ-3тер, оснащенный более мощным двигателем М-25В под удлиненным капотом и доработанным шасси с обтекателями на колесах. Но его основным отличием стало новое верхнее крыло, не имевшее излома и крепившееся к фюзеляжу с помощью N-образных стоек. В его задней кромке над кабиной пилота был сделан вырез. Как и у И-15, элероны были установлены только на верхнем крыле.
  Получивший обозначение И-15бис или, альтернативно, И-152, доработанный истребитель был первоначально вооружен четырьмя синхронными 7,62-мм пулеметами ПВ-1, но на самолетах позднего выпуска их заменили более эффективными ШКАС такого же калибра; небольшое число истребителей получили пару 12,7-мм пулеметов БС. Если И-15 мог нести четыре 20-кг бомбы на держателях под крылом, бомбовая нагрузка И-15бис была увеличена до 150 кг.
  Производство И-15бис завершилось в начале 1939 года после выпуска 2408 самолетов.
  Истребитель активно использовался в боях с японцами на границе с Маньчжурией в 1938-1939 годах и в войне с Финляндией в 1939-1940 годах.
  В последние месяцы 1939 года в Испанию через Францию было отправлено 93 самолета. Из них пункта назначения достигли только 30 машин, участие которых в боевых действиях оказалось весьма ограниченным. Часть из них перелетела во Францию перед крахом республиканцев в 1939 году. В Испании эти самолеты называли "Super Chato".
  В 1937-1938 годах четыре советских эскадрильи были отправлены в Китай для оказания помощи против вторжения японцев. Кроме того, не менее 186 самолетов И-15бис были поставлены непосредственно китайским ВВС. Но служба самолета в Китае складывалась неоднозначно - на заключительном этапе войны он уже стал уступать новым японским истребителям-монопланам.
  В июне 1941 года в составе советских ВВС все еще насчитывалось свыше 1000 самолетов И-15бис. Большинство из них использовались для непосредственной поддержки войск, пока их не заменили штурмовики Ил-2. Многие И-15бис были потеряны в первые месяцы германского вторжения и к концу 1942 года окончательно исчезли из состава боевых частей.


Варианты

  И-152ТК: один самолет, оснащенный в 1939 году двумя турбокомпрессорами ТК-3, способный развивать скорость 435 км/ч на высоте 6000 м
  И-152ГК: один самолет, в 1939 году оснащенный усовершенствованным вариантом гермокабины А.Я. Щербакова, уже прошедшей испытания на И-15


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  И-15бис

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один радиальный ПД М-25В мощностью 775 л. с. (578 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 370 км/ч; потолок 9500 м; дальность полета 530 км
  Масса: пустого снаряженного 1320 кг; максимальная взлетная 1900 кг
  Размеры: размах крыла 10,20 м; длина 6,27 м; высота 2,19 м; площадь крыла 22,53 м2
  Вооружение: четыре 7,62-мм пулемета ПВ-1 или ШКАС и до 150 кг бомб или шесть ракет РС-82 под крылом
Первый опытный И-15бис. Начало испытаний, лето 1937 г.
Самолет И-15бис имел верхнее крыло обычной конфигурации с центропланом на стойках. Но к тому времени испытания в аэродинамической трубе доказали, что крыло типа "чайка" обладает лучшими аэродинамическими свойствами. Оно и было использовано в конструкции самолета И-153 - преемника И-15бис.
И-15бис № 3358 из состава войсковой серии. Осень 1937 г.
И-15бис на захваченном немцами аэродроме Вильнюс
Носовая часть И-15бис. Обтекатели колес сняты.
Опытный истребитель И-152 во время испытаний. 1938 г.
И-15бис с красными звездами в белой окантовке, введенными в 1943 г.
Самолеты 42-го ИАП на аэродроме Ораны, 22 июня 1941 г.
Боковой люк доступа к радиостанции открыт.
Испытания И-15бис с радиостанцией. Стойка антенны над верхним крылом. Август 1939г.
Подвеска бомбы АО-25 на бомбодержатель Дер-31
И-152 ВВС РККА начального периода Великой Отечественной войны.
Под фюзеляжем этого самолета - контейнер для матерчатого конуса-мишени. Под нижним крылом - реактивные снаряды РС-82. 1943 г.
Два ВАП-6 под истребителем И-15 бис
Один из летчиков 13-й отдельной Краснознаменной авиаэскадрильи КБФ, 1940г.
Летчик-истребитель сержант И.П.Губорев на дежурстве, 11 иап, Ладога, 1942г.
Летчик получает задание на разведку неприятельских позиций
Пара И-15бис взлетает с полевого аэродрома. Маленькая звездочка на вершине киля, вероятно, является отличительным знаком эскадрильи. 1939 г.
И-15бис с двумя 25-кг бомбами из состава 71-го ИАП ВВС Балтфлота. Лето 1941 г.
И-15бис с 25-кг бомбами отправляется на боевое задание
И-15бис из 71-го ИАП Балтфлота заходит на посадку. В кабине - ст. л-т В.Ф. Абрамов
И-15бис из состава 65-го ШАП вернулся из боевого вылета. Район Петрозаводска, конец лета 1941 г.
В полете - серийный И-15бис в стандартной окраске до 1937 г.
Строевой И-15бис. Подмосковье, вторая половина 1930-х годов
Лыжное шасси И-15бис.
Для сравнительно тихоходных, а также обладавших довольно слабыми оборонительными возможностями, разведчиков Р-5 и P-Z полеты в глубине вражеского воздушного пространства были изначально противопоказаны. Однако неумолимая логика войны диктовала свои законы, и, поскольку скоростным И-16 подчас было не с руки сопровождать армейских "следопытов", последним в качестве прикрытия выделили более подходящие И-15бис.
И-15бис из 13-й ОАЭ 61-й авиабригады ВВС КБФ. Летчик - батальонный комиссар Волосевич. Надпись «За Сталина» была нанесена 30 ноября 1940 г.
Подготовка к запуску двигателя с помощью автостартера. Зима 1939-40 годов.
И-15бис. Ленинградский фронт, январь 1942г.
Подогрев двигателя при помощи специальной печки. Зима 1941-42 годов
И-15бис с четырьмя 50-л ПТБ
Подвесной бак на самолете с лыжным шасси.
Самолеты И-15бис на изрытом воронками от бомб летном поле Вильнюского аэродрома
Ил-2 61-го ШАП, фатально поврежденный близким разрывом авиабомбы на вильнюсском аэродроме Парубанек, на заднем плане самолеты И-15бис 42-го ИАП
И-15бис ТК, оснащенный двумя ТК-1. Госиспытания, конец 1939 г.
Вид на ТК-1, установленный по левому борту
И-15бис TK (зав. №№ 5976, 5977, 5978), полностью прошедшие заводские испытания. Конец сентября 1939 г.
И-15бис ГК и его гермокабина. Аэродром авиазавода № 289 в Подлипках, август 1939 г.
Личный состав авиаремонтных мастерских Балтфлота у полуразобранного И-15бис
Ремонт И-15бис на одном из московских заводов. 22 декабря 1941 г.
Воссозданный И-152 (И-15бис)
Испания
В 32-й эскадре испанских ВВС самолеты И-15бис дослужили до середины 1950-х годов
Китай
Истребители И-15бис ВВС Китая, 1939 г.
И-15бис (И-152) активно использовались китайскими ВВС. В целом китайские машины сохраняли советскую окраску (преимущественно зеленый цвет), но имели свои опознавательные знаки - сине-белые полосы на киле. Данная машина, вероятно, принадлежала 25-й эскадрилье.
Китайский летчик возле своего И-15бис
Китайские летчики, оборонявшие Чунцин. На заднем плане - И-15бис
Истребитель И-15бис из состава ВВС Китая. Наньчан, начало весны 1938 г.
Гоминьдановский И-15бис на боевом дежурстве
Финляндия
И-15бис из 152-го ИАП после вынужденной посадки на финской территории. 24 декабря 1939 г.
Тот же самолет уже в составе финских ВВС. Февраль 1940 г.
Истребитель И-15бис (И-152) был дальнейшим развитием И-15, получившим новое верхнее крыло без излома центроплана. На снимке самолет, захваченный и использовавшийся финнами, которые, как и советские ВВС, часто использовали лыжное шасси.
И-152 получил обычные стойки кабана, поддерживающего центроплан верхнего, не имевшего излома, крыла.
Три трофейных «биса» из состава финского соединения LeLv 34. 1943 г.
И-152 ВВС Финляндии. 15 июля 1943г.