Поликарпов И-16 / ЦКБ-12
Варианты:
Поликарпов - И-16 / ЦКБ-12 - 1933 - Россия
Страна: Россия
Год: 1933


Описание
Фотографии
И-16

  К разработке прототипа нового одноместного истребителя ЦКБ-12 группа Н.Н. Поликарпова, работавшая в Центральном конструкторском бюро, приступила весной 1933 года. Самолет представлял собой свободнонесущий низкоплан с радиальным поршневым двигателем, с несколько кургузым деревянным фюзеляжем-монококом и металлическим крылом с элеронами большого размаха. Стойки шасси убирались вручную по направлению к фюзеляжу. Прототип, оснащенный 480-сильным (358 кВт) ПД М-22, совершил первый полет 31 декабря 1933 года.
  Истребитель ЦКБ-12бис с импортным двигателем Wright SR-1820-F3 Cyclone мощностью 710 л. с. (529 кВт) совершил первый полет 18 февраля 1934 года. С двигателем М-22 максимальная скорость составляла 359 км/ч у земли, a Cyclone позволял развивать скорость 437 км/ч на высоте 3000 м.
  Серийный самолет, получивший обозначение И-16, был очень строг в управлении, но его высокие скорость и скороподъемность обеспечили поддержку военных. Была построена опытная партия из 30 машин с моторами М-22, десять из них приняли участие в первомайском воздушном параде в Москве в 1935 году.
  Совершенствование самолета, в основном касавшееся силовой установки и вооружения, продолжалось до завершения серийного производства в 1939 году. Выпуск И-16 был возобновлен в 1941-1942 годах.
  Последние варианты И-16 оснащались двигателем М-63 мощностью 1100 л. с. (820 кВт). Всего было построено 10292 самолета, включая двухместные учебные машины.
  С 1935 года советским ВВС поставлялись серийные И-16 Тип 4 (с импортным ПД Cyclone) и Тип 5 (с ПД М-25). Поставки варианта И-16 Тип 5 ВВС испанских республиканцев начались в октябре 1936 года, а за ним последовали варианты Тип 6 (с мотором М-25А) и Тип 10 (с М-25В). И-16 Тип 5 и 6 получили в Испании прозвище "Mosca" (мушка), а Тип 10 - "Super Mosca". Всего в Испанию было поставлено 278 самолетов И-16, а еще десять машин варианта Тип 10 были собраны по лицензии компанией "Hispano-Suiza" до капитуляции правительственных сил в марте 1939 года. Еще 30 самолетов было построено уже при режиме Франко.
  И-16 хорошо зарекомендовал себя в боях, но тактика, применяемая его пилотами, в основном советскими добровольцами, не позволяла в полной мере использовать скорость и скороподъемность машины. После окончания гражданской войны франкистам достались два И-16 Тип 5 и 30 полусобранных планеров. Самолеты были переданы в летную школу в Морго, но из-за строгости в управлении там они практически не использовались до 1944 года, когда их отправили в строевые части.
  Советские И-16 воевали в Китае против японцев, вторгнувшихся в 1937 году, поступив на вооружение двух эскадрилий, ранее оснащенных И-15бис. В начале 1938 года И-16 Тип 10 стали поступать на вооружение китайских частей, а в 1939 году советские И-16 вели ожесточенные бои с истребителями японской Армии во время конфликта на реке Халхин-Гол на границе с Маньчжурией.
  И-16 активно использовались в войне с Финляндией, но ко времени нападения Германии на СССР в 1941 году уже считались устаревшими (даже последний вариант Тип 24). К тому времени около двух третей истребительных частей ВВС СССР были оснащены И-16. Самолеты оказались в гуще боевых действий и понесли тяжелые потери в воздухе и на земле.
  Советские пилоты зачастую практиковали воздушные тараны по вражеским самолетам, рискуя своей жизнью, чтобы уничтожить противника.
  Самолет был снят с вооружения лишь в конце 1943 года. И-16 стал первым в мире свободнонесущим истребителем-монопланом с убирающимся шасси, запущенным в крупносерийное производство.
  Ко времени Второй мировой войны он уже устарел, но надежная конструкция и мощное вооружение делали его грозным оружием в руках опытных пилотов.
  

Варианты

  И-16 Тип 1: около 30 построено для испытаний; ПД М-22; два 7,62-мм пулемета ШКАС в крыле; иногда использовалось обозначение И-16М-22
  И-16 Тип 4: первый основной серийный вариант с импортным ПД Wright Cyclone; обтекаемые створки ниш шасси; 8-мм бронеспинка у пилота
  И-16Ш: прототип штурмовика ЦКБ-18 с дополнительным бронированием и вооружением из четырех пулеметов ШКАС; серийно не строился
  И-16СПБ: И-16 использовались в экспериментах B.C. Вахмистрова с подвесными истребителями, начиная с системы "Звено 6", состоявшей из бомбардировщика ТБ-3 и двух истребителей И-16 Тип 1 под его крылом; "Звено 7" 1935 года состояло из ТБ-3 с двумя бипланами И-5 на крыле, моноплана Григорович И-Z на трапеции между стойками шасси и двух И-16 под крылом. Затем Вахмистров создал вариант "Звено 6 СПБ", состоявшее из ТБ-3 с двумя доработанными И-16 Тип 5, вооруженными парой 250-кг бомб. Эти скоростные пикирующие бомбардировщики, получившие обозначение ЦКБ-29 (И-16СПБ), с 1938 года использовались авиацией ВМС Черноморского флота. В 1941 году они нанесли удары по объектам в Румынии, включая Черноводский мост через Дунай, а в 1942 году - по другим точечным целям
<...>
Опытный истребитель ЦКБ-12, декабрь 1933 г.
И-16 тип 4
И-16 тип 4 командира 119-й АЭ 70-го отдельного истребительного отряда И.Т.Еременко. Баку, весна 1936г.
Составной пикирующий бомбардировщик СПБ из состава 32-го иап ВВС ЧФ, июнь 1941г.
ЦКБ-12
Первый опытный образец истребителя ЦКБ-12, в дальнейшем - И-16
Опытный И-16 М-22.
И-16 11-го истребительного авиаполка КБФ (3-й эскадрильи 4-го ГИАП ???) на аэродроме Выстав под Ленинградом, весна (осень ???) 1942г.
И-16 применялся на фронте до конца 1943 года. Несмотря на явное превосходство немецких истребителей, советские летчики отважно дрались с врагом, нанося ему ощутимые потери. Первым в нашей авиации получил Гвардейское звание 29-й истребительный авиаполк (ИАП) летавший на И-16, который 6 декабря 1941 года был преобразован в 1-й Гвардейский ИАП. На снимке самолеты 4-го ГвИАП ВВС Балтийского флота на аэродроме Выстав (район Новой Ладоги), апрель 1942г.
Виктор Талалихин (второй слева) рассказывает о своем таране немецкого бомбардировщика в небе Москвы
Смешанное звено И-16 и УТИ-4 ВВС ЧФ в тренировочном полете, лето 1941г.
Пилоты черноморских "ишаков" учатся атаковать наземные цели с пикирования.
Сборка И-16 на 21-м заводе в Горьком
Ремонт И-16 на авиационном заводе
В 1941-42 годах приходилось ремонтировать безнадежно устаревшие "ишаки", поскольку заменить их пока было нечем.
Советские механики готовят И-16 к перелету
«Паразитные» истребители. В середине 1930-х годов Владимиром Сергеевичем Вахмистровым была разработана система «Самолет - Звено»: доработанный тяжелый бомбардировщик должен был нести на себе несколько истребителей, которые поднимались в воздух при появлении вражеских самолетов. Существовало несколько вариантов, включая «Звено-1а» (ТБ-1 и два И-5 под крылом), «Звено-2» (ТБ-3 с одним, двумя или тремя И-5) и «Звено-7» (два И-5, два И-16 и один И-Z). Система «Звено-2» успешно прошла испытания в конце 1933 года, но на вооружение был принят вариант «Звено-СПБ» с двумя И-16 в роли легких бомбардировщиков на ТБ-3. На воздушном параде в Монино в ноябре 1935 года (на фотографии) пять истребителей удачно взлетели с ТБ-3. Бомбардировщик нес два И-5 на крыле, два И-16 - под крылом и один И-Z - под фюзеляжем.
Кадры кинохроники, запечатлевшие подход и зацепление И-Z под ТБ-3. «Авиаматка» несет максимальное количество - пять самолетов: сверху 2 И-5, снизу 2 И-16 и И-Z.
"Звено-СПБ" представляло собой комбинацию из пары И-16, каждый из которых нес по две 250-кг бомбы и носителя ТБ-3РН.
СПБ или "звено Вахмистрова" - составной пикирующий бомбардировщик, успешно применявшийся на черноморском ТВД в 1941 году. Под крылом И-16 подвешены две 100-килограммовые бомбы ФАБ-100.
Финальным вариантом стал проект "Звено-СПБ" из ТБ-3 и двух истребителей И-16. Истребители в данном случае являлись пикирующими бомбардировщиками и несли по две 250-кг бомбы. Под вариант "Звено-СПБ" доработали шесть бомбардировщиков ТБ-3, которые в 1941 году использовались авиацией Черноморского флота. Самолеты И-16 из "Звена-СПБ" нанесли не менее 30 ударов по целям на территории Украины и Румынии.
Одним из наиболее необычных вариантов применения И-16 был Составной пикирующий бомбардировщик (СПБ) - авиационная система, состоявшая из самолета-носителя ТБ-3 и двух подвешенных под его плоскостями И-16 с двумя 250 кг бомбами каждый.
1 августа 1941г.: советские ВВС впервые применили СПБ (составной пикирующий бомбардировщик) с двумя И-16СПБ, доставляемыми тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3 для атаки Констанцы. 13 августа 1941 года с помощью СПБ был уничтожен стратегически важный мост через Дунай.
И.Ф.Попов в кабине И-16.
Помощник командира 49-го ИАП майор П.И.Неделин в кабине своего И-16.
Заливная горловина на левом борту истребителя И-16. Эксперименты с дозаправкой истребителей проводились в 1936г.
Истребитель И-16 тип 4 после аварийной посадки неопытного летчика
Плакат времен войны с символом Советской авиации - истребителем И-16
1) Эскизный проект И-16, 1932г.; 2) Опытный И-16 М-22 (ЦКБ-12), 1933г.; 3) И-16 тип 4, 1934г.
И-16 тип 4