RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Россия

Год : 1933

И-16

   К разработке прототипа нового одноместного истребителя ЦКБ-12 группа Н.Н. Поликарпова, работавшая в Центральном конструкторском бюро, приступила весной 1933 года. Самолет представлял собой свободнонесущий низкоплан с радиальным поршневым двигателем, с несколько кургузым деревянным фюзеляжем-монококом и металлическим крылом с элеронами большого размаха. Стойки шасси убирались вручную по направлению к фюзеляжу. Прототип, оснащенный 480-сильным (358 кВт) ПД М-22, совершил первый полет 31 декабря 1933 года.
   Истребитель ЦКБ-12бис с импортным двигателем Wright SR-1820-F3 Cyclone мощностью 710 л. с. (529 кВт) совершил первый полет 18 февраля 1934 года. С двигателем М-22 максимальная скорость составляла 359 км/ч у земли, a Cyclone позволял развивать скорость 437 км/ч на высоте 3000 м.
   Серийный самолет, получивший обозначение И-16, был очень строг в управлении, но его высокие скорость и скороподъемность обеспечили поддержку военных. Была построена опытная партия из 30 машин с моторами М-22, десять из них приняли участие в первомайском воздушном параде в Москве в 1935 году.
   Совершенствование самолета, в основном касавшееся силовой установки и вооружения, продолжалось до завершения серийного производства в 1939 году. Выпуск И-16 был возобновлен в 1941-1942 годах.
   Последние варианты И-16 оснащались двигателем М-63 мощностью 1100 л. с. (820 кВт). Всего было построено 10292 самолета, включая двухместные учебные машины.
   С 1935 года советским ВВС поставлялись серийные И-16 Тип 4 (с импортным ПД Cyclone) и Тип 5 (с ПД М-25). Поставки варианта И-16 Тип 5 ВВС испанских республиканцев начались в октябре 1936 года, а за ним последовали варианты Тип 6 (с мотором М-25А) и Тип 10 (с М-25В). И-16 Тип 5 и 6 получили в Испании прозвище "Mosca" (мушка), а Тип 10 - "Super Mosca". Всего в Испанию было поставлено 278 самолетов И-16, а еще десять машин варианта Тип 10 были собраны по лицензии компанией "Hispano-Suiza" до капитуляции правительственных сил в марте 1939 года. Еще 30 самолетов было построено уже при режиме Франко.
   И-16 хорошо зарекомендовал себя в боях, но тактика, применяемая его пилотами, в основном советскими добровольцами, не позволяла в полной мере использовать скорость и скороподъемность машины. После окончания гражданской войны франкистам достались два И-16 Тип 5 и 30 полусобранных планеров. Самолеты были переданы в летную школу в Морго, но из-за строгости в управлении там они практически не использовались до 1944 года, когда их отправили в строевые части.
   Советские И-16 воевали в Китае против японцев, вторгнувшихся в 1937 году, поступив на вооружение двух эскадрилий, ранее оснащенных И-15бис. В начале 1938 года И-16 Тип 10 стали поступать на вооружение китайских частей, а в 1939 году советские И-16 вели ожесточенные бои с истребителями японской Армии во время конфликта на реке Халхин-Гол на границе с Маньчжурией.
   И-16 активно использовались в войне с Финляндией, но ко времени нападения Германии на СССР в 1941 году уже считались устаревшими (даже последний вариант Тип 24). К тому времени около двух третей истребительных частей ВВС СССР были оснащены И-16. Самолеты оказались в гуще боевых действий и понесли тяжелые потери в воздухе и на земле.
   Советские пилоты зачастую практиковали воздушные тараны по вражеским самолетам, рискуя своей жизнью, чтобы уничтожить противника.
   Самолет был снят с вооружения лишь в конце 1943 года. И-16 стал первым в мире свободнонесущим истребителем-монопланом с убирающимся шасси, запущенным в крупносерийное производство.
   Ко времени Второй мировой войны он уже устарел, но надежная конструкция и мощное вооружение делали его грозным оружием в руках опытных пилотов.
  

Варианты

   И-16 Тип 1: около 30 построено для испытаний; ПД М-22; два 7,62-мм пулемета ШКАС в крыле; иногда использовалось обозначение И-16М-22
   И-16 Тип 4: первый основной серийный вариант с импортным ПД Wright Cyclone; обтекаемые створки ниш шасси; 8-мм бронеспинка у пилота
   И-16Ш: прототип штурмовика ЦКБ-18 с дополнительным бронированием и вооружением из четырех пулеметов ШКАС; серийно не строился
   И-16СПБ: И-16 использовались в экспериментах B.C. Вахмистрова с подвесными истребителями, начиная с системы "Звено 6", состоявшей из бомбардировщика ТБ-3 и двух истребителей И-16 Тип 1 под его крылом; "Звено 7" 1935 года состояло из ТБ-3 с двумя бипланами И-5 на крыле, моноплана Григорович И-Z на трапеции между стойками шасси и двух И-16 под крылом. Затем Вахмистров создал вариант "Звено 6 СПБ", состоявшее из ТБ-3 с двумя доработанными И-16 Тип 5, вооруженными парой 250-кг бомб. Эти скоростные пикирующие бомбардировщики, получившие обозначение ЦКБ-29 (И-16СПБ), с 1938 года использовались авиацией ВМС Черноморского флота. В 1941 году они нанесли удары по объектам в Румынии, включая Черноводский мост через Дунай, а в 1942 году - по другим точечным целям
<...>

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии