
Варианты
- Поликарпов - И-153 - 1938 - Россия
- Поликарпов - И-190 - 1939 - Россия
И-153
Одноместный истребитель, биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Являлся дальнейшим развитием истребителя И-15бис. Спроектирован под руководством Н.Н.Поликарпова и А.Я.Щербакова в 1937 - 1938 гг. Прошел Государственные испытания в октябре 1938 г. Серийное производство на заводе #1 в Москве с начала 1939 г. Войсковые испытания самолетов первой серии проводились в марте-апреле 1939 г. Всего выпущено 3437 экз. Состоял на вооружении в СССР с весны 1939 г., в Китае - с февраля 1940 г., в Финляндии - с лета 1940 г. Мотор М-25В (на установочной серии), М-62 (основная масса), М-62ТК (малая серия для ПВО в 1940 г.) или М-63 (с осени 1939 г. на части самолетов). Вооружение 4x7,62 или 2x12,7+2x7,62 (с осени 1940 г.) или 2x20 (малая серия в начале 1940 г.); 6 НУРС (со второй половины 1940 г., при усиленной обшивке нижних плоскостей), бомбы до 100 кг. Первое боевое применение - на Халхин-Голе в июле 1939 г. Зимой 1939/40 г. участвовал в войне с Финляндией. В июне 1941 г. занимал второе место по численности в парке советских истребителей. И-153 применялся на всех фронтах до конца 1942 г., в системе ПВО до конца 1943 г. как ночной истребитель, на Северном флоте и Дальнем Востоке сохранялся до 1945 г. В Китае использовался в боях с японцами в 1940-1943 гг. Финны имели небольшое количество трофейных И-153, как захваченных финскими войсками, так и закупленных в Германии. И-153 был снят с производства в феврале 1941 г. Снят с вооружения в СССР - в 1945 г., в Китае - в 1943 г., в Финляндии - законсервированы в феврале 1945 г. и пущены на слом в 1950 г.
И-153||
Размах:||10,0 м
Длина:||6,17 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1859 кг
Максимальная скорость:||415 км/ч
Практический потолок:||10700 м
Дальность:||740 км
Описание:
- И-153
- И-153
Фотографии
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Первый опытный И-153 (сер. № 5001) во время заводских испытаний. Осень 1938 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Второй опытный И-153 (сер. № 6005). Весна 1939 г.
И-153 выпуска 1939 года внешне отличался от машин более поздних серий крупным коком винта -
АвиаМастер 2005-07 / В.Антипов, А.Кириндас, И.Уткин - Старейший авиаполк России /Боевой путь/
И-153 из 15-го ИАП в период советско-финской войны 1939-1940гг.
-
История Авиации 29 / М.Быков - От Прута до Днепра /Хроника боевых действий/
Летом 1941г. морально устаревшие бипланы И-153 составляли основу "ударной мощи" 55-го ИАП, привлекаясь в основном к штурмовкам колонн автотранспорта и других наземных целей
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолеты 42-го ИАП на аэродроме Ораны, 22 июня 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
"Чайка" зимой 1941-42гг.
-
Авиация и Космонавтика 2016-07 / М.Тимин - Воздушная схватка над Оранами /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолеты 42-го ИАП на аэродроме Ораны, 22 июня 1941 г.
-
Air Enthusiast 1997-01 / A.Walg - Wings over the Steppes (2)
Polikarpov I-153, part of the 39th Brigade’s arsenal during the conflict.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 с установленными бомбодержателями. Обрезы пулеметных труб закрыты заглушками
-
Авиация и Космонавтика 2001-04 / В.Перов, О.Растренин - Пехотный самолет /Самолеты поля боя/ (2)
Истребитель Поликарпова И-153 "Чайка". В начале Великой Отечественной войны широко использовался в качестве штурмовика
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 (сер. № 8019), который использовался для испытаний на штопор. Лето 1940 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Истребитель конструкции Поликарпова И-153 «Чайка» - основная продукция авиазавода №1 им. Сталина в 1939 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Датчики на рулях И-153 (сер. № 8019) для замера усилий при выполнении штопора
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
"Чайки" на стоянке в боевой готовности
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / Е.Арсеньев - В едином строю (1)
Истребители И-153 с мотором М-25 на войсковых испытаниях
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / Е.Арсеньев - В едином строю (1)
Маневренный истребитель И-153 (изделие 34) с мотором М-63 и лыжным шасси имел максимальную скорость 431 км/ч на высоте 5180 м
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
One of the I-153 (alias I-15ter) prototypes photographed during thу winter of 1938-9. This M-25V-powered aircraft was a production prototype, and the radio masts on the starboard wing leading edge and tailfin, and bomb shakles beneath the interplane struts, are noteworthy.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 с двигателем М-63 на лыжном шасси
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Головной серийный И-153 (сер. № 6540) с мотором М-63 во время испытаний на лыжном шасси.
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
A standard production M-62-powered I-153 on skis. This aircraft was doped high-gloss forest green but the engine cowling remained natural metal and lacked the usual adjustable cooling shutters.
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
Самолет И-153 №12 из 65-го ШАП, зима 1941/1942 г.
-
АвиаМастер 2006-03 / В.Кондратьев - Фанера победила дюраль /Цифры и факты/
Зимнее лыжное шасси ухудшало и без того не очень высокие скоростные данные "чайки"
-
Авиация и Космонавтика 1996-09 / М.Маслов - "Чайки" прошли полпути
"Чайка" на лыжах в стандартной зеленой окраске. Звезда на киле - в черной окантовке и с черным кольцом внутри звезды
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Головной серийный И-153 (сер. № 6540) с мотором М-63 во время испытаний на лыжном шасси. На снимке видна увеличенная выходная щель на заднем обрезе капота двигателя
-
Авиация и Космонавтика 1996-09 / М.Маслов - "Чайки" прошли полпути
Лейтенант В.Книжник рассказывает о проведенном воздушном бое. Карельский фронт, 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
Лейтенант Василий Аверкиевич Книжник (второй слева) после боя 24 января 1942 г. делится подробностями с однополчанами
-
Авиация и Космонавтика 2018-05 / М.Тимин - Таран лейтенанта Василия Книжника
Лейтенанты Самохин и Семенихин у И-153, ноябрь-декабрь 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Летчики 120-го иап у «Чайки»
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Летчик у И-153 с одним верхним пулеметом БС
-
Авиация и Время 1999-02 / С.Богатырев - Советская авиация над морем. Действия ВВС Черноморского флота в устье Дуная летом 1941г. /Аэроархив/
Этот советский летчик, пилотировавший И-153 вполне мог встретится с IAR 80 в бою над Дунаем
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
В.С. Адонкин на фоне самолета И-153
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Летчик позирует на фоне «Чайки», оборудованной подвесными баками
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Летчик Хромов в кабине И-153, на борту которого нанесены 11 звездочек, обозначающих воздушные победы. 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 1996-09 / М.Маслов - "Чайки" прошли полпути
Неизвестный пилот в кабине И-153. Номер «24» явно был нанесен в спешке перед боевым вылетом. 1941 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Комиссар 71-го ИАП ВВС Балтфлота И.И. Сербин поздравляет пилота И-153 В.Ф. Абрамова с успешным боевым вылетом
-
Авиация и Космонавтика 2020-07 / Р.Ларинцев, А.Заблотский - Охотники за "раумботами"
Авиатехник Мороз заправляет топливом «Чайку» м-ра П. И. Бискупа из 71-го ИАП ВВС Балтфлота. Аэродром о. Лавенсаари, август 1942 г.
Хорошо виден храповик на втулке винта, использовавшийся автостартером "Хакс". Под крылом - пусковые балки РС, створки шасси сняты. -
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Механики готовят И-153 к боевому вылету
-
Мировая Авиация 163
И-153 "Чайка". И-153 - последний из серийных истребителей-бипланов, разработанных под руководством Н.Н. Поликарпова, поднялся в небо в конце 1930-х годов. Оснащенная убирающимся шасси, эта машина стала венцом развития боевых самолетов бипланной схемы.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Сержант-техник Николай Крылов подвешивает реактивный снаряд под крыло истребителя И-153. На переднем плане - бомба ФАБ-50. Июль 1941 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Установка взрывателя на авиабомбе АО-25 перед подвеской на И-153
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Истребитель И-153 ВВС Балтийского флота укрыт маскировочной сетью. Идет подготовка к запуску двигателя от автомобильного стартера. Сентябрь 1941 г.
-
АвиаМастер 2005-05 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Широко известный постановочный снимок, сделанный фронтовым фотокорреспондентом летом 1941 года: летчики-истребители ВВС ЧФ обсуждают предстоящий боевой вылет на фоне подготовки к запуску двигателя И-153 с помощью автостартера.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Пара И-153 с авиабомбами АО-25, подвешенными под крыльями, из эскадрильи м-ра Бискупа, входившей в состав 71-го ИАП
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Истребители И-153 71-го авиаполка ВВС Балтийского флота, август 1942 г. (Сентябрь 1941 г. ???) Запуск двигателя стартером, установленным на автомобиле.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Морские летчики в перерыве между боевыми вылетами играют в нарды рядом с одной из своих «Чаек»
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Летчики бегут по сигналу тревоги к своим самолетам. Район Ленинграда, зима 1941-42 годов
-
Авиация и Космонавтика 1996-09 / М.Маслов - "Чайки" прошли полпути
Осень 1941 года. Взлет по тревоге. Северный флот
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Пара И-153 из 71-го Краснознаменного ИАП авиации КБФ с подвешенными ракетами РС-82. На переднем плане самолет капитана А. Г. Батурина. "Чайки" выполняют взлет с аэродрома Лавансаари, 22 августа 1942 года. К этому времени Батурин сбил девять самолетов противника, 23 октября 1942 года его удостоили звания Герой Советского Союза.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 укрыт от огня противника в капонире
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
«Чайку» 71-го ИАП с бортовым номером «29» выкатывают из замаскированного ангара. Зима 1942 г.
-
АвиаПарк 2009-02 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Целеустремить по транспортам в портах! /На фронтах Великой Отечественной/
Штурмовик И-153 из 71-го ИАП ВВС КБФ. Зима 1943г.
При выруливании техники обычно поддерживали «Чайку» за нижнее крыло -
История Авиации 27 / Ю.Рыбин - "Драться, как Сафонов!" /Расследование/ (2)
В составе ВВС Северного флота бипланы И-153 были основными оппонентами Bf109E летом и осенью 1941г., однако, пилоты Люфтваффе в это время явно не горели большим желанием вступать в поединки с нашими устаревшими, но довольно маневренными истребителями. Истребитель И-153 72-го САП ВВС СФ. Аэродром Ваенга-1, лето 1941г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 из 71-го ИАП ВВС Балтфлота в черно-зеленом камуфляже на острове Лавенсаари. Август 1942 г.
-
История Авиации 2003-02 / П.Каминский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Игротека/ (1)
С аэродрома Лавенсаари взлетают И-153 из состава 71-го ИАП ВВС Балтийского флота. Осень 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Истребители И-153 и И-16 авиации Балтфлота нередко применялись как штурмовики. На фото: "Чайки" из 71-го ИАП отправляются на задание. Август 1942г.
"Чайки" с белыми бортовыми номерами "102" и "24" из 71-го ИАП авиации КБФ майора П. И. Бискупа и командира эскадрильи капитана К. В. Соловьева, соответственно. 23 октября 1942 года Соловьев стал Героем Советского Союза, сбив пять германских самолетов; он погиб 27 декабря того же года, имея на личном счету семь побед в воздушных боях. -
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Основными самолетами советской штурмовой авиации накануне войны были И-15бис и И-153.
Самолеты И-153 с подвешенными под крылом реактивными снарядами РС-82 уходят на штурмовку войск противника -
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Звено «Чаек» вылетает для удара по наступающим немецким войскам. Юго-Западный фронт, июль 1941г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Вылет звена «Чаек» на боевое задание. Южный фронт, 1941 г.
-
История Авиации 29 / М.Быков - От Прута до Днепра /Хроника боевых действий/
Истребитель И-153, использовавшийся в начале войны в качестве штурмовика
Во многих передовых подразделениях первой линии приказ № 0043 от 20 июня 1941 г. о маскировочной окраске самолетов просто некогда было выполнять, и «Чайки» так и летали в бой в «серебрянке» -
Авиация и Время 2002-01 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (2)
"Чайка" над центром Киева. Лето, 1941г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Редкий воздушный снимок "Чаек" над Балтийским морем в годы Великой Отечественной войны. В авиации Прибалтийского военного округа на 22 июня 1941 года имелось 284 И-153. Самолеты состояли на вооружении 15-го, 21-го, 38-го, 42-го, 49-го и 148-го ИАП. Еще 108 И-153 располагала авиация КБФ.
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Истребители И-153 из 32-го иап ВВС ЧФ патрулируют в небе над Севастополем.
-
Авиация и Космонавтика 2022-01 / А.Пухлов - В бой на "Чайках" /Советские асы начала войны/
Летчики истребителей И-153 в начальный период войны сражались с врагом на всех фронтах. «Чайка» над Севастополем
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Пара И-153 в полете
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
«Чайка» производит посадку на полевом аэродроме
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Опытный И-153УД с деревянной хвостовой частью фюзеляжа
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153ТК войсковой серии
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Турбокомпрессор ТК-1
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Приборная доска И-153ТК.
-
Авиация и Космонавтика 2017-11 / С.Мороз - Первый реактивный "Як"
В сентябре 1940г. на один истребитель И-153 установили "дополнительные моторы" - ПВРД ДМ-2
Polikarpov I-153 with underwing booster rockets. -
Авиация и Космонавтика 2017-11 / С.Мороз - Первый реактивный "Як"
Опытный истребитель И-153 с ПВРД ДМ-4 конструкции Меркулова перед испытаниями, 1940 г.
Many readers will be surprised to learn that Russian ram-jet flight tests commenced as early as 1940. Photo: A Polikarpov-designed I-153 fighter with an M-62R radial of 850 h.p. and an experimental Merkulov ramjet under each wing. Between 10 and 15 per cent gains in operational speeds were achieved. The I-153 used to test Merkulov's DM-4 ramjets during August-October 1940. -
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153ГК с герметической кабиной конструкции А. Щербакова на испытаниях. Подлипки, лето 1940 г.
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - End of an Era... Polikarpov's Chaika /Warbirds/
The I-153V (also known as the I-153GK) employed in 1939 for the testing of Aleksei Shcherbakov's pressurised cockpit.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
В Китае из-за жары И-153 часто эксплуатировались без лобового диска
-
Авиация и Космонавтика 2001-01 / А.Демин - Авиация великого соседа (Советские истребители в небе Китая. 1937 - начало 1940-х годов) (12)
И-153 "Чайки" 27-й эскадрильи - будущая "добыча" новейших японских A6M "Зеро"
-
Авиация и Космонавтика 1997-11 / К.-Ф.Геуст - Тайны "продолжительной войны"
И-153 с немецкими опознавательными знаками, переданный финнам из Германии
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Захваченные летом 1941 г. истребители И-153 с опознавательными знаками люфтваффе. Немцы не вводили эти самолеты в боевой строй, а использовали в съемках фильма. Позднее эта партия истребителей была передана Финляндии
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Этот И-153 поступил на снабжение ВВС Финляндии 18 апреля 1940 г. Был разбит при посадке 24 февраля 1945 г.
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Строй финских И-153 из состава LeLv6. На переднем плане - самолет IT-15 с хвостовым номером «5», который пережил всю войну
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Финская «Чайка» с поджатыми под фюзеляж лыжами проходит над ВПП
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
И-153 с воздушным винтом изменяемого шага ВВ-1
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Мотоустановка и маслобак И-153 (сер. № 6005)
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Два 50-литровых бака
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Убираемое шасси И-153
-
Авиация и Время 2015-02 / М.Маслов - "Чайка" Поликарпова
Хвостовая опора - костыль
Тип фотографий