Поликарпов И-153
Варианты:
Поликарпов - И-153 - 1938 - Россия
Страна: Россия
Год: 1938


Одноместный истребитель
Описание:
И-153
И-153
Фотографии:

Ч/б фото (76)

И-153

Одноместный истребитель, биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Являлся дальнейшим развитием истребителя И-15бис. Спроектирован под руководством Н.Н.Поликарпова и А.Я.Щербакова в 1937 - 1938 гг. Прошел Государственные испытания в октябре 1938 г. Серийное производство на заводе #1 в Москве с начала 1939 г. Войсковые испытания самолетов первой серии проводились в марте-апреле 1939 г. Всего выпущено 3437 экз. Состоял на вооружении в СССР с весны 1939 г., в Китае - с февраля 1940 г., в Финляндии - с лета 1940 г. Мотор М-25В (на установочной серии), М-62 (основная масса), М-62ТК (малая серия для ПВО в 1940 г.) или М-63 (с осени 1939 г. на части самолетов). Вооружение 4x7,62 или 2x12,7+2x7,62 (с осени 1940 г.) или 2x20 (малая серия в начале 1940 г.); 6 НУРС (со второй половины 1940 г., при усиленной обшивке нижних плоскостей), бомбы до 100 кг. Первое боевое применение - на Халхин-Голе в июле 1939 г. Зимой 1939/40 г. участвовал в войне с Финляндией. В июне 1941 г. занимал второе место по численности в парке советских истребителей. И-153 применялся на всех фронтах до конца 1942 г., в системе ПВО до конца 1943 г. как ночной истребитель, на Северном флоте и Дальнем Востоке сохранялся до 1945 г. В Китае использовался в боях с японцами в 1940-1943 гг. Финны имели небольшое количество трофейных И-153, как захваченных финскими войсками, так и закупленных в Германии. И-153 был снят с производства в феврале 1941 г. Снят с вооружения в СССР - в 1945 г., в Китае - в 1943 г., в Финляндии - законсервированы в феврале 1945 г. и пущены на слом в 1950 г.


И-153||
Размах:||10,0 м
Длина:||6,17 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1859 кг
Максимальная скорость:||415 км/ч
Практический потолок:||10700 м
Дальность:||740 км

И-153

Результаты воздушных боев в Испании были истолкованы в СССР как доказательство многих преимуществ истребителей-бипланов, дающих этому классу машин право на дальнейшее развитие.
  В результате Н.Н. Поликарпов получил задание создать на базе И-15бис более совершенный истребитель. Разработка началась весной 1937 года, и первый прототип поднялся в воздух в середине следующего года. Поставки серийных истребителей И-153 "Чайка" советским ВВС начались в мае 1939 года.
  И-153 сохранил базовую компоновку фюзеляжа и оперения И-15бис (хотя и доработанных и усиленных), но получил одностоечную бипланную коробку с верхним крылом типа "чайка", по образцу И-15.

  Стойки шасси стали убираться назад, разворачиваясь при этом на 90°, чтобы колеса могли разместиться в крыле.
  Самолеты первых серий, иногда называвшиеся И-15тер, сохранили винт АВ-1 и двигатель М-25В от И-15бис, обеспечивающие им максимальную скорость 415 км/ч. Более поздние варианты оснащались двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем, на некоторых машинах устанавливались четыре 12,7-мм пулемета БС вместо стандартных 7,62-мм ШКАС. Также самолет мог нести ракеты РС-82 или до 200 кг бомбовой нагрузки.
  Строевые самолеты иногда оснащались убираемым лыжным шасси и могли нести ПТБ. Высокие темпы выпуска позволили к моменту завершения серийного производства весной 1940 года построить 3437 самолетов И-153.
  Самолеты первых серий приняли участие в боях с японцами на Халхин-Голе летом 1939 года. Затем самолеты участвовали в войне с Финляндией. Ко времени нападения Германии на СССР в июне 1941 года И-153 составляли значительную часть парка советских истребителей и понесли тяжелые потери как в воздушных боях, так и на земле. По мере поступления на вооружение новых истребителей-монопланов И-153 передавались в штурмовые подразделения и продолжали нести службу до 1943 года.
  В начале 1940 года 93 самолета И-153 были поставлены правительству Китая для борьбы с японцами. Вторым и последним зарубежным владельцем И-153 была Финляндия, располагавшая 22 самолетами (11 захвачены у СССР и еще 11 трофейных машин куплены у Германии).
  Обладавшие отличной маневренностью, И-153 были грозным оружием в руках опытных пилотов. Но им часто приходилось противостоять превосходящим по численности более скоростным монопланам, и, кроме того, большинство советских и китайских пилотов были относительно неопытными, что приводило к печальным последствиям.


Варианты

  И-153БС: вариант с четырьмя 12,7-мм пулеметами 6С вместо ШКАС
  И-153ДМ: один самолете дополнительными прямоточными двигателями; испытывался в 1940 году
  И-153Р: вооружен двумя 20-мм синхронизированными пушками ШВАК вместо пулеметов; как и И-153БС, был построен относительно небольшой серией
  И-153В: экспериментальный самолет с гермокабиной А. Я. Щербакова; другим экспериментальным высотным самолетом был И-153ТКГК с гермокабиной, разработанной Н. Н. Поликарповым, и ПД М-63 с двумя турбокомпрессорами ТК-3
  И-190: вариант с экспериментальным радиальным ПД М-88В мощностью 1100 л. с. (820 кВт); ряд доработок по сравнению с И-153; максимальная скорость 490 км/ч, после катастрофы прототипа разработка прекращена


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  И-153

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один радиальный ПД М-62 в 1000 л. с. (746 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 444 км/ч; потолок 10 700 м; дальность полета 470 км
  Масса: пустого снаряженного 1452 кг; максимальная взлетная 2110 кг
  Размеры: размах крыла 10,00 м; длина 6,17 м; высота 2,80 м; площадь крыла 22,14 м2
  Вооружение: четыре синхронизированных 7,62-мм пулемета ШКАС в носовой части фюзеляжа и шесть ракет РС-82 или до 200 кг бомб
Первый опытный И-153 (сер. № 5001) во время заводских испытаний. Осень 1938 г.
Второй опытный И-153 (сер. № 6005). Весна 1939 г.
И-153 выпуска 1939 года внешне отличался от машин более поздних серий крупным коком винта
И-153 из 15-го ИАП в период советско-финской войны 1939-1940гг.
Летом 1941г. морально устаревшие бипланы И-153 составляли основу "ударной мощи" 55-го ИАП, привлекаясь в основном к штурмовкам колонн автотранспорта и других наземных целей
И-153 с установленными бомбодержателями. Обрезы пулеметных труб закрыты заглушками
Истребитель Поликарпова И-153 "Чайка". В начале Великой Отечественной войны широко использовался в качестве штурмовика
И-153 (сер. № 8019), который использовался для испытаний на штопор. Лето 1940 г.
Датчики на рулях И-153 (сер. № 8019) для замера усилий при выполнении штопора
Истребители И-153 с мотором М-25 на войсковых испытаниях
Лыжи
Маневренный истребитель И-153 (изделие 34) с мотором М-63 и лыжным шасси имел максимальную скорость 431 км/ч на высоте 5180 м
One of the I-153 (alias I-15ter) prototypes photographed during thу winter of 1938-9. This M-25V-powered aircraft was a production prototype, and the radio masts on the starboard wing leading edge and tailfin, and bomb shakles beneath the interplane struts, are noteworthy.
И-153 с двигателем М-63 на лыжном шасси
Головной серийный И-153 (сер. № 6540) с мотором М-63 во время испытаний на лыжном шасси.
A standard production M-62-powered I-153 on skis. This aircraft was doped high-gloss forest green but the engine cowling remained natural metal and lacked the usual adjustable cooling shutters.
Зимнее лыжное шасси ухудшало и без того не очень высокие скоростные данные "чайки"
"Чайка" на лыжах в стандартной зеленой окраске. Звезда на киле - в черной окантовке и с черным кольцом внутри звезды
Головной серийный И-153 (сер. № 6540) с мотором М-63 во время испытаний на лыжном шасси. На снимке видна увеличенная выходная щель на заднем обрезе капота двигателя
 
Летчик у И-153 с одним верхним пулеметом БС
Этот советский летчик, пилотировавший И-153 вполне мог встретится с IAR 80 в бою над Дунаем
Летчик позирует на фоне «Чайки», оборудованной подвесными баками
Летчик Хромов в кабине И-153, на борту которого нанесены 11 звездочек, обозначающих воздушные победы. 1943 г.
Неизвестный пилот в кабине И-153. Номер «24» явно был нанесен в спешке перед боевым вылетом. 1941 г.
Авиатехник Мороз заправляет топливом «Чайку» м-ра П. И. Бискупа из 71 -го ИАП ВВС Балтфлота. Аэродром о. Лавенсаари, август 1942 г.
Хорошо виден храповик на втулке винта, использовавшийся автостартером "Хакс". Под крылом - пусковые балки РС, створки шасси сняты.
Механики готовят И-153 к боевому вылету
И-153 "Чайка". И-153 - последний из серийных истребителей-бипланов, разработанных под руководством Н.Н. Поликарпова, поднялся в небо в конце 1930-х годов. Оснащенная убирающимся шасси, эта машина стала венцом развития боевых самолетов бипланной схемы.
Сержант-техник Николай Крылов подвешивает реактивный снаряд под крыло истребителя И-153. На переднем плане - бомба ФАБ-50. Июль 1941 г.
Установка взрывателя на авиабомбе АО-25 перед подвеской на И-153
Истребитель И-153 ВВС Балтийского флота укрыт маскировочной сетью. Идет подготовка к запуску двигателя от автомобильного стартера. Сентябрь 1941 г.
Широко известный постановочный снимок, сделанный фронтовым фотокорреспондентом летом 1941 года: летчики-истребители ВВС ЧФ обсуждают предстоящий боевой вылет на фоне подготовки к запуску двигателя И-153 с помощью автостартера.
Пара И-153 с авиабомбами АО-25, подвешенными под крыльями, из эскадрильи м-ра Бискупа, входившей в состав 71-го ИАП
Истребители И-153 71-го авиаполка ВВС Балтийского флота, август 1942 г. (Сентябрь 1941 г. ???) Запуск двигателя стартером, установленным на автомобиле.
Морские летчики в перерыве между боевыми вылетами играют в нарды рядом с одной из своих «Чаек»
Летчики бегут по сигналу тревоги к своим самолетам. Район Ленинграда, зима 1941-42 годов
Осень 1941 года. Взлет по тревоге. Северный флот
Пара И-153 из 71-го Краснознаменного ИАП авиации КБФ с подвешенными ракетами РС-82. На переднем плане самолет капитана А. Г. Батурина. "Чайки" выполняют взлет с аэродрома Лавансаари, 22 августа 1942 года. К этому времени Батурин сбил девять самолетов противника, 23 октября 1942 года его удостоили звания Герой Советского Союза.
И-153 укрыт от огня противника в капонире
«Чайку» 71-го ИАП с бортовым номером «29» выкатывают из замаскированного ангара. Зима 1942 г.
Штурмовик И-153 из 71-го ИАП ВВС КБФ. Зима 1943г.
При выруливании техники обычно поддерживали «Чайку» за нижнее крыло
В составе ВВС Северного флота бипланы И-153 были основными оппонентами Bf109E летом и осенью 1941г., однако, пилоты Люфтваффе в это время явно не горели большим желанием вступать в поединки с нашими устаревшими, но довольно маневренными истребителями. Истребитель И-153 72-го САП ВВС СФ. Аэродром Ваенга-1, лето 1941г.
И-153 из 71-го ИАП ВВС Балтфлота в черно-зеленом камуфляже на острове Лавенсаари. Август 1942 г.
С аэродрома Лавенсаари взлетают И-153 из состава 71-го ИАП ВВС Балтийского флота. Осень 1942г.
Истребители И-153 и И-16 авиации Балтфлота нередко применялись как штурмовики. На фото: "Чайки" из 71-го ИАП отправляются на задание. Август 1942г.
"Чайки" с белыми бортовыми номерами "102" и "24" из 71-го ИАП авиации КБФ майора П. И. Бискупа и командира эскадрильи капитана К. В. Соловьева, соответственно. 23 октября 1942 года Соловьев стал Героем Советского Союза, сбив пять германских самолетов; он погиб 27 декабря того же года, имея на личном счету семь побед в воздушных боях.
Основными самолетами советской штурмовой авиации накануне войны были И-15бис и И-153. На фото: "Чайки", вооруженные РС-82 выруливают на старт
Звено «Чаек» вылетает для удара по наступающим немецким войскам. Юго-Западный фронт, июль 1941г.
Вылет звена «Чаек» на боевое задание. Южный фронт, 1941 г.
Истребитель И-153, использовавшийся в начале войны в качестве штурмовика
"Чайка" над центром Киева. Лето, 1941г.
Редкий воздушный снимок "Чаек" над Балтийским морем в годы Великой Отечественной войны. В авиации Прибалтийского военного округа на 22 июня 1941 года имелось 284 И-153. Самолеты состояли на вооружении 15-го, 21-го, 38-го, 42-го, 49-го и 148-го ИАП. Еще 108 И-153 располагала авиация КБФ.
Истребители И-153 из 32-го иап ВВС ЧФ патрулируют в небе над Севастополем.
Пара И-153 в полете
«Чайка» производит посадку на полевом аэродроме
Комиссар 71-го ИАП ВВС Балтфлота И.И. Сербин поздравляет пилота И-153 В.Ф. Абрамова с успешным боевым вылетом
Лейтенант В.Книжник рассказывает о проведенном воздушном бое. Карельский фронт, 1942г.
Экспериментальные
Опытный И-153УД с деревянной хвостовой частью фюзеляжа
И-153ТК войсковой серии
Турбокомпрессор ТК-1
Приборная доска И-153ТК.
Many readers will be surprised to learn that Russian ram-jet flight tests commenced as early as 1940. Photo: A Polikarpov-designed I-153 fighter with an M-62R radial of 850 h.p. and an experimental Merkulov ramjet under each wing. Between 10 and 15 per cent gains in operational speeds were achieved. The I-153 used to test Merkulov's DM-4 ramjets during August-October 1940.
Опытный И-153 с прямоточными двигателями ДМ-2. 1940 г.
И-153ГК с герметической кабиной конструкции А. Щербакова на испытаниях. Подлипки, лето 1940 г.
The I-153V (also known as the I-153GK) employed in 1939 for the testing of Aleksei Shcherbakov's pressurised cockpit.
Китай
В Китае из-за жары И-153 часто эксплуатировались без лобового диска
И-153 "Чайки" 27-й эскадрильи - будущая "добыча" новейших японских A6M "Зеро"
Германия
И-153 с немецкими опознавательными знаками, переданный финнам из Германии
Захваченные летом 1941 г. истребители И-153 с опознавательными знаками люфтваффе. Немцы не вводили эти самолеты в боевой строй, а использовали в съемках фильма. Позднее эта партия истребителей была передана Финляндии
Финляндия
Этот И-153 поступил на снабжение ВВС Финляндии 18 апреля 1940 г. Был разбит при посадке 24 февраля 1945 г.
Строй финских И-153 из состава LeLv6. На переднем плане - самолет IT-15 с хвостовым номером «5», который пережил всю войну
Финская «Чайка» с поджатыми под фюзеляж лыжами проходит над ВПП
Детали
И-153 с воздушным винтом изменяемого шага ВВ-1
Мотоустановка и маслобак И-153 (сер. № 6005)
Два 50-литровых бака
Убираемое шасси И-153
Хвостовая опора - костыль
Кабина пилота И-153.