Ильюшин Ил-4 / ДБ-3Ф
Варианты:
Ильюшин - Ил-4 / ДБ-3Ф - 1939 - Россия
Страна: Россия
Год: 1939


Двухмоторный дальний бомбардировщик
Описание:
Ил-4 / ДБ-3Ф
ДБ-3
Ил-4
Фотографии:

Боковые проекции (23)

Ил-4 / ДБ-3Ф

Дальний бомбардировщик, цельнометаллический двухмоторный моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Создан в ЦКБ под руководством С.В.Ильюшина. Являлся развитием опытного самолета ЦКБ-26 смешанной конструкции. Новый образец ЦКБ-30 совершил свой первый полет 31 марта 1936 г. Серийное производство развернуто с января 1937 г. Выпускался заводами # 18 (Воронеж), # 126 (Комсомольск-на-Амуре), # 39 (Москва), # 23 (Москва). В общей сложности построено 6785 экз.
ДБ-3 состоял на вооружении в СССР с лета 1937 г., в Китае - с начала 1939 г., в Финляндии - с весны 1940 г.
Основные серийные модификации:
  - ДБ-3 (ДБ-3А) с моторами М-85/86, вооружение 3x7,62;
  - ДБ-3Б с моторами М-87А/Б, отъемными консолями крыла, измененным остеклением кабины штурмана, новым фонарем кабины пилота, усиленным шасси, бронезащитой, частичным протектированием бензобаков, вооружение 3x7,62 (полевые переделки - 4x7,62), часть самолетов в 1940 - 1941 гг. переделана под новые турели МВ-3 и МВ-2;
  - ДБ-3Ф (первые серии именовались ДБ-3М, с 1942 г. - Ил-4) с моторами М-87Б/88/88А/88Б, новой веретенообразной носовой частью, новым шасси, вооружение 2x7,62 (первые серии), 3x7,62 и 1x12,7+2x7,62 (с начала 1942 г.). Полевые переделки 2x12,7+1x7,62 или 1x20+2x7,62, с осени 1941 г. введены деревянные каркас кабины штурмана, хвостовой кок, с апреля 1942 г. - подвесные бензобаки, с конца года - усиленное шасси, с мая-июня 1943 г. увеличена стреловидность крыла по передней кромке.
Выпускались также торпедоносные варианты ДБ-3Т и Ил-4Т для авиации ВМФ. Бомбовая нагрузка всех модификаций до 2000 кг.
ДБ-3 начали впервые воевать в Китае весной 1939 г., зимой 1939/40 г. наносили бомбовые удары в ходе советско-финской войны (в т.ч. и как пикировщики). В июне 1941 г. являлись основным типом дальних бомбардировщиков в Советском Союзе. В начале войны использовались днем против наступающих войск противника. Далее в составе полков авиации дальнего действия (АДД) поражали цели и близ линии фронта, и в глубоком тылу противника, действуя в основном ночью. В августе 1941 г. совершили первый советский налет на Берлин.
ДБ-3 (Ил-4) участвовали во всех крупных операциях Красной Армии. В июле 1942 г. совершили серию налетов на Берлин, Будапешт, Бухарест, Плоешти, Восточную Пруссию. Далее части АДД перемежали поддержку войск на фронте с рейдами в глубь территории противника. Активно действовали под Сталинградом (в т.ч. днем) и Курском. В августе 1945 г. участвовали в войне с Японией (в т.ч. ДБ-3Б).
Ил-4 сняли с производства в начале 1945 г., с вооружения - в начале 1946 г.


Ил-4||
Размах:||21,44 м
Длина:||14,8 м
Моторы, количество х мощность:||2x1100 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10300 кг
Максимальная скорость:||445 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||4260 км

ДБ-3

<...>
  В начале 1937 года начали выпуск первой производственной серии, а до 1945 года построили более 6800 машин различных модификаций. Под военным обозначением ДБ-3 они широко применялись в авиации дальнего действия и морской авиации, считались вполне боеспособными и с первого дня участвовали в Великой Отечественной войне. Именно флотские бомбардировщики ДБ-3 нанесли первые удары по Берлину.
  Самолеты ДБ-3 также использовались в Финляндии в 1940-1945 годах. К пяти самостоятельно захваченным самолетам прибавились шесть закупленных из немецких трофейных запасов.


Варианты

  ДБ-3М (раннее обозначение самолета ДБ-3Ф, позже - Ил-4): усовершенствованную версию с моторами М-87Б (М-88) внедряли в серийное производство с 1939 года
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  ДБ-3М

  Тип: двухмоторный дальний бомбардировщик
  Силовая установка: два звездообразных ПД М-87Б по 950 л. с. (708 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 445 км/ч; практический потолок 9000 м; практическая дальность полета 3500 км
  Масса: пустого в оснащенном состоянии 5373 кг; максимальная взлетная масса 7638 кг
  Размеры: размах крыла 21,44 м; длина 14,76 м; высота 4,19 м; площадь крыла 66,7 м2
  Вооружение: три 7,62-мм пулемета ШКАС, плюс максимальная бомбовая нагрузка 2265 кг

Ил-4

В 1938 году была разработана версия ДБ-3 с новым облегченным планером. В результате полностью изменилась и конструкция. Носовая часть стала более тонкой и обтекаемой, с большой площадью остекления. Носовую стрелковую установку ДБ-3 заменили на новую, также заменили и верхнюю турель версии ДБ-3 на более эффективную, появилась и нижняя убираемая установка.
  В июне 1939 года самолет с успехом прошел государственные испытания и к концу года был готов к серийному производству. Новую версию назвали ДБ-3Ф, позднее переименовали в Ил-4, самолет массово поставлялся в полки Авиации дальнего действия (АДД) и авиации флота. Конкретно самолетов Ил-4 во всех вариантах построено более 5000. От моторов М-87А постепенно перешли к более мощным М-88Б (с двухскоростным компрессором). Большинство самолетов, построенных в 1942 году, имели деревянные элементы конструкции из-за нехватки легких сплавов, но в последующие годы в серийном выпуске удалось вернуться к металлическим узлам и деталям.
  Кроме прямого назначения Ил-4 из АДД привлекались для нанесения тактических ударов по объектам в прифронтовой полосе, при этом они несли максимальную бомбовую нагрузку. Ил-4 также широко применялись в минно-торпедных авиаполках на Балтийском, Черноморском и Северном флотах; торпедоносец Ил-4 вооружался 940 кг торпедой 45-36-АН (маловысотной) или 45-36-АВ (высотной).
  Самолет Ил-4 оказался прочной удачной конструкцией. В послевоенный период многие уцелевшие машины продолжили службу, использовались для различных вспомогательных задач. Ил-4 даже успел получить в НАТО кодовое название "Bob".
  В феврале 1942 года начались работы по проекту улучшенного бомбардировщика Ил-6 с герметичной кабиной экипажа для высотных полетов, значительной стреловидностью по передней кромке крыла и двумя дизельными двигателями А.Д. Чаромского АЧ-30Б мощностью 1500 л. с. (1119 кВт). Эту разработку закрыли в 1944 году после испытания единичных прототипов, первый из которых поднялся в воздух 7 августа 1943 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ил-4

  Тип: дальний бомбардировщик
  Силовая установка: два звездообразных ПД М-88Б мощностью 1100 л. с. (820 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 430 км/ч на высоте 6700 м, практический потолок 9700 м, практическая дальность полета 3800 км
  Масса: пустого снаряженного 5800 кг; максимальная взлетная 11300 кг
  Размеры: размах 21,44 м, длина 14,80 м, высота 4,10 м, площадь крыла 66,70 м1
  Вооружение: один 12,7-мм и два 7,62-мм пулемета, плюс внутренняя бомбовая нагрузка 1000 кг либо максимальная бомбовая нагрузка(на внутренней и внешней подвеске) 2500 кг
ДБ-3Ф из 3-го авиакорпуса РГК, предположительно 97-й БАП
Представленный на рисунке самолет - Ил-4 (ДБ-3Ф) одного из дальнебомбардировочных авиаполков Авиации дальнего действия, действовавшего в 1944 году на советско-германском фронте. Недостатком самолетов было относительно слабое оборонительное вооружение.
ДБ-3ф с моторами М-87 из состава 1-го МТАП.
ДБ-3ф с моторами М-87 из состава 57-го БАП ВВС КБФ.
ДБ-3Ф из 2-го МТАП. Самолет ВВС ЧФ - участник боев за Севастополь в ноябре-декабре 1941г
Ил-4 "23 желтый", 2-я АЭ, лето-осень 1943г.
ДБ-3Ф из 2-го МТАП. Самолет ВВС ЧФ - участник боев за Севастополь в ноябре-декабре 1941г
Ил-4 из состава 10-го ГвАП ДД, 1944 г. (самолет с капотами двигателей типа «Б»)
Ил-4 из 1 АЭ 10 Гвардейского АП ДД, 1944г.
ДБ-3Ф экипажа лейтенанта Скакова из 2-го минно-торпедного полка ВВС ЧФ.
Этот ДБ-3Ф ранних серий был захвачен германскими войсками на одном из аэродромов летом 1941г. Самолет в предвоенной серебристой окраске.
ДБ-3Ф из 3-го авиакорпуса РГК
ДБ-3ф с моторами М-87 из состава 57-го БАП. 30 июня 1941г. этот самолет совершил вынужденную посадку в районе Даугавпился и позже был восстановлен немецкими специалистами до летного состояния и испытывался в Исследовательском центре Люфтваффе в Рехлине.
ДБ-3Ф 2М-88 из состава 1-го ГМТАП. В целях маскировки все опознавательные знаки (кроме бортового номера) закрашены. Самолет оснащен верхней фюзеляжной турелью МВ-3, в которой установлен крупнокалиберный пулемет УБТ. Зима 1942-1943гг.
Ил-4 из 2-й АЭ 2-го Гв. ДБАП, в которой служил Р.Моретонес
Несмотря на перевооружение 2-го ГвАПДД на B-25, зимой 1943-44гг. в полку еще оставалось некоторое количество Ил-4, и в их числе персональная машина дважды Героя Советского Союза А.И.Молодчего
Ил-4 2-го авиакорпуса дальнего действия с отметками о дальних бомбовых рейдах, лето 1944г.
Ил-4 N 44 заводской N 5403904 1 АЭ 3 Гв.АП ДД, март 1945г.
Этот Ил-4 из 3-го ГвАПДД зимой 1943-44гг. нес сразу две "именные" подписи
Ил-4 из 2-й АЭ 8-го ГвАПДД имел светло-серую окраску сверху и серебристую надпись. В период налетов на Хельсинки на самолете летал экипаж П.М.Фурса
Ил-4 из 9-го Гв ДБАП, лето 1944г. В экипаже самолета было два Героя Советского Союза: летчик Б.П.Чистов и штурман И.Т.Литвин.
ДБ-3Ф ранних серий, полученны финнами от немцев. Машина эксплуатировалась в 3/PLeLv 46.
Опытный самолет Ил-4ТК