Варианты
- Ильюшин - ДБ-3 / ЦКБ-30 - 1936 - Россия
- Ильюшин - ДБ-3Т - 1938 - Россия
- Ильюшин - Ил-4 / ДБ-3Ф - 1939 - Россия
- Ильюшин - Ил-4Т - 1940 - Россия
Ил-4 / ДБ-3Ф
Дальний бомбардировщик, цельнометаллический двухмоторный моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 - 4 человека. Создан в ЦКБ под руководством С.В.Ильюшина. Являлся развитием опытного самолета ЦКБ-26 смешанной конструкции. Новый образец ЦКБ-30 совершил свой первый полет 31 марта 1936 г. Серийное производство развернуто с января 1937 г. Выпускался заводами # 18 (Воронеж), # 126 (Комсомольск-на-Амуре), # 39 (Москва), # 23 (Москва). В общей сложности построено 6785 экз.
ДБ-3 состоял на вооружении в СССР с лета 1937 г., в Китае - с начала 1939 г., в Финляндии - с весны 1940 г.
Основные серийные модификации:
- ДБ-3 (ДБ-3А) с моторами М-85/86, вооружение 3x7,62;
- ДБ-3Б с моторами М-87А/Б, отъемными консолями крыла, измененным остеклением кабины штурмана, новым фонарем кабины пилота, усиленным шасси, бронезащитой, частичным протектированием бензобаков, вооружение 3x7,62 (полевые переделки - 4x7,62), часть самолетов в 1940 - 1941 гг. переделана под новые турели МВ-3 и МВ-2;
- ДБ-3Ф (первые серии именовались ДБ-3М, с 1942 г. - Ил-4) с моторами М-87Б/88/88А/88Б, новой веретенообразной носовой частью, новым шасси, вооружение 2x7,62 (первые серии), 3x7,62 и 1x12,7+2x7,62 (с начала 1942 г.). Полевые переделки 2x12,7+1x7,62 или 1x20+2x7,62, с осени 1941 г. введены деревянные каркас кабины штурмана, хвостовой кок, с апреля 1942 г. - подвесные бензобаки, с конца года - усиленное шасси, с мая-июня 1943 г. увеличена стреловидность крыла по передней кромке.
Выпускались также торпедоносные варианты ДБ-3Т и Ил-4Т для авиации ВМФ. Бомбовая нагрузка всех модификаций до 2000 кг.
ДБ-3 начали впервые воевать в Китае весной 1939 г., зимой 1939/40 г. наносили бомбовые удары в ходе советско-финской войны (в т.ч. и как пикировщики). В июне 1941 г. являлись основным типом дальних бомбардировщиков в Советском Союзе. В начале войны использовались днем против наступающих войск противника. Далее в составе полков авиации дальнего действия (АДД) поражали цели и близ линии фронта, и в глубоком тылу противника, действуя в основном ночью. В августе 1941 г. совершили первый советский налет на Берлин.
ДБ-3 (Ил-4) участвовали во всех крупных операциях Красной Армии. В июле 1942 г. совершили серию налетов на Берлин, Будапешт, Бухарест, Плоешти, Восточную Пруссию. Далее части АДД перемежали поддержку войск на фронте с рейдами в глубь территории противника. Активно действовали под Сталинградом (в т.ч. днем) и Курском. В августе 1945 г. участвовали в войне с Японией (в т.ч. ДБ-3Б).
Ил-4 сняли с производства в начале 1945 г., с вооружения - в начале 1946 г.
Ил-4||
Размах:||21,44 м
Длина:||14,8 м
Моторы, количество х мощность:||2x1100 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10300 кг
Максимальная скорость:||445 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||4260 км
Описание:
- Ил-4 / ДБ-3Ф
- ДБ-3
- Ил-4
Фотографии
-
Авиация и Время 2002-01 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (2)
ДБ-3Ф в прицеле немецкого истребителя (кадр ФКП)
-
Мир Авиации 1999-01 / В.Раткин - Сергей Комлик /Галерея/
Ил-4 N 44 заводской N 5403904 1 АЭ 3 Гв.АП ДД, март 1945г.
-
Авиация и Время 1998-01 / И.Родионов, А.Совенко - Ил-4: так было /Монография/
Аварийная посадка одного из предвоенных вариантов ДБ-3Ф, на котором для уменьшения лобового сопротивления установлен гаргрот
-
АвиаМастер 2002-01 / М.Солонин - Куда улетели сталинские соколы? /Дискуссия/
А здесь врагам достался разбитый И-16 и поврежденный (пробоина в мотогондоле) Ил-4.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 тип 5 (6) - Россия - 1934
-
АвиаПарк 2009-02 / М.Тимин, И.Злобин - Тайна бобруйского аэродрома /Неизвестные страницы истории/
На бобруйском аэродроме
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 тип 5 (6) - Россия - 1934
-
АвиаПарк 2009-02 / М.Тимин, И.Злобин - Тайна бобруйского аэродрома /Неизвестные страницы истории/
На переднем плане в кадр попал У-2 с красной единицей на руле направления, а слева на заднем плане - УТ-1
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов У-2 / По-2 - Россия - 1928Яковлев УТ-1 / АИР-14 - Россия - 1936
-
АвиаПарк 2009-02 / М.Тимин, И.Злобин - Тайна бобруйского аэродрома /Неизвестные страницы истории/
На бобруйском аэродроме
Другие самолёты на фотографии: Архангельский, Туполев СБ / АНТ-40 - Россия - 1934Архангельский, Туполев СБ бис - Россия - 1937Петляков Пе-2 - Россия - 1940Туполев, Сухой Су-2 / АНТ-51 / Иванов / ББ-1 - Россия - 1937
-
АвиаМастер 2002-02 / М.Морозов - Вошедшие в бессмертие /На фронтах Великой Отечественной/
Останки сбитого ДБ-3Ф.
-
История Авиации 2003-01 / М.Морозов - Торпедоносцы Ильюшина над Черным морем /Крылья над морем/ (1)
ДБ-3Ф, сбитый в районе Бухареста в ходе одного из двух налетов.
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Пилот этого ДБ-3Ф, тяжело поврежденного зенитным огнем при налете на Румынию, сумел дотянуть до своей территории и посадить горящую машину. Самолет сгорел уже на земле.
-
Авиация и Время 1998-01 / И.Гуляс - Фрагменты боевого применения Ил-4 /Монография/
Летом 1941г. ДБ-3Ф применялись для штурмовки противника и несли большие потери.
Тип фотографий