Камов Ка-27 / Ка-28
Варианты:
Камов - Ка-27 / Ка-28 - 1973 - Россия
Страна: Россия
Год: 1973
Вертолет

Противолодочный вертолет корабельного базирования с экипажем из трех человек
Описание
Фотографии:

Обломки (4)
Ка-27/32

  Ввиду того, что Ка-25ПЛ уже не отвечал требованиям, предъявляемым к современным ему противолодочным вертолетам, было принято решение о создании нового. В 1968 году ОКБ Камова приступило к проработке нового вертолета ПЛО Ка-252, одновременно была начата и разработка поисково-прицельной системы для него. В мае 1970 года командование ВМФ СССР в целом одобрило проект нового вертолета, которым планировалось вооружить новые тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143.28 октября 1971 года ВМФ и ВВС утверждают совместное задание на новый вертолет ПЛО, а 3 апреля 1972 года ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление о разработке новой машины по данному ТТЗ. После этого работы в ОКБ развернулись в полном объеме, а опытный образец вертолета, получившего обозначение Ка-27 (обозначение НАТО - "Helix"), поднялся в воздух 24 декабря 1973 года под управлением шеф-пилота ОКБ Е.И. Ларюшина. Данного события Николай Ильич Камов не дождался - он скончался 24 ноября 1973 года.
  Первый вариант в семействе Ка-27, противолодочный Ка-27ПЛ ("Helix-A"), по всем параметрам превосходил своего предшественника, хотя конструкторам при увеличении взлетной массы в 1,5 раза удалось сохранить габаритные размеры машины Ка-25. Вертолет выполнен по традиционной схеме, с двумя трехлопастными соосными несущими винтами. Фюзеляж - цельнометаллический, балочно-стрингерного типа, включает переднюю и хвостовую часть, хвостовое оперение и мотогондолы. Пилотская кабина вмещает летчика и штурмана, в грузовой кабине располагаются штурман-оператор и различное оборудование, а по бортам - топливные баки. Между нижними продольными баками находится отсек вооружения с двумя створками, а между шпангоутами 14 и 16 - отсек опускаемой ГАС.
  Шасси - четырехколесное, неубирающееся, состоит из независимых стоек. По бортам фюзеляжа расположены аварийные баллонеты из водонепроницаемой ткани, которые в нерабочем состоянии свернуты и закрыты створками - их наполнение сжатым воздухом обеспечивают две автономные съемные пневмосистемы, расположенные по обоим бортам.
  Вертолет отличался применением современных конструкционных материалов (включая титановые сплавы и композиты)и был оснащен современным комплексом БРЭО, а также более совершенными противолодочными торпедами, торпедами-ракетами и глубинными бомбами. Силовая установка включала два ГТД семейства ТВ3-117.
  Ка-27ПЛ предназначен для поиска, отслеживания и поражения подводных лодок в подводном и надводном положениях, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях на глубинах их погружения до 500 м и скоростях хода до 40 узлов, в районах, удаленных от места базирования вертолета до 200 км. Для эффективного решения данных задач вертолет оснащен радиолокационной прицельно-поисковой системой "Осьминог" (антенна размещена в носовой части в подфюзеляжном обтекателе), опускаемой ГАС "Рось-В" и магнитометром, может нести кассеты с радиогидроакустическими буями, а также вооружение - торпеды, глубинные и ориентирные бомбы.
  Испытания Ка-27ПЛ были завершены в 1978 году, а в 1979 году в Кумертау было начато его серийное производство. Три года спустя на его базе был создан экспортный вариант Ка-28, отличавшийся составом БРЭО, увеличенным до 4770 л запасом топлива и двигателями и поставлявшийся в Индию, Сирию, Вьетнам и Югославию.
  На базе Ка-27ПЛ были со временем созданы поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС ("Helix-D"), оснащенный лебедкой грузоподъемностью 300 кг и пилотажно-навигационным комплексом, позволяющим осуществлять автоматизированный полет вертолета по запрограммированному маршруту, посадку его на корабль и разгрузку без остановки корабля, автономное висение вертолета над заданной точкой и вывод машины в точку, заданную пилотом. В зависимости от характера выполняемых задач экипаж может включать: одного пилота, пилота и штурмана, пилота, штурмана и бортоператора (бортмеханика). На вертолете можно перевозить до 12 человек.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ка-27ПЛ

  Тип: противолодочный вертолет корабельного базирования с экипажем из трех человек
  Силовая установка: два ГТД ТВ3-117ВК (ТВ3-117ВМА) мощностью по 2200 л. с.
  Летные характеристики: максимально допустимая приборная скорость на уровне моря 290 км/ч; крейсерская скорость 250 км/ч; динамический потолок 5000 м; статический потолок 3000 м; дальность при полете на барометрической высоте 1500 м со взлетной массой 10 700 кг при средней истинной скорости 220 км/ч - 900 км
  Масса: пустого 6100 кг; максимальная взлетная и посадочная масса 10 700 кг; максимальная общая масса вертолета с грузом на внешней подвеске - 12000 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 15,90 м; длина фюзеляжа 11,27 м; высота по втулку несущего винта 5,45 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 198,50 м2
  Вооружение: до 800 кг в отсеке вооружения, типовая нагрузка - две противолодочные торпеды или ракето-торпеды (АТ-1М, ВТТ-1,УМГТ-1 или АПР-2), до 10 противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120, возможна подвеска двух противокорабельных ракет Х-35 или блоков НАР
  Полезная нагрузка: груз на внешней подвеске массой до 5000 кг
Результат схлестывания лопастей во время раскрутки винтов. ТАКР "Новороссийск", 26 сентября 1983 г.
Этот Ка-27ПЛ из 289-го ОПЛАП также пострадал на земле от схлестывания лопастей. Новонежино, середина 1990-х гг.
Ка-27 из 830-го ОКПЛВП после аварийной посадки на уличном перекрестке при перегоне вертолетов с завода на аэродром. Казань, 26 ноября 1980 г.
Ка-27ПЛ на следующий день после неудачной посадки на ТАКР "Новороссийск". 25 апреля 1982 г.