Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 / И-301
Варианты:
Лавочкин, Горбунов, Гудков - ЛаГГ-3 / И-301 - 1940 - Россия
Страна: Россия
Год: 1940


Одноместный истребитель
Описание:
ЛаГГ-3 / И-301
ЛаГГ-1
ЛаГГ-3
Фотографии:

Боковые проекции (32)

ЛаГГ-3 / И-301

Одноместный истребитель, моноплан деревянной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И.Гудкова. Работу над проектом начали в феврале 1939 г. Опытный образец истребителя И-22 впервые поднялся в воздух 28 марта 1940 г. Государственные испытания проводились в июне того же года. И-22 был позднее переименован в ЛаГГ-1, а его вариант с увеличенным запасом горючего - с октября 1940 г. в ЛаГГ-3. Серийное производство ЛаГГ-3 начато в январе 1941 г. Этот самолет выпускали четыре завода: #21 - в Горьком, #23 - в Ленинграде, #31 - в Таганроге (впоследствии эвакуирован в Тбилиси), #153 -в Новосибирске. Всего построено 6528 экз. Самолет официально состоял на вооружении с марта 1941 г. Мотор М-105П (на первых сериях), с 4-й серии - М-105ПА, с 28-й серии (лето 1943 г.) - М-105ПФ. Вооружение 3x12,7+2x7,62 (ранние машины), 1x20 + 1x12,7 + 2x7,62 (с 4-й серии), 1x20+1x12,7 или 1x20+2x12,7 (облегченные с М-105ПФ), у 34-й серии - 1x37+1x12,7; 6-8 НУРС. В полевых условиях иногда монтировались дополнительные подкрыльные 2x12,7. С 7-й серии уменьшен объем бензобаков, с 11-й - снят два крыльевых бака, с 15-й - введены автоматические предкрылки. ЛаГГ-3 начал применяться на фронте с начала августа 1941 г. под Ленинградом и Кременчугом. Осенью использовался на Брянском, Калининском и Западном фронтах, а также в ПВО Москвы. Максимальная численность ЛаГГ-3 в действующей армии была достигнута в 1942 г., когда они действовали по всему фронту, а также на Балтийском и Черноморском флотах. Участвовали в сражениях под Сталинградом и на Кубани. ЛаГГ-3 активно эксплуатировался на передовой до середины 1944 г. В августе 1945 г. участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке. Снят с производства в середине 1944 г.


ЛаГГ-3||
Размах:||9,8 м
Длина:||8,82 м
Моторы, количество х мощность:||1x1050 л.с.
Взлетный вес, максимальный:||3150 кг
Максимальная скорость:||535 км/ч
Практический потолок:||9600 м
Дальность:||570 км/ч

ЛаГГ-1

Семен Алексеевич Лавочкин проектировал самолеты со студенческой скамьи. После окончания Московского высшего технического училища в 1927 году работал с рядом авиаконструкторов. В 1935 году поступил на работу в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ). С. А. Лавочкин успел потрудиться в нескольких бригадах и на ряде должностей, прежде чем в мае 1939 года возглавил совместно с М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым ОКБ, организованное по их инициативе. Первой разработкой нового коллектива стал одноместный фронтовой истребитель. В конструкции самолета широко использовалась дельта-древесина (пластифицированная древесина), считавшаяся в то время очень перспективным материалом, в частности, из-за экономии дефицитного дюралюминия.
  За год, к весне 1940-го, был выпущен истребитель И-22 (И-301), получивший в дальнейшем обозначение ЛаГГ-1 (Лавочкин, Горбунов, Гудков). 30 марта летчик А. И. Никашин выполнил первый полет на прототипе.
  Испытания прошли успешно, но, тем не менее, был выявлен ряд недостатков. Для запуска самолета в серийное производство требовалось провести доработки, но главное - появилось требование увеличения дальности полета до 1000 км за счет увеличения количества топлива. Модернизированный истребитель позже пошел в серийное производство и обозначался как ЛаГГ-3.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  ЛаГГ-1

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: V-образный двигатель жидкостного охлаждения М-105П (пушечный) мощностью 1050 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость (на высоте 4950 м) 605 км/ч; практический потолок 9600 м; дальность на крейсерской скорости 600 км
  Масса: пустого 2478 кг; максимальная взлетная 2968 кг
  Размеры: размах крыла 9,80 м; длина 8,81 м; высота 4,40 м; площадь крыла 17,62 м2
  Вооружение: одна пушка ВЯ калибра 23 мм в развале блока цилиндров мотора (проходила через ось редуктора) и два 12,7-мм синхронных пулемета в носовой части над мотором

ЛаГГ-3

Все усилия ОКБ сосредоточились на устранении самых серьезных недостатков самолета И-301. Анализ конструкции планера позволил снизить массу. Экономии веса способствовала замена 23-мм пушки ВЯ на 20-мм пушку ШВАК с боекомплектом в 120 снарядов и 12,7-мм пулеметов на 7,62-мм типа ШКАС (650 патронов). Проведение государственных испытаний модернизированного И-301 начались 14 июня 1940 года. На втором прототипе увеличили запас топлива: в отъемных частях крыла установили по дополнительному баку. Истребитель приняли, серийное производство началось в 1941 году. Имевшийся к тому времени запас планеров ЛаГГ-1 доработали в ЛаГГ-3. Серийные машины оказались тяжелее и утратили преимущества прототипов.
  С 1941 году на самолете внедрили автоматические предкрылки, что благотворно сказалось на управляемости, устойчивости на взлете и посадке, на работе триммеров, рулей и элеронов, а также маневренности.
  В воздушных боях вскоре начавшейся войны ЛаГГ-3 во многом уступали Messerschmitt Bf 109. В 1942 году появился самолет с мотором ВК-105ПФ в 1180 л. с., облегченный за счет планера, оборудования и вооружения (одна пушка МП-20 и пулемет УБС). Характеристики машины незначительно, но улучшились; была построена малая серия.
  Истребителю ЛаГГ-3 явно не хватало мощности двигателя. Любовью у летчиков самолет не пользовался, но в начальный период войны он был одним из основных истребителей ВВС РККА. За счет высокой прочности машина обладала очень хорошей боевой живучестью. Всего было построено 6528 самолетов ЛаГГ-3.
  Состав вооружения машины часто менялся: калибр пушки - с 20 мм на 23 мм, варьировалось число и расположение пулеметов (до четырех 7,62-мм и 12,7-мм), подвешивалось до шести РС-82. 37-мм пушкой Ш-37 оснащалась модификация М. И. Гудкова К-37 (1942 год). Небольшая серия машин вооружалась также пушкой НС-37. Испытывался самолет и с мотором ВК-107, но более перспективным стал вариант с двигателем М-82А - будущий Ла-5.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  ЛаГГ-3

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один V-образный 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения, М-105ПФ2 - до 1240 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость 560 км/ч на высоте 5000 м; практический потолок 9600 м; дальность 650 км
  Масса: пустого 2680 кг; максимальная взлетная 3346 кг
  Размеры: размах крыла 9,80 м; длина 8,81 м; площадь крыла 17,62 м2
  Вооружение: см. текст
ЛаГГ-3 м-ра Л.А. Гальченко из 609-го ИАП. Аэродром Африканда, конец лета 1942 г.
ЛаГГ-3 первых серий выпуска Героя Советского Союза Л.А.Гальченко, 145-й ИАП, осень 1941г.
ЛаГГ-3 из 9-го иап ВВС ЧФ, осень 1941г.
ЛаГГ-3 из состава 44-го ИАП, на котором осенью 1941г. в числе других летчиков летал будущий Герой Советского Союза И.Евтеев, один из наиболее результативных асов 7-го ИАК ПВО Ленинграда.
ЛаГГ-3 из 44-го ИАП. Ленинград, конец 1941 г.
ЛаГГ-3
ЛаГГ-3 "красная 46", февраль 1942г. Самолет в заводской зимней окраске. За кабиной виден гвардейский значок, появившийся на машинах полка после 18 января 1942г.
ЛаГГ-3, предположительно, из 3-го ГвИАП ВВС КБФ, зима 1942 г.
ЛаГГ-3 из 13-го ИАП, 1942 год
Данный ЛаГГ-3 (№070171) весной 1942 года входил в состав ВВС Балтийского флота, 6 марта 1942 года он был сбит над вражеской территорией финской зенитной артиллерией. Летчик сумел посадить машину, а затем, как утверждается, застрелился, чтобы не попасть в плен.
ЛаГГ-3
ЛаГГ-3 к-на Г.А. Григорьева из 178-го И АП. Московский фронт ПВО, весна-лето 1942 г.
ЛаГГ-3 Героя Советского Союза капитана Григорьева (178-й ИАП ПВО Москвы, 1943г.): звездочки нанесены в примерном соответствии с приказом ИА ПВО ТС N 073.

ЛаГГ-3 командира 92-го ИАП майора С.С.Ячменева. Волховский фронт, район Серебренницы, март 1942 г.
ЛаГГ-3. Зимой 1942-1943 годов на этом ЛаГГ-3 в зимнем камуфляже летал капитан (позднее полковник) Герасим Афанасьевич Григорьев из 6-й ИАД, входившей в систему ПВО Москвы. Обратите внимание на отметки о 15 победах на фюзеляже. С двигателем М-105ПФ максимальная скорость ЛаГГ-3 достигала 566 км/ч на высоте 3900 м, что позволяло ему сохранять определенный паритет с германским истребителем Bf 109E.
ЛаГГ-3 "красная 30", январь 1943г. Зимняя окраска, весьма значительно "пострадавшая" в ходе эксплуатации. Обозначение северо-западного ТВД - белый руль поворота - нанесено поверх хвостового ОЗ. На самолете летал ГСС С.Львов.
ЛаГГ-3 к-на С.И. Львова из 3-го ГвИАП ВВС КБФ, зима-весна 1942 г.
ЛаГГ-3 35-й серии выпуска Героя Советского Союза С.И.Львова, 3-й Гвардейский ИАП ВВС Балтфлота, зима 1943г.
ЛаГГ-3 б/н 35 из 2-го ИАП, аэродром Белый Колодезь, начало мая 1942г. Самолеты в полку не закреплялись за одним летчиком, но чаще других на этой машине летал Иван Черныш. Он погиб в конце мая в районе Изюма, но на другом ЛаГГе. Летал также и Иван Дзюба, который прошел всю войну и стал ГСС. В конце мая направленный в тыл неисправный ЛаГГ-3 N 35 был уничтожен в пути техником самолета А.А.Салеевым при угрозе окружения.
ЛаГГ-3 из 572-го ИАП 102-й ИАД ПВО. Район Верхней Ахтубы, сентябрь 1942 г.
Данный ЛаГГ-3 принадлежал Юрию Петровичу Шитову из 9-го истребительного авиаполка авиации Черноморского флота. На фюзеляже видна личная эмблема летчика (лев на сердце), а под кабиной - восемь звездочек, по числу побед. Так выглядел самолет весной 1944 года.
Представлен ЛаГГ-3 лейтенанта Ю. Щипова из 9-го истребительного полка Черноморского флота, 1944 год. На фюзеляж нанесены отметки о сбитых самолетах противника и личная эмблема - голова льва на фоне сердца.
ЛаГГ-3 л-та Ю. Щипова из 9-го ИАП ВВС ЧФ. Лето 1943 г.
ЛаГГ-3 из 274-го ИАП. Калининский фронт, февраль 1942 г.
Истребитель ЛаГГ-3 ст.лейтенанта Игоря Каберова из 3 ГИАП КБФ (зима 1942-1943гг.)
ЛаГГ-3 из состава 3-го гиап ВВС КБФ.
ЛаГГ-3 "белая 59", весна-лето 1943г. Самолет, перекрашенный после зимней эксплуатации, несет нестандартный камуфляж с единственным пятном черного цвета на фюзеляже. На самолете летал ГСС И.Каберов.
ЛаГГ-3 к-на В.П. Миронова, командира 609-го ПАП. Карельский фронт, лето 1942 г.
ЛаГГ-3 из 88-го ИАП. На борту надпись: «Советская Грузия» на грузинском языке. Северокавказский фронт, лето 1943 г.
ЛаГГ-3 из LeLv 32 ВВС Финляндии. Нурмоила, сентябрь 1944г.
Трофейный ЛаГГ-3 35-й серии выпуска из состава LeLv-32 ВВС Финляндии, зима 1943-1944гг.
ЛаГГ-3 10-й серии выпуска, совершивший посадку в Манчжурии и испытывавшийся японцами весной 1942г.