Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 / И-301
Страна: Россия
Год: 1940


Одноместный истребитель
Работа ателье ремонту одежды.
Описание:
ЛаГГ-3 / И-301
ЛаГГ-1
ЛаГГ-3
Фотографии

ЛаГГ-3 / И-301

Одноместный истребитель, моноплан деревянной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И.Гудкова. Работу над проектом начали в феврале 1939 г. Опытный образец истребителя И-22 впервые поднялся в воздух 28 марта 1940 г. Государственные испытания проводились в июне того же года. И-22 был позднее переименован в ЛаГГ-1, а его вариант с увеличенным запасом горючего - с октября 1940 г. в ЛаГГ-3. Серийное производство ЛаГГ-3 начато в январе 1941 г. Этот самолет выпускали четыре завода: #21 - в Горьком, #23 - в Ленинграде, #31 - в Таганроге (впоследствии эвакуирован в Тбилиси), #153 -в Новосибирске. Всего построено 6528 экз. Самолет официально состоял на вооружении с марта 1941 г. Мотор М-105П (на первых сериях), с 4-й серии - М-105ПА, с 28-й серии (лето 1943 г.) - М-105ПФ. Вооружение 3x12,7+2x7,62 (ранние машины), 1x20 + 1x12,7 + 2x7,62 (с 4-й серии), 1x20+1x12,7 или 1x20+2x12,7 (облегченные с М-105ПФ), у 34-й серии - 1x37+1x12,7; 6-8 НУРС. В полевых условиях иногда монтировались дополнительные подкрыльные 2x12,7. С 7-й серии уменьшен объем бензобаков, с 11-й - снят два крыльевых бака, с 15-й - введены автоматические предкрылки. ЛаГГ-3 начал применяться на фронте с начала августа 1941 г. под Ленинградом и Кременчугом. Осенью использовался на Брянском, Калининском и Западном фронтах, а также в ПВО Москвы. Максимальная численность ЛаГГ-3 в действующей армии была достигнута в 1942 г., когда они действовали по всему фронту, а также на Балтийском и Черноморском флотах. Участвовали в сражениях под Сталинградом и на Кубани. ЛаГГ-3 активно эксплуатировался на передовой до середины 1944 г. В августе 1945 г. участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке. Снят с производства в середине 1944 г.


ЛаГГ-3||
Размах:||9,8 м
Длина:||8,82 м
Моторы, количество х мощность:||1x1050 л.с.
Взлетный вес, максимальный:||3150 кг
Максимальная скорость:||535 км/ч
Практический потолок:||9600 м
Дальность:||570 км/ч

ЛаГГ-1

Семен Алексеевич Лавочкин проектировал самолеты со студенческой скамьи. После окончания Московского высшего технического училища в 1927 году работал с рядом авиаконструкторов. В 1935 году поступил на работу в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ). С. А. Лавочкин успел потрудиться в нескольких бригадах и на ряде должностей, прежде чем в мае 1939 года возглавил совместно с М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым ОКБ, организованное по их инициативе. Первой разработкой нового коллектива стал одноместный фронтовой истребитель. В конструкции самолета широко использовалась дельта-древесина (пластифицированная древесина), считавшаяся в то время очень перспективным материалом, в частности, из-за экономии дефицитного дюралюминия.
  За год, к весне 1940-го, был выпущен истребитель И-22 (И-301), получивший в дальнейшем обозначение ЛаГГ-1 (Лавочкин, Горбунов, Гудков). 30 марта летчик А. И. Никашин выполнил первый полет на прототипе.
  Испытания прошли успешно, но, тем не менее, был выявлен ряд недостатков. Для запуска самолета в серийное производство требовалось провести доработки, но главное - появилось требование увеличения дальности полета до 1000 км за счет увеличения количества топлива. Модернизированный истребитель позже пошел в серийное производство и обозначался как ЛаГГ-3.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  ЛаГГ-1

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: V-образный двигатель жидкостного охлаждения М-105П (пушечный) мощностью 1050 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость (на высоте 4950 м) 605 км/ч; практический потолок 9600 м; дальность на крейсерской скорости 600 км
  Масса: пустого 2478 кг; максимальная взлетная 2968 кг
  Размеры: размах крыла 9,80 м; длина 8,81 м; высота 4,40 м; площадь крыла 17,62 м2
  Вооружение: одна пушка ВЯ калибра 23 мм в развале блока цилиндров мотора (проходила через ось редуктора) и два 12,7-мм синхронных пулемета в носовой части над мотором

ЛаГГ-3

Все усилия ОКБ сосредоточились на устранении самых серьезных недостатков самолета И-301. Анализ конструкции планера позволил снизить массу. Экономии веса способствовала замена 23-мм пушки ВЯ на 20-мм пушку ШВАК с боекомплектом в 120 снарядов и 12,7-мм пулеметов на 7,62-мм типа ШКАС (650 патронов). Проведение государственных испытаний модернизированного И-301 начались 14 июня 1940 года. На втором прототипе увеличили запас топлива: в отъемных частях крыла установили по дополнительному баку. Истребитель приняли, серийное производство началось в 1941 году. Имевшийся к тому времени запас планеров ЛаГГ-1 доработали в ЛаГГ-3. Серийные машины оказались тяжелее и утратили преимущества прототипов.
  С 1941 году на самолете внедрили автоматические предкрылки, что благотворно сказалось на управляемости, устойчивости на взлете и посадке, на работе триммеров, рулей и элеронов, а также маневренности.
  В воздушных боях вскоре начавшейся войны ЛаГГ-3 во многом уступали Messerschmitt Bf 109. В 1942 году появился самолет с мотором ВК-105ПФ в 1180 л. с., облегченный за счет планера, оборудования и вооружения (одна пушка МП-20 и пулемет УБС). Характеристики машины незначительно, но улучшились; была построена малая серия.
  Истребителю ЛаГГ-3 явно не хватало мощности двигателя. Любовью у летчиков самолет не пользовался, но в начальный период войны он был одним из основных истребителей ВВС РККА. За счет высокой прочности машина обладала очень хорошей боевой живучестью. Всего было построено 6528 самолетов ЛаГГ-3.
  Состав вооружения машины часто менялся: калибр пушки - с 20 мм на 23 мм, варьировалось число и расположение пулеметов (до четырех 7,62-мм и 12,7-мм), подвешивалось до шести РС-82. 37-мм пушкой Ш-37 оснащалась модификация М. И. Гудкова К-37 (1942 год). Небольшая серия машин вооружалась также пушкой НС-37. Испытывался самолет и с мотором ВК-107, но более перспективным стал вариант с двигателем М-82А - будущий Ла-5.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  ЛаГГ-3

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один V-образный 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения, М-105ПФ2 - до 1240 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость 560 км/ч на высоте 5000 м; практический потолок 9600 м; дальность 650 км
  Масса: пустого 2680 кг; максимальная взлетная 3346 кг
  Размеры: размах крыла 9,80 м; длина 8,81 м; площадь крыла 17,62 м2
  Вооружение: см. текст
ЛаГГ-3 первых серий выпуска Героя Советского Союза Л.А.Гальченко, 145-й ИАП, осень 1941г.
ЛаГГ-3 из 9-го иап ВВС ЧФ, осень 1941г.
ЛаГГ-3 из состава 44-го ИАП, на котором осенью 1941г. в числе других летчиков летал будущий Герой Советского Союза И.Евтеев, один из наиболее результативных асов 7-го ИАК ПВО Ленинграда.
ЛаГГ-3
ЛаГГ-3 "красная 46", февраль 1942г. Самолет в заводской зимней окраске. За кабиной виден гвардейский значок, появившийся на машинах полка после 18 января 1942г.
ЛаГГ-3 из 13-го ИАП, 1942 год
Данный ЛаГГ-3 (№070171) весной 1942 года входил в состав ВВС Балтийского флота, 6 марта 1942 года он был сбит над вражеской территорией финской зенитной артиллерией. Летчик сумел посадить машину, а затем, как утверждается, застрелился, чтобы не попасть в плен.
ЛаГГ-3. Зимой 1942-1943 годов на этом ЛаГГ-3 в зимнем камуфляже летал капитан (позднее полковник) Герасим Афанасьевич Григорьев из 6-й ИАД, входившей в систему ПВО Москвы. Обратите внимание на отметки о 15 победах на фюзеляже. С двигателем М-105ПФ максимальная скорость ЛаГГ-3 достигала 566 км/ч на высоте 3900 м, что позволяло ему сохранять определенный паритет с германским истребителем Bf 109E.
ЛаГГ-3 35-й серии выпуска Героя Советского Союза С.И.Львова, 3-й Гвардейский ИАП ВВС Балтфлота, зима 1943г.
ЛаГГ-3 10-й серии выпуска, совершивший посадку в Манчжурии и испытывавшийся японцами весной 1942г.
ЛаГГ-3 Героя Советского Союза капитана Григорьева (178-й ИАП ПВО Москвы, 1943г.): звездочки нанесены в примерном соответствии с приказом ИА ПВО ТС N 073.
ЛаГГ-3 "красная 30", январь 1943г. Зимняя окраска, весьма значительно "пострадавшая" в ходе эксплуатации. Обозначение северо-западного ТВД - белый руль поворота - нанесено поверх хвостового ОЗ. На самолете летал ГСС С.Львов.
ЛаГГ-3 б/н 35 из 2-го ИАП, аэродром Белый Колодезь, начало мая 1942г. Самолеты в полку не закреплялись за одним летчиком, но чаще других на этой машине летал Иван Черныш. Он погиб в конце мая в районе Изюма, но на другом ЛаГГе. Летал также и Иван Дзюба, который прошел всю войну и стал ГСС. В конце мая направленный в тыл неисправный ЛаГГ-3 N 35 был уничтожен в пути техником самолета А.А.Салеевым при угрозе окружения.
Данный ЛаГГ-3 принадлежал Юрию Петровичу Шитову из 9-го истребительного авиаполка авиации Черноморского флота. На фюзеляже видна личная эмблема летчика (лев на сердце), а под кабиной - восемь звездочек, по числу побед. Так выглядел самолет весной 1944 года.
Представлен ЛаГГ-3 лейтенанта Ю. Щипова из 9-го истребительного полка Черноморского флота, 1944 год. На фюзеляж нанесены отметки о сбитых самолетах противника и личная эмблема - голова льва на фоне сердца.
ЛаГГ-3 из 274-го ИАП. Калининский фронт, февраль 1942 г.
Истребитель ЛаГГ-3 ст.лейтенанта Игоря Каберова из 3 ГИАП КБФ (зима 1942-1943гг.)
ЛаГГ-3 из состава 3-го гиап ВВС КБФ.
ЛаГГ-3 "белая 59", весна-лето 1943г. Самолет, перекрашенный после зимней эксплуатации, несет нестандартный камуфляж с единственным пятном черного цвета на фюзеляже. На самолете летал ГСС И.Каберов.
Трофейный ЛаГГ-3 35-й серии выпуска из состава LeLv-32 ВВС Финляндии, зима 1943-1944гг.
Первый опытный истребитель "301"
Опытный истребитель И-301, целиком покрытый темно-вишневым бакелитовым лаком и отполированный до зеркального блеска сразу получил кличку "рояль"
Первый истребитель Лавочкина - И-301
Дальность полета и потолок ЛаГГ-1 сочли недостаточными, нарекания вызвала и маневренность прототипа. После проведения доработок истребитель получил обозначение ЛаГГ-3.
Один из опытных вариантов истребителя ЛаГГ-3
Первый серийный ЛаГГ-3
Первый серийный ЛаГГ-3, выпущенный таганрогским авиазаводом N 31 в феврале 1941г.
Истребитель ЛаГГ-3
Истребители ЛаГГ-3 состояли на вооружении 790-го ИАП с 1942 по 1944г.
ЛаГГ-3 из состава 24-го ИАП, входившего летом и осенью 1941г. в состав 6-го ИАК ПВО. В середине июля в составе полка находилось 74 истребителя этого типа находившихся на трех аэродромах - Вязьма, Инютино и С.Лыкшино. В дополнение к ним в боевом составе 24-го ИАП еще оставались 11 И-16 и три И-153.
ЛаГГ-3 "красная 46", февраль 1942г.
Батальонный комиссар Я.М.Басовин (справа) поздравляет летчиков капитана М.В.Тикунова (в центре) с третьим сбитым и старшего лейтенанта Г.А.Григорьева (слева) с десятым сбитым самолетом противника. Московская зона ПВО, лето 1942 г., 178-й ИАП (6 ИАК ПВО). ЛаГГ-3, представленный на фото, из ранних выпусков (до 7-й серии).
Группа механиков 2-й эскадрильи 164-го ИАП у ЛаГГ-3. Аэродром Булацеловка Харьковской области, 1 мая 1942г. Слева направо: Яровенко, Н.Шаров, Ваня Калишенко (сын полка), Козлов, Лукин, Парамонов, Панкратов, Белодеденко, Локтев, Должников, в кабине - летчик Придсен.
После выполнения боевого задания, район Краснодара, 1943г.
Истребитель ЛаГГ-3 66-й серии
ЛаГГ-3 "красная 30", январь 1943г. На самолете летал ГСС С.Львов.
ЛаГГ-3 последних серий 9-го ГИАП Черноморского флота, 1944г.
ЛаГГ-3 уступал новейшим немецким истребителям, но все равно внес важный вклад в оборону Ленинграда, осажденного врагом. Данный самолет запечатлен в районе Ленинграда в конце 1941 года, он принадлежал 44-му истребительному авиаполку. Видно, что сдвижной сегмент фонаря снят, несмотря на суровые условия той зимы.
ЛаГГ-3 одного из советских истребительных авиаполков, участвовавших в Великолукской наступательной операции.
ЛаГГ-3 И.Каберова из 3-го гвардейского авиаполка ВВС КБФ, зима 1943г.
На таком самолете летали Герои Советского Союза Каберов И. А. и Костылев Г. Д., воевавшие в 3-м гвардейском ИАП авиации Краснознаменного Балтийского флота. Отношение летчиков к ЛаГГ-3 было противоречивым, но самолет позволил заполнить временную нишу до поступления на фронт истребителей, сопоставимых с германскими.
ЛаГГ-3 из 609-го ИАП: заправка пневмосистемы сжатым воздухом
К весне 1944г. ВВС Черноморского флота представляли собой причудливый конгломерат различных типов боевых самолетов, заметную часть из которых составляли хотя и заслуженные, но уже безнадежно устаревшие ветераны такие как МБР-2, Ил-4 и ЛаГГ-3. Немало головной боли тыловым службам доставляла и разнотипность парка. Достаточно сказать, что в составе ВВС ЧФ имелось пять типов истребителей ("Аэрокобра", "Киттихауки", ЛаГГ-3, Як-1 и Як-9) и три типа двухмоторных бомбардировщиков ("Бостон", Ил-4 и Пе-2)!
ЛаГГ-3 был близок по летным характеристикам к Як-1, но уже не отвечал требованиям к истребителю и в основном использовался в качестве истребителя-бомбардировщика и штурмовика.
Летчик Н.Пузанов у ЛаГГ-3, 1942г., Карельский фронт, 145-й ИАП (впоследствии 19-й ГИАП), изображенный на фото ЛаГГ-3 - 11-й серии выпуска.
Штурман 2 ИАП А.В.Шашко (по другим данным - Шишко) на фоне ЛаГГ-3.
Летчик 9-го ИАП ВВС ЧФ Юрий Шнуров в кабине ЛаГГ-3
Заместитель командира эскадрильи ст. лейтенант Беседин с техником старшиной Заикиным у своего самолета
Г.Костылев на своей "Сказке-Коломбине" обсуждает ход воздушного боя
Техник старшина Заикин докладывает ст. лейтенанту Беседину о готовности матчасти к боевому вылету
ЛаГГ-3 на фронтовом аэродроме
ЛаГГ-3 с дополнительными топливными баками
ЛаГГ-3 из 170-го ИАП
Позже ЛаГГ-3 получили на вооружение реактивные снаряды РС-82 (на фотографии - под консолями крыла) или PC-132 (по шесть PC), а также авиабомбы малого калибра. При сопровождении использовались подвесные топливные баки. 5-й гвардейский авиаполк, Калининский фронт, февраль 1942 г.
Серийный ЛаГГ-3 образца 1941 года с подвеской реактивных снарядов РС-82
Истребитель ЛаГГ-3 609-го ИАП. ПО своим тактико-техническим данным ЛаГГ-3 превосходил "Харрикейн", но он был более сложным в обслуживании и требовал значительно больше часов на проведение регламентных работ. Кроме того, ЛаГГ-3 был тяжел в управлении и не прощал ошибок в технике пилотирования, особенно неустойчиво он вел себя на низких скоростях
ЛаГГ-3 стал одним из самых массовых советских истребителей в первой половине Великой Отечественной войны. Самолет принял на себя основную тяжесть боев и в дальнейшем внес значимый вклад в достижение превосходства в воздухе.
Новые советские самолеты, такие как ЛаГГ-3, могли уже на равных противостоять новейшим немецким машинам, воевавшим на советско-германском фронте.
The LAGG-3 Single-seat Fighter (1,100 h.p. M-105P engine).
Истребитель ЛаГГ-3 из 255-го ИАП в полете с выпущенными щитками
ЛаГГ-3
Трофейный ЛаГГ-3 первых серий, использовавшийся финнами
Финский летчик Эйно Коскинен во время проверки двигателя LG-3 после его ремонта в марте - апреле 1943 года. Свою победу Коскинен одержал на другом трофейном ЛаГГ-3.
Among the aircraft fully described and illustrated in Kalevi Keskinen's excellent volume reviewed alongside are (on photo) the LaGG-3, shown in service with HLeLv.32 in 1944 and the Bf.109G-10 serving with HLeLv.31 in 1947.
ЛаГГ-3 на заводе в Тампере, январь 1943г.
В 1942 году ЛаГГ-3 приземлился на территории Маньчжоу-Го. Самолет стал трофеем японцев, которые провели оценочные испытания на авиабазе Мутанчанг в Маньчжоу-го и сочли, что летные данные советской машины уступают Mitsubishi A6M Reisen.
Трофейный ЛаГГ-3
Кабина истребителя ЛаГГ-3
Авария опытного истребителя И-301
Вынужденная посадка ЛаГГ-3 35-й серии
Ремонт ЛаГГ-3, севшего на вынужденную посадку
Воздушные бои зимы и весны 1942г. окончательно подтвердили, что ни МиГ-3, ни ЛаГГ-3 не в состоянии конкурировать с модернизированными "Мессершмиттами".
Компоновочная схема истребителя ЛаГГ-3
"Пикирующий противотанковый истребитель" Гудкова на базе ЛаГГ-3
The samolet 105 evolved by Vladimir Gorbunov from the LaGG-3 in an attempt to overcome some of the latter’s shortcomings.
И-301, ЛаГГ-3, "105", ЛаГ-5, Прототип Ла-5, Гу-82
A general arrangement drawing of the LaGG-1 which was fundamentally similar to the LaGG-3 apart from armament and various changes to improve handling.
ЛаГГ-3
ЛаГГ-3
ЛаГГ-3 11 сер.
ЛаГГ-3 первых серий
Схема ЛаГГ-3 35-й серии
Схема ЛаГГ-3 66-й серии