Миль Ми-6
Варианты:
Миль - Ми-6 - 1957 - Россия
Страна: Россия
Год: 1957
Вертолет

Тяжелый транспортный вертолет с экипажем из пяти человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (102)
Ми-6 и Ми-22

  Аванпроект вертолета В-6 с двумя двигателями ТВ-2Ф был готов к концу 1953 года. В начале лета 1954 года вышло постановление правительства о разработке нового десантно-транспортного вертолета, способного перевозить 6 тонн груза при нормальной взлетной массе, 8 т в перегруз и 11,5 т при полете на малую дальность. К концу этого года был готов эскизный проект, а 1 июня 1955 года - утвержден макет, а затем начата сборка первого вертолета, получившего к тому времени обозначение Ми-6. Вертолет разрабатывался сразу в нескольких вариантах - транспортном, десантном и санитарном. Причем впервые специально предусматривалась перевозка больших грузов на внешней подвеске.
  Фюзеляж представлял собой цельнометаллический полумонокок. В носовой его части располагалась кабина экипажа, основная часть бортового оборудования и стрелковая установка с крупнокалиберным пулеметом. Грузовая кабина Ми-6 имела размеры 12 х 2,65 х 2,5 м, вдоль бортов и посередине кабины устанавливалось 61 (затем 65-90) легкосъемное откидное сиденье, а в санитарном варианте - 41 носилки и два медработника. В перегруз, как показал опыт последующей эксплуатации, вертолет мог брать на борт даже до 150 человек. Усиленный пол со швартовочными узлами обеспечивал перевозку в кабине различной техники и тяжелых грузов, причем колесно-гусеничная техника могла загружаться в вертолет своим ходом. Со второй машины ставилось двухпозиционное управляемое крыло, консоли которого имели кессонную конструкцию и разный угол установки из-за несимметричности индуктивного потока под несущим винтом - при переходе на режим авторотации пилот мог уменьшать угол их установки.
  Первый полет состоялся 18 июня 1957 года, а 30 октября в очередном испытательном полете экипаж поднял на высоту 2432 м груз массой 12 004 кг, в два раза перекрыв предыдущий рекорд американского S-56. На Ми-6 установлены десятки рекордов, к тому же для своего времени он был самым скоростным вертолетом - 21 сентября 1961 года на нем была достигнута скорость 320 км/ч. Всего выпущено около 800 вертолетов, из них около 60 - на экспорт.
  Среди модификаций можно отметить Ми-6ПРТБВ (подвижная ракетно-техническая база вертолетного типа - мог перевозить к месту запуска оперативно-тактические (ОТР) или тактические (ТР) ракеты, а также боеголовки стратегических БР), Ми-6РВК (ракетно-вертолетный комплекс для перевозки самоходных ПУ с ТР "Луна-МВ" и ОТР 8К114), Ми-6ПП (первый вертолет - постановщик помех), Ми-6П (пассажирский - с комфортабельным салоном, теплозвукоизоляцией, гардеробом и туалетом, 70-80 пассажиров; задние грузовые створки и трап заменены обтекателем с откидным люком), Ми-6ПС (для поиска и спасания экипажей космических аппаратов и спускаемых модулей), Ми-6ПЖ и Ми-6ПЖ2 (специальная противопожарная модификация для борьбы с лесными пожарами, отличалась от базовой модели отсутствием крыла и имела бак на 12 тонн воды с центральной сливной горловиной внутри фюзеляжа, шестью подвесными мягкими 1,5-тонными баками, баком для пенообразователя, насосами и пр.), Ми-6А (модернизированная базовая модификация, 90 десантников внутри кабины или груз до 9 тонн на внешней подвеске), Ми-6ТЗ и Ми-6АТЗ (топливозаправщик), Ми-6ВКП (воздушный командный пункт) и др.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ми-6А

  Тип: тяжелый транспортный вертолет с экипажем из пяти человек
  Силовая установка: два ТВаД Д-25В мощностью по 5500 л. с.
  Летные характеристики: макс. скорость 304 км/ч; крейсерская скорость 250 км/ч; статический потолок с учетом влияния земли 2250 м; динамический потолок 4500 м; набор высоты 3000 м - 9 мин 42 с; практическая дальность со стандартным запасом топлива и грузом 8000 кг - 620 км
  Масса: пустого 27 240 кг; нормальная взлетная 40 500 кг; максимальная взлетная 44 000 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 35,00 м; размах крыла - 15,30 м; длина с вращающимися винтами 41,74 м; площадь, ометаемая несущим винтом, - 962,11 м2; площадь крыла 35,00 м2
  Вооружение: один наводимый 12,7-мм пулемет в носовой части
  Нагрузка: см. выше
Первый опытный бескрылый вертолет Ми-6
Первый прототип Ми-6
Ми-6 совершил первый полет в 1957 году - на тот момент это был самый мощный в мире вертолет. Ранние Ми-6 имели шасси с обтекателями, придававшими вертолету элегантность.
Второй летный прототип Ми-6
Советский вертолет Ми-6
Второй опытный Ми-6 с крылом
Третий летный экземпляр Ми-6 с двигателями Д-25В
Эпизод как у Ильфа и Петрова: только вместо верблюда - олени, а за "шайтан-арбу" вполне сойдет работяга Ми-6.
Оцените ассортимент перевозимого на Ми-6 груза: доски, вышка и 12-дюймовые обсадные трубы. Тарко-Сале, лето 1966г.
Тяжелые вертолеты Ми-6 доставляли подразделения Внутренних войск в район Грозного
Вертолетчики 280-го ОВП у своей машины. Кабул, 1982г.
Будни калиновского полка. На снимке офицеры возле понтонов для наведения переправ с помощью вертолетов.
Вертолеты Ми-6 и их экипажи на учениях в Закарпатье в 1972г.
К-н А.Петренко и ст.л-нт С.Рыбальченко осматривают трофеи, захваченные в Панджшере. Кабул, 1985г.
Фотография на память на фоне тяжелого транспортника Ми-6 "12 желтый".
В.Аблазов на летном поле кабульского аэродрома. На заднем плане - Ми-6 *борт N 95, заводской N 15626494). Вертолеты этого типа в 1980г. в состав ВВС 40-й армии не входили, а прикомандировывались к ним
Ми-6 490-го вертолетного полка
ВСУ АИ-8 на левой створке грузолюка
Сбылась мечта наземной службы: крупная техника сама "входит и выходит".
Загрузка Ми-6 продуктами в поселке Тарко-Сале, Тюменская обл., 1966г.
Эвакуация раненых. Пули-Хумри, 1982г.
Погрузка орудия в Ми-6А 340-го ОВП
Египетские солдаты грузят в Ми-6 зенитное орудие
Кабина Ми-6 могла вместить 65 полностью снаряженных пехотинцев, производивших посадку через заднюю рампу. Ми-6 использовались советскими войсками в Афганистане.
Загрузка боеголовок баллистических ракет в Ми-6ПРТБВ
Ракетный вертолетный комплекс 9К53 с тактической ракетой 9М52
Ракетный вертолетный комплекс 9К73 с оперативно-тактической ракетой 8К114
Переоборудованный в топливозаправщик Ми-6 181-го ОВП. Афганистан, Файзабад, 1980г. Ранее вертолет использовался для поисково-спасательных операций по космической тематике
Арестованный Ми-6 на стоянке аэродрома Гвардейское.
Ми-6А 2-й бригады армейской авиации Украины. Херсон, 12.06.1998г.
Mil Mi-6 heavy general-purpose helicopter (two 5,500 shp Soloviev D-25V turboshaft engines)
Ми-6А Кременчугского училища ГА. Аэродром Глобино, 1990г.
Ми-6 борт "61" "Верблюд" транспортного авиаотряда.
Ми-6 на стоянке 181-го ОВП в Кундузе. Справа видны обломки вертолета, уничтоженного попаданием реактивного снаряда
Ан-26 ВВС ДРА и советские вертолеты на аэродроме Кундуз, 1980г.
Ми-6 на площадке Пули-Хумри. Вдали виден перевал Саланг. Январь 1987г.
Ми-6 на вертолетной стоянке Кабульского аэропорта. Взлетает Ту-154 авиакомпании "Бахтар"
Ми-6 на полевой площадке газового месторождения у таежной реки Пур
Ми-6 на палубе ТАРК "Киев". Октябрь, 1975г.
В Марах-2 "гостили" машины и ВТА, и ДОСААФ. Ми-6.
Необычной особенностью Ми-6 было съемное крыло. Имевшее размах свыше 15 м и большой угол атаки, оно на 20% разгружало несущий винт в крейсерском полете с соответствующим повышением экономичности и продолжительности полета.
Один из первых Ми-6 51-го ОГВП
Во время полетов на авиабазе Блида. 1980г.
Серийный вертолет Ми-6А
Mil Mi-6 heavy general-purpose transport helicopter (two 5,500 shp Soloviev D-25 shaft-turbine engines)
Огромный пятилопастный несущий винт Ми-6 стал фирменным знаком ОКБ Миля; каждая лопасть имела длину 17 м. Несущая система Ми-6 использовалась при создании вертолета-крана Ми-10.
Транспортный вертолет Ми-6А б/н "42 желтый"
Ми-6-топливозаправщик выполняет полет в районе Кандагара. 1987г.
Ми-6А из 181-го ОВП выполняет боевой вылет в Афганистане
Группа Ми-6 доставляет в зону ЧАЭС груз свинца из аэропорта Борисполь. 1986 г.
Проход над аэродромом Торжок выполняют вертолеты Ми-26, Ми-6 и Ми-14
Д.Т.Никишин управляет вертолетом Ми-6 СССР-11325. Пожар на буровой, Тюменская обл., 1964г.
Тяжелый транспортный вертолет Ми-6А "41 желтый" участвует в подъеме из озера Кольского полуострова самолета времен войны. 1974-1975гг.
Ми-6 выполняет краново-монтажные работы
Цемент в мешках экипажи Ми-6 старались перевозить на внешней подвеске. Это позволяло избежать длительной чистки кабины от цементной пыли.
Хотя масса внешней подвески ограничивалась восемью тоннами, при необходимости таскали и девятитонные грузы, как в данном случае, где утепленный деревянный вагончик по самую крышу забит разной "мелочевкой". Правда при этом приходилось ограничивать скорость до 50-60 км/ч.
Ми-6А ВВС Алжира транспортирует фундаментный блок автоматического погранпоста
Перевозка буровой вышки на внешней подвеске.
Ми-6А из 340-го ОВП транспортирует понтон
Выгрузка с турбохода "Металлург Аносов" грузовика
Отработка перевозки УТИ МиГ-15 в 51-м ОГВП
Одним из существенных недостатков северовьетнамских ВВС было маленькое количество аэродромов, что серьезно уменьшало возможности маневра силами и затрудняло выход из-под ударов, а также наращивание авиационной группировки. В то же время, наличие большого количества небольших площадок, сохранившихся с времен Второй Мировой войны, позволяло эффективно организовывать истребительные засады на маршрутах американских ударных групп. Переброска авиатехники производилась с помощью советских тяжелых транспортных вертолетов Ми-6. По прибытии на место истребители тщательно маскировали. Ми-6 919-го ТАП ВВС Вьетнама переносит МиГ-17
Ми-6 (командир п/п-к Бубнов) доставил фюзеляж разбитого Ми-8МТ в Кандагар. 1984г.
Первый человек в космосе. 12 апреля 1961г.: к огромному удивлению мировой общественности СССР объявил о запуске в космос КА "Восток-1" с космонавтом Юрием Гагариным на борту. Совершив за 108 минут один виток вокруг Земли, первый космонавт планеты благополучно приземлился в назначенном районе. На снимке: макет КА "Восток-1", который Ми-6 пронес во время авиационного парада в Тушино в том же году.
Ми-6 на параде в Тушино в 1961г.
Доставлен груз на внешней подвеске. Техник подносит основной грузовой трос. Идет посадка людей и загрузка оборудования. Вдали видна буровая установка БУ-75. Уренгой, зима 1966-1967гг.
Выгрузка из Ми-6 топлива и боеприпасов на одной из полевых площадок в районе Кабула. 1980г.
Выгрузка очередного груза свинца из Ми-6
Подготовка к полету Су-7БМ на полевом аэродроме. Дозаправка топливом осуществляется от вертолета-заправщика Ми-6. Учения "Днепр", 1967 г.
Ремонт с заменой двигателя в полевых условиях в районе нефтеразведки. На следующем фото запечатлена та же машина.
Конструкция капотов двигателей позволяла обслуживать с них силовую установку
Инженер по вертолету и двигателю А.И.Моцарь осматривает несущую систему Ми-6А. Алжир, база Блида
Носовая опора шасси
Основная опора шасси
Хвостовая опора
ЭВУ на Ми-6 не получили широкого применения
В полете Ми-6 отдельной вертолетной бригады НГУ
Ми-6 из бывшего 51-го ОГВП. Александрия, май 1996 г.
Ми-6
While comparatively few Mi-6 helicopters remain in the active EAF inventory, those still in service fulfil a useful function in transporting outsize items to remote sites.
The 12,7-mm nose-mounted machine gun intended to provide suppressive fire is retained, with the access doors open for re-arming.
В сборочном цехе ростовского завода N 168
В цехе окончательной сборки
Опытный противолодочный вертолет Ми-6М
Один из вариантов Ми-6 (предположительно, "Бурлак"), ставший учебным пособием в Харьковском институте летчиков
Летающая лаборатория для испытания несущего винта Ми-26
Ми-6
Пожарный вертолет Ми-6ПЖ
Ми-6ПЖ2 за работой
Опытный вертолет Ми-6П и его пассажирский салон