Миль Ми-8 / Ми-8Т
Варианты:
Миль - Ми-8 / Ми-8Т - 1962 - Россия
Страна: Россия
Год: 1962
Вертолет

Средний многоцелевой вертолет с экипажем из трех человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (162)
Ми-8, Ми-9 и Ми-17

  Разработка вертолета В-8, оснащаемого вертолетным вариантом двигателя АИ-24, была начата в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 20 февраля 1958 года - сначала работы велись под тактико-технические требования Министерства гражданской авиации. Через год к проекту подключилось и Министерство обороны. Рабочее проектирование однодвигательного В-8 началось в 1959 году, а 30 мая 1960 года вышло постановление о начале работ по двухдвигательному варианту этого вертолета - В-8А.
  К началу лета 1961 года была завершена сборка первого прототипа В-8 с двигателем АИ-24В. На опытной машине были установлены проверенные четырехлопастный несущий и трехлопастный рулевой винты, автомат перекоса, трансмиссия, шасси, хвостовая и концевая балки и ряд других элементов от поршневого Ми-4 предыдущего поколения. А носовая и центральная части цельнометаллического полумонококового фюзеляжа были полностью новыми. В самом начале проектирования новый вертолет и позиционировался как дальнейшая модификация Ми-4, но с газотурбинным двигателем. Первый В-8, облетанный 24 июня 1961 года, был представлен на испытания в пассажирском варианте с салоном на 18 мест (военный вариант вмещал 14 солдат или 12 раненых с сопровождающим). В декабре 1961 года В-8 был представлен на государственные совместные испытания, но к тому времени оба заказчика уже сделали ставку на двухдвигательный вариант.
  Летом 1962 года на сборочную линию поступили новые двигатели ТВ2-117 и главный двухвальный редуктор ВР-8 разработки ОКБ С. П. Изотова. В связи с этим были внесены изменения в трансмиссию, конструкцию верхней части фюзеляжа и подредукторной несущей рамы, изменили конфигурацию пассажирской кабины (вместо 18 на 12 человек).
  2 августа 1962 года состоялось первое висение двухдвигательного В-8А, 17 сентября он совершил первый свободный полет, а в марте 1963 года прототип поступил на государственные совместные испытания. Причем конструкторы постоянно вносили изменения, появились новые пятилопастный несущий винт, теплоэлектрическая противообледенительная система винта, шасси с двухкамерными пневмомасляными амортизаторами и обтекателями на стойках и колесах, более грузоподъемная система внешней подвески (на 3 т), были разработаны четырехканальный автопилот АП-34 и автоматическая система регулирования для силовой установки, а вместо рулевого винта с деревянными лопастями установили новый винт с цельнометаллическими лопастями и втулкой на карданном подвесе. Вертолет постепенно превращался в принципиально новую машину следующего поколения.
  В ноябре 1964 года комиссия рекомендовала принять двухдвигательный вертолет к запуску в серию, а десантно-транспортный вариант - к принятию на вооружение ВС СССР. 3 ноября того же года для серийной постройки вертолета, которому присвоили обозначение Ми-8П (пассажирский) и Ми-8Т (десантно-транспортный), был выбран казанский авиазавод.
  Серийный Ми-8Т, принятый на вооружение в 1968 году, внешне отличался от прототипа круглой формой боковых окон грузовой кабины. Прямоугольные окна остались только на пассажирском Ми-8П и его модификациях, основой которых стал салон на 28 пассажиров.
  В 1968 году завершились испытания вооруженного варианта вертолета - Ми-8ТВ, по бокам фюзеляжа у него крепились ферменные консоли с двумя балочными держателями для блоков НАР или бомб калибром от 50 до 500 кг. Но данное название было введено только в 1974 году - официально его применили к "тяжеловооруженной" модификации, с носовой пулеметной установкой НУВ-1-2М с 12,7-мм пулеметом и возможностью подвески на балочных держателях - по три на каждом борту - блоков НАР типа С-5 или авиабомб калибром от 50 до 500 кг, а также пусковых установок для ПТУР "Фаланга" (на экспортных - ПТУР "Малютка"), Постепенно появлялись и другие варианты вооружения военных Ми-8 и Ми-17. Позже на базе модификации Ми-8АМТ был создан универсальный транспортно-боевой Ми-8АМТШ (экспортный Ми-171 Ш). Этот вариант получил почти полный комплекс управляемого и неуправляемого вооружения от Ми-24 - ПТРК "Штурм-В" (8 ракет "Штурм" или "Атака"), блоки НАР и различное стрелково-пушечное вооружение.
  Вскоре после начала серийного производства на Ми-8 установили усовершенствованные двигатели ТВ2-117А, а на машины для районов с жарким и тропическим климатом с 1973 года ставили специально доработанные силовые установки. В конце 1970-х годов появился форсированный двигатель ТВ2-117Ф, имевший взлетную мощность на чрезвычайном режиме 1700 л.с. (его установили на модификацию Ми-8АП), а в 1980-е годы вместо ТВ2-117А серийные Ми-8 оснащались двигателями ТВ2-117АГ с графитовым уплотнением в опорах турбокомпрессора (модификация Ми-8АТ).
<...>
  В интересах военных также созданы варианты: вертолетные воздушные командные пункты Ми-8ВКП (Ми-8ВзПУ), Ми-9 (Ми-8ИВ), Ми-19 и Ми-19Р, предназначавшиеся для командиров мотострелковых, танковых и дивизий РВСН, авиационных подразделений; вертолеты РЭБ Ми-8СМВ (комплекс РЭБ "Смальта-В"), Ми-8ПП (комплекс РЭБ "Поле"), Ми-8ППА (станции "Азалия" и "Фасоль"), Ми-8МТИ (Ми-13), Ми-8МТП, Ми-8МТПБ, Ми-8МТПИ, Ми-8МТПШ, Ми-8МТД, Ми-8МТС, Ми-8МТР1, Ми-8МТР2, Ми-8МТУ, Ми-8МТШ1, МИ-8МТШ2, МИ-8МТШ3, Ми-8МТЯ и Ми-8МТ-1С (экспортные Ми-17ПИ, Ми-17П, Ми-17ПГ и пр.); медицинские Ми-8МБ, впервые оснащенные бортовым операционным пунктом, Ми-8МТБ, Ми-8МТН, Ми-8МТВ-ЗГ, Ми-8МТВМ, Ми-8МТВМПС и экспортные Ми-17Г и Ми-17-1ВА; вертолеты-тральщики Ми-8БТ; установщики противотанковых и противопехотных мин Ми-8АВ (Ми-8ВСМ) и Ми-8АД; разведывательные вертолеты - тактические Ми-8Р (Ми-8ГР) и Ми-8МТА, "ночной" разведывательный Ми-8МТКО (Ми-17Н), телевизионный артиллерийский разведчик-корректировщик Ми-8ТГ (Ми-8ТАРК) и вертолеты радиационной и химической разведки Ми-8ВД, Ми-8МТС и Ми-8МТГ; топливозаправщик Ми-8ТЗ; летающая технико-эксплуатационная мастерская Ми-8ТЭЧ-24; аэрофоторазведчик Ми-8МТФ; постановщик дымовых завес Ми-8МТФ; вертолет для обеспечения охраны границы и экономической зоны Ми-8МА, специальный морской спасательный Ми-8СП и поисково-спасательный для эвакуации приземлившихся космонавтов Ми-8СПА, а также вертолеты-укладчики кабеля, ретрансляторы, передающие пункты телевизионной связи.
  Не менее многочисленным получилось и семейство гражданских Ми-8/17: вертолеты-салоны Ми-8С и Ми-8ПС, выпускавшиеся в 7-, 8- и 11 -местном вариантах (Ми-8ПС-7, Ми-8ПС-9 и Ми-8ПС-11), Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП4 и Ми-8ТП с двигателями ТВ2-117АГ, а также варианты на базе Ми-8МТ (Ми-8С-1, Ми-8С-2, Ми-8МД, Ми-8МС, Ми-8МСО, Ми-8МСД, Ми-8МО, Ми-8ТП и пр.) и Ми-8МТВ; научно-исследовательские лаборатории и летающие лаборатории для испытания новых агрегатов и оборудования для модификаций Ми-14, Ми-24 и Ми-28; краново-монтажные Ми-8МТ; сельскохозяйственные Ми-8АТС и Ми-8МТСх; противопожарные Ми-8ТЛ и варианты на базе Ми-8МТ и МИ-8МТВ (последний - с подфюзеляжным водяным баком с интегрированной в него емкостью для пенообразующей жидкости и насосной станцией, подвешенной на бортовой лебедке); "утепленные" и оборудованные дополнительными топливными баками и средствами связи арктические модификации на базе Ми-8МТ и Ми-8МТВ; вариант Ми-8ТГ с двигателями ТВ2-117ТГ, работающими на жидком метане, и пр.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ми-8Т

  Тип: средний многоцелевой вертолет с экипажем из трех человек
  Силовая установка: два ТВаД ТВ2-117А взлетной мощностью по 1500 л. с.
  Летные характеристики: макс. скорость полета 260 км/ч; крейсерская скорость полета 225 км/ч; статический потолок без учета влияния земли 850 м, с учетом влияния земли - 1800 м; динамический потолок 4500 м; практическая дальность полета 480 км
  Масса: пустого 6934 кг; взлетная нормальная 11100 кг; взлетная максимальная 12000 кг; груза максимальная 4000 кг; груза на внешней подвеске 3000 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 21,3 м; длина с вращающимися винтами 25,31 м; высота с вращающимся рулевым винтом 5,54 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 356,0 м2
  Вооружение: см. в тексте статьи
В-8
Первый прототип В-8 имел двери пилотской кабины "автомобильного" типа
Опытный вертолет B-8 после перекраски для показа на ВДНХ СССР
Первый прототип Ми-8 (В-8) поднялся в небо в 1961 году, а в сентябре 1962 года его продемонстрировали членам советского правительства.
М.Л. Миль (в первом ряду 5-й слева) с группой сотрудников после первого полета В-8.
Первый подлет прототипа В-8 но привязи. Для лучшего охлаждения двигателей и вентилятора капоты сняты. Возле машины крайним слева стоит М.Л.Миль
Первый опытный вертолет Ми-8
Ми-8П
Прототип В-8А в исполнении с двумя двигателями в своем первом свободном полете 17 сентября 1962 года
Опытный вертолет В-8АП, принимавший участие в Госиспытаниях
Mil Mi-8 passenger transport helicopter (two 1,500 shp Izotov TB-2-117 shaft-turbine engines)
В-8А в ходе испытаний получил "дизайнерские" обтекатели колес основных стоек шасси. В гондоле справа по борту размещался обогреватель кабин КО-50
Опытный вертолет B-8A. Лето 1962 г.
Вертолет пассажирского исполнения В-8АП
Mil Mi-8 (V-8) passenger helicopter (two 1,500 shp Isotov TV2-117A turboshaft engines)
Хорошее капотирование силовой установки обеспечивало отменный доступ к агрегатам двигателей и редуктору, служа рабочими площадками-трапами при обслуживании
Пассажирский Ми-8П
В открытом положении нижняя створка двери вертолета Ми-8П служит трапом
Заправка генеральского «салона» топливом
Ми-8Т
Третий опытный вертолет был построен в транспортно-десантном исполнении под наименованием В-8АТ с 4-лопастным несущим винтом
Опытный вертолет В-8АТ после оснащения новым 5-лопастным винтом
Ми-8Т "штабной" 245-й авиаэскадрильи. Белый щиток с медведем под кабиной напоминает не только о гербе Улан-Уде, где изготовлена "восьмерка" - летчики видели в нем еще и символ русского характера: "Даже спящего его дразнить не стоит!"
В Сибири Ми-8 регулярно работали с бревенчатых настилов
Ми-8Т на площадке камчатских вулканологов. 1980-е годы
Перед началом работы в Антарктике
Загрузка ГАЗ-69
Открытый грузолюк вертолета Ми-8Т
Разгрузка Ми-8 в аэропорту Черский
Поиск упавших "изделий" ведут специальные группы. В 1950-х гг. на "вооружении" таких групп состояли лошади и верблюды, теперь - вертолеты
Ми-8Т Таджикского УГА, задействованный на строительстве Нурекской ГЭС. Нурек, 1977 г.
Миль Ми-8
Ми-8Т с ранними ЭВУ замкомэска 280-го ОВП м-ра Н.Бабенко в период Панджшерской операции. Май 1982г.
Снаряжение взрывателями авиационных НАР на полевой площадке Гульхана, ноябрь 1983г. На заднем плане пограничный Ми-8Т
Подготовка вертолетов к действиям в Панджшере. В темной куртке - Н.Бабенко
А на родине место гибели писать запрещалось. Экипаж майора Н.В.Бабенко, погиб 13 июня 1982г. под Кандагаром
Постановка учебно-боевой задачи летчикам 10-го оап перед вылетом на полигон. Лето 1979г.
Один из первых Ми-8 696-го полка
Вооружение Ми-8Т
Серийный вертолет Ми-8Т, вооруженный блоками НАР УБ-16
Поступивший на вооружение в 1967 году Ми-8 стал стандартным советским военно-транспортным вертолетом. Для Вооруженных сил СССР построили тысячи Ми-8, в том числе и в специализированных модификациях.
Вертолеты Ми-8
Ми-8Т стал первой массовой модификацией "восьмерки" и выпускался в больших количествах для военного и гражданского применения. Машина на снимке отличается коробом доплеровского измерителя скорости раннего типа на хвостовой балке.
The Mi-8 and the more powerful Mi-17 are numerically the most important of current Soviet helicopters, over 10,000 having been produced at Kazan and Ulan Ude. Seen here is the widely-used Hip-C version of the Mi-8.
Ми-8Т Западносибирского УГА на подходе к буровой. Середина 1980-х годов
Разгрузка судна с помощью Ми-8Т
Эвакуация поврежденного Ан-2
"Крутой пилотаж" на Ми-8Т (борт 22) в исполнении м-ра В.Харитонова. Аэропорт Кандагар, 1981г.
Ми-8 авиации погранвойск в полете
Парашютный прыжок с высоты 200 м
Ми-8 в ходе учений по эвакуации людей, терпящих бедствие (тренировка 2004г.)
Тренировки перед броском на Северный полюс
Troops disembarking from a hovering Mil Mi-8 military helicopter. This differs from the commercial version in having circular cabin windows and twin weapon-carriers on outriggers
Высадка пограннаряда с вертолета, оснащенного носовой установкой с пулеметом ПКТ.
Ми-8ТВ высаживает патруль пограничников. Вертолет вооружен пулеметом и оснащен шестью пилонами для бомб и ракет, а также направляющими для ПТУР.
Группа Ми-8Т высадила учебный десант из бойцов 901-й ОДШБ
Эвакуация раненых на Ми-8Т. Осень 1982г.
Аэродром Баграм.
"Фантом" атакует стоянку вертолетов. Иран, 5 апреля 1982г.
Экипажи обедают в ожидании команды на подбор десанта. Обратите внимание на закрашенную звезду. Иран, 5 апреля 1982г.
Ст. прапорщик В.Шевцов разогревает тушенку в приспособленном кислородном баллоне - т.н. "кандагарском самоваре". Он же принимает солнечную ванну на "заграничном курорте", сам того не зная. Иран, 5 апреля 1982г.
Десантники и вертолетчики возле обломка "Сайдвиндера". Иран, 5 апреля 1982г.
Борттехники у Ми-8Т. Слева направо: л-ты А.Осадчий и вчерашние студенты - выпускники ХАИ М.Кель и А.Ивановский. На ферме вертолета установлен пулемет ПКТ
Командир экипажа вертолета Ми-8Т к-н С.И. Володин, начальник штаба ВВС КВО генерал-майор Н.Т. Антошкин, летчик-штурман ст. л-т В.Н. Бушков и борттехник к-н А.В. Паньков. 1986 г.
Сотрудники Казанского завода возле первого серийного Ми-8Т
Ми-8Т на аэродроме острова Диксон
В воздухе современная модификация Ми-8 и перспективный Ми-38
Переоборудованный в пассажирский вариант Ми-8Т. Санкт-Петербург, 2014 г.
Ми-8ТВ
Транспортно-боевой вертолет Ми-8ТВ
Миль Ми-8ТВ
The Mil Mi-8 Hip-E is used extensively by the recently-created Soviet Army Aviation. "The attack helicopter force has been ... approximately doubled in size.”
The Mi-8, seen here in its Hip-E version which has the distinction of being the world's most heavily armed helicopter.
An Mi-8 Hip-E assault transport helicopter toting six UV-32-57 rocket packs to which it can add four AT-2 Swatters to justify its reputation as the "world’s most heavily armed helicopter”.
Сброс бомб с пограничного Ми-8ТВ
Вооружение вертолета Ми-8ТВ: блоки УБ-32-А24 и пусковые для ПТУР «Фаланга»;
Подключение Ми-8ТВ к АПА
Вооружение вертолета Ми-8ТВ: пулемет А-12,7
В кабине Ми-8ТВ: коллиматорный прицел ПКВ, рукоятки управления установкой НУВ-1 и прицел комплекса «Фаланга»
Украина
С 9 по 12 июля 2014г. в Минске прошла 7-я Международная выставка вооружения и военной техники «MILEX 2014», в рамках которой АО «Мотор Сич» представило первый образец модернизированного вертолета Ми-8МСБ-В. Его характерной особенностью стали двигатели ТВЗ-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, установленные вместо ТВ2-117. Машина также оснащена бомбардировочным, стрелковым и ракетным вооружением.
6 декабря 2014г., в День Вооруженных Сил Украины, на аэродроме Чугуев под Харьковом состоялась церемония передачи подразделениям Вооруженных Сил техники и вооружения, в которой приняли участие Президент Украины Петр Порошенко, министр обороны генерал-полковник Степан Полторак, начальник Генерального штаба генерал-полковник Виктор Муженко. Было передано значительное количество бронетехники, а также 4 вертолета Ми-2 и 3 Ми-8МСБ-В, прошедшие ремонт и модернизацию.
На Ми-8МСБ-В установлены: ПТУР «Барьер», блоки НАР и 7,62-мм пулемет
Двигатели ТВ3-117 ВМА СБМ 1B 4Е на вертолете Ми-8МСБ
Носовая часть Ми-8МСБ-В
Модернизированный вертолет Ми-8МСБ. Гостомель, 28 сентября 2012 г.
Ми-8
Афганистан
Ми-8 афганских ВВС заходит на посадку. После прихода в 1992 году к власти в Кабуле исламистов личный состав ВВС объявили "неблагонадежным".
Еще один гость - афганский Ми-8.
МиГ-27 из 134-го АПИБ рулит мимо афганских Ми-8. Шинданд, осень 1988 г.
В период правления Дудаева в Чечне довольно активно готовили парашютистов
ООН
Ми-8 украинского контингента миротворческих сил ООН на одной из конголезских взлетных площадок
Никарагуа
Вертолеты играли важную роль в ходе военного противостояния правительства и контрас в Никарагуа. Советские многоцелевые Ми-8 и боевые Ми-24 помогли сандинистам успешно бороться с поддерживаемыми Вашингтоном отрядами контрас.
Перу
Югославия
Ми-8Т ВВС Югославии на учениях
Ми-8Т ВВС Югославии на учениях
Ми-8Т вооруженных сил Югославии на тушении пожара в Черногории
Ми-8Т ВВС Югославии на учениях
Ми-8Т ВВС Югославии на учениях
Аэродром Слатина. Фото вертолета Ми-8Т армии Югославии сделана с вертолета Ми-8МТ российского миротворческого контингента
Ми-8Т армии Югославии на аэродроме Голубовцы
Ми-8 (бортовой номер 12269); второй прототип, модернизированный фирмой "Югоимпорт".
Экспериментальная камуфляжная окраска Ми-8Т Югославской народной армии
Ми-8Е/HT-40E
Ми-8Т ВВС Югославии на испытаниях баллонетов
Ми-8Т армии Югославии на аэродроме Голубовцы
Противотанковый вертолет "Гама" и транспортный Ми-8
Хорватия
Хорватский вертолет Ми-8.
"Старая Дама" - первый хорватский Ми-8Т. На этой машине сербский летчик совершил 22 сентября 1991г. вынужденную посадку на территории, контролируемой хорватами. В ВВС Хорватии вертолет эксплуатировался до 1999г. На заднем плане видны три вертолета Ми-8 ВВС Хорватии. На одном из них отчетливо читается название словацкой авиакомпании SLOV AIR. За словацким вертолетом стоит Ми-8МТВ-1, ранее принадлежавший "Аэрофлоту"
Ми-8Т "Sfara Frala"
Сербия
Ми-8Т милиции в окраске Сербской Краины
Ми-8Т вооруженных сил Сербской Краины на учениях
Ми-8Т вооруженных сил Республики Сербской
Мусульманский Ми-8Т на аэродроме Караличи
Ми-8Т установлен как памятник перед школой в Караличах
Перебазирование Ми-8 из Балужан в Маховляны по шоссе
Черногория
Последний черногорский Ми-8Т
Последний черногорский Ми-8Т
Ми-8Т ВВС Черногории
Албания
Албанский вертолет Ми-8, Пловдив, 1996 год.
Единственный Ми-8Т ВВС Албании, использующийся спецназом местного МВД. Авиабаза Фарка, 2009 г.
Венгрия
Венгерский Ми-8
Румыния
Ми-8 МВД Румынии
Ми-8 МВД Румынии
Германия
Восточногерманские Ми-8Т транспортируют 76-мм пушки на совместных учениях
Экспортный Ми-8ТБ Народной Армии ГДР
Пакистан
About a dozen Mil Mi-8 are operated by the Pakistan Army, being the largest aircraft used by its air arm.
About a dozen Mil Mi-8 are operated by the Pakistan Army, being the largest aircraft used by its air arm. The picture shows one of these helicopters being refuelled at Dhamial, with the rear clam-shell doors open.
Индия
Начиная с 1980-х годов, вертолеты индийских ВВС использовались для поддержки армейских частей в боевых операциях в Кашмире и Гималаях. Индийские вертолеты Ми-8 также входили в состав миротворческих сил во время гражданской войны в Шри-Ланке.
Транспортный вертолет Ми-8Т
Ми-8 "Салон"
Израиль
Вертолет, ставший трофеем израильтян. Октябрь 1973 г.
КНДР
Вертолет Ми-8 морской авиации КНДР доставил из Пхеньяна в провинцию медицинское оборудование. Вторая половина 80-х гг.
Финляндия
The Finnish A.F. also provided two Mil Mi-8 helicopters - HS-4 illustrated
Финляндия также оценила надежность и неприхотливость вертолетов семейства Ми-8.
Эфиопия
Погрузка Ми-8 в Ан-22 N 02-09 для перевозки в Эфиопию, 1987г.
Эстония
Поначалу эстонские пограничные летательные аппараты получили камуфляж, однако при отсутствии в составе ВВС настоящих боевых машин, выглядело все это достаточно нелепо. А потому вскоре маскхалаты сменили на почти "цивильный прикид" из оранжевых и белых полос.
Грузия
Вертолеты Ми-24В и Ми-8 грузинских ВВС на авиабазе "Ново-Алексеевка"
Варианты
Ми-8БТ буксирует трал
Опытный вертолет Ми-8АТС и Ми-8Т во время испытаний аэропылящего агрегата
Вертолет радиотехнической разведки Ми-8ГР
Ми-8Т, оснащенный минораскладчиком ВМР-1
Снаряжение BMP-1 минами
Детали
Замена втулки несущего винта
Втулка несущего винта вертолета Ми-8Т
Втулка рулевого винта
Носовая опора шасси
Хвостовая опора
Правая основная опора шасси
Снаряжение блоков УБ-16
Установка 7,62-мм пулемета ПКТ с патронным ящиком и звеньесборником на ферме Ми-8Т. К фюзеляжу тянется тросик ручной перезарядки пулемета.
Установка 7,62-мм пулемета ПКТ с патронным ящиком и звеньесборником на ферме Ми-8Т.
Установка пулемета ПКТ в носу Ми-8Т из состава 280-го ОВП. Афганистан, апрель 1981г.
Антенны на нижней поверхности фюзеляжа штабного Ми-8Т
Съемный трап, установленный на пороге боковой двери вертолета Ми-8Т.