Поиск по сайту:
Описание
Страна : Россия
Год : 1962
Вертолет
Средний многоцелевой вертолет с экипажем из трех человек
Варианты
- Миль - Ми-8 / Ми-8Т - 1962 - Россия
- Миль - Ми-8ПП / Ми-8МТП - 1971 - Россия
- Миль - Ми-8МТ / Ми-17 - 1975 - Россия
- Миль - Ми-9 - 1976 - Россия
- Миль - Ми-8МТВ-5 / Ми-17В-5 / Ми-8АМТ - 1995 - Россия
Ми-8, Ми-9 и Ми-17
Разработка вертолета В-8, оснащаемого вертолетным вариантом двигателя АИ-24, была начата в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 20 февраля 1958 года - сначала работы велись под тактико-технические требования Министерства гражданской авиации. Через год к проекту подключилось и Министерство обороны. Рабочее проектирование однодвигательного В-8 началось в 1959 году, а 30 мая 1960 года вышло постановление о начале работ по двухдвигательному варианту этого вертолета - В-8А.
К началу лета 1961 года была завершена сборка первого прототипа В-8 с двигателем АИ-24В. На опытной машине были установлены проверенные четырехлопастный несущий и трехлопастный рулевой винты, автомат перекоса, трансмиссия, шасси, хвостовая и концевая балки и ряд других элементов от поршневого Ми-4 предыдущего поколения. А носовая и центральная части цельнометаллического полумонококового фюзеляжа были полностью новыми. В самом начале проектирования новый вертолет и позиционировался как дальнейшая модификация Ми-4, но с газотурбинным двигателем. Первый В-8, облетанный 24 июня 1961 года, был представлен на испытания в пассажирском варианте с салоном на 18 мест (военный вариант вмещал 14 солдат или 12 раненых с сопровождающим). В декабре 1961 года В-8 был представлен на государственные совместные испытания, но к тому времени оба заказчика уже сделали ставку на двухдвигательный вариант.
Летом 1962 года на сборочную линию поступили новые двигатели ТВ2-117 и главный двухвальный редуктор ВР-8 разработки ОКБ С. П. Изотова. В связи с этим были внесены изменения в трансмиссию, конструкцию верхней части фюзеляжа и подредукторной несущей рамы, изменили конфигурацию пассажирской кабины (вместо 18 на 12 человек).
2 августа 1962 года состоялось первое висение двухдвигательного В-8А, 17 сентября он совершил первый свободный полет, а в марте 1963 года прототип поступил на государственные совместные испытания. Причем конструкторы постоянно вносили изменения, появились новые пятилопастный несущий винт, теплоэлектрическая противообледенительная система винта, шасси с двухкамерными пневмомасляными амортизаторами и обтекателями на стойках и колесах, более грузоподъемная система внешней подвески (на 3 т), были разработаны четырехканальный автопилот АП-34 и автоматическая система регулирования для силовой установки, а вместо рулевого винта с деревянными лопастями установили новый винт с цельнометаллическими лопастями и втулкой на карданном подвесе. Вертолет постепенно превращался в принципиально новую машину следующего поколения.
В ноябре 1964 года комиссия рекомендовала принять двухдвигательный вертолет к запуску в серию, а десантно-транспортный вариант - к принятию на вооружение ВС СССР. 3 ноября того же года для серийной постройки вертолета, которому присвоили обозначение Ми-8П (пассажирский) и Ми-8Т (десантно-транспортный), был выбран казанский авиазавод.
Серийный Ми-8Т, принятый на вооружение в 1968 году, внешне отличался от прототипа круглой формой боковых окон грузовой кабины. Прямоугольные окна остались только на пассажирском Ми-8П и его модификациях, основой которых стал салон на 28 пассажиров.
В 1968 году завершились испытания вооруженного варианта вертолета - Ми-8ТВ, по бокам фюзеляжа у него крепились ферменные консоли с двумя балочными держателями для блоков НАР или бомб калибром от 50 до 500 кг. Но данное название было введено только в 1974 году - официально его применили к "тяжеловооруженной" модификации, с носовой пулеметной установкой НУВ-1-2М с 12,7-мм пулеметом и возможностью подвески на балочных держателях - по три на каждом борту - блоков НАР типа С-5 или авиабомб калибром от 50 до 500 кг, а также пусковых установок для ПТУР "Фаланга" (на экспортных - ПТУР "Малютка"), Постепенно появлялись и другие варианты вооружения военных Ми-8 и Ми-17. Позже на базе модификации Ми-8АМТ был создан универсальный транспортно-боевой Ми-8АМТШ (экспортный Ми-171 Ш). Этот вариант получил почти полный комплекс управляемого и неуправляемого вооружения от Ми-24 - ПТРК "Штурм-В" (8 ракет "Штурм" или "Атака"), блоки НАР и различное стрелково-пушечное вооружение.
Вскоре после начала серийного производства на Ми-8 установили усовершенствованные двигатели ТВ2-117А, а на машины для районов с жарким и тропическим климатом с 1973 года ставили специально доработанные силовые установки. В конце 1970-х годов появился форсированный двигатель ТВ2-117Ф, имевший взлетную мощность на чрезвычайном режиме 1700 л.с. (его установили на модификацию Ми-8АП), а в 1980-е годы вместо ТВ2-117А серийные Ми-8 оснащались двигателями ТВ2-117АГ с графитовым уплотнением в опорах турбокомпрессора (модификация Ми-8АТ).
<...>
В интересах военных также созданы варианты: вертолетные воздушные командные пункты Ми-8ВКП (Ми-8ВзПУ), Ми-9 (Ми-8ИВ), Ми-19 и Ми-19Р, предназначавшиеся для командиров мотострелковых, танковых и дивизий РВСН, авиационных подразделений; вертолеты РЭБ Ми-8СМВ (комплекс РЭБ "Смальта-В"), Ми-8ПП (комплекс РЭБ "Поле"), Ми-8ППА (станции "Азалия" и "Фасоль"), Ми-8МТИ (Ми-13), Ми-8МТП, Ми-8МТПБ, Ми-8МТПИ, Ми-8МТПШ, Ми-8МТД, Ми-8МТС, Ми-8МТР1, Ми-8МТР2, Ми-8МТУ, Ми-8МТШ1, МИ-8МТШ2, МИ-8МТШ3, Ми-8МТЯ и Ми-8МТ-1С (экспортные Ми-17ПИ, Ми-17П, Ми-17ПГ и пр.); медицинские Ми-8МБ, впервые оснащенные бортовым операционным пунктом, Ми-8МТБ, Ми-8МТН, Ми-8МТВ-ЗГ, Ми-8МТВМ, Ми-8МТВМПС и экспортные Ми-17Г и Ми-17-1ВА; вертолеты-тральщики Ми-8БТ; установщики противотанковых и противопехотных мин Ми-8АВ (Ми-8ВСМ) и Ми-8АД; разведывательные вертолеты - тактические Ми-8Р (Ми-8ГР) и Ми-8МТА, "ночной" разведывательный Ми-8МТКО (Ми-17Н), телевизионный артиллерийский разведчик-корректировщик Ми-8ТГ (Ми-8ТАРК) и вертолеты радиационной и химической разведки Ми-8ВД, Ми-8МТС и Ми-8МТГ; топливозаправщик Ми-8ТЗ; летающая технико-эксплуатационная мастерская Ми-8ТЭЧ-24; аэрофоторазведчик Ми-8МТФ; постановщик дымовых завес Ми-8МТФ; вертолет для обеспечения охраны границы и экономической зоны Ми-8МА, специальный морской спасательный Ми-8СП и поисково-спасательный для эвакуации приземлившихся космонавтов Ми-8СПА, а также вертолеты-укладчики кабеля, ретрансляторы, передающие пункты телевизионной связи.
Не менее многочисленным получилось и семейство гражданских Ми-8/17: вертолеты-салоны Ми-8С и Ми-8ПС, выпускавшиеся в 7-, 8- и 11 -местном вариантах (Ми-8ПС-7, Ми-8ПС-9 и Ми-8ПС-11), Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП4 и Ми-8ТП с двигателями ТВ2-117АГ, а также варианты на базе Ми-8МТ (Ми-8С-1, Ми-8С-2, Ми-8МД, Ми-8МС, Ми-8МСО, Ми-8МСД, Ми-8МО, Ми-8ТП и пр.) и Ми-8МТВ; научно-исследовательские лаборатории и летающие лаборатории для испытания новых агрегатов и оборудования для модификаций Ми-14, Ми-24 и Ми-28; краново-монтажные Ми-8МТ; сельскохозяйственные Ми-8АТС и Ми-8МТСх; противопожарные Ми-8ТЛ и варианты на базе Ми-8МТ и МИ-8МТВ (последний - с подфюзеляжным водяным баком с интегрированной в него емкостью для пенообразующей жидкости и насосной станцией, подвешенной на бортовой лебедке); "утепленные" и оборудованные дополнительными топливными баками и средствами связи арктические модификации на базе Ми-8МТ и Ми-8МТВ; вариант Ми-8ТГ с двигателями ТВ2-117ТГ, работающими на жидком метане, и пр.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ми-8Т
Тип: средний многоцелевой вертолет с экипажем из трех человек
Силовая установка: два ТВаД ТВ2-117А взлетной мощностью по 1500 л. с.
Летные характеристики: макс. скорость полета 260 км/ч; крейсерская скорость полета 225 км/ч; статический потолок без учета влияния земли 850 м, с учетом влияния земли - 1800 м; динамический потолок 4500 м; практическая дальность полета 480 км
Масса: пустого 6934 кг; взлетная нормальная 11100 кг; взлетная максимальная 12000 кг; груза максимальная 4000 кг; груза на внешней подвеске 3000 кг
Размеры: диаметр несущего винта 21,3 м; длина с вращающимися винтами 25,31 м; высота с вращающимся рулевым винтом 5,54 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 356,0 м2
Вооружение: см. в тексте статьи
- Описание
Фотографии
-
Air International 2013-02 / K.Grozev, A.Mladenov - Heli Air /Commercial/
Additional equipment has been added to the older Mi-8PS to meet mandatory ICAO requirements for international operations in VFR conditions to support UN missions in Africa. These include weather radar and a new mode-S transponder.
-
Авиация и Время 2015-05 / С.Дроздов - Нестареющая "восьмерка" (1)
Кабина экипажа вертолета Ми-8П
-
История Авиации 28 / С.Бурдин - Специальные "Восьмерки" /Модификации/ (3)
Рабочее место командира экипажа. Приборные доски кабины Ми-8Т и вертолетов на его базе окрашивались в черный цвет. На них установлены приборы, у которых на шкалы наносился люминисцентный слой на основе белого фосфора. Такие кабины освещались источниками ультрафиолетового света и были характерны для самолетов второго поколения советской авиации
-
Air International 2021-09 / A.Mladenov - The mother of invention
The Mi-8MSB cockpit, with the pilot’s instrument desk fitted with a good many old-fashioned steam-gauge instruments
-
Авиация и Время 2019-05 / Р.Мараев - Оружие и Безопасность 2019
"Стеклянная" кабина вертолета Ми-8МСБ-В
-
Авиация и Время 1996-01 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Вертолеты Ми-8 /Авиация в локальных конфликтах/ (6)
Работа по цели. Вид из кабины "восьмерки"
-
Авиация и Космонавтика 2024-02 / А.Пухлов - Асы штурмовых ударов (7)
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука», Владимир Гуляев в кабине вертолета Ми-8. В годы Великой Отечественной летчик-штурмовик лейтенант Гуляев, ставший впоследствии Заслуженным артистом РСФСР, совершил 52 боевых вылета на Ил-2
-
Авиация и Космонавтика 2012-02 / В.Марковский - Герой нашего времени. К 50-летию вертолета Ми-8
Отработка погрузки армейского автомобиля ГАЗ-69 в макет кабины вертолет В-8
-
Авиация и Космонавтика 2012-02 / В.Марковский - Герой нашего времени. К 50-летию вертолета Ми-8
Компоновка пассажирской кабины вертолета салонного исполнения
-
Авиация и Время 2015-05 / С.Дроздов - Нестареющая "восьмерка" (1)
Пассажирский салон переоборудованного в пассажирский вариант Ми-8Т. Санкт-Петербург, 2014 г.
-
Авиация и Время 2015-06 / С.Дроздов - Нестареющая "восьмерка" (2)
Ми-8 можно переоборудовать в санитарный вариант, но чаще раненых перевозят прямо на полу
-
Air International 2015-08 / A.Mladenov - Workhorse Soldiers On /Commercial/
The Mi-8’s spacious stand-up cabin can accommodate up to 24 passenger seats or bulky cargo.
-
История Авиации 28 / С.Бурдин - Специальные "Восьмерки" /Модификации/ (3)
Салон Ми-8Т, где могли работать и отдыхать офицеры управления и связи
-
История Авиации 28 / С.Бурдин - Специальные "Восьмерки" /Модификации/ (3)
Одна из возможных комплектаций грузоотсека санитарного вертолета. Слева по полету установлен дополнительный бак. Напротив него (на правом борту) место для медицинского работника с откидным столиком и лампой на кронштейне
-
История Авиации 28 / С.Бурдин - Специальные "Восьмерки" /Модификации/ (3)
Одна из возможных комплектаций грузоотсека санитарного вертолета. Слева по полету установлен дополнительный бак. Напротив него (на правом борту) место для медицинского работника с откидным столиком и лампой на кронштейне
-
Air International 2013-02 / K.Grozev, A.Mladenov - Heli Air /Commercial/
Heli Air has used its Mi-8s and Mi-17s for the fire-fighting role. This shot shows an internal tank and plumbing used to carry and dispense fire retardant.
-
История Авиации 28 / С.Бурдин - Специальные "Восьмерки" /Модификации/ (3)
Рабочее место офицера связи на борту вертолета
-
Мировая Авиация 164
В годы холодной войны советское влияние в регионе существенно выросло - особенно в части поставки оружия. На фотографии - перуанский солдат ведет огонь из автомата Калашникова с борта Ми-8 во время пограничного конфликта с Эквадором.
Тип фотографий