Миль Ми-24 / Ми-35
Варианты:
Миль - Ми-24 / Ми-35 - 1969 - Россия
Страна: Россия
Год: 1969
Вертолет

Описание
Фотографии:

Боковые проекции (34)
Ми-24, Ми-25 и Ми-35

<...>
  Прототипы варианта Ми-24Б прошли начальный этап испытаний в 1971-1972 годах, но затем их доводка была приостановлена - в ОКБ занялись дальнейшей доработкой машины. В частности, была заново спроектирована носовая часть машины - теперь летчики сидели в двух раздельных, бронированных и расположенных уступом кабинах, обеспечивавших лучший обзор. Предусматривалось дальнейшее совершенствование комплекса вооружения. Однако вначале в войска поступил "промежуточный" вариант Ми-24Д, имевший уже раздельные кабины экипажа, но вооружение - по типу варианта Ми-24Б. Всего построено 635 вертолетов Ми-24Д и учебных Ми-24ДУ, которые поставлялись на экспорт с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25 и Ми-25У.
  По завершении доработки ПТРК "Штурм-В" с радиокомандной полуавтоматической системой управления (восемь, а с 1986 года - 16 сверхзвуковых ПТУР 9М114) на вооружение поступил вариант Ми-24В, который также получил автоматический стрелковый прицел АСП-17В для летчика, возможность подвески дополнительных топливных баков под крылом и другие усовершенствования. Причем на вооружение Ми-24В был принят одновременно с Ми-24Д - постановлением от 29 марта 1976 года. По настоящее время выпущено более 1000 машин Ми-24В, многие - по экспортным контрактам под обозначением Ми-35.
  В 1985 году на испытания поступил модернизированный Ми-24ВП - вместо пулеметной установки УСПУ-24 на нем стояла 23-мм двуствольная автоматическая пушка ГШ-23Л в подвижной носовой установке НППУ-24. До прекращения в 1989 году выпуска Ми-24 заказчик получил лишь 25 машин Ми-24ВП.
  По результатам применения Ми-24 в Афганистане было решено заменить двигатели ТВ3-117 высотными ТВ3-117В, оснастить вертолет пылезащитными и экранно-выхлопными устройствами, усилить бронирование, применить пенополиуретановый заполнитель топливных баков, а также использовать многозамковые балочные держатели, пулеметы ПК и РПК в грузовой кабине, кассеты ИК-ловушек, станцию активных помех СОЭП-В1А "Липа" и другие средства повышения боевой живучести и эффективности машины.
  В рамках повышения боевой мощи Ми-24 были разработаны подкрыльевые контейнеры (либо один пулемет ЯкБ-12,7 и два 7,62-мм пулемета ГШГ-7,62 (ТКБ-621), либо 30-мм гранатомет АГС-17 "Пламя"), затем на вертолетах применили универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23, блоки с НАР калибров 80 мм, 122 мм и 240 мм, блоки осветительных ракет, универсальные контейнеры малых грузов КМГ-У, а также УР класса "воздух-воздух".
  В достаточно больших количествах выпускались вертолеты радиационно-химической разведки Ми-24Р и Ми-24РА с улучшенной системой жизнеобеспечения экипажа и двумя (или одним) дополнительными местами для химиков-разведчиков, спецоборудованием для взятия проб воздуха и грунта, включая дистанционно-управляемый экскаватор на подкрыльевом пилоне и аппаратуру для анализа и передачи данных на наземный командный пункт (110 машин). Выпускался и вертолет-корректировщик Ми-24К - всего 92 машины. Строился также ряд летающих лабораторий и экспериментальных машин.
  Вертолеты семейства Ми-24 (Ми-35) поставлялись и поставляются в несколько десятков стран мира, причем в ходе ирано-иракской войны 27 октября 1982 года впервые в истории авиации экипаж иракского Ми-24 сбил ПТУР иранский F-4E.
  Вертолет Ми-24 получил в НАТО кодовое обозначение "Hind". Рекорды Международной федерации авиации, установленные экспериментальным вариантом А-10 вертолета, дают некоторое представление о его возможностях - так, например, 2 сентября 1978 года машина достигла скорости 368,4 км/час.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ми-24Д

  Тип: транспортно-боевой вертолет с экипажем 2 (3) человека
  Силовая установка: два ТВаД ТВ3-117 мощностью по 2200 л. с. Летные характеристики: максимальная скорость 320 км/ч; крейсерская скорость полета 270 км/ч; начальная скороподъемность 750 м/мин; статический потолок без учета влияния земли 1300 м; динамический потолок 4500 м; практическая дальность полета 595 км; перегоночная дальность полета 1125 км
  Масса: пустого 8340 кг; нормальная взлетная 11100 кг; максимальная взлетная 11500 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 17,30 м; размах крыла 6,54 м; длина с вращающимися винтами 19,79 м; высота с вращающимися винтами 6,50 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 235,00 м2
  Вооружение: один дистанционно-управляемый четырехствольный 12,7-мм высокотемпный пулемет ЯкБ-12,7 с боезапасом 1400 патронов, плюс возможность подвески различного вооружения на внешней подвеске - массой до 2000 кг
  Полезная нагрузка: до 8 десантников, либо двое носилочных раненых, либо двое сидячих раненых и один сопровождающий, либо в нормальном варианте до 1500 кг груза внутри кабины; максимальная масса груза - 2400 кг
Ми-24 из состава российского миротворческого контингента в Абхазии, 1994г.
Ми-24 ВВС Армении. Карабах, октябрь 1992 г.
Ми-24 грузинских ВВС, аэродром Сухуми, сентябрь 1992г. Грузинские опознавательные знаки раннего образца и бортовой номер нанесены поверх советских.
Ми-24 ВВС Шри Ланки летают в старом советском камуфляже и без опознавательных знаков.
Ми-24 ВВС Руанды
Ми-24 ВВС Заира
Ми-24В из 338-го ОБВП. Джелалабад, весна 1982г.
Ми-24В из 335-го ОБВП с пушечным контейнером УПК-23-250 и бортовым пулеметом ПКТ. Газни, лето 1985г.
Ми-24В из 262-й ОВЭ. Баграм, декабрь 1988г.
Ми-24В б/н 58 "Полосатый. ОАГ, Грозный-Северный, 25 июля 2000г. Рисунок на хвостовой части получился так: сильная копоть отмывалась местами до стандартного камуфляжа в соответствии со вкусом омывателя.
Многоцелевой вертолет Ми-24В ВВС Украины, лето 1994г.
Ми-24В македонских ВВС. Во время боевых действий в 2001 году на машине отсутствовали опознавательные знаки.
Ми-24В ("HIND-E"). Вертолет Ми-24В с изображением акульей пасти в носовой части фюзеляжа состоял на вооружении 568-го KPSB ВВС Польши, дислоцированного в Инвроцлаве. В Польше вертолеты Ми-24В обозначались Mi-24W. Польша получила от СССР 16 вертолетов Mi-24W, один из которых был потерян в процессе эксплуатации, еще 16 вертолетов Ми-24Д, ранее состоявших на вооружении ГДР, Польша закупила в 1995 году.
Ми-24В на котором в Сьерра-Леоне летал экипаж Василия Кулькова, Ивана Мартынова и Александра Сапожникова. Вертолет как правило нес только два блока НАР УБ-32-57М, а на два других пилона подвешивали бомбы или контейнеры с 23-мм пушечными установками.
Hind-D of the Soviet Armeiskaya Aviatsiya, the Army's air component.
Советские Вооруженные силы располагали более чем 1000 вертолетов Ми-24 различных модификаций. Среди них были и "пушечные" варианты - один из них, Ми-24ВП, изображен на данном рисунке. Вертолеты эксплуатировались в ГДР, Польше и Чехословакии, а также применялись в Афганистане.
Ми-24Д из 335-го ОБВП. Кундуз, июль 1980г.
Ми-24Д "ашхабадской" эскадрильи. Шинданд, февраль 1980г.
Афганистан. В период оказания Советским Союзом интернациональной помощи Афганистану, эта страна получила от СССР примерно 60 вертолетов Ми-24А и Ми-24Д (на рисунке). Окраска афганских вертолетов отличалась от окраски советских.
A Hind-D of the Adolf von Lutzow Regiment of the DDR's Luftstreitkrafte.
ГДР. На вооружение армии ГДР поступило до 50 вертолетов Ми-24Д и 12 Ми-24П. После объединения Германии эти вертолеты были сняты с вооружения, но в Люфтваффе провели оценочные испытания Ми-24Д и Ми-24П.
A Hind-D operated by an attack helicopter regiment of the Ceskoslovenske Letectvo.
Ми-24Д из состава 3-й эскадрильи 4-го авиакрыла ВВС Эфиопии. Основная база - аэродром Дебре-Зейт.
Ми-24Р из 55-го ОБВП армейской авиации России. Авиабаза Стендаль, Германия, лето 1994г.
Ми-25 из 4-й смешанной вертолетной эскадрильи армейской авиации Ирака, авиабаза "Эль-Таджи", 1988г.
Hind-D of the Iraqi Air Force used in the fight­ing against Iranian forces.
Mi-25 of the 4th Squadron IrAAC, as used during the fighting in autumn 1982. This example was captured by the Iranians in 1986, and is now displayed (with its serial overpainted) in Tehran. In an effort to help improve the identification process, the IrAAC started to paint large national flags on several sections of its helicopters (including underneath).
Ми-25 из состава 211-й эскадрильи перуанских ВВС.
Ми-25 из Grupo Area 3 ВВС Перу, середина 80-х гг.
Ми-25 из 125-го вертолетного отряда ВВС Индии
A Hind-D of the Forca Aerea Populaire de Angola for use against UNITA guerrillas.
Ангола. В середине 1980-х годов в Анголе действовало около 30 вертолетов Ми-25, которые пилотировали не только ангольские экипажи, но также советские и кубинские. Серьезную угрозу для вертолетов представляло большое количество ПЗРК Stinger, которые американцы поставили повстанцам из UNITA.
Hind-D of the Nicaraguan Fuerza Aerea Sandinista used against right wing guerrillas.
Ми-24В из состава ВВС Кот-д'Ивуара. На внутреннем подкрыльевом пилоне подвешен блок УБ-32-57 для 57-мм НАР С-5