Миль Ми-24 / Ми-35
Варианты:
Миль - Ми-24 / Ми-35 - 1969 - Россия
Страна: Россия
Год: 1969
Вертолет

Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (22)
Ми-24, Ми-25 и Ми-35

<...>
  Прототипы варианта Ми-24Б прошли начальный этап испытаний в 1971-1972 годах, но затем их доводка была приостановлена - в ОКБ занялись дальнейшей доработкой машины. В частности, была заново спроектирована носовая часть машины - теперь летчики сидели в двух раздельных, бронированных и расположенных уступом кабинах, обеспечивавших лучший обзор. Предусматривалось дальнейшее совершенствование комплекса вооружения. Однако вначале в войска поступил "промежуточный" вариант Ми-24Д, имевший уже раздельные кабины экипажа, но вооружение - по типу варианта Ми-24Б. Всего построено 635 вертолетов Ми-24Д и учебных Ми-24ДУ, которые поставлялись на экспорт с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25 и Ми-25У.
  По завершении доработки ПТРК "Штурм-В" с радиокомандной полуавтоматической системой управления (восемь, а с 1986 года - 16 сверхзвуковых ПТУР 9М114) на вооружение поступил вариант Ми-24В, который также получил автоматический стрелковый прицел АСП-17В для летчика, возможность подвески дополнительных топливных баков под крылом и другие усовершенствования. Причем на вооружение Ми-24В был принят одновременно с Ми-24Д - постановлением от 29 марта 1976 года. По настоящее время выпущено более 1000 машин Ми-24В, многие - по экспортным контрактам под обозначением Ми-35.
  В 1985 году на испытания поступил модернизированный Ми-24ВП - вместо пулеметной установки УСПУ-24 на нем стояла 23-мм двуствольная автоматическая пушка ГШ-23Л в подвижной носовой установке НППУ-24. До прекращения в 1989 году выпуска Ми-24 заказчик получил лишь 25 машин Ми-24ВП.
  По результатам применения Ми-24 в Афганистане было решено заменить двигатели ТВ3-117 высотными ТВ3-117В, оснастить вертолет пылезащитными и экранно-выхлопными устройствами, усилить бронирование, применить пенополиуретановый заполнитель топливных баков, а также использовать многозамковые балочные держатели, пулеметы ПК и РПК в грузовой кабине, кассеты ИК-ловушек, станцию активных помех СОЭП-В1А "Липа" и другие средства повышения боевой живучести и эффективности машины.
  В рамках повышения боевой мощи Ми-24 были разработаны подкрыльевые контейнеры (либо один пулемет ЯкБ-12,7 и два 7,62-мм пулемета ГШГ-7,62 (ТКБ-621), либо 30-мм гранатомет АГС-17 "Пламя"), затем на вертолетах применили универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23, блоки с НАР калибров 80 мм, 122 мм и 240 мм, блоки осветительных ракет, универсальные контейнеры малых грузов КМГ-У, а также УР класса "воздух-воздух".
  В достаточно больших количествах выпускались вертолеты радиационно-химической разведки Ми-24Р и Ми-24РА с улучшенной системой жизнеобеспечения экипажа и двумя (или одним) дополнительными местами для химиков-разведчиков, спецоборудованием для взятия проб воздуха и грунта, включая дистанционно-управляемый экскаватор на подкрыльевом пилоне и аппаратуру для анализа и передачи данных на наземный командный пункт (110 машин). Выпускался и вертолет-корректировщик Ми-24К - всего 92 машины. Строился также ряд летающих лабораторий и экспериментальных машин.
  Вертолеты семейства Ми-24 (Ми-35) поставлялись и поставляются в несколько десятков стран мира, причем в ходе ирано-иракской войны 27 октября 1982 года впервые в истории авиации экипаж иракского Ми-24 сбил ПТУР иранский F-4E.
  Вертолет Ми-24 получил в НАТО кодовое обозначение "Hind". Рекорды Международной федерации авиации, установленные экспериментальным вариантом А-10 вертолета, дают некоторое представление о его возможностях - так, например, 2 сентября 1978 года машина достигла скорости 368,4 км/час.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ми-24Д

  Тип: транспортно-боевой вертолет с экипажем 2 (3) человека
  Силовая установка: два ТВаД ТВ3-117 мощностью по 2200 л. с. Летные характеристики: максимальная скорость 320 км/ч; крейсерская скорость полета 270 км/ч; начальная скороподъемность 750 м/мин; статический потолок без учета влияния земли 1300 м; динамический потолок 4500 м; практическая дальность полета 595 км; перегоночная дальность полета 1125 км
  Масса: пустого 8340 кг; нормальная взлетная 11100 кг; максимальная взлетная 11500 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 17,30 м; размах крыла 6,54 м; длина с вращающимися винтами 19,79 м; высота с вращающимися винтами 6,50 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 235,00 м2
  Вооружение: один дистанционно-управляемый четырехствольный 12,7-мм высокотемпный пулемет ЯкБ-12,7 с боезапасом 1400 патронов, плюс возможность подвески различного вооружения на внешней подвеске - массой до 2000 кг
  Полезная нагрузка: до 8 десантников, либо двое носилочных раненых, либо двое сидячих раненых и один сопровождающий, либо в нормальном варианте до 1500 кг груза внутри кабины; максимальная масса груза - 2400 кг
Модель Ми-24 в масштабе 1:48 И.Долгирева.
Модель вертолета Ми-24ВМ, представленная на одной из международных выставок
Газотурбинную модель вертолета Ми-24В пилотирует чемпион мира Виталий Робертус (Россия, Москва)
Ми-24Д. На рисунке изображен вертолет Ми-24Д с полной боевой нагрузкой из вертолетного полка 16-й воздушной армии Группы советских войск в Германии (ГСВГ) начала 1980-х годов. С появлением Ми-24 советские войска впервые после снятия с вооружения штурмовика Ил-10 получили мощную противотанковую и ударную авиационную систему. О том значении, какое советское руководство придавало Ми-24, говорит факт поставки боевых вертолетов Национальной народной армии ГДР уже в 1974 году. Это были машины модификации Ми-24А, построенной в небольшом количестве. На вооружение вертолетных полков ГСВГ Ми-24А начали поступать в 1973 году. Первыми новую технику получили полки, дислоцированные на авиабазах Дамм (Парчим) и Борштель (Стендаль). В 1976 году в войска начали поступать вертолеты Ми-24Д, а в 1979 году - Ми-24В. В 1989 году на вооружении вертолетных полков ГСВГ все еще оставалось небольшое количество вертолетов Ми-24Д. Вывод российских войск, последовавший за объединением Германии, положил конец длительному присутствию Советской армии в самом центре Европы. Численность группировки советских войск на 1990 год составляло 363690 солдат и офицеров, а также 5800 танков, 9790 единиц бронетехники, 4624 артиллерийских орудий, 625 боевых самолетов и 698 военных вертолетов.
An artist's impression of Mi-24s with, in the foreground, chemical agents being released from underwing-mounted tanks
Mil Mi-24 Hind-D/E
Ми-24РКР/К ("Hind-G"/"Hind-G2")
The principal features of the Hind-D illustrated and enumerated are: (1) low-speed precision airspeed sensor; (2) Gatling-type machine gun; (3) slaved gun radar and LLTV housings; (4) local titanium armour skinning; (5) aft-retracting nosewheel; (6) twin-AT-2 missile launchers; (7) aft-and-inward retracting mainwheel; (8) VB-32 rocket pods: (9) GIK-1 gyromagnetic compass fairing: (10) RV-5 radar altimeter antennae; (11) tail bumper; (12) powered slab tailplane; (13) laser ranger - transferred from inboard pylon; (14) ordnance pylon; (15) engine exhaust; (16) titanium rotor head; (17) engine air intakes; (18) fixed canopy for pilot - entry door on starboard; (19) side-hinging weapon operator's canopy; (20) pilot tube.
"Hind-D"
Ми-24В
Ми-24К - модификация вертолета в варианте разведчика-корректировщика, предназначенного для корректировки огня артиллерийских и ракетных систем и оснащенного специализированным оборудованием в составе системы наблюдения "Ирис", цифрового разведывательно-корректировочного комплекса "Рута" и аэрофотоаппарата АФА-100 (1300 мм/f8), установленного в правом борту грузопассажирской кабины. Доступ к барабану с фотопленкой осуществляется через левую дверь грузопассажирской кабины, правая дверь герметизирована, а вместо верхней пары окон внизу установлено одно окно, через которое выполняется съемка фотоаппаратом. Здесь же находится небольшое отверстие фотоэкспонометра.
Ми-24ВП
Ми-24КПВ
Ми-24Р (также Ми-24ХР) - специализированный вертолет радиационной, химической и биологической разведки с улучшенной системой жизнеобеспечения (пилотская и грузопассажирская кабины имели дополнительную герметизацию, а в полу была смонтирована фильтровентиляционная установка) и сохранивший вооружение в составе подвижной пулеметной установки УСПУ-24 с 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12,7.
Ми-24Р
Ми-24 для экологического мониторинга. Во время одной из выставок, проводившихся в Нижнем Новгороде, был продемонстрирован Ми-24, предназначенный для проведения экологического мониторинга. Предполагалось использовать его для наблюдения за утечками нефтепродуктов, загрязнением воздуха, затоплениями местности и другими происшествиями. Поэтому вертолет был оснащен специализированным оборудованием и средствами оперативной передачи данных специалистам на наземных станциях. В носовой части фюзеляжа перед лобовым стеклом кабины стрелка располагалось устройство, вероятно, убираемое, выполненное в виде широкого "языка". Кроме того, на правом внешнем пилоне подвешивался контейнер, разработанный в НПО "Полет" совместно с НИИ радиофизики и включавший специализированную аппаратуру.
Ми-24В
A general arrangement drawing of the Hind-E with dorsal IR jammer and IR suppression exhaust mixer boxes over engine exhaust ducts.
Ми-24Д
Ми-24В ("HIND-E"). Вертолет Ми-24В с изображением акульей пасти в носовой части фюзеляжа состоял на вооружении 568-го KPSB ВВС Польши, дислоцированного в Инвроцлаве. В Польше вертолеты Ми-24В обозначались Mi-24W. Польша получила от СССР 16 вертолетов Mi-24W, один из которых был потерян в процессе эксплуатации, еще 16 вертолетов Ми-24Д, ранее состоявших на вооружении ГДР, Польша закупила в 1995 году.