МиГ МиГ-3
Варианты:
МиГ - МиГ-3 - 1940 - Россия
Страна: Россия
Год: 1940


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание:
МиГ-3
МиГ-1 и МиГ-3
Фотографии:

Ч/б фото (126)

МиГ-3

Одноместный истребитель-перехватчик, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Разрабатывался первоначально под руководством Н.Н.Поликарпова с ноября 1939 г., затем - А.И.Микояна и М.И.Гуревича в ОКБ-155. Первый полет опытного образца истребителя И-300 состоялся 5 апреля 1940 г. Госиспытания проходили в августе - сентябре 1940 г. Серийное производство начато на заводе #1 в Москве в июне 1940 г. Самолет строился заводом #1 в Москве, после эвакуации - в Куйбышеве (ныне Самара), а также опытным заводом #155 в Москве. Всего выпущено 3172 экз. Состоял на вооружении в СССР с января 1941 г. Мотор АМ-35А; отдельные самолеты в середине войны переоборудованы под АМ-38 или АМ-38Ф.
Основные серийные модификации:
   - МиГ-1, первый серийный вариант с вооружением 1x12,7+2x7,62 и 4 НУРС, бомбы до 220 кг или два ВАП;
   - МиГ-3, вариант на базе 4-го опытного И-200 (первый полет 29 октября 1940 г.) с измененным крылом, увеличенными колесами, дополнительным бензобаком, новым радиатором, измененными щитками, протектированием центропланных бензобаков.
Серийно выпускался с декабря 1940 г. С июля 1941 г. введены автоматические предкрылки, новый винт, бронестекло, подвесные баки, система нейтрального газа, изменены оперение и элероны. С 16-й серии введен новый капот. Вооружение 2x7,62+1x12,7 (большая часть), 2x7,62+3x12,7 (часть МиГ-3 с февраля 1941 г.), 2x12,7 (27-я серия, сентябрь 1941 г.), 2x20 (последние серии, включая все самолеты завода #155); 6 НУРС, бомбы до 220 кг.
Весной 1941 г. МиГ-1 и МиГ-3 использовались для перехвата немецких разведчиков в приграничных районах. В апреле ими перехвачен и посажен высотный разведчик Ju 86P. Перед Великой Отечественной войной - наиболее массовый современный истребитель. С июня 1941 г. - широкое применение частями ВВС, морской авиации, ПВО. С начала 1942 г. сосредоточивался в полках ПВО. Снимались с вооружения с начала 1943 г. МиГ-3 снят с производства в декабре 1941 г., в апреле - июле 1942 г. из задела собраны 30 самолетов. Последние МиГ-3 списаны в 1945 г.


МиГ-3||
Размах:||10,3 м
Длина:||8,15 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3350 кг
Максимальная скорость:||635 км/ч
Практический потолок:||12000 м
Дальность:||1250 км

МиГ-1 и МиГ-3

<...>
   МиГ-1 имел многочисленные недостатки, было построено всего около 100 самолетов. Самыми важными недостатками были недостаточная устойчивость самолета, небольшой радиус действия и уязвимость к боевым повреждениям. В результате проведенных доработок появился МиГ-3, отличавшийся улучшенной аэродинамикой, увеличенным поперечным V внешних частей крыла, большим запасом топлива и усиленными вооружением и бронезащитой.
   МиГ-3 имел великолепные характеристики для своего времени на высотах свыше 5000 м, но бои с германскими истребителями в основном шли на малых высотах. Суммарный выпуск МиГ-1 и МиГ-3 составил 3422 самолета и был завершен в 1942 году - вместе с прекращением производства двигателя АМ-35А.
   Попытки создать более эффективный вариант привели к появлению И-210 (или МиГ-3/М82) с радиальным двигателем А. Д. Швецова М-82 (позднее АШ-82), усовершенствованного И-211 с тем же двигателем и МиГ-3У, на котором вернулись к мотору АМ-35А, но ни один из этих истребителей не строился серийно.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-3

   Тип: одноместный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный ПД Микулина АМ-35А мощностью 1350 л. с. (1007 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7800 м - 640 км/ч; потолок 12 000 м; максимальная дальность полета 1195 км
   Масса: пустого 2595 кг; максимальная взлетная 3350 кг
   Размеры: размах крыла 10,20 м; длина 8,26 м; высота 3,50 м; площадь крыла 17,44 м2
   Вооружение: один 12,7-мм пулемет УБС, два 7,62-мм пулемета ШКАС и до 200 кг бомб или шесть НУРС РС-82 под крылом
Самый первый МиГ-3 (четвертый опытный И-200) с мотором водяного охлаждения АМ-35. Новый И-210 отличался от него не только силовой установкой, но и конструкцией фюзеляжа и оперения
Опытный экземпляр истребителя МиГ-3 (И-200 №04) на совместных испытаниях на дальность
Истребитель МиГ-3 N 2115 на государственных испытаниях
Истребитель МиГ-3 первых серий с мотором АМ-35А с редукцией 0,902 - на лопастях их винтов из-за слишком больших оборотов на больших высотах наблюдался «волновой кризис», снижавший тягу, но и при этом это был лучший в то время высотный самолет
Истребитель МиГ-3 выпуска декабря 1940 г. с двумя пулеметами ШКАС калибра 7,62 мм, одним 12,7-мм БС в синхронных установках над мотором и приемо-передающей радиостанцией
МиГ-3 №2115 на государственных испытаниях в НИИ ВВС КА, январь-февраль 1941 г.
Серийный МиГ-3, выпущенный весной 1941 г., на испытаниях в ЛИИ
Истребитель МиГ-3 N 3595 с двигателем АМ-38
Характерными особенностями серийного МиГ-3 были большой водяной радиатор под фюзеляжем и два тоннеля маслорадиаторов по бортам мотоотсека
Истребитель МиГ-3 N 5015 вооруженный двумя пулеметами УБС и двумя строенными батареями 3РОБ-82 для стрельбы реактивными снарядами РОС-82
Истребитель МиГ-3 летчика 120-го ИАП 6-го ИАК ПВО Константина Алексеевича Крюкова с подвеской РС-82 под крылом
Серийный истребитель МиГ-3 с бомбо-ампульными связками БАС-1 - они попадали в разряд химического вооружения, от которого советское руководство отказалось
Истребитель МиГ-3 N 2109 с крыльевой установкой пулеметов БК во время испытаний на штопор
На большой высоте МиГ-3 был очень быстрым, но большинство воздушных боев на Восточном фронте велись на малых высотах. По сути, МиГ-3 представлял собой усовершенствованный вариант МиГ-1 с устраненными недостатками последнего.
«Пятиточечный» МиГ-3 с дополнительными крупнокалиберными пулеметами БК-12,7 в гондолах под крылом
«Пятиточечный» МиГ-3 с вооружением, усиленным двумя подвесными крупнокалиберными пулеметами БК-12,7 в гондолах под крылом - они могли ставиться на большинство самолетов выпуска 1941 г. Как и многие другие самолеты этого типа, сданные после начала войны, он не получил радиостанции
«Пятиточечный» МиГ-3 с дополнительными крупнокалиберными пулеметами БК-12,7 в гондолах под крылом
МиГ-3 с крыльевыми пулеметами БК на фронтовом аэродроме
Испытания МиГ-3 ранних серий в Научно-испытательном институте ВВС РККА на возможность ручного запуска двигателя. Под крылом установлены бомбодержатели
Запуск вручную двигателя МиГ-3
Испытания МиГ-3 ранних серий в Научно-испытательном институте ВВС РККА на возможность ручного запуска двигателя. Под крылом установлены бомбодержатели
Истребитель МиГ-3 из укомплектованного летчиками-испытателями 401-го ИАП особого назначения на аэродроме Зубово, июль 1941 г.
Появление в строю советской авиации такого самолета, как МиГ-3, настоятельно требовало изменения всей тактики истребительной авиации, но делать это пришлось уже в ходе войны. На снимке истребитель МиГ-3 готовится к взлету с аэродрома под Севастополем
Самолеты МиГ-3 в ходе боев за Москву
Кадр фронтовой кинохроники: МиГ-3 из состава ВВС Калининского фронта, зима 1941-42гг.
В 1941 г., в начале последнего мирного лета, самолет МиГ-3 конструкции Артема Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича был основным новым истребителем советской авиации
Истребитель МиГ-3 на взлете - мотор выводится на максимальные обороты, воздушный винт на малом шаге, створка радиатора полностью открыта
Серийный МиГ-3 с радиостанцией и пусковыми установками РС-82 под консолями крыла. МиГ-3 получил у немцев обозначение И-18
МиГ-3, разработанный в начале 1940-х, стал одним из самых скоростных истребителей своего времени, но был строг в пилотировании и требовал высокой квалификации пилота.
На этой фотографии военного периода можно видеть истребитель МиГ-3 - в 1942 году их начали постепенно снимать с вооружения строевых частей.
МиГ-3 из 72-го САП ВВС Северного флота - будущего 2-го гвардейского Краснознаменного ИАП им. Б.Ф. Сафонова
Один из 10 истребителей МиГ-3, полученных 72-м САП в июле 1941г.
На старт выруливает младший лейтенант ВВС СФ Захар Сорокин на истребителе МиГ-3 с бортовым номером "71". Аэродром "Ваенга-1", июль 1941г.
При отступлении части ВВС ЮЗФ оставили на аэродромах немало, в основном, поврежденных самолетов. Трофеями гитлеровцев стали не только многочисленные устаревшие "ишаки", но и новейший радиофицированный МиГ-3.
Механики закатывают на стоянку истребитель МиГ-3 на полевом аэродроме. Северо-Западный фронт, сентябрь 1941 г.
Оборудованный бомбодержателями МиГ-3 перед взлетом по тревоге
МиГ-3, замаскированный на краю аэродрома
Взлет самолета МиГ-3 с полевого аэродрома. Машина выпуска лета 1941 г. имеет крыло с автоматическими предкрылками
К началу войны 4-й и 55-й авиаполки 20-й САД имели штатное количество МиГ-3
Если бы МиГ-3 был освоен строевыми пилотами, он стал бы грозным оружием.
МиГ-3 из состава 445-го иап 6-го иак
"МиГи" с подвешенными РС-82 взлетают на штурмовку войск противника. Калининский фронт, начало 1942г.
В ожидании команды на взлет перехватчики МиГ-3 с моторами АМ-38 и пушечным вооружением в 12-м Гвардейском ИАП 6-го ИАК ПВО, лето 1942 г.
Заправка бензином истребителя МиГ-3 401-го ИАП ОСНАЗ от БЗ-35 - Северо-западный фронт, лето 1941 г.
Истребитель МиГ-3 из 263-го ИАП выруливает на взлет - Западный фронт, лето-осень 1941 г.
МиГ-3 28-го ИАП на аэродроме Чунев
Летчики на фоне МиГ-3 ВВС Черноморского флота
В 1942 г. истребителями МиГ-3 среди прочих по-прежнему оставались вооружены два истребительных авиаполка ВВС Черноморского флота - 7-й и 8-й
Самолет МиГ-3 предвоенного выпуска в одном из истребительных полков ВВС Красной Армии
A MiG-3 preparing to take-off during the winter of 1941-2.
Техник докладывает летчику о готовности самолета МиГ-3 с двумя синхронными пушками ШВАК - 120-й ИАП 6-го ИАК ПВО, 1942 г.
Еще один МиГ-3, принадлежавший 7-му ИАП ВВС Ленинградского фронта - на этот раз без радиостанции
Восстановленный МиГ-3
Истребитель МиГ-3 майора К.К. Коккинаки - он был назначен исполняющим обязанности командира 401-го ИАП особого назначения после гибели С.П. Супруна
Заправка топливом МиГ-3 командира эскадрильи 7-го ИАП ВВС Ленинградского фронта капитана Полякова перед боевым вылетом, лето 1941г.
МиГ-3 был безусловно не лучшим образцом из числа истребителей новых типов, запущенных в серийное производство накануне войны. По большому счету, он в наименьшей степени отвечал реалиям воздушных боев, развернувшимся вскоре на советско-германском фронте. Но именно эта машина была готова первой к серийному выпуску, а кроме того, нельзя сбрасывать со счета тот факт, что разработчики МиГ-3 практически до самого начала войны вполне обоснованно надеялись получить для серийных образцов новые более мощные, чем АМ-35А, двигатели АМ-37, с которыми их истребитель смог бы стать более опасным противником для германских "Мессершмиттов" Bf109.
Оснащенный радиостанцией истребитель МиГ-3 из 7-го истребительного авиаполка на Ленинградском фронте, лето 1941 г.
К вылету готовится МиГ-3 из состава 148-го иап
Самолет МиГ-3 из состава 6-го авиационного корпуса ПВО с характерной надписью на борту. Зима 1941/42гг.
Истребители МиГ-3 из 7-го ИАП ВВС Черноморского флота. Геленджик, осень 1941г.
Звено МиГ-3 капитана Бабенко из 120-го истребительного авиаполка 6-го ИАК ПВО Москвы на старте - весна 1942 г. На переднем плане в летней окраске машина с мотором АМ-38, за ней - «МиГи» с двигателями АМ-35А (с коками воздушных винтов без храповиков)
Торжественная сдача самолетов МиГ-3 летчикам 172-го ИАП, 23 февраля 1942 г. Это были крайние МиГ-3, завершенные заводом № 155 в Москве из задела завода №1, привезенного из Куйбышева и остававшегося в Москве. Радиостанцией оборудован только дальний самолет, запечатленный на фотоснимке.
Передача авиации МВО звена истребителей МиГ-3, отремонтированных на рембазе, расположенной на территории эвакуированного завода № 1, февраль 1942 г.
MiG-3s of the 34 IAP al Vnukovo, Moscow, in the winter of 1941-2.
Пожалуй, единственный освоенный в войсках на начало войны истребитель современного типа - МиГ-3
МиГ-3 в полете на малой высоте. Район Ржева, август 1942 г.
При всех своих недостатках принятый на вооружение советской авиации истребитель МиГ-3 обладал мощным мотором и совершенной аэродинамикой, что делало его грозным оружием в умелых руках
МиГ-3 из 122-го ИАП, пилотируемый летчиком В. Рыбалко, во время вылета на прикрытие войск. На заднем плане - Як-1 из другого полка. Ржевско-Сычевская операция, август 1942 г.
Истребители ПВО над Ленинградом
"МиГи" из 7-го ИАК ПВО над Ленинградом, 1941 г. Под крыльями - Петропавловская крепость
Самолеты МиГ-3 из 7-го ИАК ПВО патрулируют над Ленинградом, 1941 г.
Звено истребителей МиГ-3, выполняющих полет тройкой
Эти МиГ-3 несут под крылом реактивные снаряды РС-82. Самолеты могли нести до восьми таких PC - взамен 100-кг бомб ФАБ-100.
Вооруженные РС-82 истребители МиГ-3 из 6-го ИАК ПВО патрулируют над Москвой
Вооруженные реактивными снарядами РС-82 перехватчики МиГ-3 из 6-го ИАК ПВО патрулируют над Кремлем, лето-осень 1941 г.
Летчик Тихонов перед боевым вылетом
Летчик 122-го ИАП Ю.Б. Алексеев после боевого вылета на МиГ-3 - самолет вооружен двумя синхронными пушками ШВАК и оснащен радиостанцией
Командир 609-го ИАП майор Леонид Гальченко в кабине МиГ-3
Летчик-истребитель 34-го иап Николай Тараканчиков в кабине МиГ-3
Летчик 177-го ИАП 6-го ИАК ПВО Москвы Виктор Талалихин в кабине МиГ-3, оборудованного внутренним вертикальным бронестеклом, закрепленным на раме козырька кабины
МиГ-3 перед боевым вылетом, зима 1942-1943гг.
Алексей Катрич в кабине МиГ-3
Пилот истребителя МиГ-3 в готовности к вылету
Урвачев в кабине МиГ-3
Летчик Григоренко в кабине истребителя МиГ-3 - на таких самолетах он одержал три воздушных победы
Участник сбора летчиков-асов командир звена лейтенант Николай Семенов. 1941г.
Ст. л-т Н.П. Хромов, сбивший в районе Ленинграда Bf 109F из I/JG 54. Начало 1942 г.
Летчик 519-го ИАП у истребителя МиГ-3 - зима 1941-1942 гг., в это время полк участвовал в Битве за Москву
Военком 1 АЭ 148-го ИАП И.И.Дорошин у своего МиГ-3, май 1942г.
Командир 1-й авиаэскадрильи 148 иап капитан М.Некрасов возле своего самолета. 1942г.
Летчик 55-го истребительного авиаполка П.А. Крюков у истребителя МиГ-3 - в Великой Отечественной войне он собьет 10 самолетов противника лично и один в группе
Один из лучших пилотов 12-го Гвардейского иап ПВО Герой Советского Союза Константин Алексеевич Крюков совершил более 300 боевых вылетов и на истребителях МиГ-3, Як-1, Як-9, сбил 14 самолетов врага
Один из лучших пилотов отличившегося под Сталинградом 439-го авиаполка ПВО Николай Александрович Козлов у истребителя МиГ-3
Советский пилот на крыле истребителя МиГ-3 - сколько боев у него еще впереди?
Летчик 120-го ИАП Сергей Рубцов у истребителя МиГ-3 с подвешенными РС-82 - реактивные снаряды использовались в частях 6-го ИАК и для штурмовки войск противника, и при перехвате бомбардировщиков
За родную партию большевиков
Именно на истребителе МиГ-3 одержал свои первые воздушные победы советский ас трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин - в начале войны летчик 55-го ИАП
Капитан Б.Бородай у истребителя МиГ-3
Летчики Молодчинин и Сенченко у истребителя МиГ-3, 1942г.
Летчик 19-го истребительного авиаполка лейтенант Д.С. Титаренко докладывает бригадному комиссару Ф.Ф. Верову о воздушной победе, одержанной на МиГ-3
С.Ф.Долгушин, С.В.Макаров и Н.Н.Боровой у МиГ-3 (слева направо). Аэродром Борки, ноябрь 1941г.
Летчик П.И. Тарасов с товарищами у своего МиГ-3 после боя с девятью немецкими самолетами. 1943 г.
Оружейник Поляков, механик Гайворонский, летчик Герасим Григорьев в кабине истребителя ЛаГГ-3
Летчики 27-го иап у истребителя МиГ-3 с подвешенными под крылом реактивными снарядами
У самолета МиГ-3 на аэродроме Левашово под Ленинградом стоят заместитель командира эскадрильи 124-го ИАП Дмитрий Михайлович Занин, комэска-2 Александр Георгиевич Пронин, а также летчики Николай Иванович Цисаренко и Григорий Яковлевич Иванченко, ноябрь 1941 г.
У истребителя МиГ-3 летчики 1-й АЭ. Слева направо: Б.Д.Мелехин, П.С.Кирсанов, А.Барабанов, А.И.Никитин, А.Петрин, командир АЭ И.Т.Трубицин, В.Карпухин, Лобанов. Снимок сделан в октябре 1941г.
Летчики 124-го ИАП возле одного из "МиГов" своего полка. Слева направо: мл. л-ты П.А.Белый, Д.В.Кокорев (один из первых совершил таран в годы той войны), М.П.Барсов, ст.л-т А.Г.Пронин, мл.л-ты А.А.Король, А.П.Васильев. Ленинградский фронт, 1941 г.
Митинг летного и технического состава у самолета МиГ-3 последних серий с предкрылками, пушечным вооружением, но не имеющего радиостанции
Эскадрилья 120-го ИАП 6-го ИАК ПВО под командованием комиссара Акимцева у своих истребителей МиГ-3 с моторами АМ-35А с уменьшенным передаточным отношением, зима 1941-1942 гг.
Вручение Гвардейского знамени вооруженному истребителями МиГ-3 120-му истребительному полку 6-го ИАК ПВО по случаю преобразования его в 12-й Гвардейский ИАП, 7 марта 1942 г. Эти истребители оснащены двумя 20-мм пушками
Personnel of the MiG-3-equipped 12 ZAP attached to the Moscow Army Region IA-PVO receiving the highly-coveted "Guards" title during the winter of 1941-2. RS-82 missiles may be seen beneath the wings of their MiG-3s.
Март 1942 г. Подготовка к торжественной церемонии переименования 120-го иап из состава 6-го истребительного авиационного корпуса в 12-й гвардейский иап (звание гвардейского полк получил за отличие при штурмовке наземного противника на самолетах И-153)
Истребители МиГ-3 из 120-го авиаполка ПВО Москвы.
По некоторым данным, на момент нападения Германии на СССР наша авиация получила уже 1289 истребителей МиГ-3. Всего же было выпущено 3172 таких самолета.
Один из лучших советских асов Александр Покрышкин весьма лестно отзывался об истребителе МиГ-3, но в целом отношение летчиков к новой машине было не столь однозначным. На фотографии - типичный вид одного из советских аэродромов, где в одном строю можно было видеть МиГ-3 и"ленд-лизовские" Curtiss P-40.
Личный состав 7-го ИАП ВВС Черноморского флота после построения. Аэродром Геленджик, 1943 г.
Летчики 34-го иап 6-го иак ПВО у истребителей МиГ-3 с моторами АМ-38 и пушками ШВАК на политзанятии, лето 1943 г.
1942г. Дежурное звено в ожидании команды на вылет: телефонист, к-р АЭ Н.И.Василевский, И.П.Кравченко, А.Н.Кушников, И.И.Шишковский
Истребитель МиГ-3 среди других боевых самолетов ВВС РККА в демонстрационном зале БНТ ЦАГИ
Домодедово, 1967г.
На стоянке история фирмы "МиГ": истребители МиГ-3 и МиГ-31
Этот трофейный МиГ-3 использовался румынами для "натаскивания" своих летчиков. Аэродром Брасов, зима 1941-42 гг.
Ремонт строевых истребителей МиГ-5 в цеху Рембазы завода №1 на Западном фронте - предприятия НКАП наряду с серийным выпуском теперь и возвращали в строй поврежденные боевые машины
Истребители МиГ-3 в авиаремонтных мастерских Ленинграда.
Истребитель МиГ-3 на ремонте в ПАРМ №1 ВВС Ленинградского фронта, зима 1941г. Самолет оказался живуч, и его возвращали в строй даже после тяжелых повреждений, но слабым местом было отсутствие бронестекла
Оборудование хвостовой части фюзеляжа
Пролёт унифицированных стапелей сборки центроплана истребителей МиГ-3 на заводе № 1 им. Авиахима
Основная опора шасси: слева - оригинального самолета, справа - современной полноразмерной реплики
Внедренное на улучшенном истребителе МиГ-3 расположение съемных панелей и воздухозаборников в капоте, было отработано на одном из серийных МиГ-1 и попало в его техническое описание
Масляные (вверху) и водяной радиаторы современной полноразмерной реплики соответствуют оригиналу
При снятых панелях правого борта передней части фюзеляжа открывался доступ к различным агрегатам, в т.ч. переднему баку, патронному ящику и аккумулятору 12А-5 (контейнер справа внизу).
Установка синхронных пушек ШВАК на истребителе МиГ-3 последних серий
Раскапотированные пушки СП-20
Немецкий солдат изучает вооружение трофейного МиГ-3. Видны пулеметы ШКАС и БС