МиГ МиГ-15 / И-310     Россия, 1947
Shenyang J-2 / F-2     Китай, 1951
Варианты:
МиГ - МиГ-15 / И-310 - 1947 - Россия
Страна: Россия
Год: 1947


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (79)
МиГ-15

   Учитывая потребности советской авиации в реактивном истребителе с высокими характеристиками, ОКБ А. И. Микояна приступило к разработке такой машины. Самолет представлял собой свободнонесущий среднеплан с крылом стреловидностью 35°, имел фюзеляж круглого сечения, стреловидное оперение со стабилизатором, установленным на киле, и шасси с носовой стойкой. Главной проблемой было отсутствие подходящей силовой установки собственной разработки, которую удалось решить, когда британское правительство разрешило фирме "Rolls-Royce" продать СССР партию ТРД Nene. Не теряя времени, КБ В. Я. Климова достаточно быстро создало копию этого двигателя, вначале получившего обозначение РД-45. Первый прототип истребителя, получивший обозначение И-310, поднялся в воздух 30 декабря 1947 года и после ряда доработок был запущен в серию в 1948 году. В начале 1949 года эти самолеты стали поступать на вооружение под обозначением МиГ-15 (на западе им присвоили имя "Fagot").

   В том же году совершил первый полет улучшенный вариант МиГ-15бис.
   Учебный МиГ-15УТИ (обозначение НАТО "Midget") также поднялся в небо в 1949 году.
   Боевой дебют самолета МиГ-15 в Корее в ноябре 1950 года стал настоящим шоком для западных стран. На равных с ним мог сражаться только один их истребитель, F-86 Sabre, но МиГ-15 превосходил его по скороподъемности, имел меньший радиус виража и больший потолок. На высотах свыше 10670 м МиГ-15 превосходил Sabre и по скорости. К счастью для американцев, лучшее бортовое оборудование и более высокий уровень подготовки пилотов позволяли вести борьбу с МиГами на равных, но Западу пришлось задуматься о разработке более совершенных истребителей.
   В общей сложности в СССР было построено 12 000 истребителей МиГ-15 всех вариантов. Он также выпускался по лицензии в Чехословакии под обозначением S-102 и S-103, и в Польше под обозначением Lim-1 и Lim-2. Учебные МиГ-15УТИ в больших количествах строились по лицензии в Чехословакии и Польше под обозначением CS-102 и Lim-3, соответственно. Запасные части к самолету выпускались также и в Китае. Помимо ВС СССР, МиГ-15 широко использовались в авиации стран социалистического лагеря и других, поддерживаемых Советским Союзом. После вывода из боевых частей многие одноместные МиГ-15 переделывались в двухместные учебные варианты, чем объясняется отсутствие серийных учебных вариантов истребителей МиГ-17 или МиГ-19, так как МиГ-15УТИ стал стандартным учебным самолетом стран Варшавского договора.


Варианты

   МиГ-15Пбис: всепогодный вариант МиГ-15бис
   МиГ-15Сбис: истребитель сопровождения
   МиГ-15Рбис: разведывательный вариант
   МиГ-15УТИ: двухместный учебный вариант


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-15бис

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ТРД ВК-1 тягой 26,47 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1075 км/ч; потолок 15 500 м; максимальная дальность полета 1860 км
   Масса: пустого 3681 кг; максимальная взлетная 6045 кг
   Размеры: размах крыла 10,08 м; длина 10,86 м; высота 3,70 м; площадь крыла 20,60 м2
   Вооружение: одна 37-мм пушка Н-37 и две 23-мм пушки НС-23 или НР-23, и до 500 кг вооружения на подвеске под крылом
МиГ-15бис из пилотажной группы "Красные соколы". Московский округ ПВО, 1954 г.
A MiG-15bis of the Moskovsky Okrug PVO aerobatic display team, the "Red Falcons", circa 1954. Note overall red upper surfaces and pale blue undersides. No national insignia on upper wing surfaces.
МиГ-15бис майора Н.И.Шкодина, 174-й ГИАП, июль 1953г.
A MiG-15bis of a VVS regiment deployed in Czechoslovakia (circa 1955) which made a forced landing in the FDR as a result of a navigational error. Note manufacturing number and oversize yellow insignia surround.
МиГ-15бис, майора Аркадия Бойцова, 16-й иап, 97-я иад, лето 1953г.
МиГ-15бис м-ра А.С.Бойцова из 16-го ИАП 97-й ИАД ВВС СССР. Война в Корее, лето 1953г.
МиГ-15бис майора А.С.Бойцова, 16-й ИАП, 1953г.
МиГ-15бис из 913 ИАП, на котором С.Федорец летал в Корее с апреля по июль 1953г.
МиГ-15бис командира эскадрильи 676-го ИАП майора М.Ф.Юдина. Аэродром Дапу, июль 1953 г.
Истребитель МиГ-15 капитана С.А.Федорца из 913-го ИАП
МиГ-15бис, бортовой номер 93, из 913 ИАП 32 ИАД 64 ИАК, летчик - капитан С.А.Федорец, 12 апреля 1953г.
МиГ-15бис лейтенанта Михаила Зыкова из состава 523-го ИАП 303-й ИАД. Аэродром Мяогоу, лето-осень 1951г. Истребитель был выпущен куйбышевским авиазаводом N 1 и имел сер. N 121024. 24 августа 1951г. на этом самолете был сбит и погиб старший лейтенант Г.К.Свистун, после чего Михаил Зыков получил МиГ-15бис с борт. N 683 (сер. N 0615383), на котором он, вероятно, был сбит в воздушном бою 11 декабря 1951г.
МиГ-15бис лейтенанта Дмитрия Самойлова из состава 523-го ИАП 303-й ИАД. Аэродром Мяогоу, лето-осень 1951г. На этом самолете Дмитрий Александрович совершил большую часть боевых вылетов в Корее. Истребитель был выпущен куйбышевским авиазаводом N 1 и имел сер. N 121067.
МиГ-15бис (сер. N 121067) лейтенанта Дмитрия Самойлова из состава 523-го ИАП 303-й ИАД. В течение "Черной недели" Д.А.Самойлов получил подтверждения на сбитые B-29 и F-84.
МиГ-15 из состава 303-й ИАД, Корея, 1951 г.
МиГ-15бис майора С.А.Бахаева, 523-й ИАП 303-й ИАД, Мяогоу, осень 1951г.
МиГ-15бис Гв. ст.л-та Л.К.Щукина (бортовой N 226, сер. N 122026) из 18 Гв. ИАП 303 ИАД.
МиГ-15бис майора А.М.Карелина из состава 351-го ИАП. Аэродром Аньшань, декабрь 1952г.
МиГ-15 бис А.М.Карелина из 351 иап с четырьмя звездами побед (на февраль 1953г.)
МиГ-15бис в период с мая 1951 г. по февраль 1952 г., когда на нём летал командир 196-го ИАП подполковник Е.Г. Пепеляев, одержавший на №325 18(!) официально подтвержденных побед.
Так выглядел N 325 с конца мая 1951г. по январь 1952г. Пилот - командир 196 ИАП гв.п-к Е.Г.Пепеляев.
Самолет в составе 351 ИАП в окраске завоевания господства в воздухе. Предположительно, именно так был окрашен N 325 в период с февраля по сентябрь 1952г. Обратите внимание на появление антенны самолетного радиоответчика (СРО) "Барий" вверху центральной части фюзеляжа. Работы по установке СРО на ранее выпущенные самолеты были начаты в феврале 1952г.
МиГ-15бис (сер. N 109025) из состава 351-го ИАП. На этом самолете в ночь на 10 июня 1952г. заместитель командира 351-го ИАП капитан А.М.Карелин сбил два и повредил один B-29. Аэродром Аньшань, лето 1952г. Ранее на этом самолете летал командир 196-го ИАП полковник Е.Г.Пепеляев.
N 325 в камуфляжной окраске, нанесенной в 351 ИАП осенью 1952г. Заметьте изменения в схеме натяжения антенны в связи с заменой УКВ-радиостанции РСИ-6К на РСИУ-3М.
Самолет в составе 415 ИАП в камуфляже, характерном для 133 ИАД. Пилот - ст.л-т Н.М.Сокуренко. В таком виде N 325 встретил конец войны. Обратите внимание на установленные на нем перископ и тормозные щитки увеличенной площади.
Этот же самолет после передачи в состав 351-го ИАП, где на нём летал майор A.M. Карелин. В ночь на 10 июля 1952 г. на № 325 он сбил 2 B-29 (№ 44-61967 и № 44-864-33) и подбил B-29 № 44-69183
МиГ-15бис Гв. ст.л-та В.И.Степанова (бортовой N 327, сер. N 123027) из 18 Гв. ИАП 303 ИАД.
МиГ-15бис, б/н 343, летчик - Л.К.Щукин, 18 гиап 303 иад, Корея, осень 1951г.
МиГ-15бис (сер. N 123043) старшего лейтенанта Льва Щукина из состава 18-го ГИАП 303-й ИАД. В течение "Черной недели" Л.К.Щукин получил подтверждения на два сбитых F-84.
МиГ-15бис "борт 345" (с/н 123045) зам. командира 18 ГвИАП 303 ИАД п/п-ка А.П.Сморчкова. В "Черный вторник" самолет был поврежден.
МиГ-15бис (сер. N 123045) заместителя командира 18-го ГИАП 303-й ИАД подполковника Александра Сморчкова. В ходе воздушного боя 23 октября 1951г. самолет был поврежден, и в последующие дни "Черной недели" А.П.Сморчков вылетал на самолете с борт. N 349 (сер. N 123049). В течение "Черной недели" А.П.Сморчков получил подтверждения на три сбитых B-29 и один F-84.
МиГ-15бис (сер. N 123051) майора Дмитрия Оськина из состава 523-го ИАП 303-й ИАД. В течение "Черной недели" Д.П.Оськин получил подтверждения на два сбитых B-29.
МиГ-15бис, б/н 351, летчик - Д.П.Оськин, 523 иап 303 иад, Корея, октябрь 1951г.
МиГ-15бис 913-го ИАП, на котором капитан С.А.Федорец одержал свои заключительные победы в небе Кореи. 10.06.1953 г. на этой машине был сбит F-86F N 52-4339, пилот Роберт Кори (Robert A. Coury) попал в плен
МиГ-15бис ст.л-та И.И.Карпова (бортовой N 406, сер. N 2415306) из 913 ИАП 32 ИАД. Возможно, именно на нем он сбил Хеллера 23 января 1953г. и был сбит сам.
МиГ-15бис из 726-го иап, пилот - капитан Н.И.Иванов, август 1952г.
МиГ-15бис (N 2515302) капитана Н.Иванова, 726 ИАП 133 ИАД. 1 августа 1952г.
Тот же МиГ-15бис на июль 1953г. Пилот - майор Н.Иванов, техник самолета - ст.л-т П.И.Зуйков.
МиГ-15бис замполита 351-го ИАП капитана И.П.Голышевского, записавшего на свой счет в ночь 11 января 1953г. один сбитый и один подбитый B-29. Аэродром Аньшань, зима 1952-1953гг.
МиГ-15 бис, на котором летал замполит 351 иап И.П.Галышевский. Аньдун.
МиГ-15бис, б/н 686, летчик - С.М.Крамаренко, 2 аэ 176 гиап 324 иад, Корея, декабрь 1951г.
МиГ-15бис командира 2-й A3 913-го ИАП капитана Б.Н.Сиськова. Аэродром Аньдун, июль 1953 г.
МиГ-15бис капитана П.С.Милаушкина, 176-й ГИАП, январь 1952г.
The opposition - the Mikoyan-Gurevich MiG-15 was a quantum leap from the World War Two-vintage prop-driven aircraft initially fielded by the North Koreans. This example, “Blue 823” (c/n 108023) of the 176th GIAP based at Antung, was damaged during a B-29 raid on bridges over the Yalu on April 12, 1951, in which F-84Es were used for close support.
Истребитель МиГ-15 старшего лейтенанта Г.Н.Берелидзе из 224-го ИАП
МиГ-15 с бортовым номером "925" командира 196-го истребительного авиаполка полковника Евгения Пепеляева - самого результативного летчика не только войны в Корее, но и вообще лучшего "реактивного" аса в истории авиации. Полковник Пепеляев выполнил в Корее 108 боевых вылетов и одержал 23 подтвержденные победы в воздушных боях.
Истребитель МиГ-15 советского аса Е.Г.Пепеляева, 196 иап, Корея
МиГ-15бис командира эскадрильи 535-го ИАП, входившего в состав 32-й ИАД, капитана К.И.Семы. Аэродром Аньдун, ноябрь-декабрь 1952г.
МиГ-15бис, пилот капитан К.И.Сема, командир 1-й эскадрильи 535-го иап, 32 иад, весна 1953г.
МиГ-15 бис из 1 аэ 535 иап летчика К.И.Семы.
МиГ-15бис старшего лейтенанта Ж.С.Исхангалиева из состава 351-го ИАП. Аэродром Аньшань, декабрь 1952г.
МиГ-15 бис А.М.Карелина (???), 351 иап, Аньдун.
МиГ-15бис. Весь серебристый. Нос, 8 звездочек под фонарем и номер - красные. Музей Победы, Пхеньян.
МиГ-15бис командира 1-й эскадрильи 518-го ИАП 282-й ИАД капитана Михаили Михина. Аэродром Мяогоу, Китай, 1952-1953гг.
The MiG-15bis of the Korean People's Army Air Force flown to Kimpo, near Seoul, by Snr Lt Kum Suk No on 21 September 1953 and evaluated by the USAF.
МиГ-15бис («красный 2057») лейтенант Но Кам Сок перегнал в Южную Корею. Изначально самолет испытали на Окинаве, а затем перевезли для дальнейших испытаний в США. Истребитель списали после жесткой посадки в 1956 году.
МиГ-15бис, пилот Ван Хай, заместитель командира 7-го авиаполка 3-й авиадивизии ВВС Китая, лето 1953г.
МиГ-15бис комэска ВВС НОАК Ван Хая, июль 1953г., опознавательные знаки ВВС КНДР.
МиГ-15бис. Сверху - полосы защитно-зеленого и темно-зеленого цветов (граница между ними размыта) с просветами неокрашенного металла. Низ голубой. Фонарь не окрашен. Музей авиации и космонавтики, Прага.
МиГ-15 капитана И.Юркевича с опознавательными знаками китайских ВВС
A MiG-15bis of China's Air Force of the People's Liberation Army (Chung-kuo Shan Min Taie-Fang-Tsun Pu-Tai) during late 'fifties. The camouflage pattern differed from aircraft to aircraft within the unit.
МиГ-15бис командира 3-й A3 28-го ГИАП майора П.Б.Овсянникова, аэродром Мукден-Западный, ноябрь 1950 г.
МиГ-15бис капитана Н.И.Иванова, 726-й ИАП, июль 1953г., ОЗ ВВС НОАК.
A MiG-15bis of China's Air Force of the People's Liberation Army during period of the Korean War. Note lack of individual aircraft (within Regt) number.
МиГ-15бис ВВС Египта. Самолет был сбит в воздушном бою 1.XI.1956г., упал в озеро, позже поднят израильтянами и стал экспонатом школы ВВС
MiG-15bis serial “1972” was one of 64 of the original 80 examples still in operational service with the EAF in October 1956, about half of which were serviceable on the outbreak of hostilities. All were left in natural metal and carried roundels in six positions as well as black stripes around the rear fuselage and inboard of the wingtips.
Египетский МиГ-15бис с обозначениями времен Суэцкого конфликта.
МиГ-15 на испытаниях в США
Avia S-103 - МиГ-15, выпускавшийся по лицензии в Чехословакии.
МиГ-15 состояли на вооружении ВВС Чехословакии с 1951 года по 1983-й. Лицензионный выпуск самолетов в достаточно больших количествах осуществлялся компаниями "Aero Vodochody" и "Letov". Всего выпущено 821 самолет S-102 (МиГ-15), 620 истребителей S-103 (МиГ-15бис) и 2013 самолетов CS-102 (МиГ-15УТИ).
Чехословакия строила МиГ-15бис под обозначением S-103. Синие полосы на этом самолете указывают на его принадлежность к авиации условного противника в ходе учений.
A MiG-15bis of a Ceskoslovenske Letectvo aerobatic team which sported a stylised lightning flash and spearhead in the late 'fifties. This unit's aircraft were numbered 3213 to 3233 inc.
МиГ-15бис ВВС OAP. Авиабаза Эль-Ариш, июнь 1967 г.
МиГ-15бис ВВС Венгрии, попавший в Югославию
A MiG-15bis of an Air Division of the Magyar Legiero (Hungarian Air Force) as­signed to the Pecs (HQ) Military District, circa 1960.
МиГ-15 ВВС Кубы
LiM-2, на котором летал майор С. Скальски. 62-й отдельный учебный истребительный полк, 1957 г.