МиГ МиГ-15 / И-310
Варианты:
МиГ - МиГ-15 / И-310 - 1947 - Россия
Страна: Россия
Год: 1947


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Кабина (3)
МиГ-15

  Учитывая потребности советской авиации в реактивном истребителе с высокими характеристиками, ОКБ А. И. Микояна приступило к разработке такой машины. Самолет представлял собой свободнонесущий среднеплан с крылом стреловидностью 35°, имел фюзеляж круглого сечения, стреловидное оперение со стабилизатором, установленным на киле, и шасси с носовой стойкой. Главной проблемой было отсутствие подходящей силовой установки собственной разработки, которую удалось решить, когда британское правительство разрешило фирме "Rolls-Royce" продать СССР партию ТРД Nene. Не теряя времени, КБ В. Я. Климова достаточно быстро создало копию этого двигателя, вначале получившего обозначение РД-45. Первый прототип истребителя, получивший обозначение И-310, поднялся в воздух 30 декабря 1947 года и после ряда доработок был запущен в серию в 1948 году. В начале 1949 года эти самолеты стали поступать на вооружение под обозначением МиГ-15 (на западе им присвоили имя "Fagot").

  В том же году совершил первый полет улучшенный вариант МиГ-15бис.
  Учебный МиГ-15УТИ (обозначение НАТО "Midget") также поднялся в небо в 1949 году.
  Боевой дебют самолета МиГ-15 в Корее в ноябре 1950 года стал настоящим шоком для западных стран. На равных с ним мог сражаться только один их истребитель, F-86 Sabre, но МиГ-15 превосходил его по скороподъемности, имел меньший радиус виража и больший потолок. На высотах свыше 10670 м МиГ-15 превосходил Sabre и по скорости. К счастью для американцев, лучшее бортовое оборудование и более высокий уровень подготовки пилотов позволяли вести борьбу с МиГами на равных, но Западу пришлось задуматься о разработке более совершенных истребителей.
  В общей сложности в СССР было построено 12 000 истребителей МиГ-15 всех вариантов. Он также выпускался по лицензии в Чехословакии под обозначением S-102 и S-103, и в Польше под обозначением Lim-1 и Lim-2. Учебные МиГ-15УТИ в больших количествах строились по лицензии в Чехословакии и Польше под обозначением CS-102 и Lim-3, соответственно. Запасные части к самолету выпускались также и в Китае. Помимо ВС СССР, МиГ-15 широко использовались в авиации стран социалистического лагеря и других, поддерживаемых Советским Союзом. После вывода из боевых частей многие одноместные МиГ-15 переделывались в двухместные учебные варианты, чем объясняется отсутствие серийных учебных вариантов истребителей МиГ-17 или МиГ-19, так как МиГ-15УТИ стал стандартным учебным самолетом стран Варшавского договора.


Варианты

  МиГ-15Пбис: всепогодный вариант МиГ-15бис
  МиГ-15Сбис: истребитель сопровождения
  МиГ-15Рбис: разведывательный вариант
  МиГ-15УТИ: двухместный учебный вариант


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  МиГ-15бис

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один ТРД ВК-1 тягой 26,47 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1075 км/ч; потолок 15 500 м; максимальная дальность полета 1860 км
  Масса: пустого 3681 кг; максимальная взлетная 6045 кг
  Размеры: размах крыла 10,08 м; длина 10,86 м; высота 3,70 м; площадь крыла 20,60 м2
  Вооружение: одна 37-мм пушка Н-37 и две 23-мм пушки НС-23 или НР-23, и до 500 кг вооружения на подвеске под крылом
С.М.Крамаренко в кабине МиГ-15бис, 176 ГвИАП, во время Корейской войны
Ст.л-т А.А.Свинтицкий (в кабине), с которым Л.К.Щукин летал в одном звене. Снимок сделан 7 июля 1951г. в Vzjuje после того, как Свинтицкий сбил в лобовой атаке F-86
Приборная доска прототипа истребителя МиГ-15бис с белой полосой, облегчающей летчику нахождение нейтрального положения ручки управления самолетом