МиГ МиГ-17 / МиГ-17Ф
Варианты:
МиГ - МиГ-17 / МиГ-17Ф - 1950 - Россия
Страна: Россия
Год: 1950


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (139)
МиГ-17

  Опыт эксплуатации МиГ-15, основным недостатком которого считалась валежка (неконтролируемое вращение) на больших скоростях, показал пути совершенствования самолета. Началось создание усовершенствованного варианта, прототип которого получил обозначение И-330(иногда упоминавшегося как МиГ-15бис-45°). Он отличался от предшественника новым крылом стреловидностью 45°, удлиненной хвостовой частью фюзеляжа, новым стабилизатором и доработанными системами и оборудованием. Первый полет состоялся 13 января 1950 года. После завершения испытаний в 1951 году самолет был рекомендован в серию под обозначением МиГ-17, а поставки истребителей ВВС начались в конце 1952 года.
  Получивший в НАТО кодовое обозначение "Fresco", МиГ-17 строился в нескольких вариантах, включая оригинальный МиГ-17, сохранивший ТРД ВК-1 от МиГ-15, за которым последовал основной серийный вариант МиГ-17Ф ("Fresco-C") с двигателем ВК-1Ф с форсажной камерой. МиГ-17П ("Fresco-D") стал всепогодным вариантом МиГ-17, получив РЛС "Изумруд", а на МиГ-17ПФ ("Fresco-D") она стояла в комбинации с двигателем ВК-1Ф. МиГ-17ПФУ ("Fresco-E") вместо пушечного вооружения нес ракеты класса "воздух-воздух" РС-2УС (AA-1 "Alkali"), став первым ракетным истребителем, выпускавшимся в Европе.
  К середине 1960-х годов считавшийся в СССР уже устаревшим, МиГ-17 эффективно использовался во Вьетнаме пилотами северян. Вероятно, в СССР до конца 1950-х годов построили около 8900 самолетов, но в это число не входят машины, выпущенные в Чехословакии под обозначением S-104 (МиГ-17ПФ) и Польше - под обозначением Lim-5 (МиГ-17), Lim-5M (МиГ-17Ф) и Lim-5P (МиГ-17ПФ).
<...>
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  МиГ-17Ф

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один ТРДФ В. Я. Климова ВК-1Ф тягой 29,50 кН без и 33,14 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальное число М=1,03; максимальная скорость на высоте 3000 м - 1100 км/ч, на высоте 10000 м - 1071 км/м, скорость с ПТБ - 900 км/ч; перегоночная дальность 1230 км
  Масса: пустого снаряженного 3930 кг; максимальная взлетная 6069 кг; максимальная масса вооружения 500 кг
  Размеры: размах крыла 9,62 м; длина 11,264 м; высота 3,80 м; площадь крыла 22,60 м2; колея шасси 3,849 м; база шасси 3,368 м
Россия
Опытный самолет СИ - первый прототип МиГ-17
Первый опытный экземпляр истребителя МиГ-17 (СИ)
The SI prototype of the MiG-17, first flown in January 1950, after the addition of a third wing fence. Wingtip pitots are absent.
Самолет СИ-01, поднявшийся в воздух после СИ-02, был одновременно и первым серийным МиГ-17. Максимальная скорость серийных машин была ограничена М=1,03, а с 1954 года - М=1,15.
Опытный самолет СИ-2
13 января: СИ-2 или И-330 (позже названный МиГ-17) впервые поднял в воздух И. Т. Иващенко, разбившийся на этом самолете через два месяца.
СИ-02
С целью повышения маневренности самолета в конце 1954 года в ОКБ был модернизирован МиГ-17 (№214). На самолете установили новое крыло, лишенное поперечных перегородок, но снабженное автоматическим предкрылком по всему размаху. На задней части крыла установлены закрылки Фаулера, на нижней поверхности - интерцепторы. Стабилизатор выполнен цельноповоротным.
Крыло опытного самолета СИ-10
Опытный самолет СИ-21. Под вторым аэродинамическим гребнем расположен контейнер с кинокамерой
Испытания МиГ-17 (зав. номер 54210565) в варианте истребителя-бомбардировщика. Мощное пушечное вооружение дополняют реактивные снаряды С-1оф и авиабомбы ФАБ-250 М-54
Опытный самолет СИ-16
Серийный МиГ-17АС
Опытный самолет СФ
СФ-3 (№ 0476) - стандартный МиГ-17, вооруженный двумя 30-мм пушками НР-30 и некоторыми изменениями. Такой вариант вооружения самолета распространения не получил.
Шесть прототипов задействовали в испытаниях ракетного оружия. На СИ-19 (№104) установили дополнительные внутренние подкрыльевые пилоны для блоков НАР.
Авиационное орудие ОРО-190 для стрельбы ракетами ТРС-190
Опытный самолет СР-2, прототип проектировавшегося разведчика МиГ-17Р. На СР-2 установлен один фотоаппарат, вооружение сокращено.
На опытном СДК-5, задействованном в испытаниях противокорабельных крылатых ракет К-10 ("Комета") для бомбардировщика Ту-16, установлены в носовой и хвостовой частях фюзеляжа антенны РЛС.
МиГ-17 - аэродинамическая летающая лаборатория ЛИИ
В конце 1951 года на первом прототипе МиГ-15бис 45° установили два двигателя АМ-5 (позже АМ-5Ф), после чего самолет стал обозначаться СМ-1. В дальнейшем на основе СМ-1 спроектирован двухдвигательный МиГ-19.
Опытный самолет СМ-1
Д.Никишин в кабине МиГ-17. Аэродром Толмачево (под Новосибирском), 1966г.
Устранение неисправности пушки Н-37
МиГ-17 - наглядное пособие Харьковского института летчиков, лето 1999г.
МиГ-17 авиации ВМС
После окончания летной смены МиГ-17 буксируются на стоянки
Another Fresco-C on display outside the Armed Forces Museum, Moscow.
МиГ-17 ВВС ТОФ. Николаевка, первая половина 50-х годов
МиГ-17Ф с двумя практическими бомбами П-50-75 на замках Д4-50
МиГ-17Ф с балочными держателями БДЗ-60-21УМР для подвески бомб и НАР типа С-24
В ходе замены в полках ИБА МиГ-17 на Су-7Б, некоторые "МиГи" передавались в летные училища ВВС. На фото МиГ-17 с пилонами под НАР С-21 на полевом аэродроме Таловая Борисоглебского ВВАУЛ
МиГ-17ПФ из 335-го САП ВВС ДРА. Кандагар, лето 1979г.
МиГ-17Ф из 335-го САП. Шинданд, май 1978г.
Подготовка истребителя МиГ-17 к полету
Подготовка к полетам машин 963-го уап. Март 1963г.
Early production MiG-17s (Fresco-As) in service with a V-VS advanced flying training school. The early-type air brakes and lack of afterburner extension (see second aircraft) identify this initial day fighter variant.
Многие части ИБА к началу 70-х годов продолжали летать на самолетах МиГ-17. При переходе на новые Су-17 летчикам приходилось в качестве переходной машины осваивать "спарку" Су-7У
The main production version was the afterburner-equipped MiG-17F, seen above with a pair of 240 lit underwing drop tanks.
Нередко в советских авиаполках ПВО МиГ-17 эксплуатировались совместно с МиГ-19ПМ (на фото), Як-25 и Як-28П
МиГ-17, задействованный в работах по дозаправке в воздухе
Слева: первые серийные МиГ-17 оснащались двигателем ВК-1А, аналогичным установленному на МиГ-15бис. Повысить летные характеристики более тяжелой машины стало возможным после установки ТРДФ ВК-1Ф.
В ДОСААФ МиГ-17 использовались для поддержания навыков пилотирования истребителей у гражданских летчиков, находившихся в резерве ВВС. На фото самолет Калужского учебного авиационного центра, 1968г.
Visible on this original production version MiG-17 Fresco-A, are the underwing tanks and the new airbrakes with external jacks.
В полете - МиГ-17 Армавирского ВВАУЛ ПВО
В полете - серийный МиГ-17
Фотоконтроль "стрельбы" стрелка-радиста Ил-28, произведен с самолета Пунева: МиГ-17 выходит из атаки.
МиГ-17 стали поступать в войска в конце 1952 года и, соответственно, не смогли принять участие в войне в Корее, прославившей МиГ-15бис. Характеристики новой машины не настолько превосходили предшественника, чтобы сворачивать производство последнего в военное время. Максимальная скорость МиГ-17 была выше, но маневренность улучшилась не сильно, а на некоторых режимах была даже несколько хуже, чем у МиГ-15 из-за возросшей массы и уменьшенного размаха крыла.
A brace of MiG-17Fs display their characteristic lines to the camera.
МиГ-17 получил в НАТО код Fresco-A
Пара МиГ-17Ф над плотиной Горьковской ГЭС.
МиГ-17 из 82 иап Бакинского округа ПВО (базировался в Насосной под Баку).
Пара МиГ-15бис (МиГ-17 ???) в полете
Истребители МиГ-17
При формировании истребительно-бомбардировочной авиации её основой стали МиГ-15 и МиГ-17
Групповой пилотаж на МиГ-17
Второй прототип бомбардировщика М-4 в сопровождении четырех МиГ-17 (два на снимке не видны) совершил первый публичный полет во время военного парада на Красной площади в мае 1953 года. Серийное производство новых самолетов осуществлялось на заводе №23 в Филях, в пригороде Москвы.
Над Тушино летит Ту-95 "в окружении" МиГ-17, 1961г.
Авиаподдержка войск в послевоенные годы стала одним их важнейших условий успеха. На фото (а точнее - монтаже) середины 50-х годов - МиГ-17 поддерживают наступление танков и мотострелков но одном из учений
Истребители-бомбардировщики атакуют передний край условного противника на одном из учений Варшавского договора
Все три пушки МиГ-17 размещались на одном лафете
Предполетное обслуживание МиГ-17 676-го ИАП. Азербайджан, аэродром Аджинабул, 1957г.
Для ремонта и замены двигателя хвостовая часть всех версий МиГ-17 отстыковывалась. На фото представлен самолет с двигателем ВК-1Ф
Прощание с Сахалином. Г.Н.Осипович (4-й слева) в кругу товарищей по 777-му ИАП возле постамента МиГ-17. Аэродром Сокол, 6 сентября 1983г.
Памятник на аэродроме Орешково
Памятник самолету МиГ-17 на въезде в авиагородок, Клин
Германия
МиГ-17Ф ВВС ГДР выпустил воздушные тормоза специально для проведения фотосъемки с самолета сопровождения. Большинство стран Варшавского Договора стали получать МиГ-17 вскоре после начала поставок МиГ-17 в ВВС СССР.
Одним из лучших реактивных самолетов своего времени считался МиГ-17Ф, изображенный на фотографии (самолет принадлежит восточногерманским ВВС). Он оснащался двигателем ВК-1Ф, развивавшим на форсаже тягу 3380 кгс, и мог использоваться в роли истребителя-бомбардировщика.
A MiG-17F of East Germany's National People's Army Air Force and Air Defence (Nationale Volksarmee Luftstreitkrafte und Luftverteidigung) landing during a winter exercise.
Чехословакия
В середине 1950-х годов СССР передал документацию на производство МиГ-17 в Польшу, Чехословакию и Китай. В Чехословакии МиГ-17Ф и ПФ выпускались под обозначениями S-103 (фото) и S-104, соответственно.
A Czechoslovak Air Force MiG-17F on public exhibition.
Военно-воздушные силы стран-членов Организации Варшавского договора также получали новейшие самолеты от советской авиационной промышленности, такие как эти МиГ-17 из боевого состава ВВС Чехословакии.
Индонезия
This MiG-17F Fresco-C of the Indonesian Air Force displays the fuselage cutaway around the jet pipe and further air brake modifications.
Куба
Куба, авиабаза "Сан-Антонио", 17 апреля 1963г. Слева - В.В.Шарков, на заднем плане - кубинские МиГ-17.
Кубинцы и ангольцы возле МиГ-17
Сирия
The first genuine photograph of a Syrian MiG-17 - an afterburner-equipped Fresco-C.
Египет
В конце 60-х достойное место в египетской тактической ударной авиации занимали МиГ-17Ф, оснащенные дополнительными подфюзеляжными замками для 100-кг бомб и подкрыльевыми направляющими для 76-мм НУРСов, прекрасно дополнявшими достаточно мощное пушечное вооружение этих самолетов.
The MiG-17F, seen at Almaza
The MiG-17F, seen at Bilbeis, proved an efficacious close-support aircraft during the October 1973 conflict and remains in the first-line inventory and for tactical training, but is expected to give place in both dose support and training roles to the MS1 and MS2 versions of the Alpha Jet in the years ahead.
Доработанные в мастерских Хелуана МиГ-17Ф получили направляющие для НУРСов и подфюзеляжные бомбодержатели.
Egyptian Air Force MiG-17Fs lined up at a military airfield near Cairo on March 9, 1957.
Линейка истребителей МиГ-17Ф ВВС Египта, на ближнем самолете платформа с пушками и боекомплектом опущена. ВВС Египта использовали эскадрилью МиГ-17 и четыре эскадрильи МиГ-15 в Суэцкой кампании 1956 года. Один МиГ-17 ВВС Египта был сбит в воздушном бою с израильским Mystere IVA.
Имевшиеся у Египта около сотни истребителей МиГ-17 вполне бы могли переломить ситуацию в небе над каналом в 1956г., но подготовленных пилотов к ним было ничтожно мало.
Египетский летчик возле новеньких МиГ-17. Немногие из этих машин пережили войну 1956 года...
Три истребителя МиГ-17 "Fresco" ВВС Египта летят строем над Синайской пустыней. Авиация арабских стран сильно пострадала от израильских ВВС.
В ходе учебных полетов отрабатывались слетанность и применение всех видов оружия со сложных видов маневра, как самостоятельно, так и в составе групп.
МиГ-17 наносят штурмовой удар по израильской автоколонне во время очередной арабо-израильской войны
Истребители-бомбардировщики МиГ-17 атакуют израильскую моторизованную колонну вблизи побережья Суэцкого канала. На переднем плане видны прячущиеся израильские солдаты.
Израиль
«Мираж» сопровождает трофейный сирийский МиГ-17. Ориентировочно 1969 г.
Нигерия
Нигерийский МиГ-17Ф, аэродром Харикорт, 1969г.
One of several Nigerian Air Force MiG-17Fs believed to have come from Egypt, photographed at Enugu in 1969. Nigeria is one of 28 countries outside the USSR to have the MiG-17.
МиГ-17Ф ВВС Нигерии
Первыми военными самолетами федерального правительства Нигерии стали 16 МиГ-17 и несколько МиГ-15УТИ, затем были закуплены еще 28 МиГ-17.
Вьетнам
Вот так выглядит в бою МиГ-17 из кабины американского истребителя.
Этот F-105, на хвосте которого "висит" МиГ-17, был запечатлен фотопулеметом второго Thunderchief.
Хотя на американских полигонах истребители-бомбардировщики F-105 не раз успешно поражали воздушные цели управляемыми ракетами AIM-9 и бортовыми пушками, реальные воздушные бои над Вьетнамом быстро показали, что этим "универсалам" требуется плотное прикрытие со стороны настоящих истребителей, которым также приходилось нелегко.
A North Vietnamese MiG-17 makes a firing pass at a U.S.A.F. F-105 during an air battle north of Hanoi on 19th December 1967. This action was filmed by the gunsight camera of a second F-105 which was firing at the MiG to drive it oil the first Thunderchief's tail. The U.S. machines had just attacked the Doumer Bridge near Hanoi
В 923-м истребительном авиаполку очередная тревога, сентябрь 66-го.
Несмотря на быстрое совершенствование бортовой аппаратуры и применяемых "янки" тактических приемов, МиГ-17 по прежнему оставались грозными противниками для американских сверхзвуковых истребителей.
Всю ношу воздушных боев 1965г. вынесли на себе заслуженные ветераны МиГ-17, на первый взгляд не шедшие ни в какое сравнение со сверхзвуковыми американскими машинами.
Одним из существенных недостатков северовьетнамских ВВС было маленькое количество аэродромов, что серьезно уменьшало возможности маневра силами и затрудняло выход из-под ударов, а также наращивание авиационной группировки. В то же время, наличие большого количества небольших площадок, сохранившихся с времен Второй Мировой войны, позволяло эффективно организовывать истребительные засады на маршрутах американских ударных групп. Переброска авиатехники производилась с помощью советских тяжелых транспортных вертолетов Ми-6. По прибытии на место истребители тщательно маскировали.
Ми-6 919-го ТАП ВВС Вьетнама переносит МиГ-17
МиГ-17Ф лейтенанта Нго Дук Мая из состава 923-го ИАП, который 4 марта 1966г. сбил F-4 при отражении налета на авиабазу 921-го авиаполка Ной Бай.
Вьетнамские летчики-истребители в капонире в ожидании боевого вылета.
Вьетнамские истребители из состава 921-го ИАП на авиабазе Ной Бай. Хотя встречается несколько вариантов камуфляжа МиГ-17Ф, основная масса этих машин в составе ВВС ДРВ "щеголяла в серебре". На заднем плане виден МиГ-21У, вооруженный блоками УБ-16-57.
МиГ-17Ф ВВС Северного Вьетнама
Летчик ДРВ у своего МиГ-17
Подготовка вооружения МиГ-17 к боевому вылету. На переднем плане хорошо виден главный аргумент нашего истребителя - мощная 37-мм автоматическая пушка Н-37.
США
МиГ-17Ф, летавший по программе "Have Drill"
МиГ-17Ф, летавший по программе "Have Ferry"
МиГ-17 на авиабазе Тонопа, 1979 г.
МиГ-17Ф "Have Ferry" (б/н 055) летал в 4477-м звене, истребитель разбился в августе 1979 г.
МиГ-17Ф в США. Фото из отчета по испытаниям
Отчет по программе "Have Drill / Have Ferry" и фото из отчета
МиГ-17 на хранении, авиабаза Дэвис-Монтан
Польша
Под крылом этого Lim-5 подвешены 50-кг бомбы
Special tactical fighter version of LiM-5 with twin-wheel landing gear and extended wing-roots
Опытный экземпляр Lim-5M (CM-II) на испытаниях
Modified version of the MiG-17F, the LIM-5M. The large brake chute housing may be seen protruding beneath the vertical tail surfaces.
Прототип Lim-6 / The LIM-6 was an extensively modified version of the MiG-17F intended for the ground attack role. Evaluated by the Polskie Wojska Lotnicze, it was rejected in favour of the less extensively modified version of the MiG-17F, the LIM-5M.
Отличительная особенность Lim-6 - контейнер тормозного парашюта в основании киля
Польша выпускала МиГ-17 под обозначением Lim-5 и Lim-6. "Lim" являлось польским обозначением для строившихся по лицензии истребителей.
Польша оптимизировала МиГ-17 собственной постройки для нанесения ударов по наземным целям. Финальным вариантом истребителя-бомбардировщика стал Lim-6bis, в конструкцию которого внесли множество изменений, включая установку дополнительных подкрыльевых пилонов и тормозного парашюта в отсеке в основании киля. На фотографии - самолет с подвешенными под крылом блоками НАР Mars-2.
Lim-6bis оснащались блоками НАР Mars-2
Разведчик Lim-6R
На опытном польском самолете N 1C 19-04 отрабатывались различные варианты обтекателей сдвоенных колес
М-17
Самолет-мишень М-17 (на базе МиГ-17). Под фюзеляжем, за обтекателем - устройство для выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей
Самолет-мишень М-17Ф, созданный на базе МиГ-17Ф. Перед килем - обтекатель рулевых машинок. Под фюзеляжем - блок аппаратуры радиоуправления. Под законцовками крыла - фотоконтрольные приборы
 
Переоборудование МиГ-17 в самолеты-мишени в цехе Львовского АРЗ. Подобную судьбу разделили многие "семнадцатые", снятые с эксплуатации
Детали
Левый тормозной щиток МиГ-17
Правый тормозной щиток МиГ-17
Пусковое устройство ПУ-21 для НАР С-21
Носовая опора шасси и пушки НР-23 (вверху), Н-37
Основная опора шасси