МиГ МиГ-21бис
Варианты:
МиГ - МиГ-21бис - 1971 - Россия
Страна: Россия
Год: 1971


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (22)
МиГ-21

<...>
   МиГ-21бис, относящийся к третьему поколению истребителя (иногда относят к четвертому), является самым совершенным вариантом. МиГ-21 бис создавался как многоцелевой истребитель для Фронтовой авиации с расширенными возможностями ведения ближнего воздушного боя, благодаря усовершенствованному БРЭО и способности использовать новые ракеты Р-60(обозначение НАТО AA-8 "Aphid"), а также повышенными ударными возможностями. Но самолет не мог применять ракеты большой дальности, имел не слишком мощную РЛС, недостаточную управляемость на малых скоростях и небольшую продолжительность полета. МиГ-21бис оснащен усовершенствованной РЛС "Сапфир-21", двигателем Р-25-300 и новым накладным баком, внешне мало отличающимся от использовавшихся на машинах предыдущего поколения, но вмещающий почти столько же топлива, сколько и огромный бак МиГ-21СМТ. Первым вариантам МиГ-21бис, поступившим на вооружение в феврале 1972 года, НАТО присвоило кодовое обозначение "Fishbed-L", в то время как самолеты позднего выпуска с улучшенным БРЭО получили обозначение "Fishbed-N". Самолеты этого типа строились по лицензии в Индии с 1980 по 1987 год.
   Еще один вариант МиГ-21 бис, оптимизированный для применения ядерного оружия, не получил отдельного обозначения в НАТО.
   Хотя МиГ-21 бис давно сняты с вооружения российских ВВС, они в больших количествах продолжают использоваться другими странами. Как российские, так и западные фирмы предлагали и предлагают различные варианты его модернизации, в основном касающиеся установки новой РЛС и доработки оборудования кабины.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-21бис

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ТРДФ ОКБ С. К. Туманского Р-25-300 тягой 40,20 без и 69,65 кН на форсаже, на чрезвычайном режиме - 97,12 кН при скорости более М=1 и высотах до 4000 м (не более трех мин), возможна установка двух твердотопливных ускорителей СПРД-99 тягой по 24,52 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 2230 км/ч или М=2,1 на высоте 13 000 м; начальная скороподъемность с двумя ракетами и 50% запасом топлива - 11700 м/мин; потолок 17 500 м; дальность полета с двумя ракетами и одним ПТБ - 1470 км
   Масса: пустого 5895 кг; максимальная взлетная 10420 кг
   Размеры: размах крыла 7,154 м; длина 14,70 м; высота 4,13 м; площадь крыла 23,00 м2
   Вооружение: одна 23-мм двуствольная пушка ГШ-23Л в нижней части фюзеляжа и до 1500 кг различного вооружения на четырех узлах подвески под крылом
МиГ-21бис из 115-го ГИАП, аэродром Кокайды ТуркВО, октябрь 1985г. Под крылом - бомбы ФАБ-250тс. Одна из эскадрилий полка со времен Великой Отечественной войны сохранила название "Советская Литва"
МиГ-21бис, 5-я Воздушная армия, Киевский военный округ, 1973-1974 годы. Изображен самолет (б/н 34 красного цвета) с истребительно-бомбардировочным вооружением - под крылом подвешены две УР "воздух-воздух" К-13 и два блока НАР, на подфюзеляжном узле подвески закреплен сбрасываемый топливный бак. Пиктограмма со стилизованным изображением самолета наносилась на истребители, которые наземный экипаж поддерживал в отличном техническом состоянии.
МиГ-21бис. Превратись холодная война в "горячую", в ней неминуемо приняли бы участие тысячи МиГ-21 ВВС всех стран Варшавского договора. Они представляли реальную угрозу для НАТО.
МиГ-21бис из состава 115-го ГИАП, аэродром Джаркунган (Кокайты), 1985 г.
МиГ-21бис из состава 115-го ГИАП Кандагар, 1980 г.
Несмотря на развертывание полномасштабного выпуска МиГ-23, производство МиГ-21 продолжалось, и появлялись новые варианты. МиГ-21бис вооружен ракетами Р-3Р/С с ИК и радиолокационной ГСН.
МиГ-21бис - единственный представитель третьего поколения МиГ-21 - был наиболее совершенным самолетом этого семейства, хотя и не мог нести ракеты большой дальности. Серийный выпуск этой модификации ("изделие 75") начался в 1972 году. Самолеты для авиации ПВО оснащались аппаратурой наведения "Лазурь-М", а для ВВС - системой слепой посадки "Полет-ОИ". По классификации НАТО эти машины получили кодовые обозначения "Fishbed-L" и "Fishbed-N" соответственно. Самолет был оснащен двигателем Туманского Р-25-300 (взлетная тяга 69,65 кН) и усовершенствованной РЛС "Сапфир-21М". Истребитель мог нести ракеты Р-60 и Р-13, а также неуправляемые авиационные ракеты и бомбы калибром до 500 кг. Была изменена конструкция закабинного топливного бака, а запас топлива сократили до 2880 л. МиГ-21 бис состоял на вооружении стран Варшавского договора и закупался многими развивающимися странами, а в Индии выпускался по лицензии с 1980 по 1987 год. Разведывательные модификации МиГ-21 бис оставались на вооружении советских и российских ВВС еще в 1990-х годах, а многие самолеты этого типа и сегодня продолжают нести службу в ВВС разных государств.
МиГ-21бис. Даже в конце 1980-х годов МиГ-21 продолжал состоять на вооружении боевых частей советской Фронтовой авиации. Вероятно, в то время около 500 МиГ-21 использовалось в качестве ударных машин и перехватчиков. Многие самолеты также использовались в качестве учебно-тренировочных. Этот МиГ-21бис несет тактический камуфляж.
МиГ-21бис ВВС Афганистана, аэродром Баграм, весна 1988г.
МиГ-21бис ВВС Афганистана
МиГ-21бис ВВС ДРА, Баграм, январь 1989г.
МиГ-21бис 921-й полк ВВС ДРВ, авиабаза Ной Бай. Большинство северовьетнамских МиГ-21 летали неокрашенными, хотя камуфлированные истребители редкостью не являлись. Гораздо реже верхние и нижние поверхности планера окрашивали в один темно-зеленый цвет (как на рисунке); нижние поверхности не окрашены и имеют цвет натурального металла.
Первый МиГ-21бис хорватских ВВС. Самолет, ранее принадлежавший 117-й истребительной авиабригаде ВВС ЮНА, был угнан 4 февраля 1992г. с авиабазы "Бихач" летчиком-перебежчиком Даниэлем Баравичем.
Unidentified Croatian Air Force MiG-21bis, one of two that defected from the JRV base at Ponikve and now based at Zagreb.
Хорватский МиГ-21бис "Защитник Вуковара", сбитый сербскими зенитчиками 14 сентября 1993г.
Югославский МиГ-21бис из 117-й ИАБр, принимавший участие в перехватах хорватских "воздушных контрабандистов".
Югославские МиГ-21. Югославские ВВС приняли на вооружение более 130 машин: МиГ-21Ф-13 (местное обозначение L-12), МиГ-21ПФМ (L-14), МиГ-21Р (L-14i), МиГ-21М (L-15), МиГ-21МФ (L-16), МиГ-21бис (L-17), МиГ-21У (NL-12), МиГ-21УС (NL-14), МиГ-21УМ (NL-16). Применялись они и в гражданской войне в Югославии. 7 января 1992 года пилот МиГ-21 сбил вертолет AB 205, принадлежавший одной из стран Евросоюза, за что затем получил 15 лет тюрьмы. Во время войны на Балканах 1999 года один МиГ-21, как считается, повредил F-15E ВВС США в ходе скоротечной воздушной схватки. Самолет оставался на вооружении ВВС Сербии в двух эскадрильях, но скоро будет снят с вооружения окончательно.
Истребитель МиГ-21бис ВВС Анголы, 1985 г.
Этот МиГ-21бис стал трофеем юаровцев после приземления в Намибии из-за ошибки летчика лейтенанта Доминго Жозе де Алмейда Винес
Истребитель МиГ-21 с опознавательными знаками "новых" камбоджийских королевских ВВС, авиабаза "Почетонг", 2001г.
Восточногерманские МиГ-21. В отличие от других стран ВВС ГДР получали МиГ-21, которые мало чем отличались от МиГ-21 советских ВВС и сохраняли большую часть вооружения и оборудования. Первые самолеты в ГДР поступили в 1962 году, они эксплуатировались вплоть до объединения Германии в 1990 году - хотя к тому времени основу истребительной авиации ВВС ГДР составляли уже МиГ-29 и модернизированные МиГ-23.