МиГ МиГ-21бис
Варианты:
МиГ - МиГ-21бис - 1971 - Россия
Страна: Россия
Год: 1971


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (85)
МиГ-21

<...>
   МиГ-21бис, относящийся к третьему поколению истребителя (иногда относят к четвертому), является самым совершенным вариантом. МиГ-21 бис создавался как многоцелевой истребитель для Фронтовой авиации с расширенными возможностями ведения ближнего воздушного боя, благодаря усовершенствованному БРЭО и способности использовать новые ракеты Р-60(обозначение НАТО AA-8 "Aphid"), а также повышенными ударными возможностями. Но самолет не мог применять ракеты большой дальности, имел не слишком мощную РЛС, недостаточную управляемость на малых скоростях и небольшую продолжительность полета. МиГ-21бис оснащен усовершенствованной РЛС "Сапфир-21", двигателем Р-25-300 и новым накладным баком, внешне мало отличающимся от использовавшихся на машинах предыдущего поколения, но вмещающий почти столько же топлива, сколько и огромный бак МиГ-21СМТ. Первым вариантам МиГ-21бис, поступившим на вооружение в феврале 1972 года, НАТО присвоило кодовое обозначение "Fishbed-L", в то время как самолеты позднего выпуска с улучшенным БРЭО получили обозначение "Fishbed-N". Самолеты этого типа строились по лицензии в Индии с 1980 по 1987 год.
   Еще один вариант МиГ-21 бис, оптимизированный для применения ядерного оружия, не получил отдельного обозначения в НАТО.
   Хотя МиГ-21 бис давно сняты с вооружения российских ВВС, они в больших количествах продолжают использоваться другими странами. Как российские, так и западные фирмы предлагали и предлагают различные варианты его модернизации, в основном касающиеся установки новой РЛС и доработки оборудования кабины.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-21бис

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ТРДФ ОКБ С. К. Туманского Р-25-300 тягой 40,20 без и 69,65 кН на форсаже, на чрезвычайном режиме - 97,12 кН при скорости более М=1 и высотах до 4000 м (не более трех мин), возможна установка двух твердотопливных ускорителей СПРД-99 тягой по 24,52 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 2230 км/ч или М=2,1 на высоте 13 000 м; начальная скороподъемность с двумя ракетами и 50% запасом топлива - 11700 м/мин; потолок 17 500 м; дальность полета с двумя ракетами и одним ПТБ - 1470 км
   Масса: пустого 5895 кг; максимальная взлетная 10420 кг
   Размеры: размах крыла 7,154 м; длина 14,70 м; высота 4,13 м; площадь крыла 23,00 м2
   Вооружение: одна 23-мм двуствольная пушка ГШ-23Л в нижней части фюзеляжа и до 1500 кг различного вооружения на четырех узлах подвески под крылом
Россия
Прототип истребителя МиГ-21бис. Под крылом подвешены ракеты Р-60 и Р-3С
Сборка МиГ-25 и МиГ-21бис
На аэродроме ГАЗИСО
МиГ-21бис из 234-го ГИАП
МиГ-21бис из состава 115-го иап. Одна из эскадрилий полка с военного времени носила почетное наименование "Советская Литва".
МиГ-21бис из состава 145-го иап выруливает на взлет
Командир отличного звена капитан П. Дьяченко принимает доклад техника отличного самолета В. Грушевого о готовности истребителя к полету
Последние замечания перед вылетом. 145-й иап, Баграм, зима 1983 года
Mikoyan MiG-21 multi-role fighter; version known in NATO as "Fishbed-L"
Созданный в 1971 году, МиГ-21бис имел новый, более легкий, прочный и простой планер с увеличенным запасом топлива и новым БРЭО. Окрашенные в светло-серый цвет самолеты на снимке принадлежали авиации ПВО.
Взлет пары МиГ-21бис с полосы Баграма
Разгон МиГ-21бис на форсаже над Баграмским аэродромом
Редкий случай взгляда со стороны противника: атаку МиГ-21 запечатлел западный журналист, пробравшийся в Афганистан и побывавший в стане моджахедов
"Двадцать первый" готов к вылету. На переднем плане - 500-кг бомба. Баграм, 1983г.
Подвеска зажигательных баков ЗБ-500 на самолете МиГ-21бис. Крайний слева - заместитель командира 927-го полка Н. Карев
Летчики звена 927-го иап. Слева направо - начштаба эскадрильи майор В.А.Скворцов, замкомэска майор А.Н.Глова, заместитель командира полка майор Н.Г.Карев и командир звена майор В.В.Скворцов
Первые истребители 40-й армии - группа летчиков 115-го гв. иап, прибывшая в Афганистан под Новый 1980 год. Шестой слева среди стоящих - командир 1-ой эскадрильи майор В.Федченко
Летчики истребителей МиГ-21 из состава 115 гиап, аэродром Какайды
Истребители 27-го гв.иап на стоянке Баграма
927 иап на аэродроме Баграм соседствует с афганским авиаполком. Весна 1984г.
На фотографии одной из авиабаз в Афганистане видны самолеты и вертолеты, вероятней принадлежащие афганским ВВС. Среди них можно видеть истребители МиГ 21 и военно-транспортные самолеты Ан-24.
Украина
МиГ-21бис (зав. N 75002198), оборудованный противопомпажной системой. После завершения летной жизни самолет служил учебным пособием в Киевском институте ВВС, пока его не отправили на слом
Болгария
МиГ-21 ВВС Болгарии
Польша
Пара МиГ-21бис из 1-го дивизиона авиации ВМФ Польши. Гданьск, 1999г.
Венгрия
The MiG-21MF has now been largely supplanted in the Magyar Legierd Air Division assigned to the War Par by later types, such as the MiG-23MF, but it still serves with non-assigned regiments, together with the MiG-21US conversion trainer.
Югославия
МиГ-21бис-САУ
Югославский МиГ-21бис
МиГ-21бис ВВС Югославской Народной армии, принимавший участие в боях с хорватами.
МиГ-21бис, угнанный 15 мая 1992г. капитаном Ивицей Ивандигем. В ВВС Хорватии истребитель получил наименование "Защитник Вуковара". Самолет был сбит сербами 14 сентября 1993г.
МиГ-21 бис ВВС Югославии
МиГ-21бис-САУ, вооруженный британскими кассетными бомбами BL-755
МиГ-29 являются наиболее современными истребителями, находящимися в составе Югославских ВВС, но их ничтожно мало, а потому основную тяжесть воздушных боев той войны пришлось вынести их старшим братьям - МиГ-21.
МиГ-21бис из 83-го иап, авиабаза Ниш, 1999г.
Подвеска разведывательного контейнера на МиГ-21бис
Сербия
МиГ-21 ВВС Сербии
Хорватия
Истребитель МиГ-21бис ВВС Хорватии, снимок середины 1990-х гг. Видимые бортовые номера отсутствуют, есть информация, что бортовые номера наносились в нишах основных опор шасси. Источник приобретения хорватами самолетов МиГ-21 до сих пор официально не назван
Пилоты ВВС Хорватии с самого начала были прекрасно экипированы. Все летное снаряжение образца, принятого в НАТО
Боевой и учебный МиГ-21 хорватских ВВС на загребском аэродроме.
Финляндия
Современные финские ВВС: МиГ-21бис из HavLLv 31
МиГ-21бис MG-129 выруливает на ВПП для взлета курсом 150. Эта машина ранее служила в TiedLLv и получила разведывательное оборудование. На бывших разведчиках эмблему HavLLv 31 так и не нанесли.
Финские ВВС получили 22 самолета МиГ-21Ф-13 (первый - в 1963 году), состоявших на вооружении до 1986 года (до 1980 года - как истребители, затем - как разведчики), а также два МиГ-21У, обменянных в 1980 году на два МиГ-21УМ, два МиГ-21УМ и 26 самолетов МиГ-21бис (на фото), которые в 1998 году уступили место американским F/A-18 Hornet.
The MiG-21bis achieved initial operational capability with HavLLv 31 at Kuopio-Rissala five years ago, in 1981, its armament including over the past two years the radar-guided AA-2-2 Advanced Atoll missile.
16 февраля 1996г.: ветераны встречают "молодежь" - МиГи эскортируют первые F-18D, прибывающие в Риссала. На переднем плане MG-125, бывший разведчик.
Во второй половине 80-х гг. Ilmavoimat занялись уменьшением заметности боевых машин. Размер бело-голубых кругов и идентификационных обозначений уменьшили, а также закрасили белое поле под эмблемой (здесь - у MG-131).
Сирия
МиГ-21бис с подвешенными ФАБ-100 в укрытии
Ливия
Два МиГ-21бис и спарка МиГ-21 УМ ВВС Свободной Ливии были сфотографированы в полете над Бенгази 27 июня 2011 г.
Ливийские МиГ-21 бис все еще в строю
МиГ-21бис Ливийской национальной армии уходит на боевое задание
Готовый к боевому вылету МиГ-21бис из состава ВВС ЛНА
Оружейники ВВС ЛНА за работой
Ирак
МиГ-21 ВВС Ирака
Реалии Ирано-иракской войны: иракский МиГ-21 преследует иранский F-4E
Афганистан
Истребители МиГ-21бис афганского 322-го иап
МиГ-21бис из 322-го ИАП ВВС Афганистана. Баграм, 1986г.
Афганский МиГ-21бис на рулежке баграмского аэродрома. Самолет несет четыре стокилограммовые бомбы ОФАБ-100-120
Взлет афганского истребителя из Баграма
Заходит на посадку МиГ-21бис ВВС Афганистана. Баграм, январь 1989г.
Вьетнам
Фам Туан (второй справа) с молодыми лётчиками вьетнамских ВВС. Послевоенное фото начала 1980-х гг. На заднем плане истребитель МиГ-21бис
Ангола
МиГ-21бис из состава ВВС Анголы
This Angolan AF MiG-21 C340 was recovered in 1991 and was closely inspected by the South African Air Force before relegation to the Swartkop museum where it currently resides.
Камбоджа
Камбоджийский МиГ-21бис. Пном Пень, аэродром Почентонг, 1992г.
Немногочисленные камбоджийские МиГ-21, остающиеся в боеспособном состоянии, сосредоточены на авиабазе "Почетонг".
Permanently grounded, five of the 22 MiG-21s handed over to the Indian contingent of the UN authorities await their fate at Phnom Penh airfield in June 1992. Three trainer versions were included and all are believed to have been broken up.
Йемен
МиГ-21 ВВС Йемена
Куба
МиГ-21бис FAR в патрульном полете над Флоридским проливом. Конец 1970-х гг.
Детали
Подвеска реактивных снарядов С-24 на истребителе МиГ-21бис 115-го иап
Встроенная пушка ГШ-23Л
Ниша колеса основного шасси МиГ-21бис
Передняя опора шасси МиГ-21бис
Левая основная опора шасси МиГ-21бис
На МиГ-21бис одна из антенн системы слепой посадки "Полет-ОИ" устанавливалась над обтекателем законцовки киля