МиГ МиГ-21бис
Варианты:
МиГ - МиГ-21бис - 1971 - Россия
Страна: Россия
Год: 1971


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (74)
МиГ-21

<...>
  МиГ-21бис, относящийся к третьему поколению истребителя (иногда относят к четвертому), является самым совершенным вариантом. МиГ-21 бис создавался как многоцелевой истребитель для Фронтовой авиации с расширенными возможностями ведения ближнего воздушного боя, благодаря усовершенствованному БРЭО и способности использовать новые ракеты Р-60(обозначение НАТО AA-8 "Aphid"), а также повышенными ударными возможностями. Но самолет не мог применять ракеты большой дальности, имел не слишком мощную РЛС, недостаточную управляемость на малых скоростях и небольшую продолжительность полета. МиГ-21бис оснащен усовершенствованной РЛС "Сапфир-21", двигателем Р-25-300 и новым накладным баком, внешне мало отличающимся от использовавшихся на машинах предыдущего поколения, но вмещающий почти столько же топлива, сколько и огромный бак МиГ-21СМТ. Первым вариантам МиГ-21бис, поступившим на вооружение в феврале 1972 года, НАТО присвоило кодовое обозначение "Fishbed-L", в то время как самолеты позднего выпуска с улучшенным БРЭО получили обозначение "Fishbed-N". Самолеты этого типа строились по лицензии в Индии с 1980 по 1987 год.
  Еще один вариант МиГ-21 бис, оптимизированный для применения ядерного оружия, не получил отдельного обозначения в НАТО.
  Хотя МиГ-21 бис давно сняты с вооружения российских ВВС, они в больших количествах продолжают использоваться другими странами. Как российские, так и западные фирмы предлагали и предлагают различные варианты его модернизации, в основном касающиеся установки новой РЛС и доработки оборудования кабины.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  МиГ-21бис

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один ТРДФ ОКБ С. К. Туманского Р-25-300 тягой 40,20 без и 69,65 кН на форсаже, на чрезвычайном режиме - 97,12 кН при скорости более М=1 и высотах до 4000 м (не более трех мин), возможна установка двух твердотопливных ускорителей СПРД-99 тягой по 24,52 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 2230 км/ч или М=2,1 на высоте 13 000 м; начальная скороподъемность с двумя ракетами и 50% запасом топлива - 11700 м/мин; потолок 17 500 м; дальность полета с двумя ракетами и одним ПТБ - 1470 км
  Масса: пустого 5895 кг; максимальная взлетная 10420 кг
  Размеры: размах крыла 7,154 м; длина 14,70 м; высота 4,13 м; площадь крыла 23,00 м2
  Вооружение: одна 23-мм двуствольная пушка ГШ-23Л в нижней части фюзеляжа и до 1500 кг различного вооружения на четырех узлах подвески под крылом
Россия
Прототип истребителя МиГ-21бис. Под крылом подвешены ракеты Р-60 и Р-3С
Сборка МиГ-25 и МиГ-21бис
На аэродроме ГАЗИСО
МиГ-21бис из 234-го ГИАП
МиГ-21бис из состава 115-го иап. Одна из эскадрилий полка с военного времени носила почетное наименование "Советская Литва".
МиГ-21бис из состава 145-го иап выруливает на взлет
МиГ-21
Командир отличного звена капитан П. Дьяченко принимает доклад техника отличного самолета В. Грушевого о готовности истребителя к полету
Последние замечания перед вылетом. 145-й иап, Баграм, зима 1983 года
Mikoyan MiG-21 multi-role fighter; version known in NATO as "Fishbed-L"
Созданный в 1971 году, МиГ-21бис имел новый, более легкий, прочный и простой планер с увеличенным запасом топлива и новым БРЭО. Окрашенные в светло-серый цвет самолеты на снимке принадлежали авиации ПВО.
Взлет пары МиГ-21бис с полосы Баграма
Разгон МиГ-21бис на форсаже над Баграмским аэродромом
Редкий случай взгляда со стороны противника: атаку МиГ-21 запечатлел западный журналист, пробравшийся в Афганистан и побывавший в стане моджахедов
"Двадцать первый" готов к вылету. На переднем плане - 500-кг бомба. Баграм, 1983г.
Подвеска зажигательных баков ЗБ-500 на самолете МиГ-21бис. Крайний слева - заместитель командира 927-го полка Н. Карев
Летчики звена 927-го иап. Слева направо - начштаба эскадрильи майор В.А.Скворцов, замкомэска майор А.Н.Глова, заместитель командира полка майор Н.Г.Карев и командир звена майор В.В.Скворцов
Первые истребители 40-й армии - группа летчиков 115-го гв. иап, прибывшая в Афганистан под Новый 1980 год. Шестой слева среди стоящих - командир 1-ой эскадрильи майор В.Федченко
Летчики и самолеты 115-го гв. иап
Истребители 27-го гв.иап на стоянке Баграма
927 иап на аэродроме Баграм соседствует с афганским авиаполком. Весна 1984г.
На фотографии одной из авиабаз в Афганистане видны самолеты и вертолеты, вероятней принадлежащие афганским ВВС. Среди них можно видеть истребители МиГ 21 и военно-транспортные самолеты Ан-24.
Афганистан
Истребители МиГ-21бис афганского 322-го иап
МиГ-21бис из 322-го ИАП ВВС Афганистана. Баграм, 1986г.
Афганский МиГ-21бис на рулежке баграмского аэродрома. Самолет несет четыре стокилограммовые бомбы ОФАБ-100-120
Взлет афганского истребителя из Баграма
Заходит на посадку МиГ-21бис ВВС Афганистана. Баграм, январь 1989г.
Югославия
МиГ-21бис-САУ
Югославский МиГ-21бис
МиГ-21бис ВВС Югославской Народной армии, принимавший участие в боях с хорватами.
МиГ-21бис, угнанный 15 мая 1992г. капитаном Ивицей Ивандигем. В ВВС Хорватии истребитель получил наименование "Защитник Вуковара". Самолет был сбит сербами 14 сентября 1993г.
МиГ-21 бис ВВС Югославии
МиГ-21бис-САУ, вооруженный британскими кассетными бомбами BL-755
МиГ-29 являются наиболее современными истребителями, находящимися в составе Югославских ВВС, но их ничтожно мало, а потому основную тяжесть воздушных боев той войны пришлось вынести их старшим братьям - МиГ-21.
МиГ-21бис из 83-го иап, авиабаза Ниш, 1999г.
Подвеска разведывательного контейнера на МиГ-21бис
Сербия
МиГ-21 ВВС Сербии
Хорватия
Истребитель МиГ-21бис ВВС Хорватии, снимок середины 1990-х гг. Видимые бортовые номера отсутствуют, есть информация, что бортовые номера наносились в нишах основных опор шасси. Источник приобретения хорватами самолетов МиГ-21 до сих пор официально не назван
Пилоты ВВС Хорватии с самого начала были прекрасно экипированы. Все летное снаряжение образца, принятого в НАТО
Боевой и учебный МиГ-21 хорватских ВВС на загребском аэродроме.
Финляндия
Современные финские ВВС: МиГ-21бис из HavLLv 31
МиГ-21бис MG-129 выруливает на ВПП для взлета курсом 150. Эта машина ранее служила в TiedLLv и получила разведывательное оборудование. На бывших разведчиках эмблему HavLLv 31 так и не нанесли.
Финские ВВС получили 22 самолета МиГ-21Ф-13 (первый - в 1963 году), состоявших на вооружении до 1986 года (до 1980 года - как истребители, затем - как разведчики), а также два МиГ-21У, обменянных в 1980 году на два МиГ-21УМ, два МиГ-21УМ и 26 самолетов МиГ-21бис (на фото), которые в 1998 году уступили место американским F/A-18 Hornet.
The MiG-21bis achieved initial operational capability with HavLLv 31 at Kuopio-Rissala five years ago, in 1981, its armament including over the past two years the radar-guided AA-2-2 Advanced Atoll missile.
16 февраля 1996г.: ветераны встречают "молодежь" - МиГи эскортируют первые F-18D, прибывающие в Риссала. На переднем плане MG-125, бывший разведчик.
Во второй половине 80-х гг. Ilmavoimat занялись уменьшением заметности боевых машин. Размер бело-голубых кругов и идентификационных обозначений уменьшили, а также закрасили белое поле под эмблемой (здесь - у MG-131).
Ангола
МиГ-21бис из состава ВВС Анголы
Болгария
МиГ-21 ВВС Болгарии
Польша
Пара МиГ-21бис из 1-го дивизиона авиации ВМФ Польши. Гданьск, 1999г.
Камбоджа
Камбоджийский МиГ-21бис. Пном Пень, аэродром Почентонг, 1992г.
Немногочисленные камбоджийские МиГ-21, остающиеся в боеспособном состоянии, сосредоточены на авиабазе "Почетонг".
Йемен
МиГ-21 ВВС Йемена
Ливия
Два МиГ-21бис и спарка МиГ-21 УМ ВВС Свободной Ливии были сфотографированы в полете над Бенгази 27 июня 2011 г.
Ливийские МиГ-21 бис все еще в строю
Ирак
МиГ-21 ВВС Ирака
Украина
МиГ-21бис (зав. N 75002198), оборудованный противопомпажной системой. После завершения летной жизни самолет служил учебным пособием в Киевском институте ВВС, пока его не отправили на слом
Детали
Подвеска реактивных снарядов С-24 на истребителе МиГ-21бис 115-го иап
Встроенная пушка ГШ-23Л
Ниша колеса основного шасси МиГ-21бис
Передняя опора шасси МиГ-21бис
Левая основная опора шасси МиГ-21бис
На МиГ-21бис одна из антенн системы слепой посадки "Полет-ОИ" устанавливалась над обтекателем законцовки киля