МиГ МиГ-21ПФ / МиГ-21ФЛ
Варианты:
МиГ - МиГ-21ПФ / МиГ-21ФЛ - 1959 - Россия
Страна: Россия
Год: 1959


Single-seat delta-wing fighter
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (67)
МиГ-21

<...>
  На истребителе МиГ-21П (обозначение НАТО - "Fishbed-D") отказались от пушек, а фюзеляж был доработан, получив удлиненную носовую часть с увеличенным центральным конусом воздухозаборника для размещения в нем антенны РЛС ЦД-30. Доработали также фонарь кабины и гаргрот, получивший характерное расширение позади кабины, что позволило разместить дополнительный запас топлива. За МиГ-21П последовал МиГ-21ПФ, у которого приемник воздушных давлений установили сверху носовой части фюзеляжа, а ТРДФ Р-11Ф-300 с тягой на форсаже 56,29 кН заменили двигателем Р-11Ф2-300 тягой 60,02 кН. Вариант МиГ-21ПФ получил и новую РЛС РП-21 "Сапфир". На самолетах позднего выпуска ввели киль с увеличенной хордой, в основании которого был установлен контейнер тормозного парашюта, и снова вернулись к пушечному вооружению в виде подфюзеляжного контейнера ГП-9 с двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23. НАТО присвоило этому варианту обозначение "Fishbed-E". Предназначенный для поставок на экспорт МиГ-21ФЛ отличался ТРДФ Р-11Ф-300, более простой РЛС и увеличенным запасом топлива. В Индии по лицензии было построено около 200 самолетов этого типа. Последними вариантами первого поколения самолета были МиГ- 21ПФМ и МиГ-21ПФС, получившие фонарь с неподвижным ветровым козырьком вместо цельного, откидывавшегося вперед фонаря ранних вариантов. На них также ввели систему сдува пограничного слоя, новый тормозной парашют и двигатель Р-11Ф2С-300 тягой 60,57 кН на форсаже. Установка новой РЛС РП-21М позволяла использовать ракеты РС-2УС (семейство К-5) с полуактивной системой наведения.
<...>
Прототип истребителя-перехватчика МиГ-21ПФ - Е-7
МиГ-21 уступал в функции перехватчика Су-9, но был многофункциональным и более массовым. (На фото второй опытный Е-7)
Доработанный опытный самолет Е-7-3
Опытный Е-7-4 во время испытаний на грунте
Серийный МиГ-21ПФМ (завод. N 76210725)
Символ хрущевской эпохи - сверхзвуковые истребители МиГ-21, на долгие годы ставшие основными стражами нашего неба
Истребители Saab J-35 "Дракен" с бортовым номерами "04", "08" и "18" из состава 16-й флотилии ВВС Швеции и МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП на стоянке аэродрома Кубинка, май 1972 г.
Встреча советских летчиков на аэродроме Упсала во время первого дружественного визита группы истребителей МиГ-21ФЛ в Швецию, 28 августа 1967 г.
Первые МиГ-21 с радиолокаторами. На модификации МиГ-21П "Fishbed-D" полностью отказались от пушечного вооружения. В центральном теле воздухозаборника была установлена радиолокационная станция (РЛС) ЦД-30. Самолет также получил вертикальное оперение увеличенной площади. За МиГ-21П последовала модификация МиГ-21ПФ ("изделие 75"), оснащенная двигателем Р-11Ф2-300. На этой машине увеличили запас топлива, разместив дополнительный бак в гаргроте за фонарем кабины и еще два - в консолях крыла, а также установили более совершенную РЛС ЦД-30Т. Штангу ПВД перенесли с нижней на верхнюю часть фюзеляжа. В НАТО этот самолет получил обозначение "FISHBED-E". Предназначенная на экспорт модификация МиГ-21ФЛ ("изделие 77") отличалась наличием радиолокационного прицела Р-2Л и старым двигателем Р-11Ф-300. Около 200 таких машин было построено по лицензии в Индии. Следующие модификации, МиГ-21ПФС и МиГ-21ПФМ (в НАТО оба самолета имели обозначение "Fishbed-F"), имели систему сдува пограничного слоя, контейнер тормозного парашюта в основании киля и новый фонарь кабины. На них стоял двигатель Р-11Ф2С-300 и РЛС РП-21.
Взлет пары МиГ-21 на перехват как символ холодной войны. Такая картина наблюдалась на советских аэродромах на протяжении 30 лет.
Photograph of version of MiG-21 code-named "Fishbed-D"
Пилотажная четверка на МиГ-21 над Домодедово
Пилотажные МиГ-21ПФМ
Семерка истребителей МиГ-21ФЛ из 234-го ГИАП с дымовыми трассерами на выходе из петли. Воздушный парад в Домодедово 9 июля 1967г.
МиГ-21ПФ ведет огонь по наземной цели 57-мм неуправляемыми ракетами типа С-5
МиГ-21ПФМ Барнаульского ВВАУЛ приземляется на аэродроме Камень-на-Оби. На самолете подвешена пушечная гондола ГП-9
МиГ-21 авиации ВМФ
МиГ-21ПФМ в Марах-2.
Перед запуском двигателя на МиГ-21ПФМ. 709-й УАП Армавирского ВВАУЛ ПВО. Майкоп, 1984г.
Заместитель командира 1-й АЭ по ИАС майор С.Б.Скрябин
Истребители МиГ-21ПФМ на стоянке
МиГ-21ПФМ из 186-го уап
МиГ-21ПФ из 14-го гв. иап, Венгрия, 1969г.
МиГ-21ПФМ в железобетонном укрытии
Домодедово, 1967г.
МиГ-21
МиГ-21ПФС первых серий взлетает с использованием стартовых пороховых ускорителей
Взлет МиГ-21ПФМ с помощью СПРД
Стартовый ускоритель, подвешенный под опытным Е-6-2
Ракета К-51 (РС-2УС) под крылом истребителя МиГ-21П
Блок НАР УБ-16-57У, а также управляемые ракеты Р-2УС и Р-3С
“Atoll" air-to-air missile under wing of Indian MiG-21. Of interest also is the GP-9 underbelly gun pack
Подфюзеляжная гондола ГП-9 с пушкой ГШ-23 под фюзеляжем истребителя МиГ-21ПФМ.
Хорошо видна конструкция локализаторов на стволах ГШ-23, отводящих пороховые газы от обшивки фюзеляжа самолета.
Фонарь кабины летчика МиГ-21ПФМ
Колесно-лыжное шасси МиГ-21ПФ N 76210820 и хвостовая часть самолета-мишени М-21М
Опытный самолет-мишень М-21
Серийный М-21М
Афганский МиГ-21ПФМ на аэродроме Баграма
Чрезвычайно тяжелая обстановка весны-лета 1966г., вкупе со сложными метеорологическими условиями дождливого сезона, довольно сильно затянули освоение летным составом 921-го ИАП ВВС ДРВ сверхзвуковых истребителей МиГ-21, но к середине осени "процесс пошел", и вьетнамские летчики постепенно овладевали тонкостями боевого применения этих перехватчиков.
MiG-21s receiving the attention of ground crews at an unknown base in North Vietnam during the period of hostilities against South Vietnam. The reference to a B-52 being shot down by a VPAAF fighter is controversial, as USAF records indicate that all 17 Stratofortresses lost to enemy action were destroyed by surface-to-air missiles.
Несмотря на появление в арсенале сверхзвуковых "МиГов" полноценных управляемых ракет Р-3С, эффективность применения "двадцатьпервых" летом 66-го не шла ни в какое сравнение с, как казалось совсем недавно, безнадежно устаревшими МиГ-17.
Вопреки устоявшемуся мнению, начавшие поступать на вооружение ВВС ДРВ сверхзвуковые истребители МиГ-21 далеко не сразу проявили свои боевые качества. Недостатки системы вооружения этогосамолета и, в первую очередь, отсутствие полноценных управляемых ракет класса "воздух-воздух" и ограниченный потенциал встроенного пушечного вооружения, представленного всего одной 30-мм автоматической пушкой НР-30 с 30 снарядами, серьезно сдерживали ввод в бой этих машин в составе 921-го истребительного авиаполка.
Вьетнамские МиГ-21ПФМ из 921-го ИАП на авиабазе Ной Бай
Взлетает МиГ-21ПФМ северовьетнамских ВВС
В декабре 1966г. экипажи МиГ-21 из состава 923-го ИАП ВВС ДРВ по боевой эффективности в общем сравнялись со своими коллегами, летавшими на МиГ-17, причем почувствовали это даже американцы. Лучшие вьетнамские асы Нгуен Ван Кок (справа) и Фам Тянь Нган (в центре) рассказывают о приемах воздушного боя
North Vietnamese pilots undergoing training in the Soviet Union. The MiG-21 is inscribed “training vehicle”.
На аэродроме тревога!!! Фото из жизни корейских летчиков, готовых в любой момент отразить "происки империализма". На переднем плане - истребители МиГ-21ПФМ, на дальнем угадываются кили Су-7БМК
Космический снимок северокорейского аэродрома 2006г. Стрелкой отмечены три Су-7 и один МиГ-21, находящиеся на хранении
Индийские МиГ-21ФЛ сыграли заметную роль в войне 1971 года.
A MiG-21PFM with K-13 IR-homing missiles and twin-DEFA cannon belly pack about to take off on a sortie. The hastily-applied camouflage differed from aircraft to aircraft, and it would seem that the personnel applying camouflage to the nose and rear fuselage had different ideas to the man painting the centre of this particular machine.
This view of an IAF MiG-21FL (C772) endows the fighter with a deceptively chunky appearance.
Звено МиГ-21ФЛ над Дели.
Four uncamouflaged MiG-21PFMs flying in formation.
An early production MiG-21FL (C520) landing.
МиГ-21У и МиГ-21ФЛ из 45-й эскадрильи ВВС Индии
MiG-21FLs and tandem two-seat MiG-21Us at dispersal. The broader-chord fin and "acorn" type parabrake housing characterising the later production version of the trainer may be clearly seen.
Носовая часть фюзеляжа МиГ-21 ВВС Индии - как обширный послужной список. МиГ-21 вошел в число лучших истребителей конца 20 века.
МиГ-21 в пустынной окраске, которую самолеты получали на Горьковском авиазаводе перед отправкой в Египет.
МиГ-21 из состава 102-й истребительной авиабригады на аэродроме в Иншасе. Пустынная окраска наносившаяся на "МиГи" еще на Горьковском авиазаводе (небольшие темно-зеленые пятна на песочном фоне), как выяснилось, не в полной мере удовлетворяла египтян, и по прибытии на место все без исключения самолеты перекрашивались. При этом зеленые пятна трансформировались в широкие полосы того же цвета или же вовсе закрашивались коричневым.
Горящая техника на одном из египетских аэродромов. На переднем плане - уцелевший МиГ-21ПФ. Снимок сделан с заходящего в очередную атаку израильского самолета утром 5 июня 1967 года
МиГ-21ПФМ словацких ВВС, 1992г., Братислава
Пара польских МиГ-21ПФМ "Fishbed-F" в плотном строю летит над Польшей во время учений, проводившихся в 1981 году. Главным внешним отличием МиГ-21ПФМ от своего предшественника МиГ-21ПФ стало введение нового фонаря кабины с отдельным ветровым козырьком.
Югославский истребитель-перехватчик МиГ-21ПФМ