МиГ МиГ-25П / МиГ-25ПД
Варианты:
МиГ - МиГ-25П / МиГ-25ПД - 1964 - Россия
Страна: Россия
Год: 1964


Одноместный перехватчик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (78)
МиГ-25

  МиГ-25 (кодовое обозначение НАТО - "Foxbat") создавался как ответ на американский высотный "трехмаховый" бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie, который мог представлять серьезную угрозу для советской ПВО того времени. Хотя в 1961 году работы по Valkyrie были остановлены, разработка МиГ-25 продолжалась, так как СССР имел сведения о скором появлении самолета-разведчика Lockheed A-12 (позднее SR-71), способного летать в три раза быстрее звука.
  Те части планера МиГ-25, которые могли подвергаться сильнейшему кинетическому нагреву (новая часть и передние части крыла), имели конструкцию из титана. Теоретически, остальные элементы могли быть изготовлены из алюминиевых сплавов, но были сварены из стали, в том числе и из-за отсутствия на тот момент подходящего термоустойчивого герметика для топливных баков. Кроме того, баковая часть фюзеляжа являлась наиболее нагруженной и основной несущей его частью. В конечном итоге, 80% конструкции самолета было выполнено из стали, 11% - из алюминия и 8% - из титана. 76,50% соединений были сварными и лишь 23,50% - клепаными.
  ОКБ выбрало для самолета новаторскую схему с тонким крылом большой стреловидности, сложными регулируемыми воздухозаборниками и двухкилевым вертикальным оперением. Передняя кромка крыла имела переменную стреловидность, а топливные баки занимали около 70% объема машины для обеспечения необходимой дальности и продолжительности полета. Для поддержания температурного режима кабины, бортового оборудования и двигателей была разработана передовая система охлаждения.
  Разработка перехватчика Е-155П была узаконена в феврале 1962 года, и первый из семи прототипов, Е-155П-1, поднялся в воздух 9 сентября 1964 года. Он был оснащен парой ТРДФ Р-15Б-300 тягой по 100,03 кН на форсаже и РЛС "Смерч-А" (обозначение НАТО - "Fox Fire"), не способной обнаруживать цели на фоне земли. Перехватчик нес две ракеты класса "воздух-воздух" P-40: одну Р-40Р с полуактивной радиолокационной ГСН и одну Р-40Т с ИК ГСН.
  На серийных МиГ-25П ("Foxbat-A") уменьшили площадь килей, одновременно отказавшись от использования ПГО и небольших баков на законцовках крыла, а вооружение увеличили с двух до четырех ракет P-40. Производство началось в 1969 году, но из-за проблем с системой управления и двигателями самолет был принят на вооружение только в 1973 году.
  
  Тем не менее, самолет имел серьезные ограничения по времени полета на больших скоростях и времени использования полной тяги двигателей.
  Перехватчик МиГ-25ПД ("Foxbat-E"), запущенный в серию в 1978 году, получил новую РЛС РП-25, способную обнаруживать цели на фоне земли, и ИК-систему поиска и сопровождения под носовой частью. Двигатели заменили на более мощные Р-15БД-300, ресурс которых был увеличен со 150 до 1000 часов. Также самолет получил возможность нести вместительный ПТБ под фюзеляжем. Начиная с 1979 года, оставшиеся МиГ-25П были доработаны до этого стандарта, получив обозначение МиГ-25ПДС. Некоторые самолеты позднего выпуска получили 0,25-м вставку перед кабиной, позволявшую разместить выдвижную заправочную штангу. Обычно вооружение состояло из двух ракет P-40 и четырех Р-60 (AA-8 "Aphid").
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  МиГ-25ПДС

  Тип: одноместный перехватчик
  Силовая установка: два ТРДФ Р-15БД-300 тягой по 86,30 кН без форсажа и 109,83 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 13 000 - 3000 км/ч или М=2,82; время набора высоты 20 000 м - 8 мин 54 с; потолок 20 700 м; дальность полета на сверхзвуке со стандартным запасом топлива 1250 км; продолжительность полета 2 ч 5 мин
  Масса: макс. взлетная с ПТБ 41090 кг
  Размеры: размах крыла 14,02 м; длина 23,82 м или у самолета, оснащенного заправочной штангой, - 24,07 м; высота 6,10 м; площадь крыла 61,40 м2
  Вооружение: до 4000 кг боевой нагрузки на четырех пилонах под крылом, обычно состоящей из четырех ракет "воздух-воздух" большой дальности P-40 и Р-46 (AA-6 "Acrid"), или двух ракет большой дальности Р-23 и P-24 (AA-7 "Apex") и четырех ракет малой дальности Р-60 (AA-8 "Aphid") или Р-73 (AA-11 "Archer")
Первый прототип МиГ-25П. Самолет имеет на пилонах весовые макеты ракет К-40 (P-40). МиГ-25П-1 приступил к испытаниям в сентябре 1964г.
Прототип истребителя - перехватчика МиГ-25П - 155П-1
Первый перехватчик Е-155П-1
На аэродроме ГАЗИСО
На крыле опытного Е-155П-5 были установлены концевые аэродинамические поверхности ("ласты")
Один из первых МиГ-25П
Перехватчик МиГ-25П первых серий
На репетиции парада в Домодедово, слева - Е-155Р-3, в центре - МиГ-21Ф-13 (замещавший один из Е-155) и справа - один из прототипов Е-155П. Начало июля 1967г.
Пятый прототип МиГ-25П. Самолет имеет на пилонах весовые макеты ракет К-40 (P-40). МиГ-25П-5 приступил к испытаниям в 1966г.
Ракеты P-40 под крылом МиГ-25
Mikoyan MiG-25 twin-engined all-weather interceptor (NATO code name "Foxbat-A")
Один из прототипов МиГ-25П на испытаниях. На пилонах - весовые макеты ракет.
MIG-25 (known as E-266 for record flight)
Пуск ракет P-40 с МиГ-25
Серийный МиГ-25П на рулежке.
MiG-25 ("Foxbat-A") interceptors taking off, with their landing light switched on
МиГ-25П. На старте летчик включает форсаж, отпускает тормоза, и самолет, "клюнув" носом, устремляется вперед.
The horizontal wedge internal compression intake, first displayed by the A-5 Vigilante, has since been adopted by such types as the F-14 Tomcat, the F-15 Eagle, the Panavia Tornado and the MiG-25 Foxbat (illustrated), though these all differ greatly in detail design.
Один из серийных МиГ-25П, участник очередных испытаний. Пилоны сняты.
Массовое перевооружение полков авиации ПВО с МиГ-17 и МиГ-19 на МиГ-25П началось в 1973 году. МиГ-25П стал настоящей революцией в истребительной авиации ПВО. Хотя самолет полетным данным и особенностям техники пилотирования резко отличался от предшественников, его аварийность была невысокой.
Долгое время лишь такие нерезкие фотографии МиГ-25 были доступны западным спецслужбам. Однако когда 6 сентября 1976 года пилот Виктор Беленко перелетел с аэродрома Чугуевка на аэродром Хакодате в Японии, команда разведчиков из США быстро изучила машину.
MiG-25 ("Foxbat-A") interceptors, each armed with four "Anab" air-to-air missiles
Полки ПВО, вооруженные МиГ-25П, специально размещались в западных и северных регионах СССР для защиты важных промышленных и военных объектов. К середине 1970-х годов эти части составляли ядро сил перехватчиков ПВО.
МиГ-25П на посадке. На ранних серийных перехватчиках использовался старый тип тормозного парашюта.
МиГ-25 над о.Хоккайдо
"Борт 31" заходит на посадку
"Борт 31" вскоре после приземления
Угон МиГ-25 в Японию. 15 августа 1976г. Западные средства массовой информации распространили сенсационное сообщение о том, что в аэропорту города Хакодате, на острове Хоккайдо, совершил посадку советский МиГ-25. Пилот МиГа, лейтенант Виктор Беленко, пролетев 800 км, почти без горючего приземлился в Хакодате в 13.57 - причем в конце полета едва не был сбит. В 1976 году информация, касающаяся истребителя МиГ-25, была строго засекречена - бегство Беленко позволило западным экспертам детально изучить этот самолет. Несмотря на протесты со стороны СССР, японцы допустили представителей Запада для технической экспертизы МиГ. После осмотра он был разобран и на транспортном самолете С-5 ВВС США переправлен под эскортом 14 истребителей японских ВВС на американскую военную базу в Японии. Здесь более 50 специалистов из японских ВВС и ВВС США детально изучили установленный на МиГ-25 турбореактивный двигатель Туманского, системы авионики и сплавы, из которых был изготовлен этот самолет. Огромный интерес вызвали электронная система управления двигателем и радарная система управления огнем. Изучить вооружение самолета не представлялось возможным, поскольку в учебный полет он отправился без реактивных снарядов. После бегства Беленко была усовершенствована система ПВО Японии - она получила наземные радары дальнего обнаружения Е-2 Hawkeye и перехватчики F-15J Eagle.
Американские и японские официальные лица окружили почти новый МиГ-25П, на котором Виктор Беленко выполнил посадку в японском аэропорту Хакодате. Детальная инспекция МиГа позволила западным странам выработать меры по борьбе с этим самолетом. Полет Беленко спровоцировал разработку МиГ-25ПД и двухместного МиГ-31.
МиГ-25 в аэропорту Хакодате. Обратите внимание на закрытые звезды на киле
Японские специалисты изучают кабину МиГа
Самолет В.Беленко при посадке в японском аэропорту Хокодате выкатился за пределы ВПП
Японцы "уруливают" неожиданный подарок
Кадры приключений Виктора Беленко в Японии.
МиГ-25П, угнанный из Азербайджана в Армению
Один из опытных экземпляров МиГ-25ПД
Р-40РД под крылом МиГ-25
Ракеты Р-60, Р-40РД и Р-40ТД
Ракеты на самолете МиГ-25ПД (слева - Р-40Р, справа - Р-40Т). Хорошо видны сопла и приводы рулевых поверхностей, последние имеют установочное отклонение.
Летчик 445-го полка, впоследствии начальник ВОТП 458-го гвардейского Полоцкого ордена Суворова III степени ИАП летчик-снайпер гвардии подполковник Елкин В.П.
У самолета МиГ-25 - летчик О.В. Анисимов (назначенный впоследствии командующим ИА ПВО СССР) в расположении 458-го иап им. Ленинского Комсомола, аэродром Котлас, 1973г.
МиГ-25ПД. На внешнем пилоне макет ракеты Р-60. Модификация "ПД" легко распознается по наличию нового типа контейнера тормозного парашюта.
Каждый полк комплектовался, как правило, и боевыми, и учебными машинами. МиГ-25ПД одного из полков ПВО.
МиГ-25ПД
Самолеты МиГ-25ПД 445-го ИАП имени Ленинского комсомола, аэродром Котлас. Почетное наименование было присвоено полку в 1968 году приказом МО СССР в честь 50-летия ВЛКСМ. Самолеты этого типа эксплуатировались в Котласе с 1975г. (МиГ-25П - в период с 1975 по 1981гг., МиГ-25ПД - с 1981 по 1993гг.)
The MiG-25 Foxbat-E is a modification of the Foxbat-A "with limited low-altitude capabilities". Engines for the MiG-25, which is still the fastest aircraft known to have entered Soviet service, are the Tumansky R-31 single shaft turbojets.
Серийный выпуск МиГ-25ПД завершился в 1982 году. "ПД" вместе с доработанными МиГ-25ПДС стал самым совершенным перехватчиком в семействе. От ранних МиГ-25П его отличали и модернизированные ракеты Р-40, ГСН которых обладали вдвое большей дальностью захвата цели.
Возможность обнаружения целей на фоне земли резко расширила боевые возможности МиГ-25ПД. Эти самолеты успешно уничтожали низколетящие мишени в ходе учений. Самолет на снимке был перехвачен истребителем НАТО в 1986 году.
Один из классических героев холодной войны, МиГ-25 (на снимке), создавался для борьбы с "трехмаховым" стратегическим бомбардировщиком North American XB-70 Valkyrie. Хотя разработка XB-70 была прекращена, создание МиГ-25 пошло дальше, и истребитель был принят на вооружение и стал базой для ряда вариантов.
Перехваченный западным истребителем МиГ-25ПД несет стандартное вооружение из двух УР Р-40 и четырех УР Р-60. Установленный под носовой частью фюзеляжа теплопеленгатор позволял МиГ-25ПД обнаруживать и атаковать цель без включения БРЛС в режиме радиомолчания.
Теперь уже иностранный МиГ-25ПД ВВС Украины.
Взлет перехватчика для выполнения учебного задания. 1995 г.
МиГ-25ПД из состава ВВС Ливии
Перехватчик МиГ-25ПД ВВС Ливии. На внутренних пилонах - пара ракет Р-40РД, на внешних - четыре Р-60.
18 августа 1981 года один из первых ливийских МиГ-25П был перехвачен американскими палубными истребителями. МиГ-25 вооружен двумя УР Р-40 и четырьмя УР Р-60. Ливийские МиГ-25 и истребители ВМС США в 1980-е годы часто вступали в "опасное маневрирование" над заливом Сирта, хотя потерь в этих столкновениях тогда не понесла ни одна сторона.
Экспортные МиГ-25П/ПД поставлялись Алжиру, Ливии (на фотографии), Ираку и Сирии. Фактически это были гибридные модификации, в которых планер МиГ-25ПД сочетался с РЛС и рядом систем от МиГ-25П. Теплопеленгаторы на экспортных самолетах не ставились.
A LARAF MiG-25 Foxbat-A interceptor toting AA-6 Acrid AAMs photographed over the Mediterranean by an aircraft from the US Navy's 6 th Fleet. Type is based primarily at the Okba Ben Nafi AB.
Алжирский МиГ-25П после ремонта на Запорожском АРЗ "МиГремонт"
Перехватчик МиГ-25ПДС из 146-го ГИАП
МиГ-25ПДС готов к буксировке на полеты
ОКБ Микояна, Горьковский авиазавод и ВВС предпринимали серьезные усилия для увеличения ресурса планера МиГ-25 и его двигателей. МиГ-25П (на снимке) завоевал репутацию очень надежного самолета.
МиГ-25ПУ и МиГ-25ПДС на стоянке 3-й эскадрильи 933-го ИАП. 1995 г.
Пара МиГ-25ПДС одного из строевых полков на ночных полетах.
МиГ-25ПДС из 933-го ИАП. Днепропетровск, 1994 г.
Перехватчики МиГ-25ПДС из 146-го ГИАП. Васильков, середина 1980-х гг.
Главный редактор "Мира Авиации" когда-то, отдавая долг Родине и являясь техником самолета МиГ-25ПДС, как миленький менял ему "обувку".
Демонтаж катапультного кресла КМ-1М для обслуживания.
Экспериментальный МиГ-25ПДЗ - один из серийных перехватчиков, оборудованный системой дозаправки в воздухе.
Дозаправляемый в воздухе опытный перехватчик МиГ-25ПДЗ
Кили МиГ-25ПДС
Два типа контейнеров тормозного парашюта: слева - старый (МиГ-25П и ПДС, ранние модификации разведчиков и спарок), справа - новый (МиГ-25ПД, поздние варианты разведчиков, спарок и БМ).
Пусковые устройства МиГ-25ПД