МиГ МиГ-29
Варианты:
МиГ - МиГ-29 - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе с возможностью атаки наземных целей
Описание
Фотографии:

Обломки (27)
МиГ-29

   В конце 1960-х годов в СССР приступили к работам по созданию перспективных истребителей 4-го поколения, а в 1971 году ВВС сформулировали тактико-технические требования к новому самолету, получившему условное обозначение "перспективный фронтовой истребитель". Главными особенностями должны были стать высокая маневренность, комплекс БРЭО нового поколения и современные авиационные средства поражения. Впоследствии было решено разделить программу на две составляющие - перспективный фронтовой истребитель (по ней создан Су-27) и легкий фронтовой истребитель (первоначально - "перспективный легкий массовый истребитель"), по которой и был, собственно, создан МиГ-29.
   ОКБ А. И. Микояна приступило к проектированию будущего МиГ-29 в 1970 году. Был рассмотрен целый ряд вариантов. Вначале приоритет отдавался классической схеме, но затем предпочтение было отдано так называемой интегральной аэродинамической схеме машины - в этом случае фюзеляж и крыло самолета образовывали единый несущий корпус, что обеспечивает меньшее аэродинамическое сопротивление и большую подъемную силу при полете на больших углах атаки.
   В 1973 году заказчик подготовил уточненные тактико-технические требования к новому самолету, в том же году был готов и уточненный аванпроект МиГ-29, а 15 июля 1974 года для последующего проектирования была окончательно утверждена интегральная схема машины с единым несущим планером. Самолет представлял собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме среднеплан с трапециевидным крылом, имеющим выраженный наплыв и механизацию по передней и задней кромкам, с двухкилевым хвостовым оперением с цельноповоротным стабилизатором, а также двумя двигателями в изолированных мотогондолах в хвостовой части и подфюзеляжными воздухозаборниками.
   Крыло - трехлонжеронное, каждая консоль оборудована трехсекционными отклоняемыми носками по передней части, щелевыми закрылками и элеронами - по задней части. Горизонтальное оперение - цельноповоротный дифференциально отклоняемый стабилизатор, установлен по обе стороны гондол двигателей с отрицательным углом поперечного V. Управление по тангажу - синхронным отклонением обеих половин стабилизатора, по крену - дифференциальным отклонением в противоположные стороны. Кили были установлены на хвостовом отсеке фюзеляжа по обе стороны гондол двигателей.
   МиГ-29 оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями РД-33 разработки ОКБ им. В. Я. Климова с форсажными камерами, которые по ряду параметров не уступали, а по многим параметрам и превосходили зарубежные аналоги. Во избежание повреждения двигателей посторонними предметами, которые могут попасть с ВПП аэродрома в воздухозаборники при работе силовой установки самолета на земле, при рулении и взлете (посадке), основные воздухозаборники закрываются подвижными защитными перфорированными панелями. Значительная часть потока воздуха при этом поступает в двигатели через открываемые пятисекционные створки на верхней поверхности наплывов крыла.
   Построено 14 опытных самолетов, первый полет состоялся 6 октября 1977 года, а 27 октября 1983 года завершены государственные совместные испытания. Производство первого серийного варианта, "9-12", развернуто на московском МАПО в 1982 году, а серийное производство двигателей РД-33 - на московском заводе "Красный Октябрь" (сегодня завод им. Чернышева). С конца 1983 года МиГ-29 начал поступать в строевые части.
   Первые 70 серийных самолетов оснащались дополнительными противоштопорными подфюзеляжными гребнями, но с 1984 года от них отказались. Кроме того, на истребителях была внедрена система автоматического демпфирования крена и улучшения поперечной управляемости на больших углах атаки с помощью рулей направления увеличенной площади.
   Система управления вооружением (СУВ), типа С-29, включала радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29 с бортовой РЛС Н019 и цифровым вычислителем Ц100, а также оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 с ОЭПС-29 (с нашлемной системой целеуказания), цифровым вычислителем Ц100 и системой навигации СН-29. Базовый вариант вооружения - две УР средней дальности Р-27Р, по две УР ближнего боя Р-73 и Р-60, плюс встроенная 30-мм пушка с боекомплектом 150 снарядов, а для поражения наземных целей могли применяться авиабомбы и НАР.
   Следом за первой серийной модификацией, "9-12", последовали экспортные варианты "9-12А" (для стран - членов Организации Варшавского договора) и "9-12Б" (для остальных стран), которые, соответственно, отличались измененным РЛПК и применением ракет Р-27Р1 и Р-27Т1 тоже с измененными ТТХ или измененной СУВ и ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1 с измененными в сторону ухудшения ТТХ.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-29

   Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе с возможностью атаки наземных целей
   Силовая установка: два ТРДДФ РД-33 форсированной тягой 8300 кгс
   Летные характеристики: максимальная скорость полета на большой высоте 2400 км/ч; максимальная скорость полета у земли 1500 км/ч; максимальная скороподъемность 19800 м/мин; практический потолок 18 000 м; практическая дальность полета без ПТБ - 1500 км
   Масса: пустого 10900 кг; нормальная взлетная 14900 кг; максимальная взлетная 18 500 кг
   Размеры: размах крыла 11,36 м; длина 17,32 м; высота 4,73 м; площадь крыла 38,1 м2
   Вооружение: одноствольная 30-мм пушка ГШ-30-1 (в левом наплыве крыла), плюс до 3000 кг боевой нагрузки на шести подкрыльевых узлах подвески
Анатолий Квочур катапультировался из своего МиГ-29 только после того, как убедился, что истребитель не упадет на людей - к этому времени самолет уже вертикально шел к земле и до столкновения оставались считанные мгновения. Его парашют не успел полностью раскрыться, но он сохранил жизнь пилоту, еще раз подтвердив высокую надежность катапультного кресла К-36Д. Кресло оснащено длинными телескопическими штангами по бокам заголовника, на концах которых размещаются небольшие стабилизирующие парашюты.
Знаменитая авария МиГ-29 на авиасалоне в Ле Бурже 8 июня 1989г.
Самолет Квочура буквально "вонзился" в парижскую землю. Правый двигатель взорвался при столкновении. Ударная волна сначала пошла по линии наименьшего сопротивления - через выхлопные трубы, затем сдетонировали топливные баки, и самолет скрылся в шаре пламени.
Анатолий Квочур приземлился практически рядом с пылающими обломками своего самолета и в опасной близости от катапультного кресла К-36Д и сброшенного фонаря кабины.
Два киля МиГ-29, обеспечивающие самолету хорошую управляемость на больших углах атаки, остались невредимыми среди обломков сгоревшей машины, на залитой пеной траве Ле-Бурже.
При выполнении петли летчик-испытатель ЛИИ им. М. М. Громова Александр Бесчастнов допустил опасное сближение с самолетом ведущего - летчика-испытателя Сергея Тресвятского. Крыло МиГа Бесчастнова буквально прошло сквозь фюзеляж истребителя, который пилотировал Тресвятский, всего в нескольких метрах за креслом летчика. Оба самолета загорелись.
Столкновение двух МиГ-29 над Фэйрфордом в 1993г.
Фотография сделана через доли секунды после столкновения. Из разрушенного крыла истребителя Бесчастнова, который по инерции летит вверх, выливается керосин, самолет Тресвятского потерял управление. Детали конструкций, разрушенных плоскостью истребителя, попали в воздухозаборники двигателей. На МиГе Тресвятского также были разрушены топливные баки. Самолет загорелся. Пламя в воздухе перекинулось на шлейф керосина, который тянулся за машиной Бесчастнова. Носовая часть фюзеляжа истребителя Тресвятского висит "на волоске", самолет перешел в плоский штопор.
The two Mikoyan MiG-29 Fulcrums split seconds after they collided. In the photograph the lower aircraft is about to break into two at the point where the other MiG’s port wing has sliced through the area behind the cockpit and just forward of the engine intake. Pilots Sergei Tresvyatsky and Aleksandr Beschastnov, both from the Russian Central Aero- and Hydrodynamic Institute, ejected safely, though their aircraft were totally destroyed.
Результат столкновения двух МиГ-29 во время показательного полета над английским аэродромом Фэйфорд. 24 июля 1993г. Кадр видеосъемки
После столкновения самолет Тресвятского еще несколько секунд набирал высоту, но затем свалился в штопор. Летчик катапультировался. Тресвятский сумел перед катапультированием выровнять машину, что обеспечило благополучное покидание самолета.
The photograph at bottom shows one of the pilots shortly after he ejected, his parachute about to deploy as the MiG fireballs beneath him.
Плоскость крыла одного истребителя разрубила носовую часть фюзеляжа другого. Самолет Тресеятского потерял управление, перешел в плоский штопор и устремился к земле.
Истребитель Тресвятского сфотографирован за доли секунды до столкновения с землей. МиГ упал на аэродром совсем рядом с размещенными на стоянке самолетами, рядом с самолетами находились их экипажи.
Катапультируемое кресло К-35Д конструкции Г. И. Северина в очередной раз продемонстрировало свои эффективность и надежность. Кресла К-36Д не только не уступают западным изделиям аналогичного назначения, но и превосходят их по ряду параметров. Кресло К-36Д тяжелее британского кресла martin-baker Mk 10, но снабжено более мощным ракетным двигателем, который поднимает кресло на высоту, достаточную для полного раскрытия парашюта. Это кресло спасло жизнь летчику-испытателю А. Н. Квочуру, который покинул МиГ-29 в полете на предельно малой высоте на Парижском авиационно-космическом салоне в июне 1989 года.
Специалисты поисково-спасательной службы немедленно прибыли к местам падения истребителей. Один МиГ упал прямо на летное поле аэродрома, второй - в 1,6 км от авиабазы. Обломки обоих самолетов быстро потушили.
Хотя аэродром был полон людей, никто из зрителей при падении самолетов не пострадал, однако обломки самолета Бесчастнова повредили правый стабилизатор самолета C-130H ВВС Бельгии и крыло самолета G222 ВВС Италии.
Американские солдаты обнаружили МиГ-29, упавший на территории Боснии 26 марта 1999г.
The rather flattened remains of a Yugoslavian MiG-29 shot down over Bosnia on March 26, 1999 by a 48th FW F-15C undertaking a Deny Flight patrol.
Эта смятая, но все еще узнаваемая носовая секция истребителя МиГ-29 была сфотографирована американскими солдатами, обнаружившими обломки югославского истребителя в конце марта 1999 года. Его сбил подполковник Родригес в первую ночь операции "Allied Force". Можно заметить отсутствие катапультного кресла.
Самолет Геннадия Авраменко на месте аварийной посадки.
Майор Вадим Шмигельский сумел посадить истребитель с оторванным крылом.
На месте авиакатастрофы.
Обломки разбившегося МиГа доставлены на аэродром.
Авария МиГ-29
Вертолет OH-58D над сбитым МиГ-29 ВВС Югославии