МиГ МиГ-31
Варианты:
МиГ - МиГ-31 - 1975 - Россия
Страна: Россия
Год: 1975


Двухместный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (12)
МиГ-31

   В целях борьбы с новейшими самолетами и крылатыми ракетами вероятного противника в СССР была начата программа создания современного, отличающегося высокими характеристиками истребителя-перехватчика, впоследствии получившего обозначение МиГ-31. Постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 года поручалось вести работы по трем машинам: перспективному всевысотному перехватчику Е-155МП, фронтовому разведчику-бомбардировщику Е-155МРБ и самолету-разведчику Е-155МР.
   Полномасштабное проектирование Е-155МП было начато в 1972 году, самолет по компоновке во многом был схож с МиГ-25, но в реальности представлял собой совершенно новую машину. Особенно важные отличия - двухконтурные двигатели Д-30Ф6 с форсажной камерой, прицельно-навигационный комплекс, бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой и вооружение нового поколения, новое шасси (имеет необычную конструкцию - переднее колесо на каждой тележке основных опор сдвинуто внутрь от продольной ее оси, а заднее колесо - наружу; носовая опора убирается не вперед по полету, как на МиГ-25, а назад), а также экипаж из двух человек.

   Передние створки ниш шасси используются в качестве воздушных тормозных щитков. Новое крыло имело три лонжерона, наплывы в корневой части, отклоняемые носки, закрылки и элероны по всему размаху задней его части.
   Прототип Е-155МП облетан А. В. Федотовым 16 сентября 1975 года, первый этап летных испытаний завершился в декабре 1978 года, осенью 1980 года официально завершились госиспытания, и в 1981 году МиГ-31 с бортовой РЛС "Заслон" принят на вооружение истребительной авиации ПВО СССР.
   Основу авиационного комплекса МиГ-31 составила новейшая уникальная РЛС Н007 "Заслон", являвшаяся первой в мире РЛС с фазированной антенной решеткой, установленной на серийном боевом самолете. Антенна с электронным сканированием луча создана в НИИ приборостроения, а разработчиком РЛС стало НПО "Фазотрон". РЛС могла одновременно сопровождать до 10 воздушных целей и осуществлять одновременное наведение ракет большой дальности Р-33 на четыре из них, причем наиболее приоритетные для поражения цели выбирались автоматически бортовым вычислителем "Аргон-К". Дальность обнаружения РЛС - до 300 км, а благодаря наличию на борту автоматизированной цифровой помехозащищенной аппаратуры передачи данных РК-РЛДН и АПД-518 возможна передача в реальном масштабе времени информации об обнаруженных целях на другие самолеты или наземный КП. По заявлению специалистов, данная аппаратура также позволяет использовать МиГ-31 в качестве самолета ДРЛОиУ. Пассивное средство обнаружения - поисково-следящая система на основе теплопеленгатора 8ТП с максимальной дальностью обнаружения 50 км (размещен внизу в носовой части фюзеляжа и в нерабочее время находится в убранном положении).
   Истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 6 мая 1981 года, в том же году начат его серийный выпуск на авиазаводе в Горьком (сегодня НАЗ "Сокол", г. Нижний Новгород). Первым МиГ-31 получили 786-й истребительный авиаполк в Правдинске и Центр боевого применения и подготовки личного состава авиации ПВО в Саваслейке. В процессе эксплуатации самолет постоянно совершенствовался, всего было выпущено около 500 самолетов нескольких модификаций.

   На основе базового истребителя-перехватчика МиГ-31 были разработаны следующие модификации:
   - МиГ-31М - глубокая модернизация базового МиГ-31 с новыми РЛС "Заслон-М" и авионикой (включая новые многофункциональные индикаторы), двигателями Д-30Ф6М и вооружением (может нести не четыре, а шесть УР Р-33, плюс УР средней и малой дальности). Конструктивные отличия - корневые наплывы крыла большей площади, увеличенный гаргрот и больший запас топлива, обзор из кабины улучшен, штанга топливоприемника перенесена на правый борт, рули направления - увеличенной площади и пр. Первый полет - 21 декабря 1985 года, выпущено 7 машин;
   - МиГ-31Б и МиГ-31БС - "малая модернизация" серийного самолета, преимущественно отличается доработанной системой вооружения и навигации (РЛС "Заслон-А", модернизированные УР Р-33С, УР средней дальности Р-40ТД и УР ближнего боя Р-60, приемник радиотехнической системы дальней радионавигации А-723 и усовершенствованные средства РЭБ), а также двигателями Д-30Ф6 и наличием уже установленной на заводе системы дозаправки топливом в полете с убираемой Г-образной штангой топливоприемника. МиГ-31Б выпускался серийно с 1990 года, а часть ранее выпущенных машин доработана до этого стандарта, но без системы дозаправки - это модификация МиГ-31БС;
   - МиГ-31Э - экспортный вариант самолета;
   - МиГ-31БМ - модернизированные строевые МиГ-31Б с усовершенствованным БРЭО (РЛС модернизирована до уровня РЛС "Заслон-М") и расширенной номенклатурой вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Прототипы проходили испытания с 2005 года, серийные МиГ-31БМ поставляются в ВВС России с 2008 года;
   - МиГ-31Д - экспериментальная модификация самолета, создававшаяся в рамках работы по авиационно-ракетному комплексу перехвата и способная нести противоспутниковую ракету, позже на ее базе был разработан проект МиГ-31 И "Ишим" для оперативного вывода на орбиту малых космических аппаратов;
   - МиГ-31Ф - проект многоцелевого фронтового истребителя, способного наносить высокоточные удары по наземным целям;
   - МиГ-31ЛЛ - летающая лаборатория.
  
  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-31

   Тип: двухместный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: два ТРДДФ Д-30Ф6 тягой на форсаже 15 500 кгс
   Летные характеристики: макс. скорость полета на большой высоте 3000 км/ч; макс. скорость полета у земли 1500 км/ч; макс. число М - 2,83; практический потолок 20600 м; практическая дальность полета без ПТБ - 2150, с ПТБ - 3300 км; боевой радиус действия при полете на дозвуковой скорости и наличии ПТБ - 1400 км
   Масса: пустого 21820 кг; максимальная взлетная 46 200 кг
   Размеры: размах крыла 13,456 м; длина 21,62 м; высота 6,15 м; площадь крыла 61,6 м2
   Вооружение: одна шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23М с боезапасом 260 снарядов (размещена внизу фюзеляжа по правому борту), плюс до 3000 кг боевой нагрузки - УР большой (четыре Р-33, под фюзеляжем), средней (две Р-40Т, под крылом) и малой (четыре Р-60, под крылом) дальности
Опытный истребитель Е-155МП - будущий МиГ-31
Именной МиГ-31 б/н 08, 174 ГвИАП, Мончегорск, 1985г.
МиГ-31 со штангой дозаправки ("изделие 01ДЗ"). Кубинка, апрель 1994г.
Борт "62 синий" с полным комплектом вооружения из четырех полуутопленных ракет Р-33 под фюзеляжем и двух Р-46ТД под крылом (последние используются нечасто). Также показан в выпущенном положении теплопеленгатор под носовой частью самолета.
МиГ-31Б зав. N 38401209136 б/н 74, 786 ИАП, Правдинск, 1995г.
МиГ-31Б из 786-го ИАП ВВС РФ. Правдинск, 1995г.
МиГ-31Б зав. N 38401214306 (МиГ-31БМ). Жуковский, 12 января 1999г.
Испытательный стенд катапультных МиГ-31 б/н 79.
МиГ-31
МиГ-31Б - участник авиасалона МАКС-95. Жуковский, август 1995г.
МиГ-31Э зав. N 38401208786 б/н 903. В этой окраске самолет экспонировался на МАКС'99.
МиГ-31Б ВВС Казахстана. Период 2003-07гг.