МиГ МиГ-31
Варианты:
МиГ - МиГ-31 - 1975 - Россия
Страна: Россия
Год: 1975


Двухместный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (147)
МиГ-31

  В целях борьбы с новейшими самолетами и крылатыми ракетами вероятного противника в СССР была начата программа создания современного, отличающегося высокими характеристиками истребителя-перехватчика, впоследствии получившего обозначение МиГ-31. Постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 года поручалось вести работы по трем машинам: перспективному всевысотному перехватчику Е-155МП, фронтовому разведчику-бомбардировщику Е-155МРБ и самолету-разведчику Е-155МР.
  Полномасштабное проектирование Е-155МП было начато в 1972 году, самолет по компоновке во многом был схож с МиГ-25, но в реальности представлял собой совершенно новую машину. Особенно важные отличия - двухконтурные двигатели Д-30Ф6 с форсажной камерой, прицельно-навигационный комплекс, бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой и вооружение нового поколения, новое шасси (имеет необычную конструкцию - переднее колесо на каждой тележке основных опор сдвинуто внутрь от продольной ее оси, а заднее колесо - наружу; носовая опора убирается не вперед по полету, как на МиГ-25, а назад), а также экипаж из двух человек.

  Передние створки ниш шасси используются в качестве воздушных тормозных щитков. Новое крыло имело три лонжерона, наплывы в корневой части, отклоняемые носки, закрылки и элероны по всему размаху задней его части.
  Прототип Е-155МП облетан А. В. Федотовым 16 сентября 1975 года, первый этап летных испытаний завершился в декабре 1978 года, осенью 1980 года официально завершились госиспытания, и в 1981 году МиГ-31 с бортовой РЛС "Заслон" принят на вооружение истребительной авиации ПВО СССР.
  Основу авиационного комплекса МиГ-31 составила новейшая уникальная РЛС Н007 "Заслон", являвшаяся первой в мире РЛС с фазированной антенной решеткой, установленной на серийном боевом самолете. Антенна с электронным сканированием луча создана в НИИ приборостроения, а разработчиком РЛС стало НПО "Фазотрон". РЛС могла одновременно сопровождать до 10 воздушных целей и осуществлять одновременное наведение ракет большой дальности Р-33 на четыре из них, причем наиболее приоритетные для поражения цели выбирались автоматически бортовым вычислителем "Аргон-К". Дальность обнаружения РЛС - до 300 км, а благодаря наличию на борту автоматизированной цифровой помехозащищенной аппаратуры передачи данных РК-РЛДН и АПД-518 возможна передача в реальном масштабе времени информации об обнаруженных целях на другие самолеты или наземный КП. По заявлению специалистов, данная аппаратура также позволяет использовать МиГ-31 в качестве самолета ДРЛОиУ. Пассивное средство обнаружения - поисково-следящая система на основе теплопеленгатора 8ТП с максимальной дальностью обнаружения 50 км (размещен внизу в носовой части фюзеляжа и в нерабочее время находится в убранном положении).
  Истребитель-перехватчик МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 6 мая 1981 года, в том же году начат его серийный выпуск на авиазаводе в Горьком (сегодня НАЗ "Сокол", г. Нижний Новгород). Первым МиГ-31 получили 786-й истребительный авиаполк в Правдинске и Центр боевого применения и подготовки личного состава авиации ПВО в Саваслейке. В процессе эксплуатации самолет постоянно совершенствовался, всего было выпущено около 500 самолетов нескольких модификаций.

  На основе базового истребителя-перехватчика МиГ-31 были разработаны следующие модификации:
  - МиГ-31М - глубокая модернизация базового МиГ-31 с новыми РЛС "Заслон-М" и авионикой (включая новые многофункциональные индикаторы), двигателями Д-30Ф6М и вооружением (может нести не четыре, а шесть УР Р-33, плюс УР средней и малой дальности). Конструктивные отличия - корневые наплывы крыла большей площади, увеличенный гаргрот и больший запас топлива, обзор из кабины улучшен, штанга топливоприемника перенесена на правый борт, рули направления - увеличенной площади и пр. Первый полет - 21 декабря 1985 года, выпущено 7 машин;
  - МиГ-31Б и МиГ-31БС - "малая модернизация" серийного самолета, преимущественно отличается доработанной системой вооружения и навигации (РЛС "Заслон-А", модернизированные УР Р-33С, УР средней дальности Р-40ТД и УР ближнего боя Р-60, приемник радиотехнической системы дальней радионавигации А-723 и усовершенствованные средства РЭБ), а также двигателями Д-30Ф6 и наличием уже установленной на заводе системы дозаправки топливом в полете с убираемой Г-образной штангой топливоприемника. МиГ-31Б выпускался серийно с 1990 года, а часть ранее выпущенных машин доработана до этого стандарта, но без системы дозаправки - это модификация МиГ-31БС;
  - МиГ-31Э - экспортный вариант самолета;
  - МиГ-31БМ - модернизированные строевые МиГ-31Б с усовершенствованным БРЭО (РЛС модернизирована до уровня РЛС "Заслон-М") и расширенной номенклатурой вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Прототипы проходили испытания с 2005 года, серийные МиГ-31БМ поставляются в ВВС России с 2008 года;
  - МиГ-31Д - экспериментальная модификация самолета, создававшаяся в рамках работы по авиационно-ракетному комплексу перехвата и способная нести противоспутниковую ракету, позже на ее базе был разработан проект МиГ-31 И "Ишим" для оперативного вывода на орбиту малых космических аппаратов;
  - МиГ-31Ф - проект многоцелевого фронтового истребителя, способного наносить высокоточные удары по наземным целям;
  - МиГ-31ЛЛ - летающая лаборатория.
  
  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  МиГ-31

  Тип: двухместный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: два ТРДДФ Д-30Ф6 тягой на форсаже 15 500 кгс
  Летные характеристики: макс. скорость полета на большой высоте 3000 км/ч; макс. скорость полета у земли 1500 км/ч; макс. число М - 2,83; практический потолок 20600 м; практическая дальность полета без ПТБ - 2150, с ПТБ - 3300 км; боевой радиус действия при полете на дозвуковой скорости и наличии ПТБ - 1400 км
  Масса: пустого 21820 кг; максимальная взлетная 46 200 кг
  Размеры: размах крыла 13,456 м; длина 21,62 м; высота 6,15 м; площадь крыла 61,6 м2
  Вооружение: одна шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23М с боезапасом 260 снарядов (размещена внизу фюзеляжа по правому борту), плюс до 3000 кг боевой нагрузки - УР большой (четыре Р-33, под фюзеляжем), средней (две Р-40Т, под крылом) и малой (четыре Р-60, под крылом) дальности
"Изделие 83/1" - первый прототип МиГ-31. Жуковский, сентябрь 1975 г. Обратите внимание - на самолете установлено крыло МиГ-25.
"Борт 831" с "родным" крылом.
Проектирование, постройка и испытания тяжелого истребителя-перехватчика велись в обстановке глубокой секретности. Покров над самолетом "Супер МиГ-25" приоткрыл лейтенант Виктор Беленко, угнавший в Японию перехватчик МиГ-25. По информации Беленко, новый самолет представлял собой дальнейшее развитие МиГ-25 с экипажем из двух человек и совершенно новым бортовым оборудованием.
Первый серийный МиГ-31 (сер. №0101). Конец весны 1977 г.
Принимавший участие в Госиспытаниях второй самолет второй серии (сер. № 0202). Лето 1977 г.
Четвертый серийный МиГ-31 б/н 202 (зав. N 69700102176) на испытаниях в НИИ ВВС.
Ракеты Р-33 под МиГ-31
Пуск ракеты Р-33
Ракета К-40ТД под крылом МиГ-31
Ракета Р-40ТД.
Под крыло МиГ-31 подвешивались ракеты средней дальности Р-40ТД
Пуск ракеты Р-33 с МиГ-31
"Главный калибр" МиГ-31 - ракета Р-33
Подвеска УР Р-33 на МиГ-31
Главное оружие МиГ-31 - ракета Р-33
Передняя пара ракет Р-33.
Задняя пара ракет Р-33
УР «воздух-воздух» Р-60 (на переднем плане) и Р-33
Пара ракет Р-60.
Под крыло МиГ-31 подвешивались ракеты ближнего боя Р-60М
Пусковое устройство АПУ-2-60
МиГ-31 первых серий. На пилоне - пусковое устройство АПУ-60-2НМ для пары ракет Р-60.
Один из опытных дозаправляемых "тридцать первых" и его штанга дозаправки
МиГ-31 ("изделие 01ДЗ") со штангой дозаправки.
Серийный дозаправляемый МиГ-31 ("изделие 01ДЗ")
Первый МиГ-31, полностью оснащенный для дозаправок в воздухе и дальних полетов (сер. № 5902). Штанга дозаправки выпущена
Борт 592, один из первых МиГ-31 с системой дозаправки, на испытаниях в Ахтубинске.
Многофункциональный истребитель МиГ-31БМ (первый вариант модернизации). 1998 г.
МиГ-31БМ
Модернизированный МиГ-31Б "борт 58" на показе в ЛИИ им. Громова в январе 1999г. Эту машину в печати называют МиГ-31БМ/ФЭ. Слева на ложементах ракеты Р-40ТД, Х-31 и РВВ-АЕ.
Многоцелевой МиГ-31БМ
Перехватчик МиГ-31
Свежеокрашенный "борт 58" в Жуковском в августе 1999г. Под левой консолью крыла ракеты Х-58 и РВВ-АЕ.
МиГ-31БМ
Модернизированный перехватчик МиГ-31БМ на испытаниях в ГЛИЦ. 2005 г.
Ракеты X-58 под крылом МиГ-31БМ (борт "58")
Ракеты X-31 под крылом МиГ-31БМ (борт "58")
Летающая лаборатория на базе МиГ-31. За рисунки на воздухозаборниках самолет получил прозвище "лысый лев".
"Лысый Лев" в полете.
Кабина и контейнер с аппаратурой "борта 79".
МиГ-31 первых серий в Мончегорске.
"Тамбовский волк" с тверской пропиской
МиГ-31 в ТЭЧ авиабазы
Обслуживание МиГ-31 из 790-го ИАП на аэродроме Хотилово
МиГ-31 из 790-го ИАП на боевом дежурстве
МиГ-31 с подвешенными учебными УР "воздух-воздух" Р-40Т
МиГ-31 из 763-го ИАП на боевом дежурстве. Комсомольский, первая половина 1996 г.
МиГ-31 и самоходный зенитный комплекс "Панцирь"
МиГ-31Б во всей своей красе: слева стремянка, под брюхом Р-33, под Р-33 чехлы, под чехлами техник.
На стоянке история фирмы "МиГ": истребители МиГ-3 и МиГ-31
Истребители МиГ-31 72-го Гвардейского иап, аэродром Амдерма
Именной самолет "Павел Соловьев"
Лейтенант Виктор Голов после выполнения первого самостоятельного вылета на МиГ-31
Ветераны полка у именного самолета "Александр Вильямсон" (Герой Советского Союза А.А.Вильямсон с 1958 по 1960 г командовал 764-м ИАП)
Отработка дозаправки от Ил-78 на земле
Перехватчики 3-й эскадрильи 174-го ГИАП на стоянке дежурного звена. Снимок сделан примерно в половину четвертого утра, но полярный день не знает темноты. Мончегорск, начало июля 1987 г.
Линейка МиГ-31 786-го полка. Сахалин
Совместные учения Дальней Авиации и перехватчиков МиГ-31. Один из северных аэродромов, осень 2012 г.
МиГ-31Б на стоянке 763-го ИАП. Комсомольский, март 1996 г.
МиГ-31 совершает полеты с аэродрома на Камчатке
На страже неба Камчатки
Серийный МиГ-31Б из 3958-й Гвардейской Керченской авиабазы (бывший 148-й ЦБПиПЛС авиации ПВО). Аэродром Саваслейка
Разбег МиГ-31 из 790-го ИАП. Хотилово, осенью 2008 г.
Взлетает МиГ-31 восточно-сибирского полка.
Эта фотография сделана экипажем норвежского "Ориона", перехваченного МиГом над Балтикой.
Один из перехватчиков 458-го ГИАП во время планового полета. Район Котласа, июнь 2008г.
"Без порток, но в шляпе" - еще не окрашен, но уже с ракетами. Облет свежесобранного МиГ-31 на Горьковском авиазаводе.
МиГ-31 (борт "08", "Борис Сафонов") из 458-го ГИАП после успешной стрельбы двумя ракетами Р-33 по мишени "Стриж-3". Порядок схода ракет обусловлен центровкой самолета. Полигон Ашулук, апрель 2006 г.
Во время тренировочного полета самолет пилотирует зам. командира 174-го ГИАП гв. подп-к Александр Дигаев. Лето 1987 г.
МиГ-31 865-го иап в полете над Тихим океаном
Полет отрядом
Проход отряда МиГ-31БМ над аэродромом г. Жуковский во время празднования 100-летия ВВС России
Пятерка МиГ-31 над Москвой на параде 9 мая 1995г.
МиГ-31 и Су-27 отлично дополняют друг друга при решении боевых задач
МиГ-31 часто остается в тени Су-27
МиГ-31Б в одном строю с самолетом ДРЛО А-50
Воздушный парад над Москвой 9 мая 2008г.
Отработка дозаправки от Ил-78 в воздухе
Роспуск пары перед заходом на посадку
Слив лишнего топлива перед посадкой. Район Мончегорска, лето 1987 г.
Заход на посадку
Возвращение МиГ-31 после дежурства над г.Грозным. Правдинск. 1995г.
МиГ-31Б из 790-го ИАП в момент касания ВПП. Хотилово, март 2008 г. Машина ранее входила в расформированный в 2001 г. 786-й ИАП
Посадка самолета 763-го ИАП. Комсомольский, март 1996 г.
МиГ-31 служат в Приморье бок о бок с Су-27.
В Саваслейке смешанный полк эксплуатирует МиГ-31, Су-27 и Су-30.
МиГи одного из дальневосточных полков базируются на Камчатке.
Второй опытный самолет МиГ-31Д, предназначавшийся для запуска ракеты-перехватчика космических объектов
МиГ-31 на испытаниях с дополнительными стабилизирующими поверхностями - винглетами на концах крыла.
Несмотря на плохое качество фотографии, можно увидеть наплывы, "ласты" и заделанные углубления под Р-33 на МиГ-31Д.
Воздухозаборник МиГ-31.
Правый воздухозаборник
Выпущенный левый тормозной щиток
Носовая опора шасси МиГ-31
Основные опоры шасси МиГ-31
Правая главная опора шасси.
ГШ-6-23 на МиГ-31. В нерабочем положении стволы прикрыты створкой, сзади - окно выброса стреляных гильз и звеньев.
Пушка ГШ-6-23 в обтекателе
Пушка ГШ-6-23 - оружие ближнего боя МиГ-31
23-мм пушка ГШ6-23
2500-л подвесной топливный бак
ФАР БРЛС "Заслон".
Фазированная антенная решетка - характерная особенность МиГ-31
Теплопеленгатор в убранном положении
Сопла двигателей.
Двигатель Д30Ф-6 на транспортировочной тележке
Один из экипажей 174-го ГИАП на рабочих местах в своем МиГ-31. Летчик гв. к-н Михаил Мягкий и штурман-оператор гв. к-н Владимир Богачев одеты в высотно-компенсирующие костюмы ВКК-6 с гермошлемами ГШ-6, теплоизолирующие костюмы ТЗК и высотные морские спасательные комплекты ВМСК-6. Мончегорск, лето 1985 г.
Открытые крышки фонаря кабин экипажа.