Петляков Пе-2
Варианты:
Петляков - Пе-2 - 1940 - Россия
Страна: Россия
Год: 1940


Бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
Пе-2
Пе-2Р
Пе-2
Фотографии:

Боковые проекции (35)

Пе-2

Пикирующий бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Спроектирован в КБ-29 НКВД под руководством В.М.Петлякова на базе опытного истребителя ВИ-100. Первый экземпляр ВИ-100 поднялся в небо 22 декабря 1939 г. Опытного образца ПБ-100 (с декабря 1940 г. - Пе-2) не было. Серийное производство начато в декабре 1940 г. Пе-2 строился на заводах # 22 (Москва, в эвакуации в Казани слит с заводом # 124), # 39 (Москва, затем Иркутск), # 124 (Казань), # 125 (Иркутск). Всего выпущено 11202 Пе-2 (без истребителей Пе-3 и Пе-3бис, но вместе с разведывательными и учебными вариантами).
Моторы М-105Р, М-105РА(с 22-й сер.), М-105ПФ (со 179-й сер.), М-82 (малая серия). Вооружение 4x7,62, 2x12,7+1x7,62 (с 13-й сер.), 2x12,7+3x7,62 (с 27-й сер.), 3x12,7+2x7,62 (с 83-й сер.), гранатомет с 275-й сер., бомбы до 1000 кг, до 8 PC.
В 1942 г. на части самолетов устанавливали деревянную хвостовую секцию.
Пе-2 состоял на вооружении в СССР с марта 1941 г., в Финляндии - с 1942 г., в Польше - с марта 1944 г., в Чехословакии - с января 1945 г.
Пе-2 применялся на фронте с первых дней Великой Отечественной войны, когда всего лишь один полк был укомплектован ими полностью. Их успешно использовали под Смоленском и Ельней, затем в сражении под Москвой. В значительных количествах Пе-2 применяли в 1942 г. Осенью значительные силы пикировщиков стянули под Сталинград. С 1943 г. Пе-2 - самый массовый тип бомбардировщика в советских ВВС. Их применяла и морская авиация на Балтийском, Северном и Черноморском флотах. В массовом масштабе они действовали на Курской дуге. В 1944 г. Пе-2 принимали участие во всех наступательных операциях Советской Армии.
Финляндия имела небольшое количество Пе-2, использовавшееся для патрулирования Балтийского моря. Польские и чехословацкие самолеты в боевых операциях не участвовали.
Пе-2 был снят с производства в декабре 1945 г. (бомбардировщики прекратили выпускать с июля того же года). Использовался в Финляндии до 1946 г., в Польше - до 1951 г. (отдельные учебные машины - до 1956 - 1957 гг.), в Чехословакии - до 1950 г., в СССР -до 1952 - 1953 гг.


Пе-2||
Размах:||17,11 м
Длина:||12,78 м
Моторы, количество х мощность:||2x1260 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8520 кг
Максимальная скорость:||581 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность:||1770 км

Пе-2Р

Дальний разведчик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двух-килевым оперением и убирающимся шасси. Экипаж - 3 чел. Разведывательный вариант пикирующего бомбардировщика. Самолет Пе-2 был создан в КБ-29 Спецтехотдела НКВД под руководством В.М. Петлякова на базе опытного высотного истребителя ВИ-100. Первый ВИ-100 поднялся в небо 22 декабря 1939 г. Опытного образца бомбардировщика Пе-2 не было, с декабря 1940 г. его начали сразу строить серией. Пробную переделку в разведчик выполнили в августе 1941 г. на заводе № 22 в Москве. Разведчики отличались отсутствием тормозных решеток, увеличенным запасом горючего, выпуклыми створками бомбоотсека, улучшенной отделкой и усовершенствованным оборудованием. Существовало несколько вариантов комплектации фотоаппаратурой, включая импортные фотокамеры (с 1942 г.). С августа 1942 г. были введены сбрасываемые подвесные бензобаки. Пе-2Р изготовлялись на заводах № 22 (Москва, позднее Казань), № 39 (Москва, позднее Иркутск) и № 125 (Иркутск) по одной-две машины в каждой серии бомбардировщиков. Всего было построено более 1500 Пе-2Р. Кроме этого, осуществлялась переделка в воинских частях и ПАРМ, в т.ч. бомбардировщиков с моторами М-82Ф (АШ-82Ф).
Пе-2Р состоял на вооружении только в СССР, с осени 1941 г.
Поскольку разведчики выпускались параллельно с бомбардировщиками, то имели отличия соответствующих серий по моторам, вооружению, оборудованию и планеру. Двигатели М-105Р, М-105РА,М-105ПФ. Вооружение 2x12,7+ 1x7,62, 2x12,7+3x7,62, 3x12,7+2x7,62, бомбы до 1000 кг, на поздних сериях - гранатомет ДАГ-10.
Пе-2Р являлся основным типом дальнего разведчика советских ВВС и морской авиации. Бомбардировщики Пе-2 применялись в качестве разведчиков с первых дней Великой Отечественной войны. Переоборудованные машины начали использоваться на Западном фронте с июля 1941 г. С осени того же года к ним добавились Пе-2Р заводской постройки, которые использовались на всех уровнях - от обычных бомбардировочных полков до дальнеразведывательных полков Ставки ВГК. Разведчики Петлякова принимали активное участие во всех операциях, проводившихся Красной Армией в годы войны, вплоть до завершения боевых действий против Японии. В частности, перед началом наступления под Сталинградом воздушная разведка сфотографировала всю полосу обороны противника. Подобные мероприятия проводились потом перед Курской битвой и перед началом наступления в Белоруссии. Начиная с 1943 г. Пе-2Р постепенно применялись совместно с разведчиками на базе A-20, B-25 и Ту-2, но не были вытеснены ими. Они участвовали в подготовке Берлинской операции, а затем в боевых действиях на Дальнем Востоке.
Производство Пе-2Р прекратили в июле 1945 г. (вместе с бомбардировщиками). Последние самолеты эксплуатировались до 1952 - 1953 гг.


Пе-2Р (с моторами М-105ПФ)||
Размах:||17,11 м
Длина:||12,78 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1260 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||7603 кг
Максимальная скорость:||580 км/ч
Практический потолок:||8800 м
Дальность:||1200 км

Пе-2

<...>
   В конце мая 1940 года было принято решение об изменении предназначения самолета: вместо высотного истребителя потребовался пикирующий бомбардировщик с экипажем из трех человек. Пикирующий бомбардировщик получил рабочее обозначение ПБ-100. К этому времени от гермокабины окончательно отказались, самолет перекомпоновали под экипаж из трех человек. Рабочее место штурмана организовали впереди и ниже пилота, внизу носовой части фюзеляжа. В прототип ПБ-100 доработали опытный ВИ-100. По результатам испытаний бомбардировщик запустили в серию под обозначением Пе-2. Из Пе-2 получился великолепный фронтовой бомбардировщик. Фюзеляж в сравнении с ПБ-100 изменился не сильно, за исключением кабины: летчика сместили к левому борту, а штурмана разместили на вращающемся сиденье за пилотом ближе к правому борту.

   При необходимости штурман имел возможность переместиться в носовую часть фюзеляжа к бомбардировочному прицелу. Третий член экипажа, стрелок-радист, размещался в отдельном отсеке за фюзеляжным топливным баком.
   Первый серийный Пе-2 выполнил первый полет 18 ноября 1942 года, к 22 июня 1941 года было построено 488 самолетов, из которых 65 находилось в строевых частях. С конца апреля 1941 года Пе-2 стал стандартным фронтовым бомбардировщиком ВВС РККА. До окончания серийного производства в 1945 году построено 11 427 самолетов Пе-2 всех модификаций. После войны Пе-2 состояли на вооружении в Чехословакии (под обозначением B-32), Польше и Югославии.


Варианты

   Пе-2(*) : первый полет выполнил в октябре 1940 года; оснащен моторами ВК-105ТК, оборудован внутренним бомбоотсеком для четырех 500-кг бомб, на серийных машинах монтировались автоматические щелевые предкрылки, от которых, впрочем, быстро отказались
   Пе-2Ш: штурмовик, конверсия прототипа ВИ-100 с двумя 20-мм пушками ШВАК и одним 12,7-мм пулеметом
   Пе-2МВ: вариант с двумя 20-мм пушками ШВАК и двумя 12,7-мм пулеметами в подфюзеляжной гондоле, бомбоотсека нет, один 7,62-мм пулемет установлен на турели в задней кабине
   Пе-2ФТ («Фронтовое Требование»): стандартный серийный вариант с 1942 года; уменьшена площадь остекления носовой части фюзеляжа, не установлены тормозные решетки, внесен ряд изменений в конструкцию и вооружение
   Пе-2 Параван: вариант с устройством для резки тросов аэростатов заграждения; с тросами, растянутыми между носом фюзеляжа и законцовками крыла
   Пе-2ФЗ («Фронтовое Задание»): небольшое количество построено в 1943 году, изменена кабина штурмана, в которой установлена турель с двумя 12,7-мм пулеметами
   Пе-2Б: стандартный серийный вариант с 1944 года; внесены изменения в конструкцию и бортовое оборудование; вооружение - три 12,7-мм и один 7,62-мм пулеметы
   Пе-2Р (*): трехместный дневной разведчик; оснащен тремя - четырьмя фотоаппаратами, вооружен тремя 12,7-мм пулеметами, установлены моторы ВК-107А
   Пе-2Р (**): трехместный дневной разведчик образца 1944 года; как Пе-2Р (*), но с вооружением из трех 20-мм пушек ШВАК и с моторами ВК-107А
   Пе-2К: вариант с крылом, мотогондолами и шасси от Пе-2И, установлены моторы ВК-105ПФ-1
   Пе-2РД: один Пе-2, оснащенный дополнительным ЖРД РД-1 тягой 300 кг, установленным в хвостовой части фюзеляжа для улучшения взлетных характеристик; проходил испытания в 1943-1945 годах; работами по установке ЖРД на Пе-2 руководил будущий главный конструктор ракетно-космических систем С. П. Королев
   Пе-2Д: бомбардировщик с экипажем из трех человек и моторами ВК-107А, построен в сентябре 1944 года
   Пе-2(**): бомбардировщик образца 1944 года с моторами ВК-107А и массой бомбовой нагрузки 2000 кг; вооружение - три 20-мм пушки ШВАК
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Пе-2ФТ

   Тип: бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: два мотора жидкостного охлаждения ВК-105ПФ мощностью по 1260 л. с. (940 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4000 м - 580 км/ч; практический потолок 9000 м; дальность 1770 км
   Масса: пустого 6200 кг; максимальная взлетная 8520 кг
   Размеры: размах крыла 17,11 м; длина 12,78 м; высота 3,42 м; площадь крыла 40,50 м2
   Вооружение: пулеметы и/или пушки в зависимости от модификации, до 1000 кг бомб
Пе-2
Пе-2 ранних серий
A Pe-2 (early production series) of the 46 BAP (Bomber Aviation Regiment), Moscow Military District, winter 1941-42. Note worn white distemper winter finish.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 ранних серий
Бомбардировщик Пе-2 из 40-го бап ВВС Черноморского флота, осень 1941г.
Пе-2 из 128-го бап
Пе-2, разведывательный вариант, 128 ббап, январь 1942г.
Пе-2 из состава 73-го бап ВВС КБФ.
Пе-2 б/н 31 из 3 АЭ 73 БАП, аэродром Круглово, июль 1942г.
Пе-2 из 1-й АЭ 29-го БАП ВВС СФ. Экипаж: сержанты В.Бондарь, К.Вторин и Д.Беднов. Принимал участие в налетах на Киркенес в апреле 1943г. На шайбах киля зимой-весной 1943г. нес номер эскадрильи. 26 июля 1943г. самолет не вернулся из боевого вылета
Пе-2(ФТ) 35-го СБАП. Волховский фронт, март 1942 г.
Пе-2 Марии Долиной. 125-го ГБАП, февраль 1944 r.
Пе-2-разведчик "2 голубой" (зав. N 14/177), 3-я АЭ, весна 1944г. 6 июля 1944г. экипаж Семенова не вернулся на этой машине из боевого вылета. Бортовой номер сначала был белым, а когда подвернулась голубая краска, внутренняя часть была закрашена.
Пе-2 Гв.капитана К.Мулюкина из 82-го Гв.БАП
Пе-2 из состава 40го бап ВВС ЧФ.
Пе-2 205-й серии командира 40-го БАП Героя Советского Союза подполковника И.Е.Корзунова. Сокологорное, Южная Таврия, апрель-май 1944г.
Pe-2FT of the 73 BAP of the VVS (Air Force) of the KBF (Red Banner Baltic Fleet) operating in the Leningrad area, February-March 1942.
Pe-2FT of the 34 GvBAP, Poland, August 1945. Donated by the inhabitants of Leningrad, the inscription reads "Leningrad-Konigsberg".
На фюзеляже этого Пе-2 написан маршрут следования: "Ленинград - Кенигсберг". Оба города ныне именуются иначе. Эта "Пешка" в конце войны состояла в одном из полков 1-й Воздушной армии и действовала с аэродромов в Польше по объектам на территории Восточной Пруссии.
Пе-2 поздних серий
Пе-2 220-й серии (зав. N 3/220), принадлежавший 161 Гв. БАП 2 гв. БАК. Командир экипажа гв. л-т Матвеев, 20 февраля 1944г.
Пе-2 256-й серии (зав. N 7/256), принадлежавший 125 Гв. БАП 4 гв. БАД. Командир экипажа гв. мл.л-т Шеликова. Аэродром Балбасово, 2 июля 1944г.
Пе-2Р из 10-го ОРАП, на котором в период операции «Багратион» летал В.А. Демидов
Pe-2FT of the 12 GvPAP (Guards Dive Bomber Aviation Regiment) of the VVS KBF, Gulf of Finland, 1944. Note stylised national insignia.
Пе-2, разведывательный вариант, 162 гв. бап, лето 1943г., Украина, летчик Салмин С.А., штурман Колотилов В.В.
Пе-2-разведчик "4 красный", 3-я АЭ, осень 1944г. Механик - В.Силантьев.
Пе-2 из состава 12-го ГвБАП КБФ. Особенность самолета - на левой мотогондоле кок винта зеленый с желтым носком (примерно 1/5 длины кока)
Пе-2 "голубая 1" 82-го Гвардейского Берлинского орденов Суворова и Кутузова БАП 1-ой Гвардейской Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого БАД. Аэродром Асперн (Австрия), лето 1945г.
Пе-2ФТ одного из бомбардировочных авиаполков ВВС СССР, конец Второй мировой войны.
Пе-2 командира 6-го БАК. Асперн (Австрия).
Пе-2 "желтый 73" из 2-й аэ уап ХВАУШ. 1950-52гг. Штатный экипаж: пилот - курсант Кривенко, штурман - курсант Шаповалов.
Pe-2 (PE-211) while being operated by the 2nd Flight of 48 Bomber Sqn (Pommituslentolaivue 48) of the Finnish Air Force (Suomen Ilmavoimat), Onttola, autumn 1944. Captured by the Wehrmacht in the Soviet Union, this Pe-2 was supplied to Finland in December 1941.
Этот PE-211 - один из трех Пе-2 ранней постройки, захваченных финнами и состоявших на вооружении подразделения PLeLv 48 ВВС Финляндии. Законцовки крыла, коки винтов и полоса вокруг фюзеляжа - желтые, как на всех самолетах союзников Германии, действовавших на Восточном фронте. На самолете PE-211 установлен автоматический радиокомпас, рамочная антенна которого расположена под фюзеляжем. Самолет использовался для ведения стратегической разведки с аэродрома Онттола.
Pe-2FT of the 3 PLB (Dive Bomber Regiment), 1st Polish Composite Air Corps, summer 1945, this being one of three Polish Pe-2-equipped units.
В авиации Польши Пе-2 эксплуатировались до 1946 года, затем самолеты передали в новые ВВС Polskie Wojska Lotnicze. Летчиков, воевавших в составе британских ВВС и ВВС других стран Запада, в эти новые ВВС чаще всего не принимали. Изображен Пе-2ФТ конца 1940-х годов.