Петляков Пе-2
Варианты:
Петляков - Пе-2 - 1940 - Россия
Страна: Россия
Год: 1940


Бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
Пе-2
Пе-2Р
Пе-2
Фотографии:

Ч/б фото (143)

Пе-2

Пикирующий бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Спроектирован в КБ-29 НКВД под руководством В.М.Петлякова на базе опытного истребителя ВИ-100. Первый экземпляр ВИ-100 поднялся в небо 22 декабря 1939 г. Опытного образца ПБ-100 (с декабря 1940 г. - Пе-2) не было. Серийное производство начато в декабре 1940 г. Пе-2 строился на заводах # 22 (Москва, в эвакуации в Казани слит с заводом # 124), # 39 (Москва, затем Иркутск), # 124 (Казань), # 125 (Иркутск). Всего выпущено 11202 Пе-2 (без истребителей Пе-3 и Пе-3бис, но вместе с разведывательными и учебными вариантами).
Моторы М-105Р, М-105РА(с 22-й сер.), М-105ПФ (со 179-й сер.), М-82 (малая серия). Вооружение 4x7,62, 2x12,7+1x7,62 (с 13-й сер.), 2x12,7+3x7,62 (с 27-й сер.), 3x12,7+2x7,62 (с 83-й сер.), гранатомет с 275-й сер., бомбы до 1000 кг, до 8 PC.
В 1942 г. на части самолетов устанавливали деревянную хвостовую секцию.
Пе-2 состоял на вооружении в СССР с марта 1941 г., в Финляндии - с 1942 г., в Польше - с марта 1944 г., в Чехословакии - с января 1945 г.
Пе-2 применялся на фронте с первых дней Великой Отечественной войны, когда всего лишь один полк был укомплектован ими полностью. Их успешно использовали под Смоленском и Ельней, затем в сражении под Москвой. В значительных количествах Пе-2 применяли в 1942 г. Осенью значительные силы пикировщиков стянули под Сталинград. С 1943 г. Пе-2 - самый массовый тип бомбардировщика в советских ВВС. Их применяла и морская авиация на Балтийском, Северном и Черноморском флотах. В массовом масштабе они действовали на Курской дуге. В 1944 г. Пе-2 принимали участие во всех наступательных операциях Советской Армии.
Финляндия имела небольшое количество Пе-2, использовавшееся для патрулирования Балтийского моря. Польские и чехословацкие самолеты в боевых операциях не участвовали.
Пе-2 был снят с производства в декабре 1945 г. (бомбардировщики прекратили выпускать с июля того же года). Использовался в Финляндии до 1946 г., в Польше - до 1951 г. (отдельные учебные машины - до 1956 - 1957 гг.), в Чехословакии - до 1950 г., в СССР -до 1952 - 1953 гг.


Пе-2||
Размах:||17,11 м
Длина:||12,78 м
Моторы, количество х мощность:||2x1260 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8520 кг
Максимальная скорость:||581 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность:||1770 км

Пе-2Р

Дальний разведчик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двух-килевым оперением и убирающимся шасси. Экипаж - 3 чел. Разведывательный вариант пикирующего бомбардировщика. Самолет Пе-2 был создан в КБ-29 Спецтехотдела НКВД под руководством В.М. Петлякова на базе опытного высотного истребителя ВИ-100. Первый ВИ-100 поднялся в небо 22 декабря 1939 г. Опытного образца бомбардировщика Пе-2 не было, с декабря 1940 г. его начали сразу строить серией. Пробную переделку в разведчик выполнили в августе 1941 г. на заводе № 22 в Москве. Разведчики отличались отсутствием тормозных решеток, увеличенным запасом горючего, выпуклыми створками бомбоотсека, улучшенной отделкой и усовершенствованным оборудованием. Существовало несколько вариантов комплектации фотоаппаратурой, включая импортные фотокамеры (с 1942 г.). С августа 1942 г. были введены сбрасываемые подвесные бензобаки. Пе-2Р изготовлялись на заводах № 22 (Москва, позднее Казань), № 39 (Москва, позднее Иркутск) и № 125 (Иркутск) по одной-две машины в каждой серии бомбардировщиков. Всего было построено более 1500 Пе-2Р. Кроме этого, осуществлялась переделка в воинских частях и ПАРМ, в т.ч. бомбардировщиков с моторами М-82Ф (АШ-82Ф).
Пе-2Р состоял на вооружении только в СССР, с осени 1941 г.
Поскольку разведчики выпускались параллельно с бомбардировщиками, то имели отличия соответствующих серий по моторам, вооружению, оборудованию и планеру. Двигатели М-105Р, М-105РА,М-105ПФ. Вооружение 2x12,7+ 1x7,62, 2x12,7+3x7,62, 3x12,7+2x7,62, бомбы до 1000 кг, на поздних сериях - гранатомет ДАГ-10.
Пе-2Р являлся основным типом дальнего разведчика советских ВВС и морской авиации. Бомбардировщики Пе-2 применялись в качестве разведчиков с первых дней Великой Отечественной войны. Переоборудованные машины начали использоваться на Западном фронте с июля 1941 г. С осени того же года к ним добавились Пе-2Р заводской постройки, которые использовались на всех уровнях - от обычных бомбардировочных полков до дальнеразведывательных полков Ставки ВГК. Разведчики Петлякова принимали активное участие во всех операциях, проводившихся Красной Армией в годы войны, вплоть до завершения боевых действий против Японии. В частности, перед началом наступления под Сталинградом воздушная разведка сфотографировала всю полосу обороны противника. Подобные мероприятия проводились потом перед Курской битвой и перед началом наступления в Белоруссии. Начиная с 1943 г. Пе-2Р постепенно применялись совместно с разведчиками на базе A-20, B-25 и Ту-2, но не были вытеснены ими. Они участвовали в подготовке Берлинской операции, а затем в боевых действиях на Дальнем Востоке.
Производство Пе-2Р прекратили в июле 1945 г. (вместе с бомбардировщиками). Последние самолеты эксплуатировались до 1952 - 1953 гг.


Пе-2Р (с моторами М-105ПФ)||
Размах:||17,11 м
Длина:||12,78 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1260 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||7603 кг
Максимальная скорость:||580 км/ч
Практический потолок:||8800 м
Дальность:||1200 км

Пе-2

<...>
   В конце мая 1940 года было принято решение об изменении предназначения самолета: вместо высотного истребителя потребовался пикирующий бомбардировщик с экипажем из трех человек. Пикирующий бомбардировщик получил рабочее обозначение ПБ-100. К этому времени от гермокабины окончательно отказались, самолет перекомпоновали под экипаж из трех человек. Рабочее место штурмана организовали впереди и ниже пилота, внизу носовой части фюзеляжа. В прототип ПБ-100 доработали опытный ВИ-100. По результатам испытаний бомбардировщик запустили в серию под обозначением Пе-2. Из Пе-2 получился великолепный фронтовой бомбардировщик. Фюзеляж в сравнении с ПБ-100 изменился не сильно, за исключением кабины: летчика сместили к левому борту, а штурмана разместили на вращающемся сиденье за пилотом ближе к правому борту.

   При необходимости штурман имел возможность переместиться в носовую часть фюзеляжа к бомбардировочному прицелу. Третий член экипажа, стрелок-радист, размещался в отдельном отсеке за фюзеляжным топливным баком.
   Первый серийный Пе-2 выполнил первый полет 18 ноября 1942 года, к 22 июня 1941 года было построено 488 самолетов, из которых 65 находилось в строевых частях. С конца апреля 1941 года Пе-2 стал стандартным фронтовым бомбардировщиком ВВС РККА. До окончания серийного производства в 1945 году построено 11 427 самолетов Пе-2 всех модификаций. После войны Пе-2 состояли на вооружении в Чехословакии (под обозначением B-32), Польше и Югославии.


Варианты

   Пе-2(*) : первый полет выполнил в октябре 1940 года; оснащен моторами ВК-105ТК, оборудован внутренним бомбоотсеком для четырех 500-кг бомб, на серийных машинах монтировались автоматические щелевые предкрылки, от которых, впрочем, быстро отказались
   Пе-2Ш: штурмовик, конверсия прототипа ВИ-100 с двумя 20-мм пушками ШВАК и одним 12,7-мм пулеметом
   Пе-2МВ: вариант с двумя 20-мм пушками ШВАК и двумя 12,7-мм пулеметами в подфюзеляжной гондоле, бомбоотсека нет, один 7,62-мм пулемет установлен на турели в задней кабине
   Пе-2ФТ («Фронтовое Требование»): стандартный серийный вариант с 1942 года; уменьшена площадь остекления носовой части фюзеляжа, не установлены тормозные решетки, внесен ряд изменений в конструкцию и вооружение
   Пе-2 Параван: вариант с устройством для резки тросов аэростатов заграждения; с тросами, растянутыми между носом фюзеляжа и законцовками крыла
   Пе-2ФЗ («Фронтовое Задание»): небольшое количество построено в 1943 году, изменена кабина штурмана, в которой установлена турель с двумя 12,7-мм пулеметами
   Пе-2Б: стандартный серийный вариант с 1944 года; внесены изменения в конструкцию и бортовое оборудование; вооружение - три 12,7-мм и один 7,62-мм пулеметы
   Пе-2Р (*): трехместный дневной разведчик; оснащен тремя - четырьмя фотоаппаратами, вооружен тремя 12,7-мм пулеметами, установлены моторы ВК-107А
   Пе-2Р (**): трехместный дневной разведчик образца 1944 года; как Пе-2Р (*), но с вооружением из трех 20-мм пушек ШВАК и с моторами ВК-107А
   Пе-2К: вариант с крылом, мотогондолами и шасси от Пе-2И, установлены моторы ВК-105ПФ-1
   Пе-2РД: один Пе-2, оснащенный дополнительным ЖРД РД-1 тягой 300 кг, установленным в хвостовой части фюзеляжа для улучшения взлетных характеристик; проходил испытания в 1943-1945 годах; работами по установке ЖРД на Пе-2 руководил будущий главный конструктор ракетно-космических систем С. П. Королев
   Пе-2Д: бомбардировщик с экипажем из трех человек и моторами ВК-107А, построен в сентябре 1944 года
   Пе-2(**): бомбардировщик образца 1944 года с моторами ВК-107А и массой бомбовой нагрузки 2000 кг; вооружение - три 20-мм пушки ШВАК
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Пе-2ФТ

   Тип: бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: два мотора жидкостного охлаждения ВК-105ПФ мощностью по 1260 л. с. (940 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4000 м - 580 км/ч; практический потолок 9000 м; дальность 1770 км
   Масса: пустого 6200 кг; максимальная взлетная 8520 кг
   Размеры: размах крыла 17,11 м; длина 12,78 м; высота 3,42 м; площадь крыла 40,50 м2
   Вооружение: пулеметы и/или пушки в зависимости от модификации, до 1000 кг бомб
Серийный Пе-2 завода N 39, 1941 г. Пе-2 - краса и гордость ВВС РККА накануне войны. Несмотря на ряд очевидных недостатков, по ряду показателей эта машина осталась непревзойденной в своем классе до самого конца Второй Мировой войны.
Современные бомбардировщики - Пе-2 и Пе-8 к 1941г. только начали поступать в боевые части и фатически еще не были освоены личным составом
Головной серийный ПБ-100 зав. №390101 (с 6 декабря 1940 г. - Пе-2)
Пикирующий бомбардировщик Пе-2
82-мм реактивные снаряды РС-82 были широко распространенным видом авиационных средств поражения в советских ВВС в годы Великой Отечественной войны. РС-82 достаточно прост по своей конструкции и состоит из головной боевой части с зарядом ВВ и реактивной части с пороховым реактивным двигателем. Он был принят на вооружение советских ВВС в декабре 1937 года, их массовое применение оказалось сюрпризом для Вермахта. Зачастую под каждой консолью крыла подвешивали четыре PC.
На данной фотографии изображен самолет одной из ранних серий - хорошо виден расположенный внизу люк, посредством которого пилот и штурман попадали в кабину. Люк откидывался вперед-вниз и имел ступеньку. Стрелок-радист же попадал в свою кабину через другой нижний люк, расположенный в секции Ф-3 фюзеляжа. По бортам в носовой части фюзеляжа вначале были установлены два неподвижных 7,62-мм пулемета ШКАС, стрельбу из которых вел пилот (боезапас - по 500 патронов на пулемет).
Экипаж Пе-2 40-го БАП после боевого вылета. Снимок сделан в марте 1944г.
Экипаж Пе-2 из 128-го бап: Г.П.Бахвалов, О.В.Тапханаев и И.Т.Ржевский изучают по карте район предстоящего бомбометания
Экипаж лучшего пикировщика ВВС Северного флота. Слева направо: штурман - лейтенант М.И.Шамаев, командир экипажа - старший лейтенант И.В.Гаркушенко и стрелок-радист - сержант А.Жук. Зима 1941-1942гг.
"Отличительный" разведывательный экипаж мл. л-та Моисеева К.В.
Пе-2 выпуска 1941г., январь 1942г., экипаж мл. лейтенанта Мусинского Н.С. из 128 ббап.
И самолеты есть, да летать некому. И летчики есть, да воевать не умеют... Освоение Пе-2 затянулось на 2 месяца в самое горячее время - август-сентябрь 1941г. Экипаж капитана Романова
Летчики 2-го АПФР ГК КА, 1941г.
Летный состав группы капитана Столярова, Мигалово
Авиабомбы под крылом "пешки". В переднем ряду советские "фугаски" ФАБ-100св и ФАБ-100цк, во втором - трофейные немецкие бомбы
Подготовка бомбардировщика Пе-2 ВВС ЧФ к боевому вылету
Обучение подвеске авиабомб ФАБ-250 на Пе-2 в ВВА имени профессора Н.Е.Жуковского
Подвеска 50-килограммовых фугасных бомб под Пе-2 перед вылетом на боевое задание.
Фугаски ФАБ-250св перед подвеской на бомбардировщик Пе-2
Подвеска бомб
Четыре ФАБ-250 на внешней подвеске Пе-2
Две ФАБ-500 под фюзеляжем
Заправка Пе-2 горючим перед боевым вылетом, зима 1941-1942гг.
На момент нападения Германии на Советский Союз в войсках имелось незначительное количество самолетов Пе-2, которые по своим скоростным характеристикам не уступали новейшему на то время немецкому истребителю Bf 109E. За весь 1941 год было выпущено 1867 самолетов Пе-2, а общий выпуск машин за годы войны составил 11430 самолетов.
Финский Пе-2 (PE-212) из 1/LeLv 48, июль 1942г.
Petlyakov Pe-2 PE-211 of PLeLv 48 parked at Vesivehmaa in September 1944. On October 2, 1944, this machine flew the only mission of the type in Lapland, photographing Kemi air base.
Пе-2 из состава ВВС 14-й Армии СФ выруливает на старт. Аэродром Ваенга. Справедливости ради, необходимо заметить, что, несмотря на вполне очевидные первоначальные успехи, в дальнейшем карьера Пе-2 и тяжелых истребителей Пе-3 в Заполярье не была расцвечена яркими эпизодами. Причиной были тяжелые метеоусловия на ТВД, сложность эксплуатации самолета и, самое главное, очень высокая скорость пикирования (до 680-690 км/ч) с выпущенными тормозными решетками, что сильно затрудняло прицельное бомбометание.
Пе-2 прогревает моторы перед взлетом.
Наиболее успешно при обороне Киева на Пе-2 действовал 48-й БАП
An early production Pe-2 captured by the Wehrmacht during the opening weeks of the Soviet-German conflict
Бомбардировщик Пе-2 заходит на бомбометание
The PE-2 Low Attack and Dive-Bomber Monoplane (two 1,100 h.p. M-105R engines).
Популярная в войсках "пешка" строилась в весьма большом количестве - на конец войны заводы советской авиационной промышленности выпустили 11430 самолетов разных модификаций. На переднем плане на фотографии - самолет Пе-2 одной из ранних серий.
Разведчик Пе-2Р возвращается на аэродром после выполнения боевого задания
Пе-2, разведывательный вариант, видны вырезы в створках бомболюка для АФА, экипаж ст. лейтенанта Орлова Я.Н., 1-й Прибалтийский фронт, август 1944г.
Экипаж бомбардировщика Пе-2 после боевого вылета
Экипаж старшего лейтенанта А.Ракова (11-й орап) у самолета Пе-2Р
Экипаж старшего лейтенанта П.Н. Шинкарева (11-й орап) у самолета
Пе-2Р из 2-го драп ВГК
Пе-2 ВВС Черноморского флота на южном участке советско-германского фронта перед вылетом, осень (лето?) 1941г.
Пе-2 из состава 5-го СБАП. Этот полк к началу войны успел получить наибольшее количество бомбардировщиков данного типа в ВВС приграничных округов
Пе-2 выпуска 1941г. со снятой "черепахой", зима 1941-42гг., 128 ббап.
Командир эскадрильи Пе-2 капитан И.Е.Корзунов у своего бомбардировщика
Установка пулемета после чистки на Пе-2
A close-up of a Pe-2FT showing clearly the glazed and flattened underside of the fuselage nose.
Petlyakov Pe-2.
Пе-2, разведывательный вариант, лето 1942г.
Предполетный осмотр самолета Пе-2. За годы войны полевые авиаремонтные мастерские (ПАРМ) проделали огромную работу: в полевых условиях произвели более 400 ремонтов самолетов различной степени сложности, заменили 270 авиамоторов.
Пе-2Р с подвесными баками из 164-го гв. орап
Подвеска топливного бака на Пе-2
Установка фотоаппарата АФА-1 на самолет Пе-2Р
Подчас содержимое кассет АФА было ценнее самого самолета. Выпуклые створки фотоотсека и подвесные баки - характерные черты Пе-2-разведчиков.
Подготовка к вылету самолета-разведчика Пе-2 на аэродроме Красный холм. Курская битва, 1943 г.
Установка фотоаппарата в бомбоотсек Пе-2Р
В.А. Демидов у своего Пе-2Р
"Пешка" из состава 2 АПДР ГК КА, 1942г. Специалист по вооружению (слева) готовит самое мощное оборонительное средство - "эрэсы" для стрельбы назад.
Перед боевым вылетом
Доклад экипажа Пе-2 о выполненном задании, 1941г.
После вылета
Тренировки в дегазации авиатехники все еще считались актуальными в сентябре 1944г.
Пятизарядная ракетно-орудийная батарея под крылом "пешки"
Ракетные снаряды РОС-82 на орудиях РО-82 на фюзеляже Пе-2 для стрельбы назад
Четырехорудийная ракетная управляемая батарея РУБ-4 на астроколпаке стрелка Пе-2
Ограниченно подвижная ракетно-управляемая батарея РУБ-2Л на пулеметной установке для прикрытия ЗПС бомбардировщика Пе-2
"Пешка", доработанная "по Помазанскому" - установка РС для стрельбы в сторону атакующих истребителей спасла немало экипажей. Позже этот вариант использовали и в других полках.
An early production Pe-2 taxying for take-off during operations from a forward airstrip during the summer of 1942
Пе-2 с турелью ВУБ-1. 73-й бап ВВС Балтийского флота, февраль 1942 г. Обратите внимание на временный зимний камуфляж
Пе-2 из 110-й производственной серии. Новые машины стали обозначать Пе-2ФТ - по названию стрелковой установки с 12,7-мм пулеметом, которой управлял штурман. Остекление носовой части фактически отсутствует.
Экипаж Пе-2 к полету готов!
К моменту возвращения из госпиталя на фронт Тимофея Пунева, Пе-2 - самолет его мечты - заметно изменился. Возросший полетный вес потребовал установки новых двигателей ВК-105ПФ, которые несколько улучшили скоростные характеристики "пешки". Но самое главное - была радикально улучшена обороноспособность пикирующего бомбардировщика, получившего турельную установку ВУБ-1, оснащенную мощным крупнокалиберным пулеметом Березина.
Однако, реально Пе-2 мог считаться скоростным бомбардировщиком только в 1941г. Уже в 1942г. появившиеся новые модификации немецких истребителей Bf109 и FW190 без особого труда догоняли и расправлялись с "пешками", силовым установкам которых явно не хватало мощности.
A Pe-2FT displaying the Order of the Red Banner emblem on the fuselage nose.
ВВС Финляндии использовали семь трофейных Пе-2 и один Пе-3, полученные из Германии. На фотографии - самолет с желтой полосой вокруг фюзеляжа, обозначающей театр военных действий - Восточный фронт. Только один финский Пе-2 пережил войну.
Стрелок-радист размещался на Пе-2 ближе к хвостовой части, в верхней части фюзеляжа над местом стрелка имелся люк, в бортах - иллюминаторы, внизу был установлен пулемет.
Экипаж 3-й эскадрильи (слева направо): командир И.Голубничий (в 1946г. ставший ГСС), штурман Ю.Дерябичев и стрелок-радист А.Воскобойников.
Petlyakov Pe-2.
Выпущенный Иркутским авиазаводом предсерийный Пе-2, оснащенный турелью с пулеметом УБТ, из 35-го СБАП после вынужденной посадки на передовом аэродроме истребителей в Серебренницах. Март 1942 г.
Истребитель МиГ-3 среди других боевых самолетов ВВС РККА в демонстрационном зале БНТ ЦАГИ
Bf 109G-2 № 13689 (на переднем плане) среди экспонатов, выставленных в зале Бюро новой техники (на московской территории ЦАГИ)
Эскадрилья советских пикировщиков идет на выполнение боевого задания.
A formation of Pe-2FTs flying with aft-firing ventral gun deployed. This gun was fired by the radio operator and aimed by means of a periscopic sight.
Самолет Пе-2 готов к удару по противнику. Этот советский пикирующий бомбардировщик был оснащен авиабомбами и пулеметной установкой для защиты задней полусферы, и именно "Пешка", производившаяся в большом количестве, наносила основные удары по германским войскам.
«Пешки» на пути к цели
Один из механиков 587-го БАП возле Пе-2
Инженер полка на фоне одной из наших красавиц. Украина, лето 44-го.
Командир звена бомбардировщиков Пе-2 Мария Долина, ставшая Героем Советского Союза. Май 1945 г.
Бомбардировщик Пе-2 125-го ГБАП, весна 1944 года. На борту самолета видна нарисованная пикирующая ласточка
М. Долина (третья слева) с боевыми товарищами возле своего самолета
У самолета Антонины Спицыной
Личный состав 587-го БАП у самолета Пе-2. Судя по тому, что почти ни у кого на форме еще нет погонов, снимок сделан весной 1943 года.
Постановка боевой задачи, лето 1943 г.
Девушки из 587-го (125-го) БАП у самолета Пе-2. В центре - летчица Валентина Кравченко, представленная к званию Героя России спустя 50 лет после окончания войны
Пе-2 125-го ГБАП, зима 1943-1944 гг.
Экипаж именного самолета-разведчика 39 ОРАП (слева направо): командир И.М.Глыга, стрелок-радист К.Н.Семичев и штурман С.П.Минаев
Пе-2, лето 1943г., 162 гв. бап 854 бап, летчик М.Борисов. У самолета стрелок М.Болдаев, видна антенна РПК-10М.
В составе полка служили и мужчины. Они, в основном, были техниками самолетов и воздушными стрелками-радистами
Экипаж Анатолия Попова вернулся с боевого задания, зима 1943/44.
Экипаж гв. капитана Дунаевского среди летного и технического состава, 1945г.
Пе-2 до 205-й серии с коллектором на двигателях. Аэродром Николаевка, авиация ТОФ
Стандартным стрелковым вооружением Пе-2 первых серий - исключая шесть первых самолетов выпуска завода №39 - были четыре 7,62-мм пулемета ШКАС: два неподвижных в носовой части (по 500 патронов, управление осуществлял пилот), один - на турельной установке ТСС-1 у штурмана (750 патронов); один - в стрелковой установке под фюзеляжем рядом с кабиной стрелка-радиста (750 патронов). Начиная с 13-й производственной серии, люковый ШКАС заменили на 12,7-мм пулемет БТ (200 патронов), а правый носовой - на 12,7-мм пулемет БК (150 патронов, одновременно уменьшив боезапас левого ШКАСа до 450 патронов). Затем в установке штурмана ШКАС заменили на БТ, а чуть позже - на 12,7-мм УБТ (200 патронов), а стрелок-радист получил в свое распоряжение перекидной пулемет ШКАС - огонь велся через небольшие круглые окошки, расположенные по бортам кабины (на фотографии видны сразу за задней кромкой крыла). Еще позже оборону задней полусферы усилили, установив гранатомет ДАТ-10 (10 гранат АГ-2).
Пожалуй, самым известным в войну стал бомбардировщик Пе-2 конструкции В.М. Петлякова. Пе-2 - самый массовый бомбардировщик военного периода, носивший первоначально обозначение ПБ-100 ("пикирующий бомбардировщик").
Командир 40-го бап капитан А.П.Цурцумия на фоне бомбардировщика Пе-2.
Пе-2 205-й серии командира 40-го БАП Героя Советского Союза подполковника И.Е.Корзунова.
Советские бомбардировщики Пе-2 на бывшем немецком аэродроме возле обломков "Тетушки Ю", весна 1945 г.
Пе-2 из состава 82-го гвардейского БАП на аэродроме. Фото 1944 г
Пе-2 - "Следопыт"
Осмотр Пе-2 из 135-го Гв. БАП
Подготовка к вылету самолета-разведчика Пе-2 на аэродроме Красный холм. Курская битва, 1943 г.
Petlyakov Pe-2s.
Бомбардировщик Пе-2 из 12-го БАП, район Ленинграда, 1943г.
Бомбардировщики Пе-2 из 12-го БАП, район Ленинграда, 1943г.
Классическая фотография Пе-2, вероятно, это самый известный снимок "Пешки", подчеркивающий чистоту ее обводов. С 1942 года Пе-2 почти всегда действовали под прикрытием истребителей.
A formation of Pe-2FTs. Note the open hatch and windscreen above gunner's compartment.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 - основа нашей фронтовой бомбардировочной авиации в годы войны
Массированным бомбовым ударам подвергались площадные цели, такие как крупные районы сосредоточения германских войск. Но очень часто Пе-2 действовали мелкими группами, нанося удары по точечным целям с малых высот.
Бомбардировщики Пе-2 пролетают над рейхстагом, а советская пехота и танки наносят последний удар. Хотя немцы оборонялись отчаянно, они не смогли сдержать подавляющую мощь Советской армии.
Видимо, это и есть "пешка" Т.П.Пунева. Самолет покрыт "серебрянкой", низ - голубой, обтекатели втулок винтов - красные. В носовой части на борту - тигр в прыжке. Жалко, что номера на килевой "шайбе" не видно, а может быть его и не было.
На Пе-2 стояли 12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения ВК-105, представлявшие собой развитие двигателя ВК-100, лицензионного варианта мотора Hispano 12Y.
Испытания в ЦАГИ данный Пе-2 проходил в варианте со стрелковой установкой ВУБ-1, сменившей МВ-3.12,7-мм пулемет УБТ имел такой же калибр, как Browning, но был легче и обладал большей скорострельностью.
Вот так маскировали самолеты на земле - сети, срубленные мелкие деревца и брезент на фонарь кабины. В последнем случае он не только препятствовал появлению бликов на земле от солнца, но еще и не давал пыли царапать остекление.
"Они вернулись...", Австрия, 1948г. Слева направо: летчики Марголин, Пунев, Кутюмин, Лиман.
Наша любимая "пешка". Аэродром Асперн.
После войны по кодификации НАТО Пе-2 получил наименование "Buck". Пе-2 после войны были на вооружении в союзных СССР странах Восточной Европы. На фотографии - самолет ВВС Чехословакии. Под крылом видна тормозная решетка в убранном положении.
Весна 1944г., аэродром ЛИИ. Испытания Пе-2 со стартовыми ускорителями.
Восемь ускорителей (или, как их тогда называли, ракет ЭСБР-6) крепились под крылом и включались последовательно (попарно). Каждый из них развивал тягу 1000 кг в течение 1,1 с, а их применение сокращало длину разбега на 30%
Пе-2 в камуфляже на испытаниях РД-1 (предположительно N 15/185, лето 1943г.)
С.П.Королев на фоне камуфлированного хвостового оперения
Замена мотора на самолете Пе-2
Поточная линия по сборке фюзеляжей Пе-2 в Казани
Памятник Пе-2 на заводском стадионе Иркутска