Поликарпов Р-5
Варианты:
Поликарпов - Р-5 - 1928 - Россия
Страна: Россия
Год: 1928


Двухместный легкий бомбардировщик/разведчик
Описание:
Р-5
Р-5
Фотографии:

Ч/б фото (132)

Р-5

Разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси (колеса или лыжи). Создан в ОПО-1 (на заводе #25, Москва) под руководством Н.Н.Поликарпова. Двигатель BMW VIE6.0 (1-я и 2-я серии), М-17 или М-17Б (основная масса), М-17Ф (на Р-5 выпуска 1934 г., ССС и Р-5Т). Экипаж самолета - 2 чел. (Р-5Т - 1-2 чел.). Вооружение - в зависимости от модификации. Опытный экземпляр Р-5 вышел на испытания в НИИ ВВС 20 октября 1928 г. Серийное производство Р-5 начали в апреле 1930 г. Самолет строился на заводах #1 (Москва), #31 (Таганрог). Всего выпущено 4914 Р-5 (вместе с поплавковыми Р-5а и П-5а и гражданскими П-5 всех вариантов), а также около 350-400 ССС. Производство прекратили в 1937 г. (ССС).
Выпускались следующие основные военные модификации:
   - Р-5 в вариантах разведчика (в т.ч. дальнего с дополнительными бензобаками), легкого бомбардировщика, учебного самолета (с двойным управлением); со 2-й серии введены увеличенные радиаторы, подфюзеляжные бомбодержатели для крупных бомб (для варианта легкого бомбардировщика), с 3-й серии - моторы М-17, люки в центроплане, с 4-й - усиленное шасси; с конца 1934 г. на все варианты устанавливались тормозные колеса, моторы М-17Ф и металлические винты, вооружение 3x7,62, бомбы до 500 кг;
   - Р-5Ш (он же Р-5ЛШ, Р-5Шт) - небронированный штурмовик с вооружением 7x7,62, с конца 1932 г. переделывался из обычного Р-5 непосредственно в частях и мастерских ВВС, а также серийно строился с марта 1934 г.;
   - ССС (он же 3С и ТРИЭС) - небронированный штурмовик с мотором М-17Ф, металлическим винтом (ранние серии - с деревянными винтами), измененной системой охлаждения, обтекателями на колесах, воздушно-масляной амортизацией шасси (с середины 1936 г.); вооружение 5x7,62, бомбы до 700 кг, внутренние кассеты для мелких бомб; выпускался с октября 1935 г.;
   - Р-5Т, базовый торпедоносец и разведчик, одно-двухместный самолет (задняя кабина в варианте торпедоносца закрыта, в варианте разведчика открыта), мотор М-17Ф, вооружение 1x7,62, измененное шасси, наружная подвеска торпеды; разработан совместно НИИ ВВС и заводом #1 в 1933 г.
Р-5 в различных вариантах состоял на вооружении в СССР с мая 1930 г., в Иране - с декабря 1932 г., в Китае - с декабря 1933 г., в Монголии - с 1935 г., в Испании - с декабря 1936 г.
Первый случай боевого применения Р-5 - в сентябре 1931 г. в операциях против басмачей в Туркмении. Массовое внедрение нового самолета в части ВВС РККА началось в 1932 г., в первую очередь в качестве легкого бомбардировщика. В декабре 1933 г. они впервые участвовали в боевых действиях за рубежом - советские летчики бомбили цели под Урумчи в ходе гражданской войны в Китае. В марте 1936 г. Р-5 бомбили японскую мотопехоту, перешедшую монголо-манчжурскую границу. Р-5Т начал внедряться в минно-торпедных эскадрильях морской авиации на Балтике, Черном море и Тихом океане с конца 1936 г. Ни в каких боевых операциях эти торпедоносцы не участвовали.
С конца ноября 1936 г. ССС воевали в Испании в составе республиканской авиации. Первоначально их использовали как штурмовики под Мадридом, но уже с середины декабря перевели на роль легких дневных бомбардировщиков, а немного позже стали применять только ночью. В марте 1937 г. ССС участвовали в разгроме Итальянского экспедиционного корпуса на Французском шоссе. Последние самолеты этого типа служили в республиканских ВВС до конца гражданской войны, а затем у франкистов до 1945 г.
В августе 1938 г. Р-5Ш и ССС участвовали в недолгой военной кампании у озера Хасан. В августе 1939 г. монгольская эскадрилья ночных бомбардировщиков действовала на Халхин-Голе.
Как легкий бомбардировщик Р-5 с 1937 г. постепенно вытеснялся Р-Зет, но до начала Великой Отечественной войны сохранялся в разведывательных и корректировочных эскадрильях и отрядах. В сентябре 1939 г. они использовались при вторжении в Польшу (как разведчики и штурмовики), зимой 1939/40 г. в финской войне (в том числе как легкие ночные бомбардировщики). С июня 1941 г. Р-5 применялись как разведчики, корректировщики, легкие бомбардировщики (изредка и днем, например, в июле 1941 г. под Мариуполем), транспортные и связные самолеты. С ноября 1941 г. их собрали в части легких ночных бомбардировщиков. Восемь таких полков на Р-5 участвовали в битве под Москвой на Западном и Калининском фронтах. Позднее "ночники" действовали под Харьковом, на Дону и под Сталинградом. В качестве легких ночных бомбардировщиков Р-5 массово использовались до конца 1942 г., в отдельных частях - до середины 1943 г. Под Курском Р-5 вели ночную разведку. В июле 1943 г. под Славянском с них корректировали огонь тяжелой артиллерии (днем).
Как транспортные и учебные самолеты Р-5 служили до конца войны. Оборудовались устройствами для буксировки грузовых планеров и дополнительными баками для перевозки горючего, различными кассетами. Они совершали полеты за линию фронта, снабжая партизанские отряды. Как самолеты связи Р-5 летали на Дальнем Востоке и в Забайкалье во время боевых действий против Японии. Полки авиации пограничных войск использовали их и как легкие дневные бомбардировщики на р. Ган и в районе Драгоценки. Монгольские самолеты действовали как штурмовики, поддерживая продвижение советско-монгольских войск на Калган и Жехе. Окончательно Р-5 сняли с вооружения советских ВВС в 1946 г.


Р-5||
Размах:||15,45 м
Длина:||10,62 м
Моторы, количество х мощность:||1x600 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3347 кг
Максимальная скорость:||259 км/ч
Практический потолок:||6400 м
Дальность:||900 км

Р-5

Разрабатывавшийся в течение трех лет легкий бомбардировщик/разведчик Р-5 представлял собой двухместный неравнокрылый биплан классической для того времени смешанной конструкции. Фюзеляж самолета имел довольно изящные, тщательно проработанные обводы. Машина строилась до 1937 года, было разработано и выпущено немало ее вариантов. В 1930-х годах практически все подразделения легких бомбардировщиков и разведывательных самолетов в СССР были укомплектованы многоцелевым Р-5. Самолет оснащался двигателем BMW VI мощностью 680 л. с. (507 кВт), который затем заменили на советский М-17Б мощностью 615 л. с., а с 1933 года - на двигатель М-17Ф мощностью 680 л. с.
   Прототип был облетан осенью 1928 года, всего до 1937 года построено более 5600 самолетов разных вариантов, в которых были внедрены многие передовые для того времени разработки.
   Р-5 нашел применение как разведчик, легкий бомбардировщик, штурмовик, торпедоносец, транспортный и пассажирский самолет, а в 1930 году он был признан лучшим на международном конкурсе разведчиков-бомбардировщиков, проводившемся в Тегеране. Значительное количество самолетов Р-5 применялось в годы Второй мировой войны на советско-германском фронте.


Варианты Р-5

   АРК-5: две модификации для использования в Арктике в 1935 году, отличались обтекаемыми контейнерами для припасов по бокам фюзеляжа и на нижнем крыле, закрытыми обогреваемыми кабинами и измененным вертикальным оперением
   П-5: гражданский пассажирский вариант - строился с 1931 года; к 1940 году построено более 1000 машин. Применялись для перевозки грузов до 400 кг, но многие имели увеличенную заднюю кабину для размещения двух пассажиров. Остальные были перестроены с закрытым задним отсеком для 2-х или 3-х пассажиров, некоторые имели усиленное нижнее крыло для переноса под ним двух контейнеров Г-61 вместимостью до семи человек, лежащих лицом вниз (такие контейнеры использовались при спасении членов экспедиции и экипажа парохода "Челюскин")
   Па-5 (П-5а): модификация П-5 с двумя поплавками
   П-5Л: "лимузинный" вариант 1933 года, два пассажира в комфортабельной отдельной кабине
   ПР-5: транспортный самолет образца 1936 года, с модифицированным фюзеляжем с увеличенным поперечным сечением, вмещавшим закрытую кабину пилота и кабину для 4 пассажиров. Возникшие проблемы с центровкой были устранены небольшим изменением положения верхнего крыла - такой вариант получил обозначение ПР-5бис
   Р-5а: разведывательный двухпоплавковый гидросамолет; прототип облетан в апреле 1931 года, построено небольшое количество; альтернативное обозначение МР-5 (также МР-5бис)
   Р-5Д: один самолет увеличенной дальности для установления рекордов
   Р-5 "Юмо" (Jumo): летающая лаборатория для испытаний двигателей; задняя кабина увеличена для размещения двух наблюдателей; альтернативное обозначение - ЕД-1
   Р-5Л: первый серийный "лимузинный" вариант с отдельной кабиной для двух пассажиров
   Р-5М-34: экспериментальный вариант с двигателем М-34, первый успешный полет в 1934 году
   Р-5Ш: прошедший испытания в 1931 году штурмовик - вначале с четырьмя дополнительными пулеметами ПВ-1 в обтекаемых контейнерах над нижним крылом и подфюзеляжным контейнером для легких бомб общей массой до 500 кг. Серийный вариант 1933 года имел двигатель М-17Б и восемь пулеметов вместо четырех
   Р-5ССС: известен также как ССС; предназначался для достижения улучшенных летных характеристик и отличался шасси с обтекаемыми стойками и обтекателями колес, двигателем М-17Ф под капотом измененной конструкции и двумя стационарными пулеметами ШКАС. Вариант штурмовика имел на нижнем крыле еще четыре пулемета ШКАС. В 1935-1936 годах построено более 100 самолетов. Максимальная скорость увеличена до 269 км/ч, а практический потолок - до 8000 м
   Р-5Т: партия из 50 торпедоносцев с раздельными стойками шасси для подвески под фюзеляжем торпеды
   Экспериментальные варианты: на Р-5 проводились эксперименты с V-образным хвостовым оперением Рудлицкого (типа "бабочка"); с гусеничным шасси вместо колесного; с основными стойками шасси, убирающимися к центральной линии; с межкрыльевыми стойками, отклоняющимися вперед, - для отработки вариантов выхода из штопора, а также эксперименты с разрезным крылом


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Р-5 (образца 1934 года)

   Тип: двухместный легкий бомбардировщик/разведчик
   Силовая установка: один ПД М-17Ф мощностью 715 л. с. (533 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость 245 км/ч; практический потолок 5940 м; дальность 1000 км
   Масса: пустого 1969 кг; максимальная взлетная 2997 кг
   Размеры: размах крыльев бипланной коробки 15,30 м; длина 10,55 м; площадь крыльев 50,20 м2
   Вооружение: один синхронизированный 7,62-мм пулемет ПВ-1 и два спаренных 7,62-мм пулемета ДА на кольцевой установке над задней кабиной, плюс до 400 кг бомб
Первый экземпляр самолета Р-5 на Государственных испытаниях. НИИ ВВС, осень 1928 г. На врезке - оперение этого самолета с килем характерной формы
Мотор BMW VI на опытном образце разведчика Р-5
На протяжении своей службы Р-5 несли различные типы вооружения. Самолет на снимке оснащен держателями для установки выливных авиационных приборов ВАП-40, снаряженных боевым отравляющим веществом.
Polikarpov R-5s served in Mongolia - with both Soviet and indigenous forces - from 1932 to 1946.
Р-5 из 9-й ОКАЭ использовались в качестве легких ночных бомбардировщиков
Р-5 выпуска 1934 г. с тормозными колесами. Подкрыльные дуги сохранены, возможно, по требованию строевых частей
Р-5
Самолет Р-5
Р-5 в опытном крупнопятнистом камуфляже
Выкатка нового Р-5 из сборочного цеха. ГАЗ № 1, начало 1930-х гт.
An Aeroflot R-5 (P-5) at Khorog in the Pamir mountains of Tadzhikistan.
В военное время ВВС собирались мобилизовать из ГВФ самолеты П-5, Сталь-2 и Сталь-3
During September-October 1930 a flight of three Polikarpov R-5 biplanes made a long-distance flight from Moscow to Afghanistan via Crimea, Turkey and Iran, with a view to promoting sales of the first of the Soviet Union’s original aircraft designs to be built in numbers. After a delayed arrival in Kabul, the three R-5s returned to Moscow.
Звено самолетов Р-5 перед перелетом по странам Востока (Турция, Иран, Афганистан), сентябрь 1930 г.
A civil-registered R-5 at Kastrup, Copenhagen, in 1934.
Один из двух Р-5, совершивших перелет в Варшаву. Июль 1933 г.
Санитарный П-5 из эскадрильи им. М.И. Калинина Наркомздрава
Самолет Р-5 "Герой Советского Союза"
Р-5 в одном строю со "старичками" Р-1
P-5, безусловно, значительно превосходил по своим характеристикам Р-1, а потому эти машины Н.Н.Поликарпова надолго стали основными советскими разведчиками и лёгкими бомбардировщиками. На фото запечатлена подготовка к воздушному параду. Центральный аэродром им. М.В.Фрунзе. 1928 г.
Строй Р-5 на подмосковном аэродроме Быково перед воздушным парадом 18 августа 1945 г.
Самолеты Р-5
Р-5 из 7-го отдельного корпусного авиаотряда. Командир - Д.Никишин. Павлоград, 1936г.
Самолеты учебной бригады Военно-воздушной академии им Н.Е. Жуковского. Москва, Ходынка, середина 1930-х гг.
Шасси Р-5 1-й серии (обтекатели сняты).
Лыжное шасси, а также подвешенные кассета РРАБ-250 (слева) и бомба ФАБ-250
Бомбодержатели Дер-7 с системой "поясной" подвески для 250-кг бомб
Бомба ФАБ-250 на "поясной" подвеске
Подвеска бомб под Р-5 ВВС МНР. Халхин-Гол. Лето 1939 г.
Старшины Г.П.Мануло и А.И.Капков подготавливают кассеты с зажигательными бомбами, 1943г.
Фотострелок Васильева - фотокинопулемет с приводом от мотора
Запуск двигателя Р-5 с помощью автостартера АС-1
Самолет-разведчик Р-5
Р-5 в камуфляже с подвесными контейнерами, 1942г.
Под крылом этого Р-5 - агитационные бомбы с листовками. 1934 г.
Экипаж самолета Р-5 готовится к полету, ему помогают надеть парашюты. Слева - летчик с ПЛ-1, справа - летнаб с ПН-1. Однако, возможно, что это оригинальные американские «Ирвины», внешне неотличимые от советских копий
Серийный Р-5 над Центральным аэродромом. Москва, первая половина 1930-х гг. Выдвижной радиатор полностью выпущен, колпаки колес сняты.
К 1941 году Р-5 считались устаревшими, и большинство из них использовались в летных школах. Но нападение Германии заставило ВВС снова бросить часть из них в бой.
Polikarpov R-5.
Наряду со скоростными бомбардировщиками СБ в советско-польской войне активно применялись и многоцелевые Р-5/Р-Z.
Камуфлированный Р-5 с двумя грузовыми контейнерами
Р-5 авиации погранвойск в полете
Самолет Р-5 в полете
Группа Р-5 в воздухе
Выброска парашютиста с борта Р-5
Пара Р-5 авиации Черноморского флота
Торжественная встреча поезда с челюскинцами. На фюзеляжах надпись: "Привет героям (без "р") Арктики!"
R-5s airborne, Mongolia, 1932.
В воздухе 30 Р-5 эскадрильи ВВИА им. И.Е.Жуковского, 1935г., Тушино
Офицеры 3-го авиаполка возле Р-5. Нерчинск, 1945 г.
С.С. Ячменев (в центре) с летнабом и авиатехником возле Р-5Ш. Красноярск, зима 1934-35 годов
Полярный летчик Ф.Б.Фарих и его самолет П-5, в спасении которого принимал участие И.А.Лойко
Самолет Р-5 одного из полков ГВФ на партизанском аэродроме.
Ст. л-ту А. Мамкину удалось вывезти на Р-5 сразу 10 детей. Февраль 1942 г.
Летчики после первого полета на Р-5. Алма-Ата, 1932 г.
Один из первых самолетов Р-5, отремонтированных в авиаремонтных мастерских. 1931г.
Личный состав учебного полка полковника Виноградова у самолетов Р-5
Съемочная группа кинофильма "Крылья" возле Р-5 на Центральном аэродроме в Москве
Иранский Р-5 на аэродроме. Справа - разведчик Хаукер "Одэкс" английского производства, закупленный иранцами позднее. Середина 1930-х гг.
Ten Polikarpov R-5 reconnaissance aircraft were acquired from the Soviet Union in 1933, but this type was not very popular in Iran. Aircraft 33 preparing to take off, Tiger Moth to the left and Audax is the foreground.
Самолеты 71-го авиаотряда на передовой площадке во время Советско-финской войны. Зима 1939-40 гг.
На учениях под Ногинском. Самолет покрыт временно белой краской, куски маскировочной сети ПС-5 имитируют проталины. Февраль 1936 г.
Р-5, вскоре благополучно разбитый финнами
Штурмовик Р-5Ш, использовавшийся в 669-м полку как легкий ночной бомбардировщик. Характерный признак Р-5Ш - короба, в которых установлены дополнительные пулеметы, над крылом. Карелия, январь 1942 г.
Предшественником ССС являлся штурмовик Р-5Ш.
Р-5Ш на Госиспытаниях в НИИ ВВС. Осень 1932 г.
Р-5 (штурмовик) с установкой четырех пулеметов ПВ-1 в обтекателях на верхней поверхности нижних крыльев
Р-5ССС
Опытный образец ССС на сравнительных испытаниях в НИИ ВВС
Серийный ССС на аэродроме НИИ ВВС
Серийный ССС выпуска 1936г.
Невооруженный ССС, использовавшийся в гражданской авиации
Тройка Р-5ССС на учениях ВВС в середине 1930-х годов. Р-5ССС получил множество доработок, позднее использованных в конструкции самолета P-Z.
Звено из состава 81-й авиабригады в полете
ССС из состава 81-й авиабригады
Р-5ССС из состава 15-й авиагруппы ВВС Республиканской Испании. Под нижним крылом хорошо видны бомбодержатели, а в нем - пулеметы. Обратите внимание: синхронный пулемет на штурмовике также сохранен.
Один из весьма редких снимков Р-5ССС 15-й авиагруппы, сохранившего обтекатели шасси. На большинстве самолетов этого типа они были очень быстро сняты еще в декабре 1936-го.
Хотя и с трудом, на этом снимке можно различить эмблему 1-й ночной бомбардировочной эскадрильи, нарисованную на стабилизаторе Р-5ССС.
К началу 1938г. количество Р-5 в республиканских ВВС исчислялось буквально по пальцам, но они, тем не менее, продолжали активно участвовать в боях.
ССС у авиаторов республиканской Испании получили прозвище "Расанте"
В конце войны уцелевшие в составе 1-й ночной бомбардировочной эскадрильи Р-5ССС переквалифицировались в "охотников за кораблями" и в этой роли, несмотря на очевидную техническую устарелость, им также сопутствовал определенный успех.
"Расанте" из 72-й группы патрулируют побережье у Картахены
Ремонт двигателя М-17 на фронте
Р-5, отремонтированный у партизан с помощью подручных средств
Ремонт ССС на финском фронте. Отсек крыльевых пулеметов открыт. Зима 1939-40гг.
 
Подвеска бомб под Р-5. Зима 1939-40 гг.
Эскадрилья имени М.И.Калинина. 1936г.
Р-5 и Р-Z продолжали использоваться советскими ВВС даже после принятия на вооружение современных штурмовиков Ил-2. Р-5 на снимке, как и многие другие однотипные самолеты, несет под крылом два закрытых контейнера для перевозки грузов и людей.
На P-5 доставили партизанам упаковки с винтовками
Р-5 с парашютными мешками на бомбодержателях, 1932г.
Контейнер для беспарашютного сбрасывания грузов ПБС-100
Парашютные мешки на подкрыльевых балках Р-5, 1934г.
Р-5 с подвеской мягких парашютных мешков Г-6, рассчитанных на 80 кг груза каждый, 1935г.
"Синяя двойка" В.Молокова в ледовом лагере
"Технология посадки" в парашютный ящик Р-5 В.Молокова
В иллюминатор парохода "Смоленск" в бухте Провидения виден Р-5 - "базовый спасатель" челюскинцев
Челюскинцы запускают двигатель одного из самолетов-спасателей
Самолеты Р-5 эвакуируют людей с затонувшего парохода «Челюскин», 1934 г.
"Вся действующая авиация Чукотки" на аэродроме в Ванкареме (слева направо): три Р-5, Ш-2 Бабушкина, ПС-4 Доронина
The stand arranged by the Russian Soviet. In the foreground is a full-sized model of the balloon gondola used for stratosphere flights. Behind it is the ancient ski-plane used for the Chelyuskin expedition rescue. On the left is a pair of the huge double wheels of the Maxim Gorky undercarriage, a model of which may be seen above the emblematic hammer and sickle near the foreground.
A general view from the opposite end of the Forum hall, with the Caudron monoplane on the left, the Russian machine on the right, and the Danish-built Hawker "Dantorp" beyond. Suspended from the roof is the Danish glider.
Грузовые авиабусы Г-68 под крылом самолета Р-5, 1932 г.
Малый летний грузовой авиабус Г-68 под крылом самолета Р-5, 1932 г.
Десантная кабина для двух человек под крылом Р-5. Один из люков кабины полуоткрыт
Кассета Щербакова
Один из вариантов экспериментальных кассет Г-61 для перевозки пассажиров и груза
STALIN' OF MULTI-CELLULAR WINGS? Russia's latest aeronautical experiment - sixteen apparently willing workers borne aloft in thick-section lower wings fitted to a R-5 two-seater with 600 h.p. engine. The designer, Grokhovsky, hopes to use the system for freight carrying. It is claimed that with the sixteen passengers the machine took off from snow in 30 secs, and attained 126 m.p.h.
Народный комиссар тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе осматривает Р-5 с подвеской двух мотоциклов "Харлей-Дэвидсон" на Центральном аэродроме Москвы
Подвеска мотоциклов под крылом Р-5
Парашютные подвески мотоциклов под Р-5 по схеме 3-й АБОН
Р-5, оборудованный для буксировки десантного планера "Яков Алкснис". 1934 г.
Второй экземпляр Р-5, верхнее крыло которого в опытном порядке оснащено механизацией, а нижнее - элеронами. НИИ ВВС, февраль 1933 г.
Р-5, оборудованный системой воздушной прокладки телефонных линий, сбрасывает парашютный контейнер с телефонным аппаратом. При необходимости десантироваться из задней кабины мог и оператор-телефонист
Динамо-реактивные пушки во время испытаний на Р-5
Первый экземпляр торпедоносца Р-5Т с торпедой ТАН-12. Весна 1934 г. На врезке - торпедная подвеска
Торпедоносец Р-5т, 1934г.
Пилот в кабине Р-5Т. На правом борту - торпедный прицел ПТ-136
ДАП-Д-100 немецкого производства на разведчике Р-5. Прибор установлен по первоначальному варианту под фюзеляжем, с выводом трубы под хвостовое оперение
Р-5 с четырьмя дымовыми приборами С-80 на испытаниях в НИИ ВВС. Август 1936 г.
Р-5 с четырьмя зажигательными приборами ЗАП-4 на испытаниях системы "Огненный дождь" в НИИ ВВС, июнь 1936 г.
Прибор ЗАП-4 /ВАП-4 с дополнительным прибором ДП) под крылом Р-5
Зажигательный прибор ЗАП-4 заправляли гранулированным желтым фосфором в керосине. Эта смесь вспыхивала, соединяясь с дымовой смесью C-4 из нижнего небольшого баллона.
Выливные приборы ВАП-4м под крылом штурмовика ССС (3С)
A pair of VAP-4m containers fitted to the lower port wing of a Polikarpov R-5SSS, often referred to simply as SSS (skorostnoi skoropodemnoi skorostrelnyi - high-speed, fast-climbing aircraft), which was a specialised ground-attack variant of the R-5. The VAP-4m was accepted for service from 1936.
Заправка приборов ВАП-4 на штурмовиках Р-5Ш во время учений, Аэродром 15-го ШАП под Читой, 1938 г.
A flight of R-5s is refuelled for another mission. An air brigade of 100 R-5s, each fitted with four VAP-4m containers, flying at an altitude of 50m (160ft) could discharge a cumulative total of some 4,500kg (9,900lb) of mustard gas in a single mission - at least in theory.
Экипажи 15-го шап ЗабВО бегут к своим штурмовикам Р-5Ш с выливными приборами ВАП-4 перед учебной химической атакой на полигоне под Читой, 1938г.
In the early 1930s the Polikarpov R-5 replaced the R-1, essentially a Soviet-built de Havilland D.H.4. The R-5 could carry four VAP-4 gas containers, as seen on the aircraft nearest to the camera in this photograph.
Р-5 поражает фосфором цель на полигоне
Головной серийный Р-5а на испытаниях. Севастополь, декабрь 1933 г. На фото видны следы работы цензора тех лет
Р-5а на службе в Главсевморпути в 30-х годах
Первый Р-5а, переданный авиации "Главсеверморпути"
ДАП-100 под фюзеляжем поплавкового разведчика Р-5а. Севастополь, октябрь 1934 г.
Р-5, оснащенный в опытном порядке дизельным двигателем ЮМО-4. 1935 г.
Это необычное V-образное хвостовое оперение проходило испытания на Р-5 летом 1935 года. Конструкция оказалась неудачной и не получила дальнейшего развития.
Р-5 с V-образным оперением
На Р-5 отрабатывали различные экспериментальные решения, в т.ч. "бабочковое" оперение техника Филатова
На Р-5 отрабатывали различные экспериментальные решения, в т.ч. гусеничное шасси
Сборка фюзеляжей 1-й серии Р-5 на заводе № 1 в Москве