Поликарпов Р-5
Варианты:
Поликарпов - Р-5 - 1928 - Россия
Страна: Россия
Год: 1928


Двухместный легкий бомбардировщик/разведчик
Описание:
Р-5
Р-5
Фотографии:

Кабина (8)

Р-5

Разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси (колеса или лыжи). Создан в ОПО-1 (на заводе #25, Москва) под руководством Н.Н.Поликарпова. Двигатель BMW VIE6.0 (1-я и 2-я серии), М-17 или М-17Б (основная масса), М-17Ф (на Р-5 выпуска 1934 г., ССС и Р-5Т). Экипаж самолета - 2 чел. (Р-5Т - 1-2 чел.). Вооружение - в зависимости от модификации. Опытный экземпляр Р-5 вышел на испытания в НИИ ВВС 20 октября 1928 г. Серийное производство Р-5 начали в апреле 1930 г. Самолет строился на заводах #1 (Москва), #31 (Таганрог). Всего выпущено 4914 Р-5 (вместе с поплавковыми Р-5а и П-5а и гражданскими П-5 всех вариантов), а также около 350-400 ССС. Производство прекратили в 1937 г. (ССС).
Выпускались следующие основные военные модификации:
  - Р-5 в вариантах разведчика (в т.ч. дальнего с дополнительными бензобаками), легкого бомбардировщика, учебного самолета (с двойным управлением); со 2-й серии введены увеличенные радиаторы, подфюзеляжные бомбодержатели для крупных бомб (для варианта легкого бомбардировщика), с 3-й серии - моторы М-17, люки в центроплане, с 4-й - усиленное шасси; с конца 1934 г. на все варианты устанавливались тормозные колеса, моторы М-17Ф и металлические винты, вооружение 3x7,62, бомбы до 500 кг;
  - Р-5Ш (он же Р-5ЛШ, Р-5Шт) - небронированный штурмовик с вооружением 7x7,62, с конца 1932 г. переделывался из обычного Р-5 непосредственно в частях и мастерских ВВС, а также серийно строился с марта 1934 г.;
  - ССС (он же 3С и ТРИЭС) - небронированный штурмовик с мотором М-17Ф, металлическим винтом (ранние серии - с деревянными винтами), измененной системой охлаждения, обтекателями на колесах, воздушно-масляной амортизацией шасси (с середины 1936 г.); вооружение 5x7,62, бомбы до 700 кг, внутренние кассеты для мелких бомб; выпускался с октября 1935 г.;
  - Р-5Т, базовый торпедоносец и разведчик, одно-двухместный самолет (задняя кабина в варианте торпедоносца закрыта, в варианте разведчика открыта), мотор М-17Ф, вооружение 1x7,62, измененное шасси, наружная подвеска торпеды; разработан совместно НИИ ВВС и заводом #1 в 1933 г.
Р-5 в различных вариантах состоял на вооружении в СССР с мая 1930 г., в Иране - с декабря 1932 г., в Китае - с декабря 1933 г., в Монголии - с 1935 г., в Испании - с декабря 1936 г.
Первый случай боевого применения Р-5 - в сентябре 1931 г. в операциях против басмачей в Туркмении. Массовое внедрение нового самолета в части ВВС РККА началось в 1932 г., в первую очередь в качестве легкого бомбардировщика. В декабре 1933 г. они впервые участвовали в боевых действиях за рубежом - советские летчики бомбили цели под Урумчи в ходе гражданской войны в Китае. В марте 1936 г. Р-5 бомбили японскую мотопехоту, перешедшую монголо-манчжурскую границу. Р-5Т начал внедряться в минно-торпедных эскадрильях морской авиации на Балтике, Черном море и Тихом океане с конца 1936 г. Ни в каких боевых операциях эти торпедоносцы не участвовали.
С конца ноября 1936 г. ССС воевали в Испании в составе республиканской авиации. Первоначально их использовали как штурмовики под Мадридом, но уже с середины декабря перевели на роль легких дневных бомбардировщиков, а немного позже стали применять только ночью. В марте 1937 г. ССС участвовали в разгроме Итальянского экспедиционного корпуса на Французском шоссе. Последние самолеты этого типа служили в республиканских ВВС до конца гражданской войны, а затем у франкистов до 1945 г.
В августе 1938 г. Р-5Ш и ССС участвовали в недолгой военной кампании у озера Хасан. В августе 1939 г. монгольская эскадрилья ночных бомбардировщиков действовала на Халхин-Голе.
Как легкий бомбардировщик Р-5 с 1937 г. постепенно вытеснялся Р-Зет, но до начала Великой Отечественной войны сохранялся в разведывательных и корректировочных эскадрильях и отрядах. В сентябре 1939 г. они использовались при вторжении в Польшу (как разведчики и штурмовики), зимой 1939/40 г. в финской войне (в том числе как легкие ночные бомбардировщики). С июня 1941 г. Р-5 применялись как разведчики, корректировщики, легкие бомбардировщики (изредка и днем, например, в июле 1941 г. под Мариуполем), транспортные и связные самолеты. С ноября 1941 г. их собрали в части легких ночных бомбардировщиков. Восемь таких полков на Р-5 участвовали в битве под Москвой на Западном и Калининском фронтах. Позднее "ночники" действовали под Харьковом, на Дону и под Сталинградом. В качестве легких ночных бомбардировщиков Р-5 массово использовались до конца 1942 г., в отдельных частях - до середины 1943 г. Под Курском Р-5 вели ночную разведку. В июле 1943 г. под Славянском с них корректировали огонь тяжелой артиллерии (днем).
Как транспортные и учебные самолеты Р-5 служили до конца войны. Оборудовались устройствами для буксировки грузовых планеров и дополнительными баками для перевозки горючего, различными кассетами. Они совершали полеты за линию фронта, снабжая партизанские отряды. Как самолеты связи Р-5 летали на Дальнем Востоке и в Забайкалье во время боевых действий против Японии. Полки авиации пограничных войск использовали их и как легкие дневные бомбардировщики на р. Ган и в районе Драгоценки. Монгольские самолеты действовали как штурмовики, поддерживая продвижение советско-монгольских войск на Калган и Жехе. Окончательно Р-5 сняли с вооружения советских ВВС в 1946 г.


Р-5||
Размах:||15,45 м
Длина:||10,62 м
Моторы, количество х мощность:||1x600 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3347 кг
Максимальная скорость:||259 км/ч
Практический потолок:||6400 м
Дальность:||900 км

Р-5

Разрабатывавшийся в течение трех лет легкий бомбардировщик/разведчик Р-5 представлял собой двухместный неравнокрылый биплан классической для того времени смешанной конструкции. Фюзеляж самолета имел довольно изящные, тщательно проработанные обводы. Машина строилась до 1937 года, было разработано и выпущено немало ее вариантов. В 1930-х годах практически все подразделения легких бомбардировщиков и разведывательных самолетов в СССР были укомплектованы многоцелевым Р-5. Самолет оснащался двигателем BMW VI мощностью 680 л. с. (507 кВт), который затем заменили на советский М-17Б мощностью 615 л. с., а с 1933 года - на двигатель М-17Ф мощностью 680 л. с.
  Прототип был облетан осенью 1928 года, всего до 1937 года построено более 5600 самолетов разных вариантов, в которых были внедрены многие передовые для того времени разработки.
  Р-5 нашел применение как разведчик, легкий бомбардировщик, штурмовик, торпедоносец, транспортный и пассажирский самолет, а в 1930 году он был признан лучшим на международном конкурсе разведчиков-бомбардировщиков, проводившемся в Тегеране. Значительное количество самолетов Р-5 применялось в годы Второй мировой войны на советско-германском фронте.


Варианты Р-5

  АРК-5: две модификации для использования в Арктике в 1935 году, отличались обтекаемыми контейнерами для припасов по бокам фюзеляжа и на нижнем крыле, закрытыми обогреваемыми кабинами и измененным вертикальным оперением
  П-5: гражданский пассажирский вариант - строился с 1931 года; к 1940 году построено более 1000 машин. Применялись для перевозки грузов до 400 кг, но многие имели увеличенную заднюю кабину для размещения двух пассажиров. Остальные были перестроены с закрытым задним отсеком для 2-х или 3-х пассажиров, некоторые имели усиленное нижнее крыло для переноса под ним двух контейнеров Г-61 вместимостью до семи человек, лежащих лицом вниз (такие контейнеры использовались при спасении членов экспедиции и экипажа парохода "Челюскин")
  Па-5 (П-5а): модификация П-5 с двумя поплавками
  П-5Л: "лимузинный" вариант 1933 года, два пассажира в комфортабельной отдельной кабине
  ПР-5: транспортный самолет образца 1936 года, с модифицированным фюзеляжем с увеличенным поперечным сечением, вмещавшим закрытую кабину пилота и кабину для 4 пассажиров. Возникшие проблемы с центровкой были устранены небольшим изменением положения верхнего крыла - такой вариант получил обозначение ПР-5бис
  Р-5а: разведывательный двухпоплавковый гидросамолет; прототип облетан в апреле 1931 года, построено небольшое количество; альтернативное обозначение МР-5 (также МР-5бис)
  Р-5Д: один самолет увеличенной дальности для установления рекордов
  Р-5 "Юмо" (Jumo): летающая лаборатория для испытаний двигателей; задняя кабина увеличена для размещения двух наблюдателей; альтернативное обозначение - ЕД-1
  Р-5Л: первый серийный "лимузинный" вариант с отдельной кабиной для двух пассажиров
  Р-5М-34: экспериментальный вариант с двигателем М-34, первый успешный полет в 1934 году
  Р-5Ш: прошедший испытания в 1931 году штурмовик - вначале с четырьмя дополнительными пулеметами ПВ-1 в обтекаемых контейнерах над нижним крылом и подфюзеляжным контейнером для легких бомб общей массой до 500 кг. Серийный вариант 1933 года имел двигатель М-17Б и восемь пулеметов вместо четырех
  Р-5ССС: известен также как ССС; предназначался для достижения улучшенных летных характеристик и отличался шасси с обтекаемыми стойками и обтекателями колес, двигателем М-17Ф под капотом измененной конструкции и двумя стационарными пулеметами ШКАС. Вариант штурмовика имел на нижнем крыле еще четыре пулемета ШКАС. В 1935-1936 годах построено более 100 самолетов. Максимальная скорость увеличена до 269 км/ч, а практический потолок - до 8000 м
  Р-5Т: партия из 50 торпедоносцев с раздельными стойками шасси для подвески под фюзеляжем торпеды
  Экспериментальные варианты: на Р-5 проводились эксперименты с V-образным хвостовым оперением Рудлицкого (типа "бабочка"); с гусеничным шасси вместо колесного; с основными стойками шасси, убирающимися к центральной линии; с межкрыльевыми стойками, отклоняющимися вперед, - для отработки вариантов выхода из штопора, а также эксперименты с разрезным крылом


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Р-5 (образца 1934 года)

  Тип: двухместный легкий бомбардировщик/разведчик
  Силовая установка: один ПД М-17Ф мощностью 715 л. с. (533 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость 245 км/ч; практический потолок 5940 м; дальность 1000 км
  Масса: пустого 1969 кг; максимальная взлетная 2997 кг
  Размеры: размах крыльев бипланной коробки 15,30 м; длина 10,55 м; площадь крыльев 50,20 м2
  Вооружение: один синхронизированный 7,62-мм пулемет ПВ-1 и два спаренных 7,62-мм пулемета ДА на кольцевой установке над задней кабиной, плюс до 400 кг бомб
Кабина пилота первого экземпляра Р-5
Турельная установка в задней кабине первого экземпляра Р-5
Mongolian aircrew in a Polikarpov R-5.
Турель ТУР-5 (Тур-6 ?) под два пулемета Дегтярева ДА. Хорошо видны мешки для сбора стреляных гильз
Турель ТУР-8 с пулеметом ШКАС. Один из электрифицированных вариантов, установленный на самолете ССС
Вид кольца турели ТУР-8
Финский боец в задней кабине трофейного Р-5 за пулеметом ШКАС на турели ТУР-8. Начало 1940 г.
Испытание опытной турели под пулемет ШКАС на самолете Р-5