Варианты
- Поликарпов - Р-5 - 1928 - Россия
- Поликарпов - ЛП-5 / АРК-5 - 1931 - Россия
- Поликарпов, Рафаэлянц - ПР-5 - 1935 - Россия
- Поликарпов - Р-Z - 1935 - Россия
Р-5
Разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси (колеса или лыжи). Создан в ОПО-1 (на заводе #25, Москва) под руководством Н.Н.Поликарпова. Двигатель BMW VIE6.0 (1-я и 2-я серии), М-17 или М-17Б (основная масса), М-17Ф (на Р-5 выпуска 1934 г., ССС и Р-5Т). Экипаж самолета - 2 чел. (Р-5Т - 1-2 чел.). Вооружение - в зависимости от модификации. Опытный экземпляр Р-5 вышел на испытания в НИИ ВВС 20 октября 1928 г. Серийное производство Р-5 начали в апреле 1930 г. Самолет строился на заводах #1 (Москва), #31 (Таганрог). Всего выпущено 4914 Р-5 (вместе с поплавковыми Р-5а и П-5а и гражданскими П-5 всех вариантов), а также около 350-400 ССС. Производство прекратили в 1937 г. (ССС).
Выпускались следующие основные военные модификации:
- Р-5 в вариантах разведчика (в т.ч. дальнего с дополнительными бензобаками), легкого бомбардировщика, учебного самолета (с двойным управлением); со 2-й серии введены увеличенные радиаторы, подфюзеляжные бомбодержатели для крупных бомб (для варианта легкого бомбардировщика), с 3-й серии - моторы М-17, люки в центроплане, с 4-й - усиленное шасси; с конца 1934 г. на все варианты устанавливались тормозные колеса, моторы М-17Ф и металлические винты, вооружение 3x7,62, бомбы до 500 кг;
- Р-5Ш (он же Р-5ЛШ, Р-5Шт) - небронированный штурмовик с вооружением 7x7,62, с конца 1932 г. переделывался из обычного Р-5 непосредственно в частях и мастерских ВВС, а также серийно строился с марта 1934 г.;
- ССС (он же 3С и ТРИЭС) - небронированный штурмовик с мотором М-17Ф, металлическим винтом (ранние серии - с деревянными винтами), измененной системой охлаждения, обтекателями на колесах, воздушно-масляной амортизацией шасси (с середины 1936 г.); вооружение 5x7,62, бомбы до 700 кг, внутренние кассеты для мелких бомб; выпускался с октября 1935 г.;
- Р-5Т, базовый торпедоносец и разведчик, одно-двухместный самолет (задняя кабина в варианте торпедоносца закрыта, в варианте разведчика открыта), мотор М-17Ф, вооружение 1x7,62, измененное шасси, наружная подвеска торпеды; разработан совместно НИИ ВВС и заводом #1 в 1933 г.
Р-5 в различных вариантах состоял на вооружении в СССР с мая 1930 г., в Иране - с декабря 1932 г., в Китае - с декабря 1933 г., в Монголии - с 1935 г., в Испании - с декабря 1936 г.
Первый случай боевого применения Р-5 - в сентябре 1931 г. в операциях против басмачей в Туркмении. Массовое внедрение нового самолета в части ВВС РККА началось в 1932 г., в первую очередь в качестве легкого бомбардировщика. В декабре 1933 г. они впервые участвовали в боевых действиях за рубежом - советские летчики бомбили цели под Урумчи в ходе гражданской войны в Китае. В марте 1936 г. Р-5 бомбили японскую мотопехоту, перешедшую монголо-манчжурскую границу. Р-5Т начал внедряться в минно-торпедных эскадрильях морской авиации на Балтике, Черном море и Тихом океане с конца 1936 г. Ни в каких боевых операциях эти торпедоносцы не участвовали.
С конца ноября 1936 г. ССС воевали в Испании в составе республиканской авиации. Первоначально их использовали как штурмовики под Мадридом, но уже с середины декабря перевели на роль легких дневных бомбардировщиков, а немного позже стали применять только ночью. В марте 1937 г. ССС участвовали в разгроме Итальянского экспедиционного корпуса на Французском шоссе. Последние самолеты этого типа служили в республиканских ВВС до конца гражданской войны, а затем у франкистов до 1945 г.
В августе 1938 г. Р-5Ш и ССС участвовали в недолгой военной кампании у озера Хасан. В августе 1939 г. монгольская эскадрилья ночных бомбардировщиков действовала на Халхин-Голе.
Как легкий бомбардировщик Р-5 с 1937 г. постепенно вытеснялся Р-Зет, но до начала Великой Отечественной войны сохранялся в разведывательных и корректировочных эскадрильях и отрядах. В сентябре 1939 г. они использовались при вторжении в Польшу (как разведчики и штурмовики), зимой 1939/40 г. в финской войне (в том числе как легкие ночные бомбардировщики). С июня 1941 г. Р-5 применялись как разведчики, корректировщики, легкие бомбардировщики (изредка и днем, например, в июле 1941 г. под Мариуполем), транспортные и связные самолеты. С ноября 1941 г. их собрали в части легких ночных бомбардировщиков. Восемь таких полков на Р-5 участвовали в битве под Москвой на Западном и Калининском фронтах. Позднее "ночники" действовали под Харьковом, на Дону и под Сталинградом. В качестве легких ночных бомбардировщиков Р-5 массово использовались до конца 1942 г., в отдельных частях - до середины 1943 г. Под Курском Р-5 вели ночную разведку. В июле 1943 г. под Славянском с них корректировали огонь тяжелой артиллерии (днем).
Как транспортные и учебные самолеты Р-5 служили до конца войны. Оборудовались устройствами для буксировки грузовых планеров и дополнительными баками для перевозки горючего, различными кассетами. Они совершали полеты за линию фронта, снабжая партизанские отряды. Как самолеты связи Р-5 летали на Дальнем Востоке и в Забайкалье во время боевых действий против Японии. Полки авиации пограничных войск использовали их и как легкие дневные бомбардировщики на р. Ган и в районе Драгоценки. Монгольские самолеты действовали как штурмовики, поддерживая продвижение советско-монгольских войск на Калган и Жехе. Окончательно Р-5 сняли с вооружения советских ВВС в 1946 г.
Р-5||
Размах:||15,45 м
Длина:||10,62 м
Моторы, количество х мощность:||1x600 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3347 кг
Максимальная скорость:||259 км/ч
Практический потолок:||6400 м
Дальность:||900 км
Описание:
- Р-5
- Р-5
Фотографии
-
АвиаМастер 2006-05 / В.Котельников - Красные звезды Туркестана /Из истории воздушных войн/ (2)
Аварийная посадка Р-5 из 40-го авиаотряда, Самарканд, 14 марта 1934г.
-
Авиация и Время 2010-03 / В.Котельников - Самолет первых героев
Авария Р-5 командира звена Д.А.Баркова из 40-го авиаотряда. Окрестности Самарканда, март 1934 г.
-
Авиация и Время 2010-03 / В.Котельников - Самолет первых героев
Авария Р-5Ш из 150-го САП. Монголия, весна 1939 г.
-
Авиация и Время 2010-03 / В.Котельников - Самолет первых героев
Р-5 л-та М.Г. Семыгина из 9-го КАО после вынужденной посадки из-за отказа двигателя. Озеро Порк-Ярви, 21 января 1940 г.
Тип фотографий