Архангельский, Туполев СБ / АНТ-40
Варианты:
Архангельский, Туполев - СБ / АНТ-40 - 1934 - Россия
Страна: Россия
Год: 1934


Бомбардировщик
Пригласить музыкантов на юбилей кавер группа виа релиз музыканты на юбилей.
Описание:
СБ / АНТ-40
АНТ-40 (СБ)
Фотографии:

Ч/б фото (95)

СБ / АНТ-40

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Был создан в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева и А.А.Архангельского. Опытный образец АНТ-40-1 поднялся в воздух 7 октября 1934 г. Серийное производство начато в феврале 1936 г. СБ выпускался на заводах # 22 (Москва), # 125 (Иркутск), "Аэро" (Прага), "Авиа" (Прага). Всего в СССР выпущено 6831 экз. (с учебными УСБ) и еще 110 экз. в Чехословакии.
Моторы М-100, М-100А, М-100АУ, М-103, М-103А, М-104, М-105, у самолетов чехословацкой постройки и экспортных - HS12Ydrs.
Вооружение 4x7,62 (чехословацкие - 3x7,9), бомбы 600 - 1200 кг, до 10 PC.
СБ состоял на вооружении в СССР с марта 1936 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае -с ноября 1937 г., в Чехословакии - с апреля 1938 г., в Болгарии, Германии и Словакии - с конца 1939 г., в Финляндии - с марта 1940 г.
Основные серийные модификации:
  - СБ с моторами М-100/100А/100АУ, с осени 1937 г. с ВИШ;
  - СБ с моторами М-103 (выпускался с весны 1938 г.), с января 1939 г. (96-я сер.) введена наружная подвеска бомб и ВАП, щитки с гидроприводом, протектирование бензобаков, убираемые лыжи;
  - СБ с моторами М-103/103У/103А в новых мотогондолах с туннельными водорадиаторами вместо лобовых, убирающимися лыжами (221-я сер.); поздние серии - с экранированными турелями МВ-3, часть машин более раннего выпуска также переделана под них;
  - СБ с моторами М-104, аналогичны последним сериям с М-103А;
  - СБ с моторами М-105, аналогичны последним сериям с М-103А;
  - В-71, экспортный вариант для Чехословакии с моторами HS12Ydrs на базе ранних серий СБ с вооружением 3x7,9, измененным оборудованием, в Чехословакии доработаны шасси, щитки, мотоустановка, аналогичные машины выпускались чехословацкими заводами.
Боевое крещение СБ состоялось в ноябре 1936 г. в Испании. С февраля 1938 г. СБ начал применяться в Китае. Участвовал в боевых операциях на Хасане и Халхин-Голе. В сентябре 1939 г. он применялся в боевых действиях против Польши, зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией. В начале Великой Отечественной войны являлся самым массовым советским бомбардировщиком. Активно использовался как дневной и ночной бомбардировщик, а также разведчик на советско-германском фронте до конца 1943 г. На Дальнем Востоке принял участие в войне с Японией в августе 1945 г.
Китайские ВВС использовали СБ до конца войны (в частности, в январе 1942 г. в боях у г.Чанша, затем в серии налетов на японские базы в Индокитае), а также в ходе гражданской войны (в декабре 1945 г. против частей НОАК у г.Паотао). Чехословацкие B-71 достались немцам и использовались как вспомогательные или были проданы. Болгарские самолеты участвовали во вторжении в Югославию в апреле 1941 г., а также действовали против болгарских и югославских партизан. Финны имели около 20 трофейных СБ разных серий и применяли их как разведчики и патрульно-противолодочные самолеты.
СБ снят с производства в СССР в начале 1941 г., в Чехословакии - в 1940 г. Сняли с вооружения в Финляндии в марте 1945 г., в СССР, Болгарии и Китае - в 1946 г., в Испании - в 1948 г.

АНТ-40 (СБ)

Экспериментальные работы в КБ А. Н. Туполева по многоцелевому истребителю увенчались постройкой в 1933 году двухмоторного многоместного истребителя АНТ-21 (МИ-3) и пушечного АНТ-29 (ДИП). Опыт проектирования этих машин использовали при разработке скоростного бомбардировщика АНТ-40 (официальное обозначение - СБ). Проект вела конструкторская бригада А. А. Архангельского. Прототип самолета выполнил первый полет 25 апреля 1934 года с двумя моторами воздушного охлаждения Wright Cyclone.
  После аварийной посадки самолет доработали и установили отечественные моторы М-87. На втором и третьем прототипах поставили моторы Hispano-Suiza и изменили форму вертикального оперения и элеронов. Второй прототип выполнил первый полет в октябре 1934 года, а третий - в сентябре 1935 года. В 1935 году самолет запустили в серийное производство.
  СБ представлял собой цельнометаллический низкоплан с экипажем из трех или четырех человек. На первых серийных машинах стояли моторы М-100 по 750 л. с. (559 кВт), затем стали ставить форсированные М-100А по 860 л. с. Финальный вариант СБ-2бис, выполнивший первый полет в октябре 1936 года, получил еще более мощные моторы М-103.
  Всего построено 6656 самолетов, последний был сдан заказчику в конце 1940 года. Самолетов СБ-2 было построено больше, чем любых других двухмоторных легких бомбардировщиков. В начале карьеры СБ не было равных в мире. Самолет великолепно проявил себя на начальном этапе гражданской войны в Испании. СБ принимали участие в боях с японцами на Дальнем Востоке, в советско-финской войне 1939-1940 годов, но к началу Великой Отечественной войны бомбардировщик уже устарел.
  Чехословакии было поставлено 53 СБ с моторами М-103, затем в этой стране самолет строился по лицензии как B-71 с моторами Hispano-Suiza чешской сборки. Из 161 заказанного самолета собрали только 111, большинство из которых использовались в германских Люфтваффе как буксировщики мишеней и планеров. ВВС Финляндии эксплуатировали 24 СБ и СБ-2бис, главным образом, трофейных, полученных от Германии. Китай с конца 1937 года получил порядка 200 СБ, большая часть которых погибла на аэродромах от ударов японской авиации.
  В июне 1941 года на вооружении частей первой линии ВВС РККА состояло порядка 1500-2000 самолетов СБ. Огромное количество машин было потеряно на аэродромах в первые дни войны. Уцелевшие СБ становились легкой добычей для германских истребителей, так как действовали без прикрытия истребителей. Тем не менее на фронте СБ применялись до 1943 года, но главным образом ночью.
  На основе СБ для Гражданского воздушного флота разработали самолет ПС-40, выпускавшийся с 1938 года небольшой серией. Известны также следующие модификации: учебный УСБ (или СБ-3) с двойным управлением и непрозрачной носовой частью фюзеляжа (использовался также для буксировки планеров); транспортные ПС-41 и ПС-41бис постройки 1939-1940 годов; торпедоносец АНТ-41 (Т-1) образца 1936 года; двухместный пушечный истребитель АНТ-46 (ДИ-8,1935 год). Дальнейшим развитием самолета СБ стал Ар-2 А. А. Архангельского.
Постройка первого экземпляра СБ с моторами Райт-Циклон. 11 августа 1934г.
СБ (АНТ-40) 2РЦ во время повторных заводских испытаний. 1 сентября (февраль???) 1935г.
СБ 2РЦ во время заводских испытаний. 1 сентября 1935г.
СБ 2РЦ на лыжном шасси
СБ-2ИС в сборочном цеху завода. 17 ноября 1934г.
СБ 2ИС
Второй опытный АНТ-40 2ИС. Государственные испытания, июнь 1935г.
Первым советским скоростным фронтовым бомбардировщиком стал туполевский СБ (АНТ-40), который в серию пошел под обозначением СБ-2М (существовало много модификаций) и принял боевое крещение в Испании.
СБ-2ИС на испытаниях. Сверху - в декабре 1934г., внизу - в ноябре 1935г.
АНТ-40-2 (СБ-2ИС) на испытаниях в НИИ ВВС. Ноябрь 1935г.
СБ 2ИС на лыжном шасси
Двигатель "Испано-Сюиза"
Оперение СБ
Стойка лыжного шасси
Подвеска 100-кг бомб
100-кг бомбы в бомбоотсеке
Подвеска в бомбоотсеке двух 250-кг бомб
Подвеска 500-кг бомбы
Створки бомболюка
Кассеты АБК-1 в бомбоотсеке самолета СБ
Кассеты АБК-1 загружались в бомбоотсек СБ в уже заполненном виде
Приборы ЗАРП-100, подвешенные вертикально в бомбоотсеке СБ
Модернизированный СБ с верхней турелью МВ-3 и новой люковой установкой испытывался в НИИ ВВС летом 1937г. Самолет имеет моторы М-100А и винты ВИШ-2.
СБ, доработанный в НИИ ВВС, на лыжном шасси
СБ, предположительно из 44-го СБП на лыжном шасси.
СБ 2М-103 N 1/83 с подвесными сбрасываемыми бензобаками. НИИ ВВС, сентябрь-октябрь 1938г.
Бензобаки емкостью 368 л на наружных бомбодержателях Дер-19.
Бомбодержатели наружной подвески на СБ 96-й серии.
Прибор ЗАП-200 под самолетом СБ
Подвеска двух ВАП-500 на самолете СБ 1/83, "эталоне второй половины 1938г." Испытания в НИИ ВВС, июль-сентябрь 1938г.
Зажигательный прибор ЗАП-500 под крылом бомбардировщика СБ
Подвеска прибора ВАП-500 под крылом "химического штурмовика"
На бомбардировщиках СБ с 96-й серии также предусматривалась подвеска под крылом приборов ВАП-500
Прибор УХАП-500 под крылом СБ в варианте химического штурмовика
СБ в варианте химического штурмовика имел универсальный прибор УХАП-500 в бомбоотсеке, выходной патрубок выпускался через прорезь в створках. Май 1937г., НИПАВ
Бомбардировщик СБ рассеивает фосфор с высоты из двух приборов ЗАП-500
Основу советской фронтовой авиации накануне войны являлся уже устаревший туполевский СБ. Хотя проведенные модернизации позволили несколько подтянуть его характеристики и обороноспособность, но в войсках все еще оставалось значительное количество машин ранних серий, не отвечавших условиям современной войны.
СБ в однотонной (зеленой, либо коричневой) окраске верхних поверхностей, на заднем плане истребитель И-15.
СБ на выставке трофейного оружия в Сан-Себастьяне с табличкой "Бомбардировщик Мартин".
СБ 2М-100 т.н. "96-й серии" с трехлопастными винтами и наружной подвеской бомб (подвешены кассетные бомбы РРАБ-3 (РРАБ-500)) из состава 137-го БАП ВВС 14-й армии Северного флота, зима 1941/42 года
Вызвавший шок своим появлением в Испании осенью 36-го, туполевский СБ к лету 41-го явно устарел. Причем не то что лидерство, но даже до современного уровня не дотягивали даже такие "продвинутые" модификации этого скоростного бомбардировщика как ММН или Ар-2.
Хосе Сирухеда во время гражданской войны в Испании
Запуск двигателя с помощью автомобильного стартера.
СБ-2М-100. Снимок периода войны. Под крылом видны черные идентификационные полосы. Интересно также, что самолет эксплуатируется с колес.
На момент начала Великой Отечественной войны СБ являлся основным советским фронтовым бомбардировщиком, но к концу 1941 года в строевых частях таких самолетов осталось совсем немного.
Серийный СБ 96-й серии в годы Великой Отечественной войны.
Подогрев двигателя с помощью лампы АПЛ. Под лыжи уложен еловый лапник во избежание их примерзания.
Отстрел носовых пулеметов на СБ.
В августе под Киевом СБ стали действовать и по ночам
Основу советской ударной авиации перед войной составляли двухмоторные бомбардировщики СБ. Их экипажи обладали в целом неплохим уровнем летной подготовки, однако лишь немногие могли действовать ночью и в сложных метеоусловиях
После огромных потерь в начальный период войны бомбардировщики СБ стали применяться только по ночам, как этот бомбардировщик, Ленинградский фронт.
Подготовка самолета к боевому вылету.
Скоростные бомбардировщики СБ Северного и Северо-Западного фронтов сыграли основную роль в налетах на финские аэродромы 25-30 июня 1941г.
СБ 34-го бап 10-й бабр ВВС ТОФ готовится к учебному вылету. К началу войны с Японией в ВВС ТОФ все еще находилось 27 самолетов этого типа.
СБ-2М-100 на захваченном немцами аэродроме
A Twin-engined Bomber of the Z.K.B.26 type, large numbers of which have been supplied to the Spanish Government.
СБ, захваченный франкистами в ходе боевых действий.
"Катюшка" на ремзаводе.
Вероятно, это наиболее известный снимок первого СБ, захваченного мятежниками, а затем поставленного ими на службу. Самолет показан в новом пятнистом камуфляже с опознавательными знаками националистов. Обращают на себя внимание фрагменты прежней окраски в отдельных местах.
На этом снимке хорошо виден временный характер нанесенного на самолет камуфляжа. Обратите внимание на редкие зеленые точки и след густого загрязнения от выхлопа двигателей, расширяющийся к стабилизатору.
Первый СБ-2М-100, захваченный националистами и впоследствии получивший тактический номер 20W-1. Здесь он показан в том виде, который он приобред к концу войны после нанесения камуфляжа, разработанного по немецкому типу. После войны так же были окрашены все оставшиеся в строю "Катюшки". Обращает на себя внимание немецкий пулемет MG-15 в кабине стрелка.
СБ 20W-6 на аэродроме Ла Рабаса в Аликанте с нетипичным расположением антенны за кабиной летчика. Обратите внимание на красно-желто-красные знаки под крылом, его белые законцовки и ветряной электрогенератор под корневой частью крыла.
На этом снимке СБ "20W-10" видны явные признаки того, что он был основательно подретуширован. Верхние поверхности подкрашены для большей четкости, а лопасти винта, которые должны быть видны из-под радиатора, отсутствуют. На это же указывают андреевский крест на руле и знак "фаланги" в черном круге на фюзеляже.
Этот снимок СБ "20W-11" дает представление о тех усилиях, которые прилагал наземный персонал для поддержания флота этих машин в хорошем состоянии.
С 1936 года СБ-2, получившие прозвище "Катюшка", применялись республиканцами в Испании. СБ за счет своих высоких скоростных качеств легко уходил от истребителей-бипланов националистов CR.32 и He 51.
Три СБ 2М-100 из состава 13-го полка летят строем над исссушенной местностью, начало 40-х годов.
Бомбардировщики СБ летят на Финляндию
Вид СБ с обоими работающими моторами М-100, запущенными, вероятно, для проверки. Носовое остекление могло быть восстановлено с использованием деталей других сбитых машин.
Этот одинокий бывший республиканский СБ на аэродроме Таблада после многомесячной фронтовой службы выглядит почти по-деревенски. Белый номер "49" в хвостовой части означает, что эта машина не принадлежит к группе, собранной в Барахасе, следовательно, это должен быть один из самолетов, восстановленных на алжирском аэродроме Ла Сениа, Оран. Следует отметить желтые линии, нанесенные поверх красных полос на фюзеляже.
Четкая шеренга "Катюшек" бывшей 24-й бомбардировочной группы республиканцев на аэродроме Таблада. Временные обозначения нанесены на самолеты, видимо, накануне перелета в Севилью. К широким красным полосам добавлены узкие желтые линии, составив традиционный набор цветов испанских опознавательных знаков, и наполовину закрывшие прежнюю республиканскую маркировку. Фиолетовая полоса республиканского флага на руле закрашена красной краской.
Два пилота 13-го полка, одетые в "сборную солянку" из итальянского, испанского и немецкого обмундирования.
Бомбардировщики СБ прибыли в Поднебесную на аэродром Ханькоу
Разгрузка авиабомб разных калибров
Экипажи китайских бомбардировщиков СБ 2М-103А готовятся к очередному вылету где-то в 1941-1942 году (1939 г. ???). Самолеты, вероятно, принадлежат 2-й бомбардировочной группе. Оборонительное вооружение включало четыре 7,62-мм пулемета ШКАС - два в носовой части и по одному в верхней и нижней фюзеляжных стрелковых точках.
Советские и китайские техники обслуживают СБ
Китайский пилот у своего СБ
Китайский штурман из смешанного экипажа занял свое место в СБ
Китайские СБ в полете
Один из первых СБ (B-71) с эмблемами чехословацких ВВС, 1938г.
Чехословацкий B-71 советского производства, доработанный на заводе "Авиа" в Праге
B-71 из 1-й эскадрильи 5-го бомбардировочного полка болгарских ВВС, Пловдив, 1941г.
Генерал Люфтваффе Эрнст Удет осматривает захваченные чехословацкие самолеты на аэродроме завода "Летов"
Чехословацкий лицензионный СБ - B-71 в составе "люфтваффе"
B-71 в немецком камуфляже
Avia B-71B с оборудованием для буксировки мишеней и планеров из авиагруппы особого назначения 1/ObdL "Веста"
Левая мотогондола Avia B-71 с раскрытым капотом. На мотогондоле хорошо видна опущенная створка охлаждения радиатора
Коробчатая кассета для вертикальной подвески шести стокилограммовых бомб в бомболюке Avia B-71
Носовая турель Avia B-71 с чехословацким пулеметом vz.30
ПС-40, будучи переделанными из боевых самолетов, обладали низкой экономической отдачей, хотя и были весьма скоростными машинами для своего времени. Фактически они были не пассажирскими самолетами (в общепринятом смысле), а курьерскими машинами для высших госслужащих, либо могли перевозить небольшие партии срочных грузов.
ПС-40 над Тушино, 1936г.
Испытания ПЛ-3 в Сарабузе. 1937г.
На захваченном немцами аэродроме стоит СБ (его крыло - на переднем плане) и шеренга сгоревших Р-6.