Архангельский, Туполев СБ / АНТ-40
Варианты:
Архангельский, Туполев - СБ / АНТ-40 - 1934 - Россия
Страна: Россия
Год: 1934


Бомбардировщик
Мед оптом купить в спб купить мед в спб.
Описание:
СБ / АНТ-40
АНТ-40 (СБ)
Фотографии:

Обломки (39)

СБ / АНТ-40

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Был создан в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева и А.А.Архангельского. Опытный образец АНТ-40-1 поднялся в воздух 7 октября 1934 г. Серийное производство начато в феврале 1936 г. СБ выпускался на заводах # 22 (Москва), # 125 (Иркутск), "Аэро" (Прага), "Авиа" (Прага). Всего в СССР выпущено 6831 экз. (с учебными УСБ) и еще 110 экз. в Чехословакии.
Моторы М-100, М-100А, М-100АУ, М-103, М-103А, М-104, М-105, у самолетов чехословацкой постройки и экспортных - HS12Ydrs.
Вооружение 4x7,62 (чехословацкие - 3x7,9), бомбы 600 - 1200 кг, до 10 PC.
СБ состоял на вооружении в СССР с марта 1936 г., в Испании - с октября 1936 г., в Китае -с ноября 1937 г., в Чехословакии - с апреля 1938 г., в Болгарии, Германии и Словакии - с конца 1939 г., в Финляндии - с марта 1940 г.
Основные серийные модификации:
  - СБ с моторами М-100/100А/100АУ, с осени 1937 г. с ВИШ;
  - СБ с моторами М-103 (выпускался с весны 1938 г.), с января 1939 г. (96-я сер.) введена наружная подвеска бомб и ВАП, щитки с гидроприводом, протектирование бензобаков, убираемые лыжи;
  - СБ с моторами М-103/103У/103А в новых мотогондолах с туннельными водорадиаторами вместо лобовых, убирающимися лыжами (221-я сер.); поздние серии - с экранированными турелями МВ-3, часть машин более раннего выпуска также переделана под них;
  - СБ с моторами М-104, аналогичны последним сериям с М-103А;
  - СБ с моторами М-105, аналогичны последним сериям с М-103А;
  - В-71, экспортный вариант для Чехословакии с моторами HS12Ydrs на базе ранних серий СБ с вооружением 3x7,9, измененным оборудованием, в Чехословакии доработаны шасси, щитки, мотоустановка, аналогичные машины выпускались чехословацкими заводами.
Боевое крещение СБ состоялось в ноябре 1936 г. в Испании. С февраля 1938 г. СБ начал применяться в Китае. Участвовал в боевых операциях на Хасане и Халхин-Голе. В сентябре 1939 г. он применялся в боевых действиях против Польши, зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией. В начале Великой Отечественной войны являлся самым массовым советским бомбардировщиком. Активно использовался как дневной и ночной бомбардировщик, а также разведчик на советско-германском фронте до конца 1943 г. На Дальнем Востоке принял участие в войне с Японией в августе 1945 г.
Китайские ВВС использовали СБ до конца войны (в частности, в январе 1942 г. в боях у г.Чанша, затем в серии налетов на японские базы в Индокитае), а также в ходе гражданской войны (в декабре 1945 г. против частей НОАК у г.Паотао). Чехословацкие B-71 достались немцам и использовались как вспомогательные или были проданы. Болгарские самолеты участвовали во вторжении в Югославию в апреле 1941 г., а также действовали против болгарских и югославских партизан. Финны имели около 20 трофейных СБ разных серий и применяли их как разведчики и патрульно-противолодочные самолеты.
СБ снят с производства в СССР в начале 1941 г., в Чехословакии - в 1940 г. Сняли с вооружения в Финляндии в марте 1945 г., в СССР, Болгарии и Китае - в 1946 г., в Испании - в 1948 г.

АНТ-40 (СБ)

Экспериментальные работы в КБ А. Н. Туполева по многоцелевому истребителю увенчались постройкой в 1933 году двухмоторного многоместного истребителя АНТ-21 (МИ-3) и пушечного АНТ-29 (ДИП). Опыт проектирования этих машин использовали при разработке скоростного бомбардировщика АНТ-40 (официальное обозначение - СБ). Проект вела конструкторская бригада А. А. Архангельского. Прототип самолета выполнил первый полет 25 апреля 1934 года с двумя моторами воздушного охлаждения Wright Cyclone.
  После аварийной посадки самолет доработали и установили отечественные моторы М-87. На втором и третьем прототипах поставили моторы Hispano-Suiza и изменили форму вертикального оперения и элеронов. Второй прототип выполнил первый полет в октябре 1934 года, а третий - в сентябре 1935 года. В 1935 году самолет запустили в серийное производство.
  СБ представлял собой цельнометаллический низкоплан с экипажем из трех или четырех человек. На первых серийных машинах стояли моторы М-100 по 750 л. с. (559 кВт), затем стали ставить форсированные М-100А по 860 л. с. Финальный вариант СБ-2бис, выполнивший первый полет в октябре 1936 года, получил еще более мощные моторы М-103.
  Всего построено 6656 самолетов, последний был сдан заказчику в конце 1940 года. Самолетов СБ-2 было построено больше, чем любых других двухмоторных легких бомбардировщиков. В начале карьеры СБ не было равных в мире. Самолет великолепно проявил себя на начальном этапе гражданской войны в Испании. СБ принимали участие в боях с японцами на Дальнем Востоке, в советско-финской войне 1939-1940 годов, но к началу Великой Отечественной войны бомбардировщик уже устарел.
  Чехословакии было поставлено 53 СБ с моторами М-103, затем в этой стране самолет строился по лицензии как B-71 с моторами Hispano-Suiza чешской сборки. Из 161 заказанного самолета собрали только 111, большинство из которых использовались в германских Люфтваффе как буксировщики мишеней и планеров. ВВС Финляндии эксплуатировали 24 СБ и СБ-2бис, главным образом, трофейных, полученных от Германии. Китай с конца 1937 года получил порядка 200 СБ, большая часть которых погибла на аэродромах от ударов японской авиации.
  В июне 1941 года на вооружении частей первой линии ВВС РККА состояло порядка 1500-2000 самолетов СБ. Огромное количество машин было потеряно на аэродромах в первые дни войны. Уцелевшие СБ становились легкой добычей для германских истребителей, так как действовали без прикрытия истребителей. Тем не менее на фронте СБ применялись до 1943 года, но главным образом ночью.
  На основе СБ для Гражданского воздушного флота разработали самолет ПС-40, выпускавшийся с 1938 года небольшой серией. Известны также следующие модификации: учебный УСБ (или СБ-3) с двойным управлением и непрозрачной носовой частью фюзеляжа (использовался также для буксировки планеров); транспортные ПС-41 и ПС-41бис постройки 1939-1940 годов; торпедоносец АНТ-41 (Т-1) образца 1936 года; двухместный пушечный истребитель АНТ-46 (ДИ-8,1935 год). Дальнейшим развитием самолета СБ стал Ар-2 А. А. Архангельского.
Авария первого СБ 2РЦ
СБ с номером "белый 1" республиканцев, сфотографированный итальянским добровольцем Винченцо Декуалем на месте вынужденной посадки под Мотрилом всего несколько часов спустя.
Самолет, доставленный на аэродром Таблада, в ожидании ремонта, которым руководил инженер Хосе Пазо. Ясно видно, что изначально номер 1 был нанесен пульверизатором по трафарету. Весна 1937г.
"Финал карьеры": списанные машины обычно использовались в качестве источника запчастей.
Разукомплектованный СБ на одном из испанских аэродромов.
Вынужденная посадка скоростного бомбардировщика СБ, поврежденного японским зенитным огнем над Хасаном 2 августа 1938г. Снимок из "аварийного акта".
Китайские крестьяне у подбитого СБ
Экспонаты выставки трофеев Финской армии. Хельсинки, январь 1940г.
Снаряжение советского летчика. Экспонат выставки трофеев.
Немецкие трофеи лета 1941-го: эти машины так и не успели подняться в воздух.
Изучаемый немецкими летчиками, этот самолет Туполева СБ-2 был одним из сотен самолетов, подбитых прямо на аэродроме в самом начале операции "Барбаросса", когда Люфтваффе нанесли удар по советским военным аэродромам.
СБ, потерпевший аварию при перегонке в Чехословакию.
Разбитая носовая часть фюзеляжа машины с предыдущего снимка
Аварийная посадка буксировщика B-71B в Германии, лето 1943г.
Снимок советского аэродрома с немецкого самолета: частично разукомплектованные СБ оттащены с летного поля в подлесок, чтобы не мешать боевой работе остальных машин
Финны утверждают, что этот СБ был сбит лейтенантом Рети из 26-й истребительной эскадрильи. На самолете не видно никаких боевых повреждений. Руль поворота и консоли крыла отстыкованы для удобства транспортировки.
Финская рембригада на разборке СБ из 41-го СБП, сбитого 1 декабря 1939г. Публикация этой фотографии в западной печати вызвала крайне болезненную реакцию руководства СССР.
Один из СБ, сбитых финской ПВО 25 июня
Бомбардировщики СБ десятками гибли в отчаянных самоубийственных атаках на колонны Вермахта.
Сбитый в районе Констанцы советский СБ.
Разгромленный советский аэродром в Прибалтике. Обломки СБ
СБ из 44-го СБП.
Хвостовая часть СБ из 12-й ОАЭ, потерпевшего катастрофу 20 января 1940г. Стрелок-радист получил тяжелое ранение. Видна идентификационная черная полоса на фюзеляже перед оперением.
СБ из 48-го СПБ, потерпевший катастрофу 18 февраля 1940г. Уцелел только стрелок-радист.
Авария СБ из 2-го СПБ.
Разбитый двигатель М-100, извлеченный из обломков СБ, пролежавшего под водой в озере Баньолас десятки лет, теперь находится в экспозиции Музея авиации в Куатро Вентос под Мадридом.
СБ из 137-го КСБП, совершивший вынужденную посадку при возвращении с боевого задания летом 1942 года.
Авария бомбардировщика СБ
На бобруйском аэродроме
Стоит обратить внимание на разные цвета носовой части СБ и его фюзеляжа. Судя по всему, это бывший УСБ, на котором смонтировали кабину штурмана и таким образом превратили в боевой
На бобруйском аэродроме
Останки сбитого в начале войны бомбардировщика СБ из 24-го СБАП
Самолеты, брошенные из-за неисправностей на аэродроме Шауляй. На первом плане СБ из 46-го СБАП.
СБ с тактическим номером "9" (на снимке не виден) из 40-го СБАП, сбитый в Прибалтике
СБ, предположительно из 6-го СБАП, захваченный немцами на аэродроме Витебск