Сухой Су-25 Грач
Варианты:
Сухой - Су-25 Грач - 1975 - Россия
Страна: Россия
Год: 1975


Одноместный штурмовик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (47)
Су-25

   Осенью 1969 года проект Т-8 ОКБ П.О. Сухого (будущий Су-25 "Грач") был признан победителем в конкурсе на штурмовик нового поколения для советских ВВС (главным конкурентом Т-8 был штурмовик Ил-102). Причем с самого начала работ по перспективному штурмовику разработчик пошел по пути создания простого в производстве и неприхотливого в обслуживании боевого самолета, способного работать по оперативным вызовам Сухопутных войск и приспособленного к эксплуатации минимально подготовленным летным и наземным составом.
   Первый летный прототип, Т-8-1 (Т-8-0 предназначался для прочностных испытаний), был облетан 22 февраля 1975 года, а в декабре того же года был достроен и приступил к испытаниям второй прототип Т-8-2, отличавшийся сварной кабиной из титановой брони. Позже на него установили бесфорсажные двигатели Р-95Ш (ранее - бесфорсажный РД-9Б), причем для исключения возникавших вибраций хвостовой части машины реактивные сопла двигателей отклонили вниз на 3°, а горизонтальное хвостовое оперение поставили под углом поперечного V в +5° (модификация Т-8-2Д). Следующим шагом стала переработка крыла, которое получило уступы на передней кромке и контейнеры на законцовках, в хвостовой части которых разместили тормозные щитки, и усовершенствование системы управления. К началу госиспытаний прототип был оснащен доработанной прицельно-навигационной системой по типу Су-17М3, позволяющей применять различные образцы управляемого вооружения, а пушечный контейнер заменили на 30-мм двуствольную пушку АО-17А (ГШ-2-30).
   18 июня 1979 года был облетан первый предсерийный самолет Т-8-3, собранный на тбилисском авиазаводе, на котором были реализованы все концептуальные решения, заложенные ранее разработчиком в проект нового штурмовика. В апреле - июне 1980 года опытные самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 прошли опытную эксплуатацию в Афганистане, продемонстрировав свой высокий боевой потенциал, а 30 декабря была завершена программа госиспытаний - акт был подписан в марте 1981 года, но официально на вооружение Су-25 был принят только в 1987 году. При этом уже в апреле 1981 года Су-25 стали поступать в строевые части, дислоцированные в Афганистане, а с июня они активно принимали участие в боевых действиях. В 1982 году на Су-25 впервые использовали вооружение с лазерной системой наведения - ракеты Х-25МЛ и Х-29Л.
   Начиная с предсерийного Т-8-11, штурмовики оснащались бустерным управлением, а с 1987 года стали устанавливать двигатели Р-195 - вариант Р-95Ш со сниженным уровнем теплового излучения (внешнее отличие - размещенные в хвостовой части мотогондолы дополнительные воздухозаборники для охлаждения реактивной струи и затурбинные стекатели, частично экранирующие тепловое излучение лопаток).
   Восемь лет боевого применения Су-25 в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. По данным разработчика, за это время летчиками-штурмовиками было выполнено 139 пусков управляемых ракет, из которых 137 (!) поразили назначенные цели, а всего Су-25 совершили около 60 000 боевых вылетов, в которых было потеряно 23 самолета.
<...>
   На экспорт предлагались боевые Су-25К (Болгария, Ирак, КНДР и ЧССР) и Су-25ТК, а также учебно-боевые Су-25УБК. Су-25БМ - вариант с двигателями Р-195, оборудованный для буксировки воздушных мишеней ТЛ-70 под левой консолью и способный нести на крыльевых пилонах пороховые ракеты-мишени. Выпущено 50 самолетов.
   Всего выпущено около 1300 самолетов семейства Су-25, большинство из которых после распада СССР осталось в России, и в настоящее время они проходят модернизацию под стандарт Су-25СМ. Су-25 разных модификация также достались военным Беларуси, Грузии и Украины, а также поставлялись в Гамбию, Демократическую Республику Конго, Иран, Македонию, Перу, Судан, Чад, Экваториальную Гвинею, Эритрею, Эфиопию и др. Грузия совместно с израильскими компаниями разработала модернизированный вариант Су-25КМ "Скорпион" (прототип облетан в 2001 году).


Варианты вооружения

   Су-25 вооружен встроенной двухствольной 30-мм пушкой ГШ-30-2 (с левой стороны внизу фюзеляжа; боезапас 250 снарядов), а также может нести на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески различные средства поражения в контексте суммарной нормальной/максимальной массы боевой нагрузки 1400/4400 кг. На внешних узлах - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; на внутренних и средних узлах - подвесные топливные баки; на всех, кроме внешних, - различные УР классов "воздух-поверхность" (включая "воздух - РЛС"), обычные и управляемые авиабомбы, блоки НАР калибров 57 (максимум 256 ракет), 80 (160), 122 (40), 240 или 266 мм (по 8 ракет последних двух калибров), контейнеры малогабаритных грузов и пр., а на двух внутренних пилонах с каждой стороны - пушечные контейнеры СППУ-22 и СППУ-687.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Су-25

   Тип: одноместный штурмовик
   Силовая установка: два ТРД Р-195 максимальной тягой 44,13 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость с нормальной боевой нагрузкой 950 км/ч; практический потолок 7000 м; боевой радиус 300 км; практическая дальность с нормальной боевой нагрузкой на высоте без ПТБ - 640 км, а с четырьмя ПТБ - 800-1250 км; разбег на бетонной/грунтовой ВПП - 550/600 м; пробег на бетонной/грунтовой ВПП - 600/700 м
   Масса: пустого 9315 кг; снаряженного 11600 кг; нормальная взлетная 14600 кг; максимальная взлетная 17600 кг
   Размеры: размах крыла 14,36 м; длина с ПВД 15,36 м; высота 4,8 м; площадь крыла 30,1 м2
   Вооружение: см. текст
Первый опытный самолет Т8-1
Первый опытный самолет Т8-1 - будущий Су-25
Второй опытный самолет Т8-2
Су-25 из состава первой серии Тбилисского авиазавода
Самолет Т8-15, оснащенный двигателем Р-195, 1989г.
Т-8/1Д - первый опытный самолет, проходивший испытания в Афганистане в рамках операции "Ромб-1", Шинданд, май 1980г.
Су-25, после возвращения из ДРА попавший в 206-й ОШАП в Кобрине (Белоруссия). "Глаза" и белые номера были нанесены уже в 206-м ОШАП.
Су-25 б/н 01 красный, после капремонта имеет свежий камуфляж. Буденновск, февраль 2002г.
Су-25 одного из штурмовых полков ВВС СССР, конец 80-х годов. Афганистан, авиабаза Баграм. Каждая звездочка означает 10 боевых вылетов.
Су-25 зам. командующего ВВС 4-й армии п-ка А.Руцкого, на котором он летал и был сбит 4 августа 1988г.
Су-25 №03 200 ошаэ. Аэр. Шинданд, 1983 г.
Су-25 из 378-го ОШАП по возвращении из ДРА. Дан вид по состоянию на лето 1993г., на базе хранения в Чибеньках. Самолет несколько раз менял бортовой номер.
Советские Су-25 получили боевое крещение в Афганистане. Войсковые испытания советских (а теперь и российских) самолетов, происходят на более раннем этапе разработки, чем принято на Западе.
Су-25 из 378-го ОШАП, Баграм, июль 1987г. Под крылом - тяжелые НАР С-25-ОФМ
Су-25 N 05. Баграм, 1986г.
Су-25 конца 90-х. 4-я Воздушная армия.
Су-25 N 06 зав. N 25508109079, дата выпуска 31.03.87г. На левом воздухозаборнике эмблема грача на фоне щита белого цвета с желтой окантовкой. Баграм, 1988г.
Су-25 №09 заводской №25508101029, дата выпуска 29 апреля 1981 г., техник самолета В. Вийтык, 200 ошаэ, аэродром Шинданд, 1981 г. Самолет окрашен на заводе-изготовителе по схеме камуфляжной окраски раннего образца
Су-25 командира Калиновской эскадрильи п/п-ка Г.Стрепетова. Под крылом - бомбы ОДАБ-500П, Баграм, май 1987г.
Су-25 б/н 16 (зав. N 25508104012) из 160 УАП Армавирского военного авиационного института. Осень 2000г.
Су-25 № 27 зав. № 25508110018, дата выпуска 30.06.87 г.,Баграм, 1988 г.
Су-25 конца 90-х. 4-я Воздушная армия.
Изображен Су-25 с бортовым номером "29" красного цвета, дислоцированный в конце 1980-х годов на авиабазе Баграм (символика самолета соответствует 1988 году). В конце 1980-х годов масштабы действий ограниченного контингента достигли своего пика, неоднократно самолеты советских ВВС непреднамеренно вторгались в воздушное пространство Пакистана.
Су-25 N 31 "отличный самолет" из состава 2 аэ 378 ошап. Баграм, 1987г.
Су-25 п/п-ка В.Симченко из Черниговской эскадрильи, пострадавший при обстреле и пожаре в Кабульском аэропорту в сентябре 1988г.
Су-25 N 34, на котором 04.08.85 ст. л-т Т.А.Кононенко совершил аварийную посадку на аэр. Мазари-Шариф
Штурмовик Су-25, Афганистан, Баграм, осень 1986г.
Су-25 Чирчикского авиаполка, сентябрь 1986г. Самолет нес следы множества пулевых пробоин, закрашенных ядовито-зеленой краской. Под крылом - баки ПТБ-800 и блоки Б-8М
Су-25 206-го ОШАП, Кобрин, в "зеленом" камуфляже. Грач изображен на воздухозаборнике слева.
Су-25 №50 зав.№25508110071, дата выпуска 30.09.87 г. На самолете нанесена эмблема эскадрильи - грач в панаме, зажавший в лапах С-24 и атакующий исламский комитет. Правее и выше рисунка имеются восемь отметок боевых вылетов - звездочек красного цвета с желтой окантовкой. Внутри семи звездочек вписаны цифры «50» желтого цвета, одна незаполненная. Кандагар, 1988 г.
Су-25 Калиновской ОШАЭ с ракетами С-24. Этот самолет сгорел на земле при обстреле аэродрома Кандагар в июле 1988г.
Су-25, поступивший в ВВС 40-й армии в октябре 1987г. из 387-го ОШАП, Черниговка (ДальВо). Характерной особенностью 378-го ОШАП была "чересполосица" номеров из-за поступления машин не только с завода, но и рембаз и из других полков.
Су-25 из 378-го ОШАП с ракетой Х-29Л, Баграм, ноябрь 1988г.
Су-25 N 59 зав. N 25508110081, дата выпуска 30.10.87г. На левом воздухозаборнике эмблема грача на фоне щита белого цвета вписанного в красный круг, на правом воздухозаборнике грач нанесен на камуфляж. Баграм, 1988г.
Су-25 б/н 87 синий, бывшей пилотажной группы "Небесные гусары" применяется в Чечне без перекраски. Буденновск, февраль 2002г.
Су-25 из состава 452-го ОШАП ВВС Украины, 1993г., авиабаза Чертков.
Грузинский Су-25 с опознавательными знаками раннего образца и эмблемой единственной в грузинских ВВС штурмовой эскадрильи. Тбилиси, 1993г. На самолете сохранился советский камуфляж.
Су-25 из состава 2-й эскадрильи ВВС Эритреи. Авиабаза Асмэра, весна 2000г.
Один из 10 Су-25 конголезских ВВС, закупленных в Грузии в 1999 году
Ирак закупил от 30 до 45 машин в период с 1986-го по 1987 год. Самолеты окрашивались в оригинальный песочно-коричневый камуфляж с голубыми нижними поверхностями. Впервые показанные общественности в мае 1989 года, эти Су-25, возможно, использовались в войне с Ираном. Два самолета были сбиты американскими F-15C в феврале 1991 года во время операции "Буря в пустыне".
Су-25К ВВС Ирака, 1989г.
Чехословацкий Су-25, несущий эмблему эскадрильи в виде скачущей лошади на фоне коричнево-зеленого камуфляжа. Чехословакия была первым зарубежным покупателем Су-25 и получила большое количество этих самолетов.
Су-25К ВВС Чехии. Осень 1992г. Самолет окрашен для участия в аэрошоу.
Су-25 из состава ВВС Кот-д'Ивуара. На самолете смонтированы только наружные крыльевые пилоны и АПУ для управляемых ракет "воздух-воздух" Р-60М с ИК-наведением. Зелено-бело-красные кокарды государственной принадлежности были нанесены на фюзеляж и консоли позже
Афганистан. Ходило много неподтвержденных слухов, что в авиации Афганистана применялись Су-25, которыми управляли советские пилоты. Но во времена советско-афганской войны Су-25 встречались только с советскими опознавательными знаками. А в современном авиакорпусе афганской армии Су-25 не применяются вообще.
После потери двух Су-25 в Линкота и Матиашфолде (и гибели чешского пилота) ВВС Венгрии отказались от идеи принять самолет на вооружение. На рисунке изображен гипотетический вариант окраски Су-25 ВВС Венгрии.
Первый Су-25 ВВС Армении, лето 1992 г. На киле - герб Армении и надпись «Хайастан» («Армения»)