Поиск по сайту:
Варианты
- Сухой - Су-25 Грач - 1975 - Россия
- Сухой - Су-25УБ - 1981 - Россия
- Сухой - Су-25Т / Су-39 - 1984 - Россия
- Сухой - Су-25УТГ - 1988 - Россия
Су-25
Осенью 1969 года проект Т-8 ОКБ П.О. Сухого (будущий Су-25 "Грач") был признан победителем в конкурсе на штурмовик нового поколения для советских ВВС (главным конкурентом Т-8 был штурмовик Ил-102). Причем с самого начала работ по перспективному штурмовику разработчик пошел по пути создания простого в производстве и неприхотливого в обслуживании боевого самолета, способного работать по оперативным вызовам Сухопутных войск и приспособленного к эксплуатации минимально подготовленным летным и наземным составом.
Первый летный прототип, Т-8-1 (Т-8-0 предназначался для прочностных испытаний), был облетан 22 февраля 1975 года, а в декабре того же года был достроен и приступил к испытаниям второй прототип Т-8-2, отличавшийся сварной кабиной из титановой брони. Позже на него установили бесфорсажные двигатели Р-95Ш (ранее - бесфорсажный РД-9Б), причем для исключения возникавших вибраций хвостовой части машины реактивные сопла двигателей отклонили вниз на 3°, а горизонтальное хвостовое оперение поставили под углом поперечного V в +5° (модификация Т-8-2Д). Следующим шагом стала переработка крыла, которое получило уступы на передней кромке и контейнеры на законцовках, в хвостовой части которых разместили тормозные щитки, и усовершенствование системы управления. К началу госиспытаний прототип был оснащен доработанной прицельно-навигационной системой по типу Су-17М3, позволяющей применять различные образцы управляемого вооружения, а пушечный контейнер заменили на 30-мм двуствольную пушку АО-17А (ГШ-2-30).
18 июня 1979 года был облетан первый предсерийный самолет Т-8-3, собранный на тбилисском авиазаводе, на котором были реализованы все концептуальные решения, заложенные ранее разработчиком в проект нового штурмовика. В апреле - июне 1980 года опытные самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 прошли опытную эксплуатацию в Афганистане, продемонстрировав свой высокий боевой потенциал, а 30 декабря была завершена программа госиспытаний - акт был подписан в марте 1981 года, но официально на вооружение Су-25 был принят только в 1987 году. При этом уже в апреле 1981 года Су-25 стали поступать в строевые части, дислоцированные в Афганистане, а с июня они активно принимали участие в боевых действиях. В 1982 году на Су-25 впервые использовали вооружение с лазерной системой наведения - ракеты Х-25МЛ и Х-29Л.
Начиная с предсерийного Т-8-11, штурмовики оснащались бустерным управлением, а с 1987 года стали устанавливать двигатели Р-195 - вариант Р-95Ш со сниженным уровнем теплового излучения (внешнее отличие - размещенные в хвостовой части мотогондолы дополнительные воздухозаборники для охлаждения реактивной струи и затурбинные стекатели, частично экранирующие тепловое излучение лопаток).
Восемь лет боевого применения Су-25 в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. По данным разработчика, за это время летчиками-штурмовиками было выполнено 139 пусков управляемых ракет, из которых 137 (!) поразили назначенные цели, а всего Су-25 совершили около 60 000 боевых вылетов, в которых было потеряно 23 самолета.
<...>
На экспорт предлагались боевые Су-25К (Болгария, Ирак, КНДР и ЧССР) и Су-25ТК, а также учебно-боевые Су-25УБК. Су-25БМ - вариант с двигателями Р-195, оборудованный для буксировки воздушных мишеней ТЛ-70 под левой консолью и способный нести на крыльевых пилонах пороховые ракеты-мишени. Выпущено 50 самолетов.
Всего выпущено около 1300 самолетов семейства Су-25, большинство из которых после распада СССР осталось в России, и в настоящее время они проходят модернизацию под стандарт Су-25СМ. Су-25 разных модификация также достались военным Беларуси, Грузии и Украины, а также поставлялись в Гамбию, Демократическую Республику Конго, Иран, Македонию, Перу, Судан, Чад, Экваториальную Гвинею, Эритрею, Эфиопию и др. Грузия совместно с израильскими компаниями разработала модернизированный вариант Су-25КМ "Скорпион" (прототип облетан в 2001 году).
Варианты вооружения
Су-25 вооружен встроенной двухствольной 30-мм пушкой ГШ-30-2 (с левой стороны внизу фюзеляжа; боезапас 250 снарядов), а также может нести на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески различные средства поражения в контексте суммарной нормальной/максимальной массы боевой нагрузки 1400/4400 кг. На внешних узлах - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; на внутренних и средних узлах - подвесные топливные баки; на всех, кроме внешних, - различные УР классов "воздух-поверхность" (включая "воздух - РЛС"), обычные и управляемые авиабомбы, блоки НАР калибров 57 (максимум 256 ракет), 80 (160), 122 (40), 240 или 266 мм (по 8 ракет последних двух калибров), контейнеры малогабаритных грузов и пр., а на двух внутренних пилонах с каждой стороны - пушечные контейнеры СППУ-22 и СППУ-687.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Су-25
Тип: одноместный штурмовик
Силовая установка: два ТРД Р-195 максимальной тягой 44,13 кН
Летные характеристики: максимальная скорость с нормальной боевой нагрузкой 950 км/ч; практический потолок 7000 м; боевой радиус 300 км; практическая дальность с нормальной боевой нагрузкой на высоте без ПТБ - 640 км, а с четырьмя ПТБ - 800-1250 км; разбег на бетонной/грунтовой ВПП - 550/600 м; пробег на бетонной/грунтовой ВПП - 600/700 м
Масса: пустого 9315 кг; снаряженного 11600 кг; нормальная взлетная 14600 кг; максимальная взлетная 17600 кг
Размеры: размах крыла 14,36 м; длина с ПВД 15,36 м; высота 4,8 м; площадь крыла 30,1 м2
Вооружение: см. текст
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2010-02 / И.Бедретдинов - Рождение "Грача" (1)
Момент посадки Т8-1Д. На законцовках крыльев уже установлены гондолы тормозных щитков (односекционные)
-
Авиация и Космонавтика 2010-02 / И.Бедретдинов - Рождение "Грача" (1)
Прототип Т-8-2 с двигателями РД-9Б в сборочном цехе. В носовой части фюзеляжа - контейнер СППУ-22-01
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Обстрел протоипа Т-8-3.
-
Авиация и Космонавтика 2010-02 / И.Бедретдинов - Рождение "Грача" (1)
Отстрел брони Су-25 на полигоне
-
Авиация и Космонавтика 2010-02 / И.Бедретдинов - Рождение "Грача" (1)
Самолет Т8-4 с эмблемой Тбилисского авиазавода - "витязь в тигровой шкуре"
-
Авиация и Космонавтика 2010-02 / И.Бедретдинов - Рождение "Грача" (1)
В полете самолет Т8-11
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Су-25 первой серии. Отсутствуют светозащитные щитки.
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Су-25 первой серии. Перед кабиной - антенна ответчика СРО-2, три секции прорезей вентиляции отсека пушки, на элеронах установлены триггеры.
-
Авиация и Космонавтика 2008-05 / А.Зелин - ВВС России сегодня
Модернизированный Су-25СМ
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (12)
Су-25 сводной эскадрильи Казакова на аэродроме Какайды. Февраль 1989 г.
-
Авиация и Космонавтика 1996-10 / В.Марковский - Возвращение к "Грачу"
Су-25 на стоянке аэродрома Баграм. За обвалованиями - истребители МиГ-23. В воздухе - вертолет боевого охранения Ми-24
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-23МЛ / МиГ-23П / МиГ-23МЛД - Россия - 1976Миль Ми-24 / Ми-35 - Россия - 1969
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (7)
Штурман 378 ошап п/п-к Г.А. Давыдов, первый боевой вылет. Рядом инженер полка по АВ м-р Ю.Н. Осипов. Баграм, февраль 1987 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (7)
Техник самолета 1 аэ И.А. Рябченко у Су-25 № 02 зав. № 25508106042. Баграм, 1987 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (8)
Инициатор и исполнитель эмблемы грача техник самолета И.А. Рябченко у закрепленного за ним нового Су-25 № 02 зав. № 25508109077. Баграм, 1987 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-02 / А.Коротков - В особых условиях ("Двухсотая", вторая смена) (2)
Су-25 №03 выруливает на взлет на аэр. Баграм
-
Авиация и Космонавтика 2017-02 / А.Коротков - В особых условиях ("Двухсотая", вторая смена) (2)
Зам. ком. аэ Анатолий Крамаревский у с-та №04 (заводской № 25508101023). На с-те нанесено 17 звездочек за боевые вылеты.
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / А.Коротков - В особых условиях (операция "Экзамен") (1)
Техник самолета лейтенант Анатолий Новиков у своего Су-25
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / А.Коротков - В особых условиях (операция "Экзамен") (1)
В.Сидоров в кабине №04 готовится к вылету
-
Авиация и Космонавтика 2017-02 / А.Коротков - В особых условиях ("Двухсотая", вторая смена) (2)
Зам. ком. аэ по ИАС м-р Наумкин. Аэр. Шинданд
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (8)
Техник самолета Су-25 № 05 зав. № 25508109078 ст. л-т В.Д. Леоненков. Баграм, 1987 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (8)
Верхом на «граче». Баграм, 1987 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (8)
Приподняли... Понесли! Баграм, 1987 г.
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / М.Никольский - 899-й гвардейский полк
Гв.подполковник С.Ю.Шаршин после полета. Бутурлиновка, 2006г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-10 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
У Су-25 №06: нач. мед. службы полка м-р В.В. Сидоров, к-p звена 2 аэ к-н С.П. Сальников, ст. л-к 1 аэ ст. л-т И.И. Коноваленко, зам. к-ра 1 аэ к-н И.И. Свиридов, нач. ВОТП полка п/п-к В.К. Краснощеков, нач. штаба 1 аэ к-н В.Т. Шушпанов, л-к 2 аэ ст. л-т А.Л.Ульянов. Баграм, 1988 г.
-
Авиация и Время 1995-04 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Штурмовики Су-25 /Авиация в локальных конфликтах/ (4)
Запуск двигателей Су-25 от аэродромного пускового агрегата (АПА)
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / А.Коротков - В особых условиях (операция "Экзамен") (1)
Напутственные слова маршала авиации А.Н. Ефимова в день отлета
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (8)
Инженер 378 ошап по СД м-р Ю.Б. Шапуров. Баграм, 1987 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (7)
Командир 368 ошап п-к А.И. Давыдов в кабине Су-25 № 12 зав. № 25508107054. Баграм, 1987 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / А.Коротков - В особых условиях (операция "Экзамен") (1)
ИТС на фоне самолета №12
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (8)
Ст. л-т А.В. Почкин, п/п-к Г. Г. Стрепетов, м-р А.Б. Рыбаков, ст. л-т А.М. Матвеев. Баграм, 1987 г.
-
Авиация и Время 1995-05 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Штурмовики Су-25 /Авиация в локальных конфликтах/ (5)
"Грач" взлетает с ракетами С-24
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Су-25БМ (сер. номер 772313-10529), 60-й ОШАП ВВС СНГ. Под крылом - блоки НУРС Б-8М1, на земле - УБ-32.
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Окно лазерного дальномера "Клен-ПС" и пушка ГШ-2-30
-
Авиация и Космонавтика 2017-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (4)
Су-25 N 21 "отличный самолет" из состава 1 аэ. Под козырьком фонаря нанесены отметки за боевые вылеты. Баграм, 1985г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (12)
В полете Су-25 N 21, на котором погиб Гордиенко Б.В.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (7)
Посадка Су-25 N 22. Баграм, 1987г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / А.Коротков - Грачи в Баграме (2)
Ст. лейтенант А. Мосеев у самолета №24, установленного на подъемники. Баграм, октябрь 1984 года.
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Су-25 ВМФ Украины, весна 1992г., опознавательные знаки еще не изменены. Номера - красные с белым, Грач - черный+серый+белый, клюв - желтый, пасть - красная, бомба - черная
-
Авиация и Время 1995-05 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Штурмовики Су-25 /Авиация в локальных конфликтах/ (5)
Ощетинившийся подвесками штурмовик пехота звала "расческой"
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
Штурмовик Су-25 российских ВВС
-
Авиация и Космонавтика 2017-08 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (3)
Подвеска вооружения на штурмовики из состава 1 аэ. Баграм, 1985г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / А.Коротков - Грачи в Баграме (2)
Борт №27, подвеска 4 КМГУ. На переднем плане ст. лейтенант В. Дроздов, на крыле (заправляет) техник самолета лейтенант А. Болюх. На заднем плане видна баня, еще только строящаяся (летом 1985 года она сгорит в результате попадания реактивного снаряда). Баграм, октябрь 1984 года.
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (1)
Ст. л-т А. Мосеев у с-та №27. Этот борт будет потерян 10.12.84 г. Баграм, 1984 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
В этом же полете. В кабине самолета Владислав Гончаренко, 1986 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (4)
Стоянка 1 аэ. Баграм, 1985г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-08 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (3)
Л-т П. В. Шабалин и ст. л-т Ф. Н. Ибрагимов на фоне N 30. Баграм, июнь 1985г.
-
Авиация и Время 1999-03 / С.Мельников - Страницы афганского дневника /Глазами очевидца/
"Грачи" на баграмской стоянке
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Борт № 31 рулит после посадки по завершению полета на РУД. Баграм, 1988 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (12)
Су-25 сводной эскадрильи Казакова на аэродроме Какайды. Февраль 1989 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (8)
Два звена «ночников»: В.Б. Новогурский, Д.А. Котов, Г.А. Бухтаревич, Г.Г. Стрепетов, В.П. Федченко, В.А. Палтусов, К.В. Чувильский, А.В. Резников. Баграм, 1987 г.
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Су-25 из 186-го (инструкторского) ШАП ВВС РФ, авиабаза Кокайды, Узбекистан, сентябрь 1993г.
-
Авиация и Космонавтика 2001-09 / М.Никольский - Первый российский авиасалон XXI века (1)
Модернизированный штурмовик Су-25СМ
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (2)
Ст. л-т Т. Кононенко, п/п-к В. Чергенцов, к-н С. Малоокий, ст. л-т В. Буторин
-
Мир Авиации 2003-03 / В.Морозов - Воздушные рабочие войны /Война в воздухе/
Су-25 (35 красный) возвращается с задания. Этот Су-25 брал в полет бомбы. Буденновск, февраль 2002г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-08 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (3)
Су-25 из состава 2 аэ на стоянке. Кандагар, 1985г.
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Тормозной щиток и механизация задней кромки крыла
-
Авиация и Космонавтика 2018-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (10)
Борт N 46 рулит после посадки. Кандагар, 1988г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-08 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (9)
Су-25 № 47 зав. № 25508106073 ст. л-та П.Н. Голубцова, поврежденный ракетой ПЗРК «Стингер». 24 октября 1987 г., Кандагар
-
Авиация и Космонавтика 2018-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (10)
Л-к 3 аэ ст. л-т В.П. Федченко. Кандагар, 1988 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (10)
Зам. к-ра 3 аэ к-н В.В. Лохов. Кандагар, 1988 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-10 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Борт N 49 зав. N 25508110070 с эмблемой 3 аэ и отметками за боевые вылеты. Кандагар, 1988г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (7)
Борт 49. За горой г. Кандагар. Ноябрь 1986 г.
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / М.Никольский - 899-й гвардейский полк
Ремонт штурмовика в ТЭЧ полка
-
Авиация и Космонавтика 2017-08 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (3)
Летчики 1 аэ: ст. л-т С.В.Шумихин, к-н В.М.Аннюк, к-н С.Г.Малоокий, ст. л-т В.А.Буторин. Баграм, июнь 1985г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (10)
Летчики 3 аэ с главным конструктором Су-25 В.П.Бабаком. Кандагар, 1988г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Борт № 52 рулит после посадки по завершению полета на БШУ. Баграм, 1988 г.
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
Су-25 с бортовым номером "53" из состава 368-го Отдельного штурмового полка (368 ОШАП) российских ВВС - участник югоосетинского конфликта. Снимки сделаны на аэродроме "Буденновск" в 2007 году
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (2)
К-н С. Малоокий и п/п-к В. Чергенцов у с-та №53.
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Летчики Сушкин и Алдохин у с-та N 53. Шиндант, 1988г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Су-25, снаряженные для вылета на РУД на стоянке
-
Авиация и Космонавтика 2018-10 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Штурмовики 3 аэ на стоянке. Кандагар, 1988г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Командир 2 аэ п/п-к Табаченко В.Н. Баграм, декабрь1988 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Подготовка самолетов к вылету. Баграм, 1988 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Ст. лейтенант Родных С.Е. на стоянке. Баграм, 1988г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-10 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Штурмовик Су-25 (борт № 59) из Черниговки (187-й ОШАП), воевавший в составе 387-го ОШАП, после полета на РУД рулит на стоянку «грачей» мимо стоянки соседей - разведчиков Су-17М4 из 263 ораэ. Баграм, ноябрь 1988 г.
Тормозные щитки, не убранные после посадки, становились настоящим бедствием для других самолетов - растопыренными "сандалетами" Су-25 то и дело сворачивали ПВД соседних машинДругие самолёты на фотографии: Сухой Су-17М4 - Россия - 1980
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Б.Гордиенко, И.Непорожний, Ю.Агуров. Баграм, 1988г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (1)
К-p звена к-н В. Ешмяков (первый слева) и летчики П. Шабалин, С. Романов, О. Яковлев поздравляют л-та В. Чемерилова (второй слева) с первым самостоятельным вылетом на Су-25. Ситал-Чай, март 1984 г.
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / М.Никольский - 899-й гвардейский полк
Монумент летчикам-штурмовикам в центре г. Бутурлиновка
-
Авиация и Космонавтика 1998-11 / И.Кудишин - Готовить летчиков, несмотря на кризис!
Су-25 из Краснодарской ШАД
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / М.Никольский - 899-й гвардейский полк
"Небесный Гусар" и ныне летает в полку
-
Авиация и Космонавтика 2003-02 / М.Никольский - Кубинка: история и современность
"Ментик" на Су-25 пилотажной группы "Небесные Гусары"
-
Авиация и Космонавтика 2010-02 / И.Бедретдинов - Рождение "Грача" (1)
Съемки западных журналистов боевого применения Су-25 в Афганистане
-
Авиация и Космонавтика 2018-08 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (9)
Над баграмской «зеленкой»
-
Air International 1984-06
Боевой дебют штурмовика Су-25 состоялся в Афганистане. Там его прозвали "Грач".
The Su-25 Frogfoot subsonic close air support aircraft is one of the more recent additions to the SovAF inventory and is currently being manufactured at Tbilisi. -
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
В Бамианском ущелье, 1986 г.
-
Авиация и Космонавтика 2010-11 / М.Никольский - Государственный Летно-испытательный Центр
Су-25 в полете над Ахтубой, 1990-е гг.
-
Авиация и Космонавтика 2018-10 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Маскировочная окраска самолетов Су-25 10-й серии на фоне рельефа местности
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
В полете борт № 26 с эмблемой «Витязь», 1986 г.
-
Авиация и Время 1997-03 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Война в воздухе /Авиация в локальных конфликтах/ (9)
Пара Су-25 п-ка А.Руцкого уходит на задание
-
Авиация и Космонавтика 2012-09 / В.Бакурский - Праздник в воздухе
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-29СМТ - Россия - 1997Сухой Су-27 - Россия - 1981
-
Авиация и Космонавтика 2018-08 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (9)
На маршруте в Кандагар
Другие самолёты на фотографии: Aero L-39 Albatros - Чехословакия - 1968
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
Звено в составе: ведущий группы В.Ф. Гончаренко - С.В. Ситников, С.Н. Грицкевич - В.В. Янков (автор фото) возвращается с боевого задания. В одном боевом порядке самолеты в «зеленой» и «песочной» камуфляжной окраске, 1986 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-10 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Замыкающая пара Су-25 группы РУД (разведывательно-ударных действий), осуществляющая прикрытие разведчиков Су-17М3Р. Осень 1986г.
-
Авиация и Космонавтика 1996-10 / В.Марковский - Возвращение к "Грачу"
Крутое снижение при заходе на посадку с выпущенными закрылками, предкрылками и воздушными тормозами
-
Авиация и Время 1995-04 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Штурмовики Су-25 /Авиация в локальных конфликтах/ (4)
Мощные и надежные ракеты С-24 входили в большинство вариантов снаряжения штурмовика
-
Мировая Авиация 156
В первой половине 1980 года в Афганистан были направлены два опытных Су-25, результаты боевого применения которых были высоко оценены советскими военными - в следующем году для участия в афганской войне была сформирована первая штурмовая эскадрилья. Всего же там воевали 118 штурмовиков, оказавших ощутимую помощь своим войскам.
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Момент касания ВПП аэродрома Баграм
-
Авиация и Космонавтика 1996-10 / В.Марковский - Возвращение к "Грачу"
Су-25 с ракетами С-24 выруливает на ВПП по "мосткам" металлического настила
-
Авиация и Время 1995-04 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Штурмовики Су-25 /Авиация в локальных конфликтах/ (4)
Техник командирского самолета дает эскадрилье сигнал на запуск двигателей
-
Авиация и Время 2015-05 / М.Жирохов - Четвертая смена
Ст. л-т С.Г. Пашко после вылета.
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
П/п-к В.Е. Рябинин на борту кабины нового Су-25 в «песочной» окраске без бортового номера. Баграм, 1986 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-08 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (3)
Л-т П.В.Шабалин после боевого вылета расписывается в журнале подготовки с-та. Баграм, 1985г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (7)
Техник с-та № 28 ст. л-т С.Н. Аксенов закатывает свой борт в укрытие. Баграм, 1987 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (7)
Группа ДРААД ТЭЧ 378 ошап. Крайний слева начальник группы ст. л-т Е.В. Ломаш, рядом с ним инженер группы ст.л-т С.Г. Романюк. Баграм, 1987 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (1)
Сергей Горшков у своего с-та. Баграм, 1984 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (2)
Техник с-та №33 С. Горшков на стоянке. Кандагар, декабрь 1984 года.
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / А.Коротков - Грачи в Баграме (2)
Борт №48, на переднем плане техник самолета лейтенант Мишин. Баграм, октябрь 1984 года.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (7)
Командир 3 аэ 378 ошап п/п-к С.В.Комаров. Кандагар, 1986г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-03 / А.Коротков - Грачи в Баграме (1)
Нач. ВОТП аэ к-н Н. Любчик и нач. ПДС аэ к-н Н. Приходько. Шинданд, 1983 г. Видны звездочки за боевые вылеты на борту самолета.
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
НТЗ Родных С.Е и техник самолета Скоринчук А. Кабул, декабрь 1988 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-08 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (9)
Летчики 4-й смены: нач. ПО полка п/п-к С.И.Махонин, зам. к-ра полка М.Ф.Кукушкин, л-к ст. л-т А.В.Кудрявцев. Баграм, 1987г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / А.Коротков - В особых условиях (операция "Экзамен") (1)
Под крылом самолета...
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / А.Коротков - Грачи в Баграме (2)
Техники самолетов В. Чубарев, А. Болюх, А. Мосеев. Баграм, октябрь 1984 года.
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / А.Коротков - Грачи в Баграме (2)
Техник самолета ст. лейтенант Мосеев у своего Су-25 N 51. Баграм, октябрь 1984 года.
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
Ком. 1 аэ п/пк П.С. Стрижак перед полетами на БШУ и минирование. Баграм, 1986 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
П/п-к П.С. Стрижак перед полетом на боевое применение УР Х-25Л. Баграм, 1986 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
Техник группы регламентных работ РТО ТЭЧ ст. л-т В.И. Яценко у самолета, оборудованного контейнером фотоконтрольной системы «Филин». Баграм, 1986 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (1)
Техник самолета Су-25 борт №54 В. Дроздов. Баграм, ноябрь 1984 г
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / А.Коротков - В особых условиях (операция "Экзамен") (1)
Н.В. Коровин, Ю. Росляков, П.Ф. Гинс (РП на полигоне), Г.Н Гарус перед отлетом из Ситал-Чая
-
Авиация и Космонавтика 2018-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (10)
Подарок "духам". Баграм, 1988г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / А.Коротков - В особых условиях (операция "Экзамен") (1)
Группа генералов и офицеров Главного штаба ВВС во главе с Главкомом ВВС маршалом авиации П.С. Кутаховым на стоянке 200 ошаэ
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / А.Коротков - Грачи в Баграме (2)
Су-25 №22 в укрытии. В каменных стенах входы в потерны, на заднем плане видны модули десантного полка
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (8)
Су-25 на стоянке 1аэ. Баграм, 1987г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Подготовка самолетов к вылету
-
Мир Авиации 2000-01 / А.Маланкин - Записки технаря /Устами очевидца/
Один из Су-25, проходивших обслуживание в Марах.
-
Мировая Авиация 130
Комплекс мероприятий по повышению живучести конструкции и экранированию систем исключил возможность выхода из строя обоих двигателей при одном попадании средства поражения.
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
На ВПП аэродрома Баграм
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (8)
Стоянка 3 аэ 378 ошап. Кандагар, ноябрь 1986 г.
-
Авиация и Космонавтика 2004-01 / И.Бедретдинов - В небе Кавказа (1)
Штурмовик Су-25 на аэродроме Моздок
-
Air Pictorial 1999-11
Russian Frontal Aviation Sukhoi Su-25 Frogfoot attack aircraft being bombed up for a mission over Chechnya. Note that only one aircraft carries the post-Communist marking in addition to the red star.
-
Авиация и Космонавтика 2011-11 / Д.Пичугин - Учение "Щит Союза-2011"
Другие самолёты на фотографии: Миль Ми-8МТВ-5 / Ми-17В-5 / Ми-8АМТ - Россия - 1995
-
Авиация и Космонавтика 2013-02 / В.Марковский, И.Приходченко - Су-17 эксплуатация (16)
Смена поколений: истребители-бомбардировщики Су-17 из состава 34-го апиб и штурмовики Су-25 на стоянке аэродрома Чирчик
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-17 / Су-20 - Россия - 1969
-
Авиация и Космонавтика 2018-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (10)
Стоянка дежурных сил. Кандагар, 1988г.
-
Авиация и Космонавтика 2004-02 / И.Бедретдинов - В небе Кавказа (2)
Другие самолёты на фотографии: Миль Ми-26 - Россия - 1977
-
Авиация и Космонавтика 2004-01 / И.Бедретдинов - В небе Кавказа (1)
Подготовка к снаряжению блоков Б-8М НАР С-8. Под крылом штурмовика видны подвешенные баки ПТБ-800 и два блока Б-8М
-
Авиация и Время 2015-05 / М.Жирохов - Четвертая смена
Линейка штурмовиков Су-25 на аэродроме Баграм
-
Авиация и Космонавтика 2004-01 / И.Бедретдинов - В небе Кавказа (1)
Подготовка к вылету пары штурмовиков. К самолетам подвозят авиационные бомбы ФАБ-250М62
-
Авиация и Космонавтика 2017-08 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (3)
Обычный день на аэродроме Баграм
Другие самолёты на фотографии: Aero L-39 Albatros - Чехословакия - 1968
-
Авиация и Время 1995-04 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана: Штурмовики Су-25 /Авиация в локальных конфликтах/ (4)
Работа для полка Су-25 на день - бомбы ФАБ-500М54 на бомбоскладе Баграма
-
Авиация и Время 1999-03 / С.Мельников - Страницы афганского дневника /Глазами очевидца/
Доставка объемно-детонирующих бомб для подвески на Су-25
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (7)
Подвеска авиабомб на самолет. Кандагар, 1986 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-02 / А.Коротков - В особых условиях ("Двухсотая", вторая смена) (2)
Подвеска на с-т и снаряжение ОФАБ-250-270
-
Авиация и Космонавтика 2004-02 / И.Бедретдинов - В небе Кавказа (2)
Приспособление для снаряжения ленты с боеприпасами для пушки ГШ-30
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Откидная ступенька на левом борту Су-25 в зоне кабины. Толщина титановой брони - 24мм.
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Вид на аппаратуру прицельно-навигационного комплекса. Носовые люки правого и левого бортов открыты.
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Посадочная фара до установки светозащитного щитка.
-
Авиация и Космонавтика 2010-02 / И.Бедретдинов - Рождение "Грача" (1)
Сварная из титанового сплава кабина пилота Су-25
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Выдвижной трап Су-25
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Передняя стойка шасси
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Основная стойка шасси
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Вид на бортовую нервюру центроплана и мотогондолу
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / А.Коротков - В особых условиях (операция "Экзамен") (1)
Вид на входное устройство левого двигателя самолета №10
-
Авиация и Космонавтика 2010-02 / И.Бедретдинов - Рождение "Грача" (1)
30-мм пушка ГШ-2-30
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Дульный тормоз пушки
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Поворотные пушечные установки СППУ-22-01, блок НУРС УБ-32 и бомбы П-50Ш под крылом Су-25
-
Авиация и Космонавтика 2002-03 / Р.Ангельский - Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" (3)
Ракета К-60 под крылом штурмовика Су-25
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Подвеска ракет Х-25МЛ
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Подвеска станции активных помех СПС-141МВГ
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Кассеты ИК ловушек АСО-2 и контейнер тормозного парашюта
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Мотогондола двигателя Р-95Ш. Балки с кассетами АСО-2 не установлены.
-
АэроХобби 1994-04 / П.Бутовски, А.Ларионов - Гроза над полем боя /Монография/
Мотогондола двигателя Р-195
-
Авиация и Космонавтика 2010-02 / И.Бедретдинов - Рождение "Грача" (1)
Двигатель Р-9-300
-
Авиация и Время 2012-05
28 сентября 2012г. 299-я бригада тактической авиации Воздушных сил Украины (Николаевская обл.) получила очередной модернизированный Су-25М1. С Запорожского предприятия "МиГремонт" его перегнал командир соединения п-к Владимир Помогайбо. Самолет первым в бригаде получил т.н. цифровой камуфляж. Как сказал п-к Помогайбо, на сегодняшний день в бригаде несут службу уже десять модернизированных самолетов: пять Су-25М1, один Су-25УБМ1 и четыре L-39M1. До конца года должны поступить еще два обновленных штурмовика.
-
Авиация и Время 2019-04 / М.Жирохов - Надежда на модернизацию. Проблемы военной авиации Украины
Су-25М1 из 299-й БрТА. Аэродром Кульбакино, март 2016 г.
-
Авиация и Время 2000-05 / Р.Мараев - Киевская авиационная осень /В небе Украины/
Су-25, представленный ВВС Украины
-
Авиация и Время 2019-02
10 апреля 2019г. Украинский милитарный портал сообщил, что Воздушные Силы Украины получили очередной штурмовик Су-25М1К, который прошел капитальный ремонт и частичную модернизацию на Запорожском государственном предприятии «МиГремонт». В частности, он оснащен средствами защиты «Адрос» КУВ 26-50, приемником спутниковой навигационной системы GPS NAVSTAR СН-3307, модернизированным прицелом АПС-17БЦ-8М2.
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Заярин - Начало доброй традиции /В небе Украины/
Су-25 пилотирует командир эскадрильи отдельного штурмового авиаполка подполковник Н.Дикий
-
Авиация и Время 2011-06
24 ноября 2011г. в Запорожье на аэродроме ГП "МиГ-ремонт" летчики-испытатели Григорий Грищенко и Юрий Яковуник провели контрольный облет очередной партии из двух модернизированных штурмовиков Су-25М1 Воздушных сил Украины.
-
Авиация и Время 2019-04 / М.Жирохов - Надежда на модернизацию. Проблемы военной авиации Украины
На заводе «МиГремонт» занимаются очередным Су-25
-
Авиация и Время 2000-03 / И.Сеидов - На южных рубежах "холодной войны" /Авиация в локальных войнах/
Штурмовики Су-25 - недавнее приобретение ВВС Туркменистана. Ак-Тепе, осень 1999г.
-
Авиация и Время 2014-01 / М.Жирохов - Боевая авиация Армении в ходе войны в Карабахе
Пара армянских Су-25 над аэродромом Гюмри. 2012 г.
-
Авиация и Время 2020-06 / А.Котлобовский - Над горами карабахскими. Авиация во Второй Карабахской войне
Азербайджанский Су-25 готовится к ночному вылету в ходе одного из предвоенных учений. 13 июля 2019 г.
-
Авиация и Время 2020-06 / А.Котлобовский - Над горами карабахскими. Авиация во Второй Карабахской войне
Бомбы ОФАБ-250-270 под крылом азербайджанского Су-25
-
Авиация и Космонавтика 2007-01 / М.Никольский - Перспективы развития ВВС Чехии
Чешский Су-25 1-й эскадрильи 30-го полка
-
Air International 1985-07 / Airdata File
The photograph of the Su-25 Frogfoot show the fifth smaller wing pylon outboard which it may be assumed is intended to carry Atoll IR missiles for self-defence.
-
Air International 1985-07 / Airdata File
The photograph shows clearly the somewhat complex levered-suspension, narrow-track undercarriage with low-pressure tyres, the laser ranger in the nose and the 30-mm cannon in the portside of the forward fuselage. It may be assumed that, as with virtually all Soviet single-seat combat aircraft, a two-seat variant exists for conversion training.
-
Air International 1985-07 / Airdata File
Seen in service with the Czechoslovak air arm, the Su-25 Frogfoot close support aircraft is now being more widely deployed by the Soviet Air Forces after having seen some three years of deployment in Afghanistan in operations against the Mujahideen. Noteworthy features include the large-area split flaps, the split spoilers at the wingtips and the divided rudder. The recessed object in the upper portion of the nose between the sensor probes is as yet unidentified.
-
Авиация и Космонавтика 2007-02 / ВВС Словакии
Словацкий Су-25, 2001г.
-
Авиация и Время 2006-04 / И.Божиновски - ВВС Македонии
Летом 2001г. из Украины в Македонию прибыли четыре штурмовика Су-25
-
АвиаМастер 2004-07 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (3)
Македонские Су-25 на аэродроме "Петровец".
-
История Авиации 2000-06 / В.Марковский - "Грачи" Ким Ир Сена /Непутевые заметки/
Су-25К на ВПП аэродрома в Улан-Удэ.
-
Авиация и Время 2015-04 / А.Котлобовский - Война со Всемирным Халифатом (3)
Подвеска на иракский Су-25 авиабомбы ОФАБ-250
-
АвиаМастер 2004-02 / М.Жирохов, Г.Минский - Берега Шатт-Эль-Араб: авиация в ирано-иракской войне /Из истории воздушных войн/ (2)
Бывший иракский Су-25 с иранскими опознавательными знаками. Это одна из тех машин, которые в 1991 году, во время операции "Буря в пустыне" были эвакуированы (либо угнаны) в Иран иракскими летчиками.
-
Авиация и Время 1997-02 / В.Голобков - "Грачи" на Берегу Скелетов /Авиация в локальных конфликтах/
Группа Гумерова на базе Намибе
-
Авиация и Время 2015-03 / А.Котлобовский - Война со Всемирным Халифатом (2)
Этот чадский Су-25 был в свое время куплен в Украине
-
Авиация и Время 2013-02 / А.Котлобовский - Мали: война под небом, раскаленным добела... (2)
Французские "Трансол" и пара "Геркулесов". На переднем плане - хвостовые части угандийских Су-25, которые не использовались в ходе операции "Сервал". Нджамена, начало 2013 г.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed C-130 Hercules - США - 1954Transall C.160 Transall - International - 1963
-
Авиация и Время 2012-01 / С.Дроздов - На руинах Великого и Могучего (2)
Атакуют грузинские Су-25
-
Авиация и Время 2001-04 / А.Денискин - "Парижский птичник" начала XXI века
Дебютант салона - грузино-израильский штурмовик Су-25КМ "Скорпион"
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
После распада Советского Союза Грузии досталось "в наследство" несколько штурмовиков Су-25, проходивших ремонт на тбилисском заводе "Тбилавиастрой" (ныне - акционерное общество "Тбилавиамшени"). Впоследствии часть из них была продана на экспорт, а остальные поступили на вооружение грузинских ВВС
-
Авиация и Время 2013-05 / С.Франчук - Боевые крылья Грузии
Су-25К в старой окраске. Марнеули, октябрь 2004 г.
-
Авиация и Время 2013-05 / С.Франчук - Боевые крылья Грузии
Су-25К с подвешенными ОФАБ-250-270 в цеху "Тбилавиамшени". На бомбах написано: "Путину от грузин!" и "Подарок Кокойты!"
Тип фотографий