Сухой Су-25 Грач
Варианты:
Сухой - Су-25 Грач - 1975 - Россия
Страна: Россия
Год: 1975


Одноместный штурмовик
Описание
Фотографии:

Обломки (54)
Су-25

   Осенью 1969 года проект Т-8 ОКБ П.О. Сухого (будущий Су-25 "Грач") был признан победителем в конкурсе на штурмовик нового поколения для советских ВВС (главным конкурентом Т-8 был штурмовик Ил-102). Причем с самого начала работ по перспективному штурмовику разработчик пошел по пути создания простого в производстве и неприхотливого в обслуживании боевого самолета, способного работать по оперативным вызовам Сухопутных войск и приспособленного к эксплуатации минимально подготовленным летным и наземным составом.
   Первый летный прототип, Т-8-1 (Т-8-0 предназначался для прочностных испытаний), был облетан 22 февраля 1975 года, а в декабре того же года был достроен и приступил к испытаниям второй прототип Т-8-2, отличавшийся сварной кабиной из титановой брони. Позже на него установили бесфорсажные двигатели Р-95Ш (ранее - бесфорсажный РД-9Б), причем для исключения возникавших вибраций хвостовой части машины реактивные сопла двигателей отклонили вниз на 3°, а горизонтальное хвостовое оперение поставили под углом поперечного V в +5° (модификация Т-8-2Д). Следующим шагом стала переработка крыла, которое получило уступы на передней кромке и контейнеры на законцовках, в хвостовой части которых разместили тормозные щитки, и усовершенствование системы управления. К началу госиспытаний прототип был оснащен доработанной прицельно-навигационной системой по типу Су-17М3, позволяющей применять различные образцы управляемого вооружения, а пушечный контейнер заменили на 30-мм двуствольную пушку АО-17А (ГШ-2-30).
   18 июня 1979 года был облетан первый предсерийный самолет Т-8-3, собранный на тбилисском авиазаводе, на котором были реализованы все концептуальные решения, заложенные ранее разработчиком в проект нового штурмовика. В апреле - июне 1980 года опытные самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 прошли опытную эксплуатацию в Афганистане, продемонстрировав свой высокий боевой потенциал, а 30 декабря была завершена программа госиспытаний - акт был подписан в марте 1981 года, но официально на вооружение Су-25 был принят только в 1987 году. При этом уже в апреле 1981 года Су-25 стали поступать в строевые части, дислоцированные в Афганистане, а с июня они активно принимали участие в боевых действиях. В 1982 году на Су-25 впервые использовали вооружение с лазерной системой наведения - ракеты Х-25МЛ и Х-29Л.
   Начиная с предсерийного Т-8-11, штурмовики оснащались бустерным управлением, а с 1987 года стали устанавливать двигатели Р-195 - вариант Р-95Ш со сниженным уровнем теплового излучения (внешнее отличие - размещенные в хвостовой части мотогондолы дополнительные воздухозаборники для охлаждения реактивной струи и затурбинные стекатели, частично экранирующие тепловое излучение лопаток).
   Восемь лет боевого применения Су-25 в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. По данным разработчика, за это время летчиками-штурмовиками было выполнено 139 пусков управляемых ракет, из которых 137 (!) поразили назначенные цели, а всего Су-25 совершили около 60 000 боевых вылетов, в которых было потеряно 23 самолета.
<...>
   На экспорт предлагались боевые Су-25К (Болгария, Ирак, КНДР и ЧССР) и Су-25ТК, а также учебно-боевые Су-25УБК. Су-25БМ - вариант с двигателями Р-195, оборудованный для буксировки воздушных мишеней ТЛ-70 под левой консолью и способный нести на крыльевых пилонах пороховые ракеты-мишени. Выпущено 50 самолетов.
   Всего выпущено около 1300 самолетов семейства Су-25, большинство из которых после распада СССР осталось в России, и в настоящее время они проходят модернизацию под стандарт Су-25СМ. Су-25 разных модификация также достались военным Беларуси, Грузии и Украины, а также поставлялись в Гамбию, Демократическую Республику Конго, Иран, Македонию, Перу, Судан, Чад, Экваториальную Гвинею, Эритрею, Эфиопию и др. Грузия совместно с израильскими компаниями разработала модернизированный вариант Су-25КМ "Скорпион" (прототип облетан в 2001 году).


Варианты вооружения

   Су-25 вооружен встроенной двухствольной 30-мм пушкой ГШ-30-2 (с левой стороны внизу фюзеляжа; боезапас 250 снарядов), а также может нести на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески различные средства поражения в контексте суммарной нормальной/максимальной массы боевой нагрузки 1400/4400 кг. На внешних узлах - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; на внутренних и средних узлах - подвесные топливные баки; на всех, кроме внешних, - различные УР классов "воздух-поверхность" (включая "воздух - РЛС"), обычные и управляемые авиабомбы, блоки НАР калибров 57 (максимум 256 ракет), 80 (160), 122 (40), 240 или 266 мм (по 8 ракет последних двух калибров), контейнеры малогабаритных грузов и пр., а на двух внутренних пилонах с каждой стороны - пушечные контейнеры СППУ-22 и СППУ-687.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Су-25

   Тип: одноместный штурмовик
   Силовая установка: два ТРД Р-195 максимальной тягой 44,13 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость с нормальной боевой нагрузкой 950 км/ч; практический потолок 7000 м; боевой радиус 300 км; практическая дальность с нормальной боевой нагрузкой на высоте без ПТБ - 640 км, а с четырьмя ПТБ - 800-1250 км; разбег на бетонной/грунтовой ВПП - 550/600 м; пробег на бетонной/грунтовой ВПП - 600/700 м
   Масса: пустого 9315 кг; снаряженного 11600 кг; нормальная взлетная 14600 кг; максимальная взлетная 17600 кг
   Размеры: размах крыла 14,36 м; длина с ПВД 15,36 м; высота 4,8 м; площадь крыла 30,1 м2
   Вооружение: см. текст
Су-25К ВВС Ирака в песках
Пораженный "Стингером" Су-25 совершил посадку в Кабуле 28 июля 1987г.
Посадка группы штурмовиков происходила с минимальным интервалом между машинами. Один из Су-25 "разувается" на пробеге и выкатывается с полосы
"Разувшийся" и выкатившийся за пределы взлетно-посадочной полосы штурмовик
Ст. л-т Т. А. Кононенко покидает борт после аварийной посадки. Мазари-Шариф, 4 августа 1985 г.
Аварийная команда у поврежденного Су-25 № 34. Мазари-Шариф, 4 августа 1985 г.
Ремонтные работы на самолете N 34. Мазари-Шариф, 4 августа 1985г.
Серия снимков демонстрирует степень повреждений Су-25 капитана Ивана Нечаева из 368-го ОШАП, подбитого грузинской ракетой 8 августа 2008г. Фотографии сделаны сразу по возвращении из боевого вылета. Из пробитого топливопровода на "бетонку" вытекал керосин, и чтобы избежать возгорания, ее залили противопожарной пеной из огнетушителя. На снимках хорошо видно, что у самолета от взрыва пострадали оба двигателя, а у правого деформировано сопло. Тем не менее, "Грач" в очередной раз продемонстрировал свою уникальную живучесть, а его пилот - незаурядное мастерство владения машиной. На одном поврежденном "движке" он долетел до аэродрома и успешно совершил посадку
Самолет 461-го ОШАП, вернувшийся из боевого вылета, в котором он получил в правый двигатель ракету ПЗРК. Снимок сделан на аэродроме сразу после возвращения.
Снимки сделаны на 121-м АРЗ, где самолет проходит ремонт с одновременной модернизацией до стандарта Су-25СМ
Повреждения первой ступени компрессора левого двигателя самолета №10
Борт №22 (два «лебедя» на ПТБ) капитана Порублева (техник самолета лейтенант В. Матюшенко), после посадки. Баграм, октябрь 1984 года.
Борт №24 лейтенанта В. Малышева после посадки. Баграм, октябрь 1984 года.
Боевое повреждение ПТБ на самолете командира 1 аэ п-ка Н. Шаповалова Баграм, 10.11.84 г.
Боевое повреждение ПТБ на самолете ст. л-та Ю. Зубкова. Баграм, 24.11.84
Боевые повреждения самолета Осипова, совершившего аварийную посадку 18.04.86 г. в Хосте
Су-25 N 05 п/п-ка Стрижака после аварийной посадки. Баграм, 1986г.
Су-25 после разрыва НАР в блоке. Кандагар, 1986 г.
A Su-25SM from the 368th ShAP demonstrates the Frogfoot's remarkable combat survivability. This aircraft was hit by a man-portable air defence system during the August 2008 South Ossetia war between Russia and Georgia. The aircraft remained flyable and managed to return to base, but was judged as beyond economical repair
Су-25 зав. № 25508106042 замполита 2 аэ м-ра А.Б. Рыбакова после аварийной посадки на аэр. Кабул 28.05.87 г.
Подъем Су-25 зав. № 25508106042. Кабул, май 1987 г.
Ремонт Су-25 зав. № 25508106042. Кабул, июнь 1987 г.
Отремонтированная обшивка воздухозаборника левого двигателя Су-25 зав. № 25508106042. Кабул, июнь 1987 г.
Су-25 № 25 зав. № 25508108033 начальника штаба 2 аэ м-ра А.И. Объедкова после вынужденной посадки на аэр. Кабул 28.07.1987 г.
Последствия поражения ракетой ПЗРК «Стингер» Су-25 зав. № 25508108033
Погрузка самолета А.И.Объедкова на трейлер для перевозки в Баграм
Майор А.И. Объедков демонстрирует повреждения правого двигателя Су-25 зав. № 25508108033 в результате поражения ракетой ПЗРК «Стингер». Баграм, 1987 г.
Фото на память. Ст. л-т П.Н. Голубцов на мотогондоле поврежденного Су-25. 24 октября 1987 г., Кандагар
Лейтенант П.Голубцов после посадки на поврежденном самолете
Повреждения хвостовой части самолета ст. л-та П.Н. Голубцова. 24 октября 1987 г., Кандагар.
В основном "Стингеры" поражали хвостовую часть и двигатели штурмовиков. Зачастую Су-25 возвращались на аэродром с невероятными повреждениями
Результаты попадания ракеты ПЗРК в самолет к-на Емельянова. Справа - осмотр боевых повреждений
Боевые повреждения хвостовой части самолета № 06. Баграм, 3 января 1988 г.
Поврежденный ракетой ПЗРК "Стингер" к-на Емельянова Су-25 N 06 в сети АТУ. Баграм, 3 января 1988г.
Су-25 № 02, въехавший на отбойник на аэродроме Ситал-Чай. 06.03.1989 г.
Штурмовики несли потери не только от огня противника, но и при грубых посадках, вызванных большой скоростью и сложностью посадочного маневра (Баграм, 4 ноября 1988г.)
В результате обстрела моджахедами аэродрома Кабул сгорели сразу девять Су-25. 24 июня 1988 г.
Последствия пожара на стоянке Су-25 в Кабуле. 25 июня 1988 г.
Советские авиабазы в Афганистане периодически подвергались атакам со стороны душманов, которые обычно использовали реактивные снаряды, запускавшиеся с примитивных переносных пусковых установок. Во время удара по аэродрому Кабула 24 июня 1988 года были уничтожены несколько самолетов.
Су-25 зам. к-ра 2 аэ м-ра В.Д.Тюрина после аварии
Су-25, потерпевший аварию при посадке. Самолет выбросило с ВПП к стоянке 262-й ОВЭ, где он почти полностью сгорел. Баграм, 27 октября 1988г.
Сгоревший при обстреле аэродрома 20 июня борт № 53. Кандагар, 1988 г.
Иракский Су-25, уничтоженный на земле в ходе операции "Буря в пустыне". Семь Су-25, избежавшие подобной участи на земле или в воздушных боях, перелетели в Иран, который отказался их вернуть.
Этот Су-25 был уничтожен во время операции "Буря в пустыне" на авиабазе в южной части Ирака. На правой плоскости крыла хорошо виден треугольный опознавательный знак ВВС Ирака. Авиация Многонациональных сил уничтожила на земле и в воздухе примерно 40 иракских Су-25.
Горит сбитый российский Су-25
Кадры видеосъемки телеканала РТР, на которых видны горящие обломки Су-25, упавшего 8 августа на глазах у оператора к северу от Цхинвала. По российскому телевидению эти кадры прошли с комментарием, что самолет грузинский. Однако белые звездочки на его борту, которыми летчики советских и российских авиаполков в Афганистане и Чечне отмечали боевые вылеты или пораженные цели, свидетельствуют о том, что на самом деле это наша машина. В грузинских ВВС такой традиции не было. Скорее всего, самолет принадлежал подполковнику Олегу Теребунскому из 368-го ШАП, так как других безвозвратных потерь Су-25 в российской авиации за тот день не отмечено
Обломки азербайджанского Су-25, сбитого над Карабахом
Обломки Су-25СМ, сбитого 3 февраля 2018 г.
Горячее лето 2014 г. По характерной законцовке крыла можно однозначно сказать, что эти обломки принадлежат одному из сбитых штурмовиков Су-25
A separatist fighter posing with a fragment of fin from a downed Su-25 on July 23, 2014.
Обломки армянского Су-25, потерянного 29 сентября 2020 г.