Сухой Су-25 Грач
Варианты:
Сухой - Су-25 Грач - 1975 - Россия
Страна: Россия
Год: 1975


Одноместный штурмовик
Описание
Фотографии:

Обломки (26)
Су-25

  Осенью 1969 года проект Т-8 ОКБ П.О. Сухого (будущий Су-25 "Грач") был признан победителем в конкурсе на штурмовик нового поколения для советских ВВС (главным конкурентом Т-8 был штурмовик Ил-102). Причем с самого начала работ по перспективному штурмовику разработчик пошел по пути создания простого в производстве и неприхотливого в обслуживании боевого самолета, способного работать по оперативным вызовам Сухопутных войск и приспособленного к эксплуатации минимально подготовленным летным и наземным составом.
  Первый летный прототип, Т-8-1 (Т-8-0 предназначался для прочностных испытаний), был облетан 22 февраля 1975 года, а в декабре того же года был достроен и приступил к испытаниям второй прототип Т-8-2, отличавшийся сварной кабиной из титановой брони. Позже на него установили бесфорсажные двигатели Р-95Ш (ранее - бесфорсажный РД-9Б), причем для исключения возникавших вибраций хвостовой части машины реактивные сопла двигателей отклонили вниз на 3°, а горизонтальное хвостовое оперение поставили под углом поперечного V в +5° (модификация Т-8-2Д). Следующим шагом стала переработка крыла, которое получило уступы на передней кромке и контейнеры на законцовках, в хвостовой части которых разместили тормозные щитки, и усовершенствование системы управления. К началу госиспытаний прототип был оснащен доработанной прицельно-навигационной системой по типу Су-17М3, позволяющей применять различные образцы управляемого вооружения, а пушечный контейнер заменили на 30-мм двуствольную пушку АО-17А (ГШ-2-30).
  18 июня 1979 года был облетан первый предсерийный самолет Т-8-3, собранный на тбилисском авиазаводе, на котором были реализованы все концептуальные решения, заложенные ранее разработчиком в проект нового штурмовика. В апреле - июне 1980 года опытные самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 прошли опытную эксплуатацию в Афганистане, продемонстрировав свой высокий боевой потенциал, а 30 декабря была завершена программа госиспытаний - акт был подписан в марте 1981 года, но официально на вооружение Су-25 был принят только в 1987 году. При этом уже в апреле 1981 года Су-25 стали поступать в строевые части, дислоцированные в Афганистане, а с июня они активно принимали участие в боевых действиях. В 1982 году на Су-25 впервые использовали вооружение с лазерной системой наведения - ракеты Х-25МЛ и Х-29Л.
  Начиная с предсерийного Т-8-11, штурмовики оснащались бустерным управлением, а с 1987 года стали устанавливать двигатели Р-195 - вариант Р-95Ш со сниженным уровнем теплового излучения (внешнее отличие - размещенные в хвостовой части мотогондолы дополнительные воздухозаборники для охлаждения реактивной струи и затурбинные стекатели, частично экранирующие тепловое излучение лопаток).
  Восемь лет боевого применения Су-25 в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. По данным разработчика, за это время летчиками-штурмовиками было выполнено 139 пусков управляемых ракет, из которых 137 (!) поразили назначенные цели, а всего Су-25 совершили около 60 000 боевых вылетов, в которых было потеряно 23 самолета.
<...>
  На экспорт предлагались боевые Су-25К (Болгария, Ирак, КНДР и ЧССР) и Су-25ТК, а также учебно-боевые Су-25УБК. Су-25БМ - вариант с двигателями Р-195, оборудованный для буксировки воздушных мишеней ТЛ-70 под левой консолью и способный нести на крыльевых пилонах пороховые ракеты-мишени. Выпущено 50 самолетов.
  Всего выпущено около 1300 самолетов семейства Су-25, большинство из которых после распада СССР осталось в России, и в настоящее время они проходят модернизацию под стандарт Су-25СМ. Су-25 разных модификация также достались военным Беларуси, Грузии и Украины, а также поставлялись в Гамбию, Демократическую Республику Конго, Иран, Македонию, Перу, Судан, Чад, Экваториальную Гвинею, Эритрею, Эфиопию и др. Грузия совместно с израильскими компаниями разработала модернизированный вариант Су-25КМ "Скорпион" (прототип облетан в 2001 году).


Варианты вооружения

  Су-25 вооружен встроенной двухствольной 30-мм пушкой ГШ-30-2 (с левой стороны внизу фюзеляжа; боезапас 250 снарядов), а также может нести на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески различные средства поражения в контексте суммарной нормальной/максимальной массы боевой нагрузки 1400/4400 кг. На внешних узлах - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; на внутренних и средних узлах - подвесные топливные баки; на всех, кроме внешних, - различные УР классов "воздух-поверхность" (включая "воздух - РЛС"), обычные и управляемые авиабомбы, блоки НАР калибров 57 (максимум 256 ракет), 80 (160), 122 (40), 240 или 266 мм (по 8 ракет последних двух калибров), контейнеры малогабаритных грузов и пр., а на двух внутренних пилонах с каждой стороны - пушечные контейнеры СППУ-22 и СППУ-687.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Су-25

  Тип: одноместный штурмовик
  Силовая установка: два ТРД Р-195 максимальной тягой 44,13 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость с нормальной боевой нагрузкой 950 км/ч; практический потолок 7000 м; боевой радиус 300 км; практическая дальность с нормальной боевой нагрузкой на высоте без ПТБ - 640 км, а с четырьмя ПТБ - 800-1250 км; разбег на бетонной/грунтовой ВПП - 550/600 м; пробег на бетонной/грунтовой ВПП - 600/700 м
  Масса: пустого 9315 кг; снаряженного 11600 кг; нормальная взлетная 14600 кг; максимальная взлетная 17600 кг
  Размеры: размах крыла 14,36 м; длина с ПВД 15,36 м; высота 4,8 м; площадь крыла 30,1 м2
  Вооружение: см. текст
Су-25К ВВС Ирака в песках
В основном "Стингеры" поражали хвостовую часть и двигатели штурмовиков. Зачастую Су-25 возвращались на аэродром с невероятными повреждениями
Результаты попадания ракеты ПЗРК в самолет к-на Емельянова. Справа - осмотр боевых повреждений
Пораженный "Стингером" Су-25 совершил посадку в Кабуле 28 июля 1987г.
Лейтенант П.Голубцов после посадки на поврежденном самолете
Посадка группы штурмовиков происходила с минимальным интервалом между машинами. Один из Су-25 "разувается" на пробеге и выкатывается с полосы
"Разувшийся" и выкатившийся за пределы взлетно-посадочной полосы штурмовик
Серия снимков демонстрирует степень повреждений Су-25 капитана Ивана Нечаева из 368-го ОШАП, подбитого грузинской ракетой 8 августа 2008г. Фотографии сделаны сразу по возвращении из боевого вылета. Из пробитого топливопровода на "бетонку" вытекал керосин, и чтобы избежать возгорания, ее залили противопожарной пеной из огнетушителя. На снимках хорошо видно, что у самолета от взрыва пострадали оба двигателя, а у правого деформировано сопло. Тем не менее, "Грач" в очередной раз продемонстрировал свою уникальную живучесть, а его пилот - незаурядное мастерство владения машиной. На одном поврежденном "движке" он долетел до аэродрома и успешно совершил посадку
Самолет 461-го ОШАП, вернувшийся из боевого вылета, в котором он получил в правый двигатель ракету ПЗРК. Снимок сделан на аэродроме сразу после возвращения.
Снимки сделаны на 121-м АРЗ, где самолет проходит ремонт с одновременной модернизацией до стандарта Су-25СМ
Машина к-на Емельянова после аварийной посадки. 3 января 1988 г.
Штурмовики несли потери от огня противника... (Су-25 майора А.Рыбакова, Кабул, 28 мая 1987г.)
Штурмовики несли потери не только от огня противника, но и при грубых посадках, вызванных большой скоростью и сложностью посадочного маневра (Баграм, 4 ноября 1988г.)
В результате обстрела моджахедами аэродрома Кабул сгорели сразу девять Су-25. 24 июня 1988 г.
Советские авиабазы в Афганистане периодически подвергались атакам со стороны душманов, которые обычно использовали реактивные снаряды, запускавшиеся с примитивных переносных пусковых установок. Во время удара по аэродрому Кабула 24 июня 1988 года были уничтожены несколько самолетов.
При аварийных посадках прочный короб бронекабины спасал летчика
Су-25, потерпевший аварию при посадке. Самолет выбросило с ВПП к стоянке 262-й ОВЭ, где он почти полностью сгорел. Баграм, 27 октября 1988г.
Иракский Су-25, уничтоженный на земле в ходе операции "Буря в пустыне". Семь Су-25, избежавшие подобной участи на земле или в воздушных боях, перелетели в Иран, который отказался их вернуть.
Этот Су-25 был уничтожен во время операции "Буря в пустыне" на авиабазе в южной части Ирака. На правой плоскости крыла хорошо виден треугольный опознавательный знак ВВС Ирака. Авиация Многонациональных сил уничтожила на земле и в воздухе примерно 40 иракских Су-25.
Горит сбитый российский Су-25
Кадры видеосъемки телеканала РТР, на которых видны горящие обломки Су-25, упавшего 8 августа на глазах у оператора к северу от Цхинвала. По российскому телевидению эти кадры прошли с комментарием, что самолет грузинский. Однако белые звездочки на его борту, которыми летчики советских и российских авиаполков в Афганистане и Чечне отмечали боевые вылеты или пораженные цели, свидетельствуют о том, что на самом деле это наша машина. В грузинских ВВС такой традиции не было. Скорее всего, самолет принадлежал подполковнику Олегу Теребунскому из 368-го ШАП, так как других безвозвратных потерь Су-25 в российской авиации за тот день не отмечено
Обломки азербайджанского Су-25, сбитого над Карабахом
Горячее лето 2014 г. По характерной законцовке крыла можно однозначно сказать, что эти обломки принадлежат одному из сбитых штурмовиков Су-25
A separatist fighter posing with a fragment of fin from a downed Su-25 on July 23, 2014.