Сухой Су-25 Грач
Варианты:
Сухой - Су-25 Грач - 1975 - Россия
Страна: Россия
Год: 1975


Одноместный штурмовик
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (17)
Су-25

  Осенью 1969 года проект Т-8 ОКБ П.О. Сухого (будущий Су-25 "Грач") был признан победителем в конкурсе на штурмовик нового поколения для советских ВВС (главным конкурентом Т-8 был штурмовик Ил-102). Причем с самого начала работ по перспективному штурмовику разработчик пошел по пути создания простого в производстве и неприхотливого в обслуживании боевого самолета, способного работать по оперативным вызовам Сухопутных войск и приспособленного к эксплуатации минимально подготовленным летным и наземным составом.
  Первый летный прототип, Т-8-1 (Т-8-0 предназначался для прочностных испытаний), был облетан 22 февраля 1975 года, а в декабре того же года был достроен и приступил к испытаниям второй прототип Т-8-2, отличавшийся сварной кабиной из титановой брони. Позже на него установили бесфорсажные двигатели Р-95Ш (ранее - бесфорсажный РД-9Б), причем для исключения возникавших вибраций хвостовой части машины реактивные сопла двигателей отклонили вниз на 3°, а горизонтальное хвостовое оперение поставили под углом поперечного V в +5° (модификация Т-8-2Д). Следующим шагом стала переработка крыла, которое получило уступы на передней кромке и контейнеры на законцовках, в хвостовой части которых разместили тормозные щитки, и усовершенствование системы управления. К началу госиспытаний прототип был оснащен доработанной прицельно-навигационной системой по типу Су-17М3, позволяющей применять различные образцы управляемого вооружения, а пушечный контейнер заменили на 30-мм двуствольную пушку АО-17А (ГШ-2-30).
  18 июня 1979 года был облетан первый предсерийный самолет Т-8-3, собранный на тбилисском авиазаводе, на котором были реализованы все концептуальные решения, заложенные ранее разработчиком в проект нового штурмовика. В апреле - июне 1980 года опытные самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 прошли опытную эксплуатацию в Афганистане, продемонстрировав свой высокий боевой потенциал, а 30 декабря была завершена программа госиспытаний - акт был подписан в марте 1981 года, но официально на вооружение Су-25 был принят только в 1987 году. При этом уже в апреле 1981 года Су-25 стали поступать в строевые части, дислоцированные в Афганистане, а с июня они активно принимали участие в боевых действиях. В 1982 году на Су-25 впервые использовали вооружение с лазерной системой наведения - ракеты Х-25МЛ и Х-29Л.
  Начиная с предсерийного Т-8-11, штурмовики оснащались бустерным управлением, а с 1987 года стали устанавливать двигатели Р-195 - вариант Р-95Ш со сниженным уровнем теплового излучения (внешнее отличие - размещенные в хвостовой части мотогондолы дополнительные воздухозаборники для охлаждения реактивной струи и затурбинные стекатели, частично экранирующие тепловое излучение лопаток).
  Восемь лет боевого применения Су-25 в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. По данным разработчика, за это время летчиками-штурмовиками было выполнено 139 пусков управляемых ракет, из которых 137 (!) поразили назначенные цели, а всего Су-25 совершили около 60 000 боевых вылетов, в которых было потеряно 23 самолета.
<...>
  На экспорт предлагались боевые Су-25К (Болгария, Ирак, КНДР и ЧССР) и Су-25ТК, а также учебно-боевые Су-25УБК. Су-25БМ - вариант с двигателями Р-195, оборудованный для буксировки воздушных мишеней ТЛ-70 под левой консолью и способный нести на крыльевых пилонах пороховые ракеты-мишени. Выпущено 50 самолетов.
  Всего выпущено около 1300 самолетов семейства Су-25, большинство из которых после распада СССР осталось в России, и в настоящее время они проходят модернизацию под стандарт Су-25СМ. Су-25 разных модификация также достались военным Беларуси, Грузии и Украины, а также поставлялись в Гамбию, Демократическую Республику Конго, Иран, Македонию, Перу, Судан, Чад, Экваториальную Гвинею, Эритрею, Эфиопию и др. Грузия совместно с израильскими компаниями разработала модернизированный вариант Су-25КМ "Скорпион" (прототип облетан в 2001 году).


Варианты вооружения

  Су-25 вооружен встроенной двухствольной 30-мм пушкой ГШ-30-2 (с левой стороны внизу фюзеляжа; боезапас 250 снарядов), а также может нести на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески различные средства поражения в контексте суммарной нормальной/максимальной массы боевой нагрузки 1400/4400 кг. На внешних узлах - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; на внутренних и средних узлах - подвесные топливные баки; на всех, кроме внешних, - различные УР классов "воздух-поверхность" (включая "воздух - РЛС"), обычные и управляемые авиабомбы, блоки НАР калибров 57 (максимум 256 ракет), 80 (160), 122 (40), 240 или 266 мм (по 8 ракет последних двух калибров), контейнеры малогабаритных грузов и пр., а на двух внутренних пилонах с каждой стороны - пушечные контейнеры СППУ-22 и СППУ-687.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Су-25

  Тип: одноместный штурмовик
  Силовая установка: два ТРД Р-195 максимальной тягой 44,13 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость с нормальной боевой нагрузкой 950 км/ч; практический потолок 7000 м; боевой радиус 300 км; практическая дальность с нормальной боевой нагрузкой на высоте без ПТБ - 640 км, а с четырьмя ПТБ - 800-1250 км; разбег на бетонной/грунтовой ВПП - 550/600 м; пробег на бетонной/грунтовой ВПП - 600/700 м
  Масса: пустого 9315 кг; снаряженного 11600 кг; нормальная взлетная 14600 кг; максимальная взлетная 17600 кг
  Размеры: размах крыла 14,36 м; длина с ПВД 15,36 м; высота 4,8 м; площадь крыла 30,1 м2
  Вооружение: см. текст
Макет самолета СПБ
Модель СПБ
Макет самолета ЛВСШ (Т8)
Претендентами на советский штурмовик нового поколения были проекты КБ Ильюшина и ОКБ Сухого, последний стал победителем и вскоре в строевых частях появился уникальный самолет - с высокой живучестью и мощным вооружением.
An impression of the Su-25 Frogfoot dedicated ground attack aircraft which according to Soviet Military Power “... may eventually be deployed in the Western Theatre".
Су-25
Сравнение Ил-102 с аналогами
Общий вид самолета-штурмовика ЛСШ, представленного на НТС от ОКБ П.О.Сухого
Based on the first photographs available to Western observers, this provisional three-view drawing depicts the Sukhoi Su-25 Frogfoot, one of the new generation of Soviet warplanes now coming into service. More reminiscent of the Northrop YA-9 prototypes than the Fairchild A-10A Thunderbolt II with which earlier reports had associated it, the Su-25 is a dedicated close-support attack aircraft, recently seen in action against Afghan guerillas from the airfield at Baghram.
Самолет Т8
Су-25 первых серий
The first accurate general arrangement drawing of the Su-25 Frogfoot close support aircraft to be published, this shows clearly the principal features of this increasingly significant combat aircraft, a full regiment of which is now deployed in Afghanistan. At least two more regiments are now reportedly operational with this type which may be expected to assume progressively greater importance to the WarPac forces ranged against NATO in the Soviet Western TVD (Theatre of Military Operations).
Су-25
Штурмовик Су-25