Сухой Су-27
Варианты:
Сухой - Су-27 - 1981 - Россия
Страна: Россия
Год: 1981


Одноместный всепогодный истребитель
Описание
Фотографии:

Кабина (8)
Су-27 и Су-27УБ

<...>
   Конструкция опытного Т-10-7 была подвергнута тотальной переработке, превратившей его в прототип Т-10С-1, который совершил первый полет 20 апреля 1981 года. Это был практически новый самолет с новым крылом с прямой передней кромкой, снабженной механизацией, и срезанными законцовками, на которых были установлены пусковые устройства ракет. Также изменили и конструкцию фюзеляжа, получившего большую высоту и тормозной щиток на верхней поверхности; изменилась и конструкция шасси. Этих нововведений оказалось достаточно, чтобы в НАТО самолету было присвоено новое обозначение "Flanker-B".
   Истребитель был запущен в серийное производство под обозначением Су-27 (иногда использовалось Су-27С) в середине 1980-х годов начал поступать на вооружение. К числу ранних интересных вариантов Су-27 относится самолет П-42 - облегченная машина с форсированными двигателями АЛ-31Ф, в 1986-1988 годах установившая ряд рекордов скороподъемности.
   В СССР Су-27 поступили на вооружение авиации ПВО и Фронтовой авиации в 1985 году. Прежде всего, они использовались в качестве перехватчиков, хотя некоторые подразделения отрабатывали и ударные задачи с использованием свободнопадающих бомб и НАР. Но даже во Фронтовой авиации Су-27 применялись, прежде всего, в качестве перехватчиков и истребителей сопровождения, а не как ударные машины. На последнем этапе холодной войны советские Су-27 были развернуты в польской Хойне. Самолеты ограниченно использовались российскими ВВС в боевых действиях во время конфликта в Абхазии в 1992-1993 годах и Южной Осетии в 2008 году при действиях против грузинских сил.
   Су-27 оснащен импульсно-доплеровской РЛС "Фазотрон" Н-001 большой дальности, способной сопровождать цели на проходе и на фоне земли. РЛС дополняет оптико-локационная станция ОЛС-27 и лазерный дальномер, позволяющие Су-27 находить, сопровождать и атаковать цель, не используя РЛС. Также в распоряжении пилота Су-27 имеется нашлемный прицел, с помощью которого можно выдавать указания ГСН ракет и прицельной системе.
<...>
   Базовый Су-27 послужил основой для создания многочисленных вариантов, некоторые из них остались опытными, а некоторые пошли в серию (или как вариант модернизации). В НАТО все эти машины сохранили обозначение "Flanker-A/-B".
   Обозначения Су-27П и Су-27ПД использовались для самолетов-демонстраторов с большой дальностью и продолжительностью полета.
   Обозначение Су-27СМ ("Flanker-B Mod.1”) используется для модернизированных самолетов ВВС России. Они сохранили кабину с аналоговыми приборами, но получили возможность нести ракеты класса "воздух-воздух" Р-77 и ряд высокоточных боеприпасов класса "воздух-поверхность". Первый из примерно 75 самолетов был поставлен в 2003 году. Российские ВВС также получают доработанные самолеты стандарта Су-27СМ2 и эквивалентные им Су-27СМ3 новой постройки, отличающиеся усиленным планером, что позволило несколько увеличить максимальную взлетную массу, цифровой кабиной, новой аппаратурой РЭБ и расширенным набором вооружения.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Су-27 ("Flanker-B")

   Тип: одноместный всепогодный истребитель
   Силовая установка: два ТРДДФ АЛ-31Ф тягой по 79,43 кН без форсажа и 122,58 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость без внешней подвески на высоте 11 000 м - 2280 км/ч; начальная скороподъемность 19800 м/мин; потолок 17 700 м; дальность полета на большой высоте 3680 км
   Масса: пустого 17 700 кг; максимальная взлетная 33 000 кг
   Размеры: размах крыла 14,70 м; длина 21,90 м; высота 5,93 м; площадь крыла 46,50 м2
   Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30-1 с боезапасом 150 снарядов; максимальная боевая нагрузка 6000 кг, включая до шести ракет "воздух-воздух" средней дальности Р-27 (по кодификации НАТО - AA-10 "Alamo") и четырех ракет малой дальности Р-73 (AA-11 "Archer")
Central to the Su-27's cockpit is the ILS-31 head-up display; on the right is the IPV tactical situation display, with the navigation device required for international flights above.
В кабине серийного Су-27
КАБИНА. В базовой модели Су-27 кабина была оборудована обычным набором аналоговых циферблатов и маленьким дисплеем радара (последний был снят с самолетов группы "Русские витязи").
Современная "стеклянная" кабина Су-27СКМ сделана на базе кабины, используемой на двухместных многоцелевых истребителях Су-27МКК. Основное рабочее поле состоит из трех многофункциональных дисплеев. Самолет также оснащен современной навигационной системой, новым индикатором на лобовом стекле и усовершенствованным связным оборудованием.
КАТАПУЛЬТИРУЕМОЕ КРЕСЛО. Су-27 оснащен стандартным катапультным креслом К-36ДМ разработки НПО "Звезда". Для поддержания жизнедеятельности летчика и обеспечения его поиска на кресле имеются кислородная система, носимый аварийный запас НАЗ-7М с автоматическим радиомаяком "Комар-2М", радиостанцией Р-855УМ (Р-855А1), лодкой МЛАС, аварийным запасом пищи и воды, 15-мм сигнальными патронами со стреляющим механизмом и лагерным снаряжением. Кресло обеспечивает безопасное катапультирование в горизонтальном полете с приборными скоростями 0-1300 км/час, на высотах 0-20 км.
ИНФРАКРАСНАЯ СИСТЕМА ПОИСКА И ПРИЦЕЛИВАНИЯ. Являющаяся частью комплекса вооружения базового Су-27, электрооптическая система ОЭПС-27 включает в себя лазерный дальномер (эффективная дальность до 8 км) и инфракрасную систему поиска и прицеливания (ИРСТ) (эффективная дальность 50-70 км). В этих системах применяется та же оптика, что и в зеркальных перископах, сочлененных с координирующим стеклянным шаровым сенсором, который перемещается по высоте (10° при сканировании, 15° при наведении) и азимуту (60° и 120°), что позволяет датчикам оставаться "направленными". Большим преимуществом ОЭПС-27 является возможность скрытого наведения на цель.
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕНИЕМ. Система управления вооружением Су-27 включает два основных канала для обнаружения и сопровождения целей: радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 и оптико-локационную систему ОЭПС-27 с оптико-локационной станцией ОЛС-27 и нашлемной системой целеуказания "Щель-ЗУМ-1". Датчики ОЛС видны в шарообразном выступе впереди фонаря кабины, дальность обнаружения цели типа истребитель при помощи ее теплопеленгатора 15-50 км, и при определенных условиях Су-27 может сопровождать и вести огонь по цели с ее помощью без использования РЛС. На ранних Су-27 ее датчики располагались по оси машины, позднее - смещены
несколько в сторону.
Командир звена майор Дмитрий Заев после полета на Су-27СМ, март 2008г.