Сухой Су-27
Варианты:
Сухой - Су-27 - 1981 - Россия
Страна: Россия
Год: 1981


Одноместный всепогодный истребитель
Описание
Фотографии:

Цветные фото (247)
Су-27 и Су-27УБ

<...>
  Конструкция опытного Т-10-7 была подвергнута тотальной переработке, превратившей его в прототип Т-10С-1, который совершил первый полет 20 апреля 1981 года. Это был практически новый самолет с новым крылом с прямой передней кромкой, снабженной механизацией, и срезанными законцовками, на которых были установлены пусковые устройства ракет. Также изменили и конструкцию фюзеляжа, получившего большую высоту и тормозной щиток на верхней поверхности; изменилась и конструкция шасси. Этих нововведений оказалось достаточно, чтобы в НАТО самолету было присвоено новое обозначение "Flanker-B".
  Истребитель был запущен в серийное производство под обозначением Су-27 (иногда использовалось Су-27С) в середине 1980-х годов начал поступать на вооружение. К числу ранних интересных вариантов Су-27 относится самолет П-42 - облегченная машина с форсированными двигателями АЛ-31Ф, в 1986-1988 годах установившая ряд рекордов скороподъемности.
  В СССР Су-27 поступили на вооружение авиации ПВО и Фронтовой авиации в 1985 году. Прежде всего, они использовались в качестве перехватчиков, хотя некоторые подразделения отрабатывали и ударные задачи с использованием свободнопадающих бомб и НАР. Но даже во Фронтовой авиации Су-27 применялись, прежде всего, в качестве перехватчиков и истребителей сопровождения, а не как ударные машины. На последнем этапе холодной войны советские Су-27 были развернуты в польской Хойне. Самолеты ограниченно использовались российскими ВВС в боевых действиях во время конфликта в Абхазии в 1992-1993 годах и Южной Осетии в 2008 году при действиях против грузинских сил.
  Су-27 оснащен импульсно-доплеровской РЛС "Фазотрон" Н-001 большой дальности, способной сопровождать цели на проходе и на фоне земли. РЛС дополняет оптико-локационная станция ОЛС-27 и лазерный дальномер, позволяющие Су-27 находить, сопровождать и атаковать цель, не используя РЛС. Также в распоряжении пилота Су-27 имеется нашлемный прицел, с помощью которого можно выдавать указания ГСН ракет и прицельной системе.
<...>
  Базовый Су-27 послужил основой для создания многочисленных вариантов, некоторые из них остались опытными, а некоторые пошли в серию (или как вариант модернизации). В НАТО все эти машины сохранили обозначение "Flanker-A/-B".
  Обозначения Су-27П и Су-27ПД использовались для самолетов-демонстраторов с большой дальностью и продолжительностью полета.
  Обозначение Су-27СМ ("Flanker-B Mod.1”) используется для модернизированных самолетов ВВС России. Они сохранили кабину с аналоговыми приборами, но получили возможность нести ракеты класса "воздух-воздух" Р-77 и ряд высокоточных боеприпасов класса "воздух-поверхность". Первый из примерно 75 самолетов был поставлен в 2003 году. Российские ВВС также получают доработанные самолеты стандарта Су-27СМ2 и эквивалентные им Су-27СМ3 новой постройки, отличающиеся усиленным планером, что позволило несколько увеличить максимальную взлетную массу, цифровой кабиной, новой аппаратурой РЭБ и расширенным набором вооружения.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Су-27 ("Flanker-B")

  Тип: одноместный всепогодный истребитель
  Силовая установка: два ТРДДФ АЛ-31Ф тягой по 79,43 кН без форсажа и 122,58 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость без внешней подвески на высоте 11 000 м - 2280 км/ч; начальная скороподъемность 19800 м/мин; потолок 17 700 м; дальность полета на большой высоте 3680 км
  Масса: пустого 17 700 кг; максимальная взлетная 33 000 кг
  Размеры: размах крыла 14,70 м; длина 21,90 м; высота 5,93 м; площадь крыла 46,50 м2
  Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30-1 с боезапасом 150 снарядов; максимальная боевая нагрузка 6000 кг, включая до шести ракет "воздух-воздух" средней дальности Р-27 (по кодификации НАТО - AA-10 "Alamo") и четырех ракет малой дальности Р-73 (AA-11 "Archer")
Россия
Опытный Т-10-17 (второй серийный самолет новой компоновки) с типичными для первых Т-10С килями, имеющими горизонтально обрезанные законцовки.
Самолеты Т10-10 и Т10-11 в ряду опытных самолетов типа Т-10С на этапе «Б» ГСИ
Один из первых серийных истребителей Су-27, на самолете подвешены ракеты Р-60 и Р-27. У истребителей первых серий обтекатели антенны РЛС и радиопрозрачные законцовки килей были зеленого цвета, на самолетах более поздней постройки - темно-серого цвета.
Этот Су-27СМ3, "51 красный", демонстрировался на международном авиасалоне МАКС в Жуковском в августе 2011 года. Су-27СМ3 имеет усиленный планер, позволивший увеличить максимальную взлетную массу самолета на 3000 кг. Едва видны новые обтекатели антенн системы РЭБ на передней кромке крыла.
Борт 31 весной 2003 года. Типичный "камуфляж" самолета после 14 лет интенсивной эксплуатации. Снимок свидетельствует: передняя часть фюзеляжа зачехляется достаточно регулярно. На остальных поверхностях заводской краски почти не осталось, хорошо видна грунтовка, да и местами истончилась до металла.
Sukhoi Su-27 Flankers based at both Hotilovo and Petrozavodsk (Besovets) operated from the latter during Lagoda-2013, undertaking live-firing of R-73 air-to-air missiles. Su-27 '35' red/RF-90744 is seen on the flightline at Petrozavodsk during the exercise.
Истребитель Су-27 9-го Гвардейского Виленского истребительного авиационного полка, Килп-Явр, 2006г.
Су-27 заруливает на стоянку после выполнения боевой задачи
На аэродроме Ключево (Польша) дислоцировался 159-й гвардейский истребительный авиационный Новороссийский Краснознаменный ордена Суворова III степени полк, имевший в своем составе три эскадрильи и получивший на вооружение самолеты Су-27/Су-27УБ.
Борт 04 во втором "шведском" камуфляже рядом с бортом 64 весной 2003г.
Истребитель Су-27 9-го Гвардейского Виленского истребительного авиационного полка, Килп-Явр, 2006г.
На законцовках крыла возможна установка авиационных пусковых устройств для УР класса "воздух-воздух" малой дальности или контейнеров с аппаратурой РЭБ.
Единственными постоянно дислоцировавшимися за пределами страны авиаполками, получившими на вооружение Су-27, были 159-й и 582-й истребительные авиаполки. Оба находились в Польше: 159-й полк - в Ключево, а 582-й полк - в Хойне, откуда он затем был выведен в Смоленск и позже там расформирован.
Последний предстартовый осмотр Су-27. Истребители 582-го ИАП покидают Польшу. 5 июня 1992г.
Истребитель Су-27 9-го Гвардейского Виленского истребительного авиационного полка, Килп-Явр, 2006г.
Су-27 из состава 582-го иап 4-й ВА, аэродром Хойна
До 1990 года каждый из дислоцированных в Польше авиаполков с истребителями Су-27 поддерживал в постоянной готовности к вылету группу из четырех самолетов. Красные бортовые номера наносились на самолеты 159-го авиаполка из Ключево, а голубые - на истребители 582-го полка из Хойны.
На аэродроме Саваслейка дислоцировался 54-й гвардейский истребительный авиаполк, входивший в состав 148-го ЦБП и ПЛС. В 2001 году 148-й центр был объединен с 4-м ЦБП и ПЛС.
Предприятие КнААПО из Комсомольска-на-Амуре выпустило 48 самолетов Су-27СМ; работы выполнялись по мере проведения капитального ремонта Су-27С. Последний экземпляр (на снимке с учебными ракетами) был поставлен ВВС в ноябре 2009 года.
760-й инструкторско-испытательный смешанный авиаполк имел в своем составе четыре эскадрильи, дислоцировался в Воронеже и входил в состав липецкого 4-го ЦБП и ПЛС. 760-й авиаполк занимался непосредственным освоением нового истребителя Су-27, а затем эту задачу поручили 968-му Севастопольскому инструкторско-исследовательскому смешанному авиаполку, дислоцированному в Липецке.
Советская авиация в Париже. 1 июня 1986г.: огромная советская делегация доминирует на Парижском авиационно-космическом салоне. Продемонстрировав потенциал своей авиапромышленности на салоне 1988 года показом истребителя МиГ-29 и стратегического военно-транспортного самолета Ан-124, Советский Союз в очередной раз удивил мир, представив в Париже самолет Ан-226 с космическим кораблем "Буран", истребители МиГ-29 и Су-27, штурмовик Су-25 и боевой вертолет Ми-28. Демонстрация советской авиации вызвала удивление как у экспертов, так и простых посетителей. Истребитель Су-27 (на фото) продемонстрировал маневр, названный "кобра", недоступный ни одному самолету западной конструкции.
Борт 01 в наборе высоты. Самолет на фоне яркого неба находится в тени от набежавшего облака. Ранняя осень 2003г.
Су-27 является наиболее эффективным истребителем российских ВВС. Фирма "Сухой" разработала его модификацию, способную использовать управляемое оружие класса "воздух-поверхность", но в ВВС России не нашлось средств для закупки таких самолетов в массовом количестве.
Всемирно известный истребитель Су-27 внешне сильно отличается от первых прототипов Т10. Он получил новое крыло, была изменена конфигурация хвостовой части фюзеляжа, вертикального оперения и обтекателя антенны РЛС, а также перенесена ближе к крылу носовая опора шасси и внедрен один воздушный тормоз большой площади.
Несмотря на ограниченные возможности бортовой РЛС, даже базовая модификация Су-27 представляла собой прекрасный перехватчик - прежде всего, благодаря превосходным летным качествам самолета. Ранние Су-27 (легко опознаваемые по зеленой окраске носового обтекателя) еще остаются в эксплуатации. На снимке: самолет летно-испытательного центра в Актюбинске, несущий две УР Р-27 и две Р-73-учебные, судя по черным пояскам на них.
Ранние модификации. Ранние Су-27 и Су-27УБ могли нести до шести УР Р-27 и до четырех УР Р-73. Модернизированные истребители могли уже нести до восьми УР Р-27 или Р-77 и до четырех - шести УР Р-73. На фотографии изображен истребитель с двумя УР Р-27 и парой УР Р-73 - это учебно-тренировочные варианты, отличимые по черным полоскам. Обычно на самолет подвешивают ракеты Р-27Р и Р-27Т с полуактивной радиолокационной и тепловой ГСН - обстреливая цель сразу двумя ракетами, летчик повышает вероятность ее уничтожения. В различных вариантах вооружения ракеты подвешиваются на концевых (Р-73), внешних подкрыльевых (Р-73), подкрыльевых (Р-73, Р-27Р/ЭР, Р-27Т/ЭТ, Р-77) узлах подвески, а также под воздухозаборниками (Р-27Р/ЭР, Р-77) и под центропланом (Р-27Р/ЭР, Р-77).
Возможности Су-27 оказались для американцев одним из самых неприятных сюрпризов, преподнесенных советскими авиаконструкторами на завершающем этапе "холодной войны".
Су-27
В 2012 году ВВС РФ располагали примерно 300 Су-27, включая 48 модернизированных Су-27СМ (на фото) и 12 новых Су-27СМ3.
Истребитель Су-27 пилотажной группы "Соколы России" Липецкого авиацентра с установленными на торцах крыла контейнерами со станциями радиоэлектронной борьбы "Сорбция". Контейнеры с аппаратурой РЭБ монтировались на некоторых самолетах поздней постройки вместо пилонов для подвески ракет.
Программа модернизации позволила значительно повысить боевую эффективность Су-27. Характерной внешней особенностью вариантов СМ/СМ3 являются темные накладки на внешних передних частях стабилизатора.
Возможность поражения воздушных целей на большой дальности обеспечивается высокими характеристиками системы ОЭПС-27 и бортовой РЛС Н001(на Су-27СМ и на Су-30МКК - РЛС Н001ВЭ с каналом "воздух-поверхность", на Су-30МКИ - РЛС Н011 "Барс" с ФАР). Входящая в состав ОЭПС-27 оптико-локационная станция ОЛС-27 имеет лазерный дальномер и теплопеленгатор, позволяющий обнаруживать истребитель в его задней полусфере на дальности 50 км, а в передней - 15 км.
Авиашоу. Большой аэродром, Хабаровск, 13 августа 2006г.
В августе 2011 года российские Су-27СМ проводили совместные с американцами учения сил ПВО, получившие название "Vigilant Eagle". Российские самолеты действовали с базы в Петропавловске-Камчатском.
Авиашоу. Большой аэродром, Хабаровск, 13 августа 2006г.
Авиашоу. Большой аэродром, Хабаровск, 13 августа 2006г.
Су-27 из Липецка
Two Russian Air Force Sukhoi Su-27s (RF-95229/'21' and ‘33’) and a two-seat Su-30 taking part in Vigilant Eagle on August 27, 2013. None of the aircraft in the exercise were armed.
Во время учений "Vigilant Eagle" 2011 отрабатывались задачи по противодействию угону авиалайнера, летящего над Беринговым морем. На снимке - "угнанный" российский авиалайнер, перехваченный и сопровождаемый Су-27СМ над Камчаткой. Позднее сопровождение самолета было передано F-22 ВВС США с базы Элмендорф на Аляске.
Воздушный парад в ознаменование 95-летия ВВС России. 11 августа 2007г.
Ан-124 и Су-27
Самолеты Ан-124 состоят на вооружении единственного в ВВС России стратегического военно-транспортного авиационного полка. В состав полка входит 16 самолетов "Руслан", состоящих в двух эскадрильях. Снимок сделан 9 мая 1995 года во время воздушного парада над Москвой по случаю 50-летия победы в Великой Отечественной войне. "Руслан" сопровождают четыре истребителя Су-27 Липецкого авиацентра им. В. П. Чкалова.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Самолет РЛДН А-50 в сопровождении Су-27
Четверка истребителей Су-27 выполняет полет в строю с самолетом ДРЛОиУ А-50, символизируя мощь ПВО России. В действительности А-50 чаще взаимодействует с перехватчиками МиГ-31, чем с истребителями Су-27.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Вновь построенные специально для ПИЦ самолеты Су-27ПД оснащены системами дозаправки в воздухе.
Анатолий Квочур на своем рабочем месте - в кабине Су-27ПД пилотажной группы «Летчики-испытатели». Самолет не оснащен системой дозаправки в воздухе и внешне почти не отличается от обычного одноместного Су-27.
Су-27 из группы "Русские витязи" начинает пилотаж, едва оторвавшись от полосы.
Су-27ПД был дальнейшим развитием самолета "Flanker-B", предназначенным для сверхдальних операций и оснащался заправочной штангой и дополнительным навигационным и связным оборудованием. На снимке: самолет-демонстратор в паре с Ту-134 "Аэрофлота".
Су-27, пилотажный вариант
Р-73 (на фотографии - на концевом и внешнем подкрыльевом узлах подвески) предназначена для перехвата и уничтожения в ближнем воздушном бою высокоманевренных целей, днем и ночью, с любых направлений, в переднюю и заднюю полусферы цели, на фоне земли и при активном радиоэлектронном противодействии. Особенность Р-73 - газодинамическое устройство, позволяющее управлять вектором тяги двигательной установки ракеты и обеспечивающее возможность поражения целей, маневрирующих с перегрузкой до 12g. Р-73 оснащена высокочувствительной охлаждаемой тепловой ГСН, позволяющей поражать цели на догонных и встречно-пересекающихся курсах. Модернизированные варианты ракеты имеют увеличенную дальность пуска, а модификация Р-73Л - лазерный неконтактный датчик цели.
Памяти Игоря Ткаченко
Двухместный Су-27УБ пилотажной группы "Русские Витязи" взлетает в паре с одноместным Су-27. Су-27, вероятно, является одним из лучших истребителей в мире. Он сочетает большую дальность полета с высокими летными характеристиками и прекрасной маневренностью, мощной РЛС и большой боевой нагрузкой.
Как и во многих других странах, российские ВВС предпочитают демонстрировать свою боевую технику с помощью специальных пилотажных групп. "Русские витязи" представляют Су-27 во многих международных выступлениях.
"Русские витязи" соревновались в мастерстве со "Стрижами, а потом показали совместный пилотаж.
Пилотажным группам "Русские Витязи" и "Стрижи" 20 лет
9 мая 2005г.
Летчики прославленной пилотажной группы "Русские витязи" на своих Су-27 с присущим им мастерством демонстрировали головокружительные фигуры воздушной акробатики над Геленджикской бухтой. На снимке - парный совместный пилотаж на минимальной дистанции
Два Су-27СМ и пара Су-27УБ пилотажной группы "Русские Витязи" во время демонстрационного полета. Внешне новый вариант практически не отличается от Су-27 первого поколения. Визуально варианты СМ/СМ3 можно опознать по сдвинутому к правому борту датчику оптико-локационной станции и небольшим панелям системы РЭБ на передней части крыла.
Группа "Русские витязи" традиционно выступает на шести самолетах: одноместных Су-27 и двухместных Су-27УБ. Но иногда в шоу принимает участие только группа на четырех машинах. 11 декабря 1995 года группа пережила трагедию, из-за плохих погодных условий при перелете к заливу Камран во Вьетнаме разбились два одноместных Су-27 и один двухместный Су-27УБ. Все четыре пилота погибли. Свои воздушные выступления группа возобновила в 1996 году.
ГЛИЦ 85 лет
Установка инфракрасных ловушек - популярный номер группы "Русские витязи", требующий высокого мастерства. Пилоты выполняли его на Кубке мира ФАИ по воздушной акробатике в Аль-Эйне (ОАЭ) в 2006 году, где победили в категории реактивных самолетов.
СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ. Изначально для самозащиты Су-27 нес 32 блока автомата пассивных помех АПП-50, отстреливающих дипольные отражатели и тепловые ловушки. Они крепились в хвостовой части. Кроме того, на законцовках крыла могут крепиться контейнеры станции активных помех "Сорбция". Модернизированный Су-27СК оснащен новой аппаратурой РЭБ, используемой не только для индивидуальной защиты самолета, но и для взаимной защиты пары или группы со стороны передней или задней полусферы при полете Су-27СК строем.
МАКС-2007
Жуковский-2004: фестиваль пилотажных групп
Незабываемое зрелище - совместный групповой пилотаж в плотном строю пилотажных групп "Стрижи" на МиГ-29 и "Русские витязи" на Су-27
Истребители Су-27 и МиГ-29 из пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи"
5 апреля 2011г. 20-летие со дня своего образования отметила всемирно известная пилотажная авиагруппа "Русские витязи". Торжества и демонстрационные полеты, посвященные юбилейной дате, прошли в Центре показа авиационной техники (ЦПАТ) на подмосковном аэродроме Кубинка
Су-27 из пилотажной группы "Русские витязи" ВВС России. Франция, Реймс, сентябрь 1992г.
Российские ВВС располагают примерно 50 перехватчиками Су-27СМ3. СМ3 является значительной модернизацией базового Су-27 со значительно повышенной боевой эффективностью. В современной "стеклянной" кабине самолета установлены четыре многофункциональных ЖК-дисплея.
Учения "Ладога-2016"
Су-27
На П-42 в 1986-1988 годах установлено 27 мировых рекордов скороподъемности и скорости горизонтального полета, включая пять абсолютных мировых рекордов скороподъемности, ранее принадлежавших самолету F-15.
На самолете П-42 было установлено множество мировых рекордов, в настоящее время самолет находится в Жуковском. Оптимисты полагают, что со временем самолет займет почетное место в музее фирмы "Сухой".
Украина
Су-27 из состава 831-й бригады тактической авиации. Миргород, 18 июля 2011 г.
МиГ-29 и Су-27 ВВС Украины. Фото 2013 г.
Стоянка истребителей Су-27 авиабригады из Миргорода
Учения "Безопасное небо-2011"
Украинские летчики, принимавшие участие в учениях "Safe Skies", проходивших в Миргороде в 2011 году. Украинские Су-27 и МиГ-29 тогда выполняли полеты совместно с F-16 ВВС Польши и Национальной гвардии штата Алабама.
Су-27 из 831-й истребительной авиабригады. Гостомель,
10-14 июня в 831-м Галацком истребительном авиаполку ВВС Украины (г.Миргород) с миссией "породненных авиабаз" находилась группа представителей 333-й авиаэскадрильи 4-го истребительного крыла ВВС США с авиабазы Сеймур Джонсон (штат Северная Каролина)
Взлетает Су-27 из 831-й бригады Воздушных сил Украины
This Su-27 Flanker assigned to the 831'st BTA at Mirogorod was seen at the beginning of hostilities flying show-of-force missions over separatist-held territories.
Наиболее крупным эксплуатантом Су-27 среди бывших республик СССР стала Украина, получившая после распада Советского Союза два полка этих самолетов. Они были переформированы в 831-ю истребительную авиабригаду в Миргороде и 9-ю истребительную авиабригаду в Житомире, которая входит в группу быстрого реагирования Украины.
Су-27 из 831-го Галацкого иастребительного авиаполка ВВС Украины. Снимок сделан с борта Ил-78 в августе 1997г. в ходе перелета самолета на авиабазу Фейрфорд (Великобритания) для участия в авиашоу
ВВС Украины на 2009 год имели около 60 самолетов Су-27Б и Су-27УБ. Один из украинских Су-27 стал причиной самой крупной трагедии на авиашоу - 27 июля 2002 года на аэродроме Скнилов, недалеко от Львова, Су-27УБ потерял управление и врезался в зрителей. Погибли, по разным данным, от 77 до 86 человек и не менее 115 человек были ранены.
Учения "Безопасное небо-2011"
Су-27 пилотирует летчик-снайпер старший инспектор-летчик боевой подготовки авиакорпуса полковник Н.Коваль. За годы службы в ВВС он освоил 16 типов самолетов и вертолет. Авиашоу на аэродроме Гаврышевка 23 марта 1996г.
Казахстан
Узбекистан
Узбекистан: Узбекистану от советского 62-го ИАП ПВО достались 25 Су-27 и шесть Су-27УБ. Ранее самолеты дислоцировались в Андижане, но ныне они сконцентрированы на базе в Карши-Ханабад (на фото) в составе 60-й отдельной смешанной авиационной бригады.
Су-27 из 60-й смешанной авиабригады ВВС Узбекистана
Индонезия
Самолет TS-2703 - один из трех модернизированных Су-27СКМ, поставленных Индонезии в сентябре 2010 года. Этот вариант создавался как экспортный одноместный многоцелевой истребитель с модернизированной кабиной и усовершенствованными системами самообороны. Наиболее заметным внешним изменением стала штанга системы дозаправки по левому борту.
C 30 июля по 17 августа 2012г. в воздушном пространстве Австралии и Индонезии прошли многонациональные авиационные маневры Pitch Black 2012. В них приняли участие 2200 человек и 94 самолета из Австралии, Индонезии, Сингапура, Таиланда, Новой Зеландии и США, в том числе 4 истребителя Су-27 и Су-30МК2 ВВС Индонезии
В дополнение к своим девяти ударным истребителям Су-30МК/МК2 Индонезия с 2003 года получила еще пару Су-27СК и три Су-27СКМ. На снимке: четыре Су-27СК/СКМ в одном строю с парой австралийских F/A-18A Hornet во время совместных учений в 2012 году.
Индонезийские Су-27 и двухместные Су-30 несут очень эффектный камуфляж двух оттенков серого цвета. На снимке они летят в одном строю с F/A-18A Hornet 77-й эскадрильи австралийских ВВС во время учений "Pitch Black 2012", в которых принимали участие семь стран.
Индонезия приобрела смешанный парк из Су-27СК, Су-27СКМ и двухместных Су-30МК/Су-30МК2. Все они сведены в 11-ю эскадрилью индонезийских ВВС.
Детали
Наличие теплопеленгатора и лазерного дальномера позволяет летчику осуществлять поиск, обнаружение и сопровождение цели в скрытном режиме, не демаскируя свое положение излучением бортовой РЛС.
В правом наплыве крыла размещена встроенная 30-мм пушка ГШ-30-1 с системой подачи боезапаса (боезапас 150 патронов), выброса гильз и сбора звеньев.
Передняя опора шасси - управляемая, со стойкой полурычажного типа, колесо закрыто грязевым щитком. К стойке крепятся две посадочные и одна рулежная фары.
Между мотогондолами на нижней части фюзеляжа размещены два пилона для подвески УР класса "воздух-воздух", а также крупнокалиберных авиабомб, типа КАБ-1500Кр.
ВОЗДУХОЗАБОРНИКИ И ФОРСАЖНЫЕ КАМЕРЫ. Базовый Су-27 оснащен парой широко разнесенных турбореактивных двигателей АЛ-31Ф с дожигом. На двигателях имеется четырехступенчатый компрессор низкого давления, девятиступенчатый компрессор высокого давления и одноступенчатые охлаждаемые турбины высокого и низкого давления с камерой дожига. Разделение двигателей было продиктовано необходимостью уменьшить взаимное влияние, создать широкий внутренний туннель для нижней оружейной подвески и упростить систему всасывания воздуха. Сами воздухозаборники (слева) снабжены сетчатыми экранами, которые остаются закрытыми до тех пор, пока носовое колесо не оторвется от земли при взлете. Концентрические сопла дожигателей охлаждаются воздушным потоком, проходящим между двумя рядами "лепестков". Справа видны форсунки и пламегасители.
Задняя часть хвостовых балок использовалась для крепления оперения и размещения узлов и агрегатов системы управления.
Несомненно, что именно надежный и мощный АЛ-31Ф заложил фундамент такого громкого успеха машины. Считается, что дальнейшие модификации двигателя смогут обеспечить успех и последующим вариантам самолетов семейства Су-27.