Су-30 (Су-27ПУ), Су-30МК
Постоянное совершенствование перехватчика Су-27 и учебно-боевого самолета Су-27УБ привело к появлению ряда вариантов, одним из которых стал Су-27ПУ, созданный в начале 1990-х. Он разрабатывался по требованиям авиации ПВО к дальнему перехватчику с большой продолжительностью полета, способному находиться в воздухе до 10 часов, имеющим две одинаковые кабины и оснащенному оборудованием для дозаправки. Самолет оснастили дополнительным навигационным оборудованием. Дальность полета без ПТБ должна была составлять 3000 км.
Прототип Су-27ПУ поднялся в воздух в Иркутске 30 декабря 1989 года. Позднее было построено небольшое число предсерийных самолетов Су-30, включая две машины для пилотажной группы "Летчики-испытатели". С дополнительным оборудованием в задней кабине Су-30 способен действовать в качестве миниатюрного самолета ДРЛОиУ, осуществляя взаимодействие с четырьмя другими самолетами (например, группой МиГ-31), указывая им (даже в автоматическом режиме) наиболее подходящие цели. Также он осуществляет передачу информации внутри группы, позволяя добиваться тактического преимущества.
Бюджетные ограничения первоначально не позволили заказать серийные Су-30 для российских ВВС, но разработанный на его базе коммерческий вариант Су-30МК ("Flanker-F/G/Н") пользуется большим успехом у зарубежных покупателей. Су-30МК сочетает концепцию двухместного Су-30 с управлением вектором тяги и ПГО, как у Су-37. Эта двухместная тяжелая машина решает как ударные, так и задачи ПВО и завоевания господства в воздухе, не уступая (а по многим параметрам и превосходя) истребителю F-15E Eagle. На 12 узлах подвески самолет способен нести самое современное высокоточное оружие классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" общей массой до восьми тонн. Производство осуществляется КнААПО и корпорацией "Иркут", входящими в группу компаний "Сухой".
Одним из крупнейших покупателей Су-30МК является Индия, начинавшая с базового варианта Су-30К и дошедшая до многоцелевого Су-30МКИ, который в последнее время выпускается по лицензии корпорацией HAL. Су-30МКИ оснащен управляемым вектором тяги, ПГО и двигателями АЛ-31ФП. На нем установлена РЛС Н011М "Bars" с пассивной ФАР. Бортовое оборудование включает системы российского и индийского производства, а также дополнительное оборудование, поставленное Францией и Израилем.
Су-30МКИ поступил на вооружение ВВС Индии в сентябре 2002 года. На январь 2013 года в составе ВВС насчитывалось 157 таких самолетов и ожидается, что всего будут поставлены 272 машины. В настоящее время проводятся испытания по интеграции в систему вооружения индийских Су-30МКИ сверхзвуковой крылатой ракеты Brahmos.
В 2000 году ВВС Китая получили свои первые Су-30МКК. Самолеты поставлялись партиями с различными типами РЛС, включая Н001ВЕП и "Жук-МС".
Су-30МКМ для Малайзии создан на базе индийского Су-30МКИ, с ПГО и УВТ, но имеет французское оборудование для кабины и контейнер целеуказания Damocles, а также южно-африканскую систему РЭБ. На базе Су-30МКИ был создан алжирский Су-30МКА, получивший оборудование российского и французского производства. Вариант для Венесуэлы получил обозначение Су-30МКВ. В число других покупателей Су-30МК входят Индонезия, Уганда и Вьетнам (Су-30МК2В).
В 2012 году Россия заказала 30 Су-30СМ для своей морской авиации; этот вариант создан на базе Су-30МКИ с УВТ. Первый из этих самолетов взлетел 21 сентября 2012 года. Он предназначен для замены Су-24 в морской авиации. Вероятно, самолет будет способен нести ПКР большой дальности "Яхонт".
Су-30МК продолжает нести службу и постоянно совершенствуется, оставаясь на уровне мировых требований.
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 1998-05 / В.Глазков - Семейство Су-27: давайте разберемся /Авиасалон/
Опытный экземпляр истребителя ПВО Т-10ПУ
-
Авиация и Космонавтика 1999-10 / В.Ильин - МАКС-99, краткие зарисовки
После демонстрационного полета на свою стоянку отправляется Су-30
-
Авиация и Космонавтика 2011-11 / В.Ильин - Российские тактические боевые самолеты на авиасалоне МАКС-2011 и их оценка мировыми СМИ
Су-30МК на демонстрационной площадке
-
История Авиации 1999-01 / В.Бабошин - Истребители России: трудная дорога в XXI век /Реалии и перспективы/
Су-30 способен эффективно бороться как с воздушными, так и с наземными целями.
-
Авиация и Время 2018-05 / А.Котлобовский - Большая сирийская война (5)
Экипаж направляется к своему Су-30
-
Авиация и Космонавтика 2003-09 / М.Никольский - Заметки о МАКСе'2003
Момент "отрыва" Су-30МКИ
-
Авиация и Время 1998-05 / В.Глазков - Семейство Су-27: давайте разберемся /Авиасалон/
Многофункциональный истребитель Су-30МКИ
-
Авиация и Космонавтика 2001-01 / С.Сокут - Дорога к пятому поколению
Су-30МК на взлете
-
Авиация и Космонавтика 1999-01 / А.Смоляров - Зарубежная печать о российской авиации (2)
Многоцелевой истребитель Су-30
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
Су-30КН - модернизированный истребитель для ВВС РФ
-
Авиация и Время 2001-04 / А.Денискин - "Парижский птичник" начала XXI века
Как всегда, прекрасные демполеты выполнил Су-30МК
-
Авиация и Время 2012-06
22 ноября 2012г. Корпорация "Иркут" передала ВВС России два первых многоцелевых истребителя Су-30СМ. Самолеты поступили в Государственный летно-испытательный центр в Ахтубинске (бывший ГК НИИ ВВС). Контракт между Минобороны РФ и Корпорацией "Иркут", предусматривающий поставку до 2015 г. 30 таких машин был подписан в марте этого года.
-
История Авиации 1999-01 / В.Бабошин - Истребители России: трудная дорога в XXI век /Реалии и перспективы/
Созданный на базе Су-27УБ, двухместный Су-30 благодаря наличию второго члена экипажа незагятого пилотированием и проведенной модернизации БРЭО, может с успехом вести борьбу за господство в воздухе и наносить хирургически точные удары по наземным целям.
-
Авиация и Время 2002-03
Российский Су-30МКИ выполняет демполет на авиашоу "Аэро Индия 2001"
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
Один из четырех Су-30 Липецкого центра
-
Авиация и Космонавтика 1997-02 / В.Ильин - F-15E - последний из "Орлов"
Конкурент F-15E - Су-30
-
Авиация и Космонавтика 2007-10 / М.Никольский - МАКС-2007
В полете Су-30 ЛИИ им. Громова
-
Авиация и Космонавтика 2010-02 / В.Ильин - F-35: суперистребитель XXI века или дорогостоящая ошибка?
Су-30МКИ
Громадный потенциал, заложенный при разработке Су-27, как ни странно, быстрее всего удалось реализовать именно на его несколько более тяжелой учебно-боевой модификации Су-27УБ, которая позволила разделить функции между двумя членами экипажа, разместить дополнительное БРЭО для эффективного применения вооружения «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», что и обусловило рост потенциала нового многоцелевого истребителя Су-30 по сравнению с базовой моделью Су-27. -
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
Су-30МКИ - самый совершенный многофункциональный истребитель семейства
-
Авиация и Космонавтика 2010-11 / М.Никольский - Государственный Летно-испытательный Центр
Пуск УР "воздух-поверхность" по наземной цели в пикировании с большой высоты
-
Авиация и Время 2018-03 / А.Котлобовский - Большая сирийская война (4)
Ту-22М3 бомбит из-за облаков. Рядом - прикрывающий его Су-30
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-22М3 - Россия - 1977
-
Авиация и Космонавтика 1999-10 / В.Ильин - МАКС-99, краткие зарисовки
Как всегда на МАКСе впечатляющими были демонстрационные полеты: на шлангах у заправщика Ил-78 истребители Су-30 и Су-35
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-78 - Россия - 1983Сухой Су-35 - Россия - 1988
-
Авиация и Время 1998-03 / П.Бутовски - Развитие советских средств дозаправки в воздухе /Авиасалон/
Прототип Ил-78М участвует в показательной дозаправке двух Су-30 и Су-27ИБ. Штатное использование танкера не предполагает одновременную передачу топлива трем самолетам
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-78 - Россия - 1983Сухой Су-34 / Су-32 / Су-27ИБ - Россия - 1990
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
Показательная дозаправка в воздухе. Участвуют: Ил-78, пара Су-30 и Су-27ИБ
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-78 - Россия - 1983Сухой Су-34 / Су-32 / Су-27ИБ - Россия - 1990
-
Мир Авиации 1999-03 / А.Ларионов - Чемодан из гастронома /Крупным планом/
В Саваслейке смешанный полк эксплуатирует МиГ-31, Су-27 и Су-30.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-31 - Россия - 1975Сухой Су-27 - Россия - 1981
-
Авиация и Время 2010-02 / А.Совенко - Отродясь такого дива не видали на Руси...
Истребители Су-35УБ и Т50-1 на стоянке КнААПО. Разница очевидна
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-57 / Т-50 / ПАК ФА - Россия - 2010
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
В Иркутске завершена сборка очередного Су-30МК
-
Авиация и Космонавтика 2007-06 / В.Щербаков - Военно-воздушные силы Индии
Многофункциональный истребитель Су-30МКИ
-
Авиация и Космонавтика 2006-04 / А.Яворский - "Сухие" в "боях"
Индийские истребители Су-30К
-
Авиация и Космонавтика 2006-04 / А.Яворский - "Сухие" в "боях"
Французские и индийские летчики разбирают отдельные эпизоды учений "Гаруда II". В руках у индийских летчиков ЗШ с нашлемными прицелами
-
Авиация и Космонавтика 2006-04 / А.Яворский - "Сухие" в "боях"
Другие самолёты на фотографии: Dassault Mirage 2000B/N/D - Франция - 1980
-
Авиация и Космонавтика 2006-04 / А.Яворский - "Сухие" в "боях"
Парная дозаправка истребителей Су-30 от топливозаправщика C-135FR во время учений "Гаруда II"
Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956
-
Авиация и Время 2005-05 / А.Котлобовский, М.Жирохов - Пылающий Индостан (12)
Новейший индийский истребитель Су-30МКИ
-
Авиация и Космонавтика 2017-02 / М.Никольский - Су-30 за рубежом (7)
Су-30МКИ выполняют бомбометание
-
Авиация и Космонавтика 2010-02 / В.Ильин - F-35: суперистребитель XXI века или дорогостоящая ошибка?
Китайские и индонезийские истребители "Су" - потенциальные противники F-35
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
Сопла двигателей серийного Су-30МКИ
-
Авиация и Космонавтика 2007-10 / М.Никольский - МАКС-2007
Демонстрация управления вектором тяги на Су-30
-
Авиация и Космонавтика 1998-11 / В.Ильин - Многофункциональный истребитель Су-30МКИ
Вид на двигательные гондолы Су-30МК
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
Сопло двигателя летающей лаборатории ЛЛ-УВ(ПС)
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
Фазированная антенна РЛС "Барс"
Тип фотографий