Сухой Су-27К / Су-33
Варианты:
Сухой - Су-27К / Су-33 - 1985 - Россия
Страна: Россия
Год: 1985


Single-seat ship-based air defence fighter, with anti-ship capability
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (86)
Су-27К (Су-33)

   Целью разработки Су-27К (по кодификации НАТО - "Flanker-D") являлось создание дальнего палубного истребителя-перехватчика, дополнявшего МиГ-29К в авиагруппах для четырех новых советских авианосцев. С окончанием холодной войны, развалом СССР и бюджетными ограничениями число кораблей сократилось до единственного авианосца - "Адмирал Кузнецов". В таких условиях существование единственного узкоспециализированного палубного истребителя стало слишком дорогим удовольствием.
   Как и Су-27М/-35, Су-27К ведет свою историю от прототипа Т-10-24 - первого в семействе Су-27, оснащенного передним горизонтальным оперением (ПГО). Последнее изучалось ОКБ Сухого в качестве средства улучшения взлетно-посадочных характеристик, снижения посадочной скорости и повышения маневренности.
   В конструкцию палубного Су-27 ввели многочисленные доработки, которые были отработаны не менее чем на семи прототипах. Первый из них, Т-10-37, или Су-27К-1, был оснащен ПГО, усиленным шасси (со сдвоенными носовыми колесами), посадочным крюком и выдвижной заправочной штангой (что потребовало сместить ОЛС). Прототип совершил первый полет 17 августа 1987 года. Крыло самолета первоначально сохранилось без изменений, но затем получило двухсекционные двухщелевые закрылки и зависающие элероны.
   Следующие прототипы, получившие складывающееся крыло и даже стабилизатор, проходили испытания на суше и на борту авианосца "Тбилиси", позднее переименованного в "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Первую в истории советских ВМС посадку на палубу осуществил 1 ноября 1989 года летчик-испытатель Виктор Пугачев на Су-27К (б/н 39).
   Су-27К создали на основе планера и систем вооружения базового Су-27, сохранив его РЛС и в основном оборудование кабины, а также ограниченные ударные возможности (обычные бомбы и НАР). Максимальная боевая нагрузка составляет 6500 кг, а максимальная взлетная масса ограничена 32000 кг. На выставках самолет демонстрировался с различным вооружением класса "воздух-поверхность", включая большую ПКР Х-41 "Москит" с дальностью полета 250 км, противорадиолокационной ракетой Х-31 и небольшой ПКР Х-35. Су-27К стал первой модификацией самолета "Flanker", оснащенной 1500-литровым ПТБ на центральном узле подвески.
   Выпуск 24 машин Су-27К осуществлял завод в Комсомольске-на-Амуре. Самолет был официально принят на вооружение морской авиации России в 1998 году и получил обозначение Су-33.
<...>
Опытный самолет Т10К-1 - первый прототип Су-33
На первом этапе самолет оснащался еще нескладываемым крылом и горизонтальным оперением от серийного Су-27
A canarded navalised Su-27 which performed trials aboard the carrier Tbilisi in the Black Sea last year.
Опытный Т-10-24 взлетает с трамплина комплекса НИТКА
An experimental Su-27, T.10-24, with canards for enhanced agility and STOL trials, which, first flown in 1985, was fitted with two-dimensional thrust-vectoring nozzles in 1988
Взлет с трамплина комплекса "Нитка"
С лета 1984г. для отработки посадки без выравнивания на аэрофинишер и взлета с трамплина стал использоваться опытный самолет Т10-25
Су-33 на палубе
Су-33
Су-27К-2, зашвартованный на палубе "Тбилиси".
Самолет Т10К-2. Одно из свидетельств интенсивности испытаний - потеря краски на бортах кабины пилота
Су-33
Корабельный самолет Су-33
Су-33
Су-33
Третий серийный Су-27К (Т-10К-5) на аэродроме ЛИИ
Су-27К на стоянке.
Су-33, пилотируемый Т.А.Апакидзе, в роковом полете 17 июля 2001г.
Идет отработка фигур высшего пилотажа
Проход Су-27 (бортовой номер 42). Хорошо видны тросы аэрофинишера и белый круг под вторым тросом.
В метре над блоком аэрофинишера
Пробежка по палубе крейсера. Под фюзеляжем виден унифицированный подвесной агрегат заправки (УПАЗ)
Первые заходы Су-27К на посадку на ТАКР "Тбилиси" с пробежкой по палубе и уходом на второй круг
Самолет установочной партии, участвовавший в Госиспытаниях: Т10К-6 заходит на посадку
Свою первую посадку на Су-27К на палубу выполняет Т.А.Апакидзе. Кадр видеосъемки
Посадка Су-27К
Свою первую посадку на Су-27К на палубу выполняет А.П.Яковлев. Кадр видеосъемки
Есть первая посадка! Виктор Пугачев впервые в истории отечественного флота и авиации посадил сверхзвуковой истребитель (Т10К-2) на палубу корабля. 1 ноября 1989г.
Истребитель в конечной фазе пробега по палубе
Первая посадка успешно совершена.
Су-27К на палубе "Тбилиси". Сотни участников испытаний высыпали на палубу и обходные мостики корабля, чтобы разделить радость первой посадки
Летчику пришлось сажать самолет после отказа корабельной системы посадки "Луна-3". Касание палубы произошло с большой вертикальной скоростью (амортизация шасси обжата полностью)
Госиспытания Су-27К (Самолет установочной партии Т10К-4) на палубе ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", 1991г.
Во время первых полетов с палубы летчиков 279-го КИАП. 1994г.
1990г. "Тбилиси" в Черном море. Открыты крышки люков противокорабельного ракетного комплекса "Гранит"
Истребители Су-33 единственного в России корабельного авиаполка на палубе "Адмирала Кузнецова"
Полеты с ТАВКР "Кузнецов"
Адмирал Кузнецов впервые отправляется на боевую службу. Январь 1996г.
Корабельная авиационная группа на палубе "Кузнецова"
Самолеты выстроены на палубе крейсера
Су-33 на кормовом самолетоподъемнике
Самолеты в подпалубном ангаре "Кузнецова"
"Адмирал Кузнецов" на стоянке у берегов Сирии. На переднем плане: открытые люки ракетного комплекса "Гранит"
Су-27К-2 готовится к взлету.
Корабельный истребитель Су-27К.
Самолет Т10К-2 готов к взлету м 3-й стартовой позиции корабля
Первый серийный Су-27К готовится к взлету с 3-й стартовой позиции ТАКР "Тбилиси". Видны стартовые задержники
Су-33 в момент страгивания
Первый взлет Виктора Пугачева с трамплина ТАКР "Тбилиси" 2 ноября 1989г.
Истребитель 279-го ОКИАП уходит в очередной полет с трамплина крейсера
Самолеты взлетают с 1-й и 2-й стартовых позиций
Су-33, учебный центр морской авиации в Саки
Су-33 на взлете
"Триада" палубных самолетов ОКБ Сухого во время демполета на авиасалоне МАКС-2001
Су-33 корабельного истребительного полка.
Су-33 корабельного истребительного полка.
Истребитель Су-33 на аэродроме Североморск-3, август 2003г.
Су-33 из 279-го ОКИАП
Отработка дозаправки топливом в полете во время Госиспытаний
Летная отработка системы дозаправки топливом в полете, 1987г. Дозаправка Су-27К от Су-27УБ
Отработка дозаправки в воздухе Су-27К от Ил-78
Обслуживание Су-33 на палубе
Посадочный гак
Мощная механизация крыла палубного истребителя (флаперон и две секции закрылков)
Внутренняя секция закрылка
Правая консоль крыла Су-33 в сложенном положении. Видны узел складывания, а также ракеты Р-27 и Р-73
Складывание консолей крыла и горизонтального оперения - главное отличие корабельной модификации Су-27
Складывающийся стабилизатор
Переднее горизонтальное оперение и измененный наплыв палубного истребителя
Переднее горизонтальное оперение
Supersonic ramjet and rocket-powered air-to-surface anti-ship missile carried on the centreline station of the naval Su-27K 'Flanker' at Zhukovsky. More than 9.5m in length and designated ASM MSS, the weapon has its own launch carrier and is reported to have a range of 250km.
Станция РЭП "Сорбция"
Особенности шасси Су-27К - двухколесная передняя опора со стойкой телескопического типа
Передняя опора шасси
Правая основная опора шасси